Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности представлений о животных у детей дошкольного возраста





В педагогике [] знание рассматривается в значение дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения. Это отобранная и дидактически отработанная часть из целостной совокупности научных понятий о закономерностях действительности.

В психологии [] первоначальное возникновение знаний человека о мире определяется в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию понятий и представлений. В них знания сохраняются в памяти, а их значение – организация и регулирование практической деятельности.

Необходимыми качествами подлинных знаний являются их осознанность, осмысленность, насыщенность конкретным содержанием, четким представлением и пониманием изучаемых предметов, явлений и их закономерностей.

Принято выделять житейские (донаучные) и научные (эмпирические и теоретические) знания []. Освоение знаний осуществляется на уровне представлений, которые включают чувственный образ предмета, знание внешнего признака предмета. В зависимости от возраста представления могут быть конкретными и обобщенными. По мере развития познавательных действий развиваются и представления.

Исследованиями Л.С.Выготского [], А.П.Усовой [] и других авторов доказано, что наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом освоения не отдельных знаний, а системы знаний. В исследованиях В.И.Логиновой раскрывается два способа построения системы []:

1-й способ: систематизация знаний – знания классифицируются по какому-либо признаку. В своем исследовании В.И.Логинова [] отмечала, что «методика формирования систематизированных знаний предполагает определение набора фактов для ознакомления с ними, наблюдение их, выделение характерных особенностей, а затем их группировку по разным признакам». Систематизация задает систему, упорядочивает знания, но внутренне их не перестраивает, т.к. не обеспечивает понимание сущности вещей; но вскрывает их внутреннее содержание и сущностные связи.

2-й способ: создание системных знаний – познание связей между предметами. В.И.Логинова отмечает, что методика формирования системных знаний иная – осуществляется раскрытие сущности объекта в единстве его содержания и структуры. Данная система знаний рассматривается в связи со средой и как элемент системы более высокого порядка [].

В.И.Логинова подчеркивает, что имеющиеся у ребенка знания постоянно меняются, перестраиваются, дополняются. С каждой новой ступенью познания, когда ребенок узнает новое для себя, знания обогащаются: увеличивается их объем, качество, обобщенность, системность. Все это зависит от объема начальных исходных знаний.

Знания детей дошкольного возраста имеет свою специфику. А.П.Усова [] определила в содержании социального опыта детей две категории знаний:

1) Наиболее простые знания, которые дети осваивают в повседневной жизни;

2) Более сложные знания, осваиваемые при условиях специального обучения.

Поскольку для нашего исследования необходимо отобрать наличие элементарных экологических знаний о животных для детей третьего года жизни, которые целесообразно осваивать с помощью дидактических игр, то мы обратились к следующим образовательным программам, в которых формирование этих знаний отчётливо представлены:

- программа «Детство» (авторами раздела «Ребенок открывает мир природы» являются Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова);

- программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2011 г.).

Программа «Детство» выпуска 2012 года, к сожалению, не имеет содержания для детей третьего года жизни, поэтому нами была проанализирована программа «Детство» 2008 года выпуска.

Программа «Детство» разработана коллективом преподавателей Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы. Экологический компонент представлен в программе «Детство» разделом «Ребенок открывает мир природы», авторами которого являются Н.Н.Кондартьева, Л.М.Маневцова. Отбор в программу представлений о природе осуществляется на основе ведущих идей естествознания и экологии: единство организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразие и изменчивость природы, ее целостности, единство человека и природы.

Особенностью программы является ее системность. Л.М.Маневцовой предлагается следующее содержание знаний о животных для детей третьего года жизни: знания о конкретных представителях животного мира (звери, птицы, рыбы, насекомые), их названия; знают, что бывают животные домашние (кошка, собака, корова, коза, куры, пчелы, аквариумные рыбки) и дикие (волк, лиса, медведь, заяц, еж, ворона, голубь, воробей, бабочки, жуки и другие); дети знакомы с особенностями внешнего вида животных ближайшего окружения; дети знают, что животное живое, оно двигается, ест; у животных есть рот, он бывает разный (клюв, пасть с зубами); животное дышит, видит и слышит (есть глаза, орган слуха); каждому животному для жизни необходимо место (жилище, убежище), свет и тепло, влага, пища [].


Один из авторов программы «Детство» Н.Н.Кондартьева разработала свою парциальную программу экологического образования детей «Мы». Принципиальная экологическая позиция в программе та же самая. В основу содержания программы «Мы» положено постепенно разворачивающиеся представления о живых организмах. Во всех разделах знания выступают ведущим фактором развития у детей экологического сознания. В программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой.

Настоящая программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство». Обе программы строятся на концепции экологического образования детей, разработанной Н.Н.Кондартьевой.

Программа «От рождения до школы» направлена на воспитания, образование и развитие детей от рождения до 7 лет. В ней представлены возрастные характеристики детей, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены направления взаимодействия детского сада с родителями.

Содержание знаний о живой природе для детей третьего года жизни в программе «От рождения до школы» в разделе «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» представлено следующим образом: формирование умения узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (3-4 вида), их детенышей, умения называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (2-3 вида, характерных для данной местности) и называть их; воспитывать бережное отношение к животных, привлекать детей к кормлению птиц.

Таким образом, проанализировав программы дошкольного образования, содержащие в себе разделы по экологическом воспитанию детей третьего года жизни, мы пришли к выводу о том, что представления о животных занимают значимое место в основных общеобразовательных и экспериментальных программах дошкольного воспитания.

С точки зрения Тарабановой Т.И. [], у детей третьего года жизни уже происходит формирование знаний о конкретных представителях животного мира (зверях, птицах, рыбах, насекомых), дети уже знают названия некоторых из них. Дети третьего года жизни получают знания о домашних (кошка, собака, корова, коза, куры, пчелы, аквариумные рыбки) и диких (волк, лиса, медведь, заяц, еж, ворона, голубь, воробей, бабочки, жуки и т.п.) животных. У детей третьего года жизни формируются представления о внешнем виде животных ближайшего окружения [].

В роли исходной единицы живой природы, доступной для понимания детей третьего года жизни, чаще всего выступают:

- целостный животный организм (воробей, собака и т.п.);

- отдельные части (особенности строения) – клюв, пасть с зубами и т.п.;

- цельный организм в единстве со средой (аквариум с рыбками) [].

Рассматривая вопрос экологического построения системы знаний о животных для детей третьего года жизни выделяются определенные существенные признаки живого организма []:

1. Внешние параметры.

2. Способность живых организмов к движению.

3. Рост и размножение.

4. Связь живого со средой их обитания на элементарном уровне, а приспособленность – как одно из проявлений этой связи.

При подобном подходе формирование понимания живого осуществляется не путем специального раскрытия понятия «животное, как часть живого», а вместе с формированием самых различных знаний о животных. Постановка в центре системы понятия о связи организма со средой ориентирует детей на практическую деятельность, на активные форм усвоения знаний.

Таким образом, обобщив результаты исследования психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы:

- анализ программ дошкольного образования, содержащих в себе разделы по экологическом воспитанию детей третьего года жизни показал, что представления о животных занимают значимое место в основных общеобразовательных и экспериментальных программах дошкольного воспитания.







Date: 2016-06-08; view: 1243; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию