Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы по 2 главе





1. В рамках педагогического эксперимента построена модель формирования общих компетенций у студентов-экологов, позволяющая на практике успешно реализовывать организационно-педагогические условия. Под моделью формирования и оценки общих компетенций у студентов-экологов подразумевается целостный мониторинговый процесс, в котором совокупность подходов оценивания направлена на объективную оценку качества профессионального образования в соответствии с требованиями федерального и регионального компонентов государственного стандарта среднего профессионального образования. Предложенную модель можно рассматривать с позиций системного, процессного, критериального и операционального подходов как совокупность зaкономерных, функционально связaнных компонентов, состaвляющих определенную целостную систему. Выделение компонентов в модели позволило разбить ее на блоки, которые обеспечивают возможность более четко представить целенаправленный процесс формирования и оценки общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.

2. Внедрение учебного курса «Основы экологии и природопользования» в выявленных педагогических условиях у студентов-экологов в образовательный процесс показало его результативность, что проявилось в положительной динамике и достоверности по всем оцениваемым параметрам в экспериментальной группе. Целенаправленно организованная деятельность по формированию у студентов общих компетенций изменила жизнедеятельность техникума, содержание самого образовательного процесса, обеспечив условия для наращивания всей совокупности общих компетенций как учебных достижений, что позволяет утверждать верность рабочей гипотезы и реализацию цели исследования.

3. Эффективность формирования общих компетенций у студентов-экологов проверена при помощи специально разработанного диагностического инструментария.

 

Заключение

Выполненный анализ теоретических основ формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования позволяет сделать следующие выводы:

В ходе исследования проанализированы различные точки зрения на определение «компетенция», на их основе дано собственное определение «компетенция – это взаимосвязь личностно значимых характеристик индивида (знаний, навыков, умений, способностей, качеств, опыта и т.д.), способствующих выполнению им определенного вида деятельности, обусловленной конкретным мотивом и целями». При этом компетенция является динамично развивающимся качеством, которое постоянно обогащается за счет опыта познавательной, коммуникативной и практической деятельности.

Разработана модель формирования общих компетенций у студентов-экологов. Предложенную модель можно рассматривать с позиций системного, процессного, критериального и операционального подходов как совокупность зaкономерных, функционально связaнных компонентов, состaвляющих определенную целостную систему. Выделение компонентов в модели позволило разбить ее на блоки, которые обеспечивают возможность более четко представить целенаправленный процесс формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.

Формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования связано с рядом педагогических условий, под которыми понимается взаимосвязанная совокупность мер в педагогическом процессе, способствующая эффективному развитию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Педагогические условия в рамках экологического образования включают в себя: разработку целостной системы учебно-воспитательного процесса, которая позволяет интегрировать экологические знания и знания профессиональной деятельности с целью развития качеств специалиста, способного понимать ответственность и действовать с учетом сохранения окружающей среды; обеспечение методического и диагностического сопровождения формирования общих компетенций через реализацию педагогических форм, методов и средств поэтапно: обогащение знаний студентов посредством разработки, создания и решения экологических ситуаций; индивидуализации и поддержки самостоятельной деятельности студентов по накоплению опыта защиты окружающей среды посредством организации природозащитных акций; стимулирования готовности действовать на основе опыта защиты окружающей среды в профессиональной сфере.

Проведенное экспериментальное исследование по внедрению в образовательный процесс учебного курса «Основы экологии и природопользования» в выявленных педагогических условиях на базе ГБОУ СПО «Тольяттинский техникум производственных технологий» (г. Тольятти) со студентами 1-го курса по специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» показало его результативность, что проявилось в положительной динамике и достоверности по всем оцениваемым параметрам в экспериментальной группе. Высокий уровень сформированности общих компетенций возрос с 11% до 41%. Низкий уровень сформированности общих компетенций снизился с 46% до 22% в экспериментальной группе после обучения с применением учебного курса «Основы экологии и природопользования».


Степень сформированности общих компетенций у студентов-экологов измерялась с помощью специально разработанного диагностического инструментария. Результаты исследования не исчерпывают всех аспектов решения проблемы формирования общих компетенций студентов- экологов в учреждениях среднего профессионального образования, требуют дальнейшего исследования и разработки новых направлений, программ, методов, новых технологий по формированию общих компетенций студентов-экологов.

Библиография

 

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации В. Путиным 28.02.2011 г.

2. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543).

3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальности и начального профессионального образования по профессиям (ФГОС СПО) // Электронный ресурс http://standart.edu.ru (дата обращения 12.05.2013)

4. Актуальные проблемы компетентностного подхода в образовании и реализации ФГОС нового поколения: Материалы всероссийской научно-практической конференции (28 февраля 2013 г.). – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования», 2013. – 310 с.

5. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования: сб. науч. трудов. - Тольятти, 2010.- 110 с.

6. Алексеев, С. В. Образование для устойчивого развития: возможные сценарии реализации // Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сб. материалов Всероссийской конференции. – М., 2007. – С. 46–51.

7. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. - М.: Прометей, 1981. – 123 с.

8. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982.- 78 с.

9. Багдасаров, Ю.А., Гуреева, Е.Г. Компетентносный подход к профессиональной экологической подготовке // Вестник СамГУ. - 2009. -№ 1 (67). – С.131-137.

10. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». / В.И Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – с. 25–30.

11. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. —№ 11. — С. 17-22.


12. Барышникова, Т.Л. Развитие учебно-профессиональной деятельности студентов в условиях компетентностной модели обучения / Т.Л. Барышникова // Сред.проф. образование. - 2008. - №3. - С. 44-45.

13. Бегидова, С.Н., Леонтьев, А.М., Хазова, С.А. Психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода в профессиональном образовании // Электронный ресурс http://www.adygnet.ru /konfer/ konfifk2007. (дата обращения 12.02.2014)

14. Беликов, В.А. Философия образования личности:деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов.- М.: Владос, 2004.- 115 с.

15. Блинов, В.И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования / В.И. Блинов // Образоват. политика. - 2008. - № 9. - С. 21-25.

16. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2000.- 209 с.

17. Будик, И.Б. Компетентностная модель профессиональной подготовки специалиста в условиях колледжа / И.Б. Будик // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 4. - С. 50-52.

18. Будихин, А.В. Применение модульно-компетентностного подхода при разработке цифровых образовательных ресурсов для учреждений СПО / А.В. Будихин // Сред.проф. образование. - 2007. - № 5. - С. 10-11.

19. Бурчакова, И.Ю. Обеспечение современного качества профессионального образования обучающихся техникума на основе компетентносного подхода // Среднее профессиональное образование. - 2012. -№1. – с.48-54.

20. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

21. Гагарин, А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. - М.: Издательство РУДН, 2011. - 160 с.

22. Гидрович, С.Р., Егорова, И.И., Курочкина, А.Ю. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 107 с.

23. Глазачев, С. Н., Косоножкин, В. И. Модель процесса формирования экологической компетентности бакалавров // Вестник экологического образования в России. - 2011.- № 2 (60). - с.10-13.

24. Глазачев, С. Н., Косоножкин, В. И. Технологии формирования экологической компетентности // Использование и охрана природных ресурсов в России: Научно-информационный и проблемно-аналитический бюллетень.- 2011. - №3 (117). - с. 44-48.

25. Глазачев, С. Н., Перфилова, О. Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы. Учебное пособие.- М.: РИО МГГУ им.М. А. Шолохова, 2008. – 124 с.

26. Глазачев, С.Н., Гришаева, Ю.М. Экологическое образование в гуманитарном вузе: компетентностный подход // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 116–131.


27. Гончарова, Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. - Ставрополь, - 2007. - № 5.- 70 с.

28. Гришаева, Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность личности: педагогическая адаптация: Монография. - М., 2013. – 145 с.

29. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся – М.: РУДН, 2009. – 180 с.

30. Захлебный А.Н., Дзятковская, Е.Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2007. – № 3. – С. 3-8.

31. Захлебный, А.Н., Дзятковская, Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире. 2008. Устойчивое развитие, экология, политика, экономика: аналитический ежегодник. - М.: МНЭПУ, 2008.- 230 с.

32. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход./ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк – М. – 2005. – с. 44–46.

33. Зеер, Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода / Э.Ф. Зеер // Проф. образование. Столица. - 2007. - № 4. - С. 9-10.

34. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". – 2006. – 5 мая. URL: Электронный ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 15.01.2014)

35. Зимняя, И.А. Инновационно-компетентностная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф., акад. РАО И.А. Зимней. / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, И.А. Мазаева, Н.А. Морозова – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 112 с.

36. Ильязова, М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований / М.Д. Ильязова // Науч. исследования в образовании: прил. к журн. "Проф. образование. Столица". - 2008. - № 1. - С. 28-31.

37. Инновационые подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования «Экология и природопользование» / Составление и общ.ред. профессора Э.П. Романовой. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 136 с.

38. Ипполитова, Н., Стерхова Н., Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // GeneralandProfessionalEducation. - 2012. - №4. – С.8-14.

39. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т.Е. Исаева // Педагогика. -2006. - №9.- С.55-60.

40. Казанцева, Н.А. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих техников-экологов в колледже: Дис. … канд. пед. наук. — Москва, 2009.- 186 с.

41. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева // Козырева, Е.И. Методология и методика естественных наук. - Вып. 4. - Сб. науч. тр. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – С.4-9.

42. Колесников, А.А. Личность как субъект коммуникации // Язык и межкультурная коммуникация: Сборник статей VI международной научно-практической конференции 2-3 мая 2012г. Астрахань: Изд-во Астраханского ун-та, 2012.- С.20-23.

43. Компетентностный подход к формированию содержания образования / Под ред. И. М. Осмоловской. – М.: ИТИП РАО, 2007. – 210 с.

44. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 107 с.

45. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. – 210 с.

45.

46. Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования: Рекомендации международной научно-практической конф. Горно-Алтайск, 18-23 августа 2010 г. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2010. - 35 с.

47. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: монография/ О.В.Гаврилюк, Р.Б. Галеева, М.В. Журавлева и др. – Saint-Louis, MO: PublishingHouse «Science&InnovationCenter», 2013. – 284 с.

48. Копыця, Е.А. Компетентностный подход и обновление содержания СПО / Е.А. Копыця // Сред.проф. образование. - 2007. - № 10. - С. 2-3.

49. Косоножкин, В. И., Глазачев, С. Н. Структура образовательного модуля «Введение в экологию» // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция), 2010. Специальный выпуск: Материалы круглого стола «Экологический потенциал образования в школе и вузе». – С. 72-83.

50. Марфенин, Н.Н., Попова, JI.B. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Россия в окружающем мире: 2005: аналитический ежегодник. - М.: МодусК - Этерна, 2006. - С. 19-58.

51. Медведев, В.П., Денисова, Л.Н. Модульно-компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 96–99.

52. Милованова, Н.Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах. Тюмень, 2002. - 86 с.

53. Миронов, А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта // Начальная школа. – 2011. – №2. – С.48-51.

54. Мирошниченко, Л.А. Дидактические условия формирования учебной деятельности на вузовской лекции: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.А. Мирошниченко. Магнитогорск, 1998.- 187 с.

55. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. / Под общ.ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. - М.: 2006. – 276 с.

56. Муравьев, В.Л. Педагогические условия формирования опыта технической творческой деятельности у студентов педагогического университета с использованием компьютера: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Л. Муравьев. Владимир, 2000. – 190 с.

57. Мухаметзянова, Г. В.  Приоритетные  задачи  профессионального  образования // Специалист.-  2010.-  № 8.-  с. 7–12.

58. Мухамеджанов, Б.К., Беркимбаев, К.М., Акешова, М.М. Компетентностный подход как основа формирования коммуникативной компетенции будущих экологов в учебном процессе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1 (часть 3). – с. 628-631.

59. Налиткина, О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – Вып. 88. – С.170-174.

60. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1981. – 816 с.

61. Олейникова, О.Н., Муравьева, А. А., Коновалова, Ю. Н., Сартакова Е.В., Модульные  технологии:  проектирование  и  разработка  образовательных  программ:  учебное  пособие.  М.:  Альфа­М: ИнфрА­М, 2010.- 135 с.

62. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

63. Папуткова, Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в вузе: Автореферат дис. … д-ра пед. наук (13.00.08). – Н. Новгород, 2008. – 51 с.

64. Педагогика: Новый курс: В 2 кн.: учебник для студентов пед. вузов: - М.: "Владос", 2009. - 254 с.

65. Пистунова, Л. Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза: Дис. … канд. пед. наук (13.00.08). – Кемерово, 2006. - 233 с.

66. Полосин, А.Н. Компетентностный подход и качество подготовки специалистов средней профессиональной школы / А.Н. Полосин // Сред.проф. образование: прил. - 2007. - № 8. - С. 3-11.

67. Попков, В.И. Болонский процесс и стандарты третьего поколения // Вестн. славян.вузов. – 2010. – № 2. – с. 81–88.

68. Решетникова, М.И. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся / М.И. Решетникова // Высшее образование сегодня. -2008.- № 4.- с.44-56

69. Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Инновационное проектирование содержания учебного процесса в образовательных учреждениях профессионального образования». Ростов-на-Дону: ЗАО «Ростиздат», 2011. – 204 с.

70. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А.В. // Молодой ученый. - 2009. - №4. - С. 279-282.

71. Сенашенко, В.С., Кузнецова, В.А., Кузнецов, В.С. О компетенциях, квалификации и компетентностности // Высшее образование в России. – 2010. – № 6. – с.56-78

72. Словарь-справочник современного российского профессионального образования/ авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лей6ович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1. –М.: -ФИРО, 2010.- 345 с.

73. Сосунова, И. A. Экологизация образования как социокультурный аспект глобализации / И. А. Сосунова, Д. Ж. Маркович // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция) / материалы международной конференции «Экологические проблемы глобального мира». Специальный выпуск. – 2009.- 125 с.

74. Станкевич, П. В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. Монография. - СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. – 164 с.

75. Старшинова, Т.А., Иванов, В.Г. Интегрированный подход как основа формирования компетентности // Высшее образование в России. - 2009.- № 8. С. 154-156.

76. Стратегия образования в интересах устойчивого развития: материалы 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. – М., 2005.

77. Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования / Ю.Г. Татур. М.: Университетская книга: Логос, 2006.- 153 с.

78. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. - 266 с.

79. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.

80. Шайкенова, О. В. Методика оценки экологических компетенций при подготовке современных специалистов. – М.: ЦИПКПС, 2006. – 32 с.

81. Швецов, Г.Г., Таранова, Г.В.Методические подходы к формированию экологической компетентности студентов колледжей при изучении дисциплин экологического блока // Вестник МГОУ. – 2012. - №1. – С.5-12.

82. Юрковец, О.П. Формирование профессиональных компетенций на основе применения технологии модульно-компетентностного обучения в СПО / О.П. Юрковец // Пед. образование и наука. - 2008. - № 6. - С. 24-26.

83. Competence: inquiries into its meaning and acquisition in educational settings/ ed. By Edmund C. Short. Lanham: University Press of America, 1984. Vol. VI. С. 161-180.

84. Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference: 27 – 35, 1997.

 







Date: 2016-02-19; view: 532; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию