Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические игры и их сущность





Известно, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, в первую очередь, в игре.

Сущность игры в качестве ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. По мнению Солнцевой О.В. [], игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. При этом стоит отметить, что игра является самоценной формой активности детей дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность ребенка, препятствует развитию воображения, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.

Содержание игровой деятельности, которое обусловлено познанием окружающей действительности, также представляет собой одно из самых важных условий воспитания детей в игре. Естественно, не каждая игра может способствовать нравственному развитию ребенка. Необходимо выделить ряд критериев, которые будут характеризовать игру, которая может оказать развивающее развитие на детей третьего года жизни. Основными критериями такой игры являются: увлеченность играми, проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов) [15, c.8].

Д.Б.Эльконин отмечал, что содержание игры представляет собой то, что воспроизводится детьми в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми людьми в бытовой, трудовой и профессиональной деятельности [30]. В содержании игры находят выражение разные уровни проникновения детей в деятельность взрослых.

По мнению ряда исследователей, дидактическая игра заключает в себя значительные потенциальные возможности развития личности детей дошкольного возраста, и прежде всего, нормативной регуляции деятельности (Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, С.Г.Якобсон), навыков общественного поведения (Л.В.Артемова, В.В.Абраменкова, Т.С.Блощицина), готовности к сотрудничеству в учебной деятельности (Е.Е.Кравцова, Г.А.Цукерман).

Жуковская Р.И. исследовала влияние дидактических игр, которые проводились во время специальных занятий, на самостоятельные игры детей. Так, экскурсия в магазин, хотя и заинтересовала детей, но в целом не повлияла на их игры. Впоследствии на специальном занятии детям была предложена дидактическая игра в магазин. Она имела целью показать многообразие действий продавца, уточнить и закрепить у детей правила поведения продавца и покупателей, вежливое обращение друг с другом. В процессе проведения дидактической игры у детей обнаружился большой интерес к роли продавца и кассира, все хотели быть ими. Только после дидактической игры в магазин возникли многообразные варианты ролевых игр с покупкой и продажей различных предметов [].

Игра содержит в себе дидактическую задачу, которая тесно связана с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предполагает успешность ее решения. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей, формирование личностных качеств ребенка.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра представляет собой сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [Эльконин Д.Б., С.132]. По утверждению К.Д.Ушинского, «в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учиться строить свои отношения с природой. Игра для ребенка является серьезным занятием».

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения», - писал К.Д.Ушинский [Ушинский К.Д., С.153].

Именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, которые позволяют повысить обучающий эффект образования, что, по сути, является дидактической игрой. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам относятся сюжет и роль (Бондаренко А.К.). Главная цель любой дидактической игры – обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольников игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.


Дидактические игры можно классифицировать следующим образом:

1) Игры с предметами: в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

2) Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к окружающему миру, поскольку их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материла и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и т.п. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида [Аванесова В.Н., С.43].

3) Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки» и т.п.

4) Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, их проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игровой задачи [Смаженкова Е.П.].

Методика проведения игр предусматривает требования:

1. Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в зайку», «Стань котиком», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т.п.).


2. Правило игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.п.

Как указывает Николаева С.Н., дидактические игры экологического содержания используются с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к местам обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры дают возможность увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого живого существа, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Дидактические игры экологического содержания дают ребенку возможность увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

Таким образом, использование дидактических игр для расширения и углубления знаний о природе будет эффективным при организации следующих педагогических условий:

- учет знаний детей о животных;

- организации предметно-развивающей среды таким образом, чтобы дидактические игры находились в пределах видимости и досягаемости детей;

- соответствие дидактических игр возрастным особенностям детей третьего года жизни.

Данные исследований свидетельствуют о том, что дидактические игры являются эффективным средством формирования представлений о природе при условии правильно подобранной педагогической технологии: занимательность игр, активное участие в играх всех детей, дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей, формирование личностных качеств ребенка.







Date: 2016-06-08; view: 650; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию