Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология формирования общих компетенций
Введение компетентностного подхода затрагивает все компоненты процесса обучения и требует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных контрольно-оценочных процедур. ФГОС СПО/НПО, введенные с сентября 2011 года, в отличие от предыдущей версии государственного стандарта, ориентированы на результаты. Согласно существующему законодательству оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей репрезентативного отображения ФГОС в содержании оценочных средств. В ходе промежуточной и итоговой аттестации необходимо оценивать не только привычные знания и умения, но и большой набор общих и профессиональных компетенций (стандартами регламентирована оценка компетентностных образовательных результатов). Результаты теоретического исследования послужили основой для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Реализация компетентностного подхода при формировании общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивается путем сочетания учебной и внеучебной работы, создания социокультурной среды, необходимой для всестороннего развития личности. Общие компетенции формируются главным образом посредством освоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Важную роль в формировании общих компетенций также играют физическая культура, учебная и производственная практики. Профессионал-эколог должен не только свободно ориентироваться в своих специальных областях, но также осознавать роль экологии в современном обществе и экономической системе, как одной из составляющих частей рационального природопользования, построенного на принципах устойчивого развития. Выпускник должен свободно ориентироваться в смежных с экологией областях гуманитарных и общественных наук, владеть информационными технологиями, необходимыми ему для профессиональной деятельности, знать иностранный язык, хотя бы той мере, которая позволит ему качественно выполнять свою работу и быть в курсе тех изменений, которые происходят в профессиональной среде. Общие компетенции студентов-экологов приведены в табл.1.2. первой главы данной работы. В современных условиях реализацию масштабных проектов освоения природных ресурсов невозможно представить без участия компетентных профессионалов-экологов. Экологи также обеспечивают совершенствование систем управления топливно-энергетической, лесохозяйственной и жилищно-коммунальной сфер экономики. Важна роль экологов и в сохранении природных местообитаний, которые будут выполнять роли поддержании стабильности окружающей среды, развития сельского хозяйства, рекреации и туризма. Опытно-экспериментальная работа была проведена в 2012 – 2014 годах на базе ГОУ СПО «Тольяттинский техникум производственных технологий» (г. Тольятти) со студентами 1-го и 2-го курсов по специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»: контрольная группа КГ (40 чел.) и экспериментальная группа ЭК (40 чел.). Цель экспериментального исследования - диагностика и оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе обучения. Структурно экспериментальное исследование представлено констатирующим, формирующим и контрольным этапами. Первый этап – констатирующий (2012-2013 годы), в ходе которого диагностировался начальный уровень сформированности общих компетенций по выделенным критериям, показателям и уровням. На формирующем этапе (2013-2014 годы) происходила апробация учебного курса «Основы экологии и природопользования» в предложенных организационно-педагогических условиях по формированию общих компетенций у студентов-экологов. Целью третьего контрольного этапа эксперимента явилась итоговая оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов в контрольной и экспериментальной группах; анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы в целом, позволившие констатировать эффективность разработанного учебного курса. Критерии и показатели уровня сформированности общих компетенций студентов-экологов – это комплекс критериев и показателей, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике сформированности общих компетенций студентов-экологов. Первой задачей экспериментального исследования является разработка критериев и показателей уровня сформированности общих компетенций студентов-экологов. Второй задачей - организационно-методическое обеспечение и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике уровня сформированности общих компетенций студентов-экологов. Третья задача - выработка рекомендаций по регулированию и коррекции педагогических условий, влияющих на качество профессиональной подготовки. К основным функциям экспериментального исследования относятся: - диагностическая, предполагающая сканирование уровня сформированности общих компетенций; - прогностическая, заключающаяся в определении основных тенденций уровня сформированности общих компетенций и составлении прогноза на перспективу; - функция координации и коррекции, предполагающая выявление и решение проблем; - мотивационная функция ориентирована на побуждение участников образовательного процесса к самосовершенствованию. Принципами экспериментального исследования являются: - принцип социально-нормативной обусловленности, предполагающий, что информация опытно-экспериментальной работы отражает уровень и качество реализации требований ФГОС СПО и работодателей; - принцип научности, отражающий систему научных форм, методов и средств получения информации; - принцип непрерывности, целостности и преемственности заложен в основе разработки технологии опытно-экспериментальной работы; - принцип оперативности предполагает сбор, обработку и предоставление информации о состоянии и динамики сформированности общих компетенций студентов-экологов для оперативного принятия управленческого решения; - принцип ориентации на требования работодателей, отраженные в терминах компетенций, и государства, сформулированные в ФГОС СПО, а также требования студентов как непосредственных потребителей образовательных услуг. В работе использовали следующие методы экспериментального исследования: - наблюдение – отслеживание изменений общих компетенций под влиянием образовательного процесса; - опросные методы – получение информации на основе анализа письменных и устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы, практические задания; - анализ результатов учебной и профессиональной деятельности; - портфолио - модель оценивания, которая направлена на выявление уровня сформированности общих компетенций и их совершенствования путем внесения коррекции в образовательный процесс; - метод кейсов - процедура оценивания, при которой используются проблемные ситуации и задачи, касающиеся будущей профессиональной деятельности студентов-экологов и затрагивающие различные предметные сферы; - рубежные аттестационные тесты. Оценка уровня сформированности общих компетенций осуществляется по следующему ряду критериев: когнитивному (наличие знаний, определенных ФГОС СПО), деятельностному (овладение умениями и навыками, которые приобретаются в процессе освоения учебных дисциплин, и способность применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности), мотивационному (сформированность личностных качеств, ценностно-мотивационной сферы, коммуникабельности). Уровень сформированности общих компетенций является показателем качества подготовки специалиста-эколога. Показатель уровня сформированности общих компетенций – это количественное выражение совокупности критериев. Показатель определяется как процент освоения конкретного вида деятельности, полученный по методикам шкалирования с учетом сложности и важности операций задания. В рамках экспериментального исследования разработана модель формирования общих компетенций у студентов-экологов. (рис.2.1). Под моделью формирования общих компетенций у студентов-экологов мы будем понимать целостный мониторинговый процесс, в котором совокупность подходов оценивания направлена на объективную оценку качества профессионального образования в соответствии с требованиями федерального и регионального компонентов государственного стандарта среднего профессионального образования. Системообразующим элементом модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования выступает целевой компонент, как прогнозируемый результат обучения в специально организованной среде, ориентированный на освоение студентами общих компетенций. >
Дидактический компонент модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивает целенаправленную субъект-субъектную деятельность педагога в направлении овладения студентами совокупностью интегративных знаний, умений, раскрывающих сущность общих компетенций. Дидактический компонент представлен блоками: ориентировочным, отражающим целевые характеристики содержания экологического образования (направленность интеграции компонентов содержания экологического образования, общий замысел, сопряженность общих и частных целей, функциональная значимость процесса формирования общих компетенций), организационным, раскрывающим организационно-управленческие характеристики (программа интеграции содержания экологического образования, координация и кооперация преподавателей, учебно-материальное обеспечение), технологическим, включающим содержательные (особенности компонентов содержания образования) и процедурные (методическое наполнение, средства и формы организации учебного процесса, контроля) характеристики. К основным организационным формам отнесены лекции, семинары, практические занятия, практика, факультативы, консультации, самостоятельная работа студентов. При этом акцент делается на практику, продуктивную работу в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, межпредметные связи, самостоятельность (эффективный поиск информации в сети Интернет; технология работы с учебным текстом, с аудиотекстами; визуальными учебными материалами в виде картин, схем, таблиц, фильмов; рисование карт мышления; подготовка мультимедийных презентаций, проектов, кейс-пакетов и пр.) и личную ответственность студентов за принятие решений. Приоритетными механизмами получения знаний явились: свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все формы интеграции содержания экологического образования в процессе обучения реализуются при диалогичном сотрудничестве студентов и преподавателей как равноправных субъектов образовательного процесса. Модульные материалы имеют следующие особенности: в структуре модуля цели обучения по каждой группе компетенций сформулированы в виде результатов (что студент должен уметь делать по окончании модуля: демонстрировать понимание, определять, составлять, характеризовать); каждый результат включает критерии оценки; заключительным этапом достижения результатов является демонстрация обучаемыми доказательства своей компетентности и заключение преподавателя («компетентен», «пока еще не компетентен», «не компетентен»). При оценке результатов обучения в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью обучаемых. Процессуальный компонент обеспечивает поэтапную деятельность в направлении формирования общих компетенций у студентов, включает этапы: 1. Начальный (поисковый) – подбор и изучение методической, научно-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, изучение содержания дисциплин, выбор разделов, тем, позволяющих формировать общие компетенции у студентов, составление окончательных вариантов УМК, структурирование дисциплин по модулям на основе интеграции содержания учебных программ; разработка дидактических технологий, подбор методов, форм и средств применительно к модулям с ориентацией на формирование тех или иных общих компетенций; согласование выбранной стратегии с руководством техникума. 2. Конструктивно-деятельностный этап – взаимодействие педагогов (организаторская, проектировочная, диагностическая, креативно-исследовательская, методическая, квалиметрическая и другая деятельность) и обучаемых (когнитивная, поведенческая, коммуникативная, креативная, рефлексивная деятельность) в процессе формирования общих компетенций. Конструктивно-деятельностный этап реализовывался на двух стадиях. В соответствии с логикой нашего исследования, содержанием ФГОС СПО-3, а также принимая во внимание тот факт, что формирование общих компетенций у студентов-экологов осуществляется на начальных курсах колледжа, были условно выделены две стадии: первая стадия – мотивационно-адаптационная (1-й курс техникума) – ориентированная на адаптацию обучаемых к новой образовательной среде, постепенное вхождение в образовательный процесс, формирование мотивации к обучению; реализуемая в рамках следующих дисциплин: история, обществознание, естествознание, литература и др.; вторая стадия – деятельностно-результативная (2-й курс техникума) – направленная на непосредственное овладение обучаемыми общими компетенциями, основами профессионального мышления, подготовку к завершающему 3-му курсу. В нашем случае подобное выделение стадий организации учебной деятельности реализует принципы последовательности, преемственности, способствует оптимальной адаптации к специально организованной образовательной среде и получению качественного образовательного результата. 3. Мониторинговый (аналитический) этап – заключительный этап, включающий анализ, оценку полученных результатов, обобщение и распространение педагогического опыта. Содержательную основу применения педагогического мониторинга составляют: экспертная оценка результатов педагогической деятельности по формированию общих компетенций у студентов (отслеживание результатов овладения студентами теми или иными компетенциями); экспертиза динамики и уровня сформированности общих компетенций у студентов; профессиональная готовность педагогов к деятельности по формированию общих компетенций; педагогическое прогнозирование. Основные критерии общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования приведены в табл.2.1 Таблица 2.1 - Взаимосвязь критериев, показателей и диагностических методик формирования общих компетенций
Разработана практико-ориентированная технология формирования общих компетенций у студенто-экологов, представленная в таблице.
Структурные компоненты практико- ориентированной технологии курса «Основы экологии и природопользование»
Для изучения оценки студентами собственной учебной деятельности как в общем, так и по отдельным подсистемам: мотивационной, операционной, информационной и регуляторной – были использованы методики для выявления уровня сформированности экологической образованности, учебной мотивации, быстроты мышления. Методологическую и теоретическую основу анкетных вопросов составляют положения личностно ориентированного и деятельностного подходов, представления о факторах эффективного обучения студентов. Наибольшее положительное влияние оказывает ориентация студента на процесс и результат (мотивация достижения), а менее продуктивное – ориентация на оценку преподавателя, внешнее принуждение, избежание наказания, на социально зависимое поведение. Операционная подсистема показывает сформированность: ориентационной основы учебной деятельности, компетентностей для ее осуществления и уровень познавательной активности. Состояние сформированности структуры будущего техника-эколога по информационной подсистеме определяют: количественные и качественные характеристики информационного обеспечения учебной деятельности, объем информации, который остается в долговременной памяти студента, использование полученной информации в практической деятельности, наличие межпредметных связей, знание специфики профессиональной деятельности (знание особенностей профессии, сущности и структуры деятельности, знание содержания профессиональных функций). Регуляторная подсистема характеризует функциональное состояние студента, характер внешнего воздействия и рефлексию. Для повышения эффективности формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО в условиях устойчивого развития предлагается использовать интегрированный дидактический комплекс, в котором значимые позиции занимают диагностические методики по определению уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов. В ходе формирующего эксперимента было разработано учебно-методическое обеспечение изучения дисциплин экологической направленности. Комплекс содержит учебно-методический курс, материалы для организации учебной деятельности и самостоятельной работы,. Тематический план изучения учебного курса «Основы экологии и природопользования» представлен в табл.2.2 Таблица 2.2- Тематический план изучения учебного курса «Основы экологии и природопользования»
Определено, что способ формирования общих компетенций в учреждении среднего профессионального образования должен быть не чисто алгоритмизированный, процесс может быть построен как исследование проблем, применения разнообразных форм коллективной работы преподавателей: дискуссий, круглых столов, практических занятий, деловых игр, различных тренингов, анализа ситуаций и т. д. Кроме того, большую роль в формировании общих компетенций играет адекватная система оценки в соответствии с уровнями моделирования, оптимизации, управления и анализа, что позволит в короткие сроки перейти от традиционной модели образования к компетентностной. Таким образом, спроектированная модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования позволила рассмотреть методологию разработки и внедрения современных средств и технологий для текущей и промежуточной аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях среднего профессионального образования), способы модернизации системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников, особенность интеграции федерального и регионального компонентов профессиональных образовательных программ в части формирования общих компетенций. Необходимость проверки правильности разработанных методических рекомендаций и выдвинутых положений определили задачи, и методы опытно-экспериментальной части исследования, результаты которой отражены в следующем параграфе данной работы. Date: 2016-02-19; view: 1344; Нарушение авторских прав |