Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология формирования общих компетенций





Введение компетентностного подхода затрагивает все компоненты процесса обучения и требует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных контрольно-оценочных процедур. ФГОС СПО/НПО, введенные с сентября 2011 года, в отличие от предыдущей версии государственного стандарта, ориентированы на результаты. Согласно существующему законодательству оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей репрезентативного отображения ФГОС в содержании оценочных средств. В ходе промежуточной и итоговой аттестации необходимо оценивать не только привычные знания и умения, но и большой набор общих и профессиональных компетенций (стандартами регламентирована оценка компетентностных образовательных результатов).

Результаты теоретического исследования послужили основой для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.

Реализация компетентностного подхода при формировании общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивается путем сочетания учебной и внеучебной работы, создания социокультурной среды, необходимой для всестороннего развития личности. Общие компетенции формируются главным образом посредством освоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Важную роль в формировании общих компетенций также играют физическая культура, учебная и производственная практики. Профессионал-эколог должен не только свободно ориентироваться в своих специальных областях, но также осознавать роль экологии в современном обществе и экономической системе, как одной из составляющих частей рационального природопользования, построенного на принципах устойчивого развития.

Выпускник должен свободно ориентироваться в смежных с экологией областях гуманитарных и общественных наук, владеть информационными технологиями, необходимыми ему для профессиональной деятельности, знать иностранный язык, хотя бы той мере, которая позволит ему качественно выполнять свою работу и быть в курсе тех изменений, которые происходят в профессиональной среде. Общие компетенции студентов-экологов приведены в табл.1.2. первой главы данной работы.

В современных условиях реализацию масштабных проектов освоения природных ресурсов невозможно представить без участия компетентных профессионалов-экологов. Экологи также обеспечивают совершенствование систем управления топливно-энергетической, лесохозяйственной и жилищно-коммунальной сфер экономики. Важна роль экологов и в сохранении природных местообитаний, которые будут выполнять роли поддержании стабильности окружающей среды, развития сельского хозяйства, рекреации и туризма.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в 2012 – 2014 годах на базе ГОУ СПО «Тольяттинский техникум производственных технологий» (г. Тольятти) со студентами 1-го и 2-го курсов по специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»: контрольная группа КГ (40 чел.) и экспериментальная группа ЭК (40 чел.).

Цель экспериментального исследования - диагностика и оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе обучения.

Структурно экспериментальное исследование представлено констатирующим, формирующим и контрольным этапами.

Первый этап – констатирующий (2012-2013 годы), в ходе которого диагностировался начальный уровень сформированности общих компетенций по выделенным критериям, показателям и уровням.

На формирующем этапе (2013-2014 годы) происходила апробация учебного курса «Основы экологии и природопользования» в предложенных организационно-педагогических условиях по формированию общих компетенций у студентов-экологов.

Целью третьего контрольного этапа эксперимента явилась итоговая оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов в контрольной и экспериментальной группах; анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы в целом, позволившие констатировать эффективность разработанного учебного курса.

Критерии и показатели уровня сформированности общих компетенций студентов-экологов – это комплекс критериев и показателей, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике сформированности общих компетенций студентов-экологов.

Первой задачей экспериментального исследования является разработка критериев и показателей уровня сформированности общих компетенций студентов-экологов. Второй задачей - организационно-методическое обеспечение и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике уровня сформированности общих компетенций студентов-экологов. Третья задача - выработка рекомендаций по регулированию и коррекции педагогических условий, влияющих на качество профессиональной подготовки.


К основным функциям экспериментального исследования относятся:

- диагностическая, предполагающая сканирование уровня сформированности общих компетенций;

- прогностическая, заключающаяся в определении основных тенденций уровня сформированности общих компетенций и составлении прогноза на перспективу;

- функция координации и коррекции, предполагающая выявление и решение проблем;

- мотивационная функция ориентирована на побуждение участников образовательного процесса к самосовершенствованию.

Принципами экспериментального исследования являются:

- принцип социально-нормативной обусловленности, предполагающий, что информация опытно-экспериментальной работы отражает уровень и качество реализации требований ФГОС СПО и работодателей;

- принцип научности, отражающий систему научных форм, методов и средств получения информации;

- принцип непрерывности, целостности и преемственности заложен в основе разработки технологии опытно-экспериментальной работы;

- принцип оперативности предполагает сбор, обработку и предоставление информации о состоянии и динамики сформированности общих компетенций студентов-экологов для оперативного принятия управленческого решения;

- принцип ориентации на требования работодателей, отраженные в терминах компетенций, и государства, сформулированные в ФГОС СПО, а также требования студентов как непосредственных потребителей образовательных услуг.

В работе использовали следующие методы экспериментального исследования:

- наблюдение – отслеживание изменений общих компетенций под влиянием образовательного процесса;

- опросные методы – получение информации на основе анализа письменных и устных ответов на стандартные и специально подобранные вопросы, практические задания;

- анализ результатов учебной и профессиональной деятельности;

- портфолио - модель оценивания, которая направлена на выявление уровня сформированности общих компетенций и их совершенствования путем внесения коррекции в образовательный процесс;

- метод кейсов - процедура оценивания, при которой используются проблемные ситуации и задачи, касающиеся будущей профессиональной деятельности студентов-экологов и затрагивающие различные предметные сферы;

- рубежные аттестационные тесты. Оценка уровня сформированности общих компетенций осуществляется по следующему ряду критериев: когнитивному (наличие знаний, определенных ФГОС СПО), деятельностному (овладение умениями и навыками, которые приобретаются в процессе освоения учебных дисциплин, и способность применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности), мотивационному (сформированность личностных качеств, ценностно-мотивационной сферы, коммуникабельности).

Уровень сформированности общих компетенций является показателем качества подготовки специалиста-эколога.


Показатель уровня сформированности общих компетенций – это количественное выражение совокупности критериев. Показатель определяется как процент освоения конкретного вида деятельности, полученный по методикам шкалирования с учетом сложности и важности операций задания.

В рамках экспериментального исследования разработана модель формирования общих компетенций у студентов-экологов. (рис.2.1).

Под моделью формирования общих компетенций у студентов-экологов мы будем понимать целостный мониторинговый процесс, в котором совокупность подходов оценивания направлена на объективную оценку качества профессионального образования в соответствии с требованиями федерального и регионального компонентов государственного стандарта среднего профессионального образования.

Системообразующим элементом модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования выступает целевой компонент, как прогнозируемый результат обучения в специально организованной среде, ориентированный на освоение студентами общих компетенций.


>

 

 

Рис. 2.1 Модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования

Дидактический компонент модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивает целенаправленную субъект-субъектную деятельность педагога в направлении овладения студентами совокупностью интегративных знаний, умений, раскрывающих сущность общих компетенций.

Дидактический компонент представлен блоками: ориентировочным, отражающим целевые характеристики содержания экологического образования (направленность интеграции компонентов содержания экологического образования, общий замысел, сопряженность общих и частных целей, функциональная значимость процесса формирования общих компетенций), организационным, раскрывающим организационно-управленческие характеристики (программа интеграции содержания экологического образования, координация и кооперация преподавателей, учебно-материальное обеспечение), технологическим, включающим содержательные (особенности компонентов содержания образования) и процедурные (методическое наполнение, средства и формы организации учебного процесса, контроля) характеристики.

К основным организационным формам отнесены лекции, семинары, практические занятия, практика, факультативы, консультации, самостоятельная работа студентов. При этом акцент делается на практику, продуктивную работу в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, межпредметные связи, самостоятельность (эффективный поиск информации в сети Интернет; технология работы с учебным текстом, с аудиотекстами; визуальными учебными материалами в виде картин, схем, таблиц, фильмов; рисование карт мышления; подготовка мультимедийных презентаций, проектов, кейс-пакетов и пр.) и личную ответственность студентов за принятие решений. Приоритетными механизмами получения знаний явились: свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все формы интеграции содержания экологического образования в процессе обучения реализуются при диалогичном сотрудничестве студентов и преподавателей как равноправных субъектов образовательного процесса.


Модульные материалы имеют следующие особенности: в структуре модуля цели обучения по каждой группе компетенций сформулированы в виде результатов (что студент должен уметь делать по окончании модуля: демонстрировать понимание, определять, составлять, характеризовать); каждый результат включает критерии оценки; заключительным этапом достижения результатов является демонстрация обучаемыми доказательства своей компетентности и заключение преподавателя («компетентен», «пока еще не компетентен», «не компетентен»). При оценке результатов обучения в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью обучаемых.

Процессуальный компонент обеспечивает поэтапную деятельность в направлении формирования общих компетенций у студентов, включает этапы:

1. Начальный (поисковый) – подбор и изучение методической, научно-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, изучение содержания дисциплин, выбор разделов, тем, позволяющих формировать общие компетенции у студентов, составление окончательных вариантов УМК, структурирование дисциплин по модулям на основе интеграции содержания учебных программ; разработка дидактических технологий, подбор методов, форм и средств применительно к модулям с ориентацией на формирование тех или иных общих компетенций; согласование выбранной стратегии с руководством техникума.

2. Конструктивно-деятельностный этап – взаимодействие педагогов (организаторская, проектировочная, диагностическая, креативно-исследовательская, методическая, квалиметрическая и другая деятельность) и обучаемых (когнитивная, поведенческая, коммуникативная, креативная, рефлексивная деятельность) в процессе формирования общих компетенций. Конструктивно-деятельностный этап реализовывался на двух стадиях. В соответствии с логикой нашего исследования, содержанием ФГОС СПО-3, а также принимая во внимание тот факт, что формирование общих компетенций у студентов-экологов осуществляется на начальных курсах колледжа, были условно выделены две стадии: первая стадия – мотивационно-адаптационная (1-й курс техникума) – ориентированная на адаптацию обучаемых к новой образовательной среде, постепенное вхождение в образовательный процесс, формирование мотивации к обучению; реализуемая в рамках следующих дисциплин: история, обществознание, естествознание, литература и др.; вторая стадия – деятельностно-результативная (2-й курс техникума) – направленная на непосредственное овладение обучаемыми общими компетенциями, основами профессионального мышления, подготовку к завершающему 3-му курсу. В нашем случае подобное выделение стадий организации учебной деятельности реализует принципы последовательности, преемственности, способствует оптимальной адаптации к специально организованной образовательной среде и получению качественного образовательного результата.

3. Мониторинговый (аналитический) этап – заключительный этап, включающий анализ, оценку полученных результатов, обобщение и распространение педагогического опыта. Содержательную основу применения педагогического мониторинга составляют: экспертная оценка результатов педагогической деятельности по формированию общих компетенций у студентов (отслеживание результатов овладения студентами теми или иными компетенциями); экспертиза динамики и уровня сформированности общих компетенций у студентов; профессиональная готовность педагогов к деятельности по формированию общих компетенций; педагогическое прогнозирование.

Основные критерии общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования приведены в табл.2.1

Таблица 2.1 - Взаимосвязь критериев, показателей и диагностических методик формирования общих компетенций

Критерии Показатели Диагностические методики
1.Мотивационный Мотивация достижения, потребность в достижениях. Мотивация учебной деятельности. Методика «Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)   Методика «Диагностика учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) Метод наблюдения
2. Когнитивный Знания в профессиональной области. Гибкость мышления. Методика «Быстрота мышления»   Методика «Выявление уровня сформированности экологической образованности» Метод наблюдения
3.Деятельностный Представление о профессиональной активности. Представление о профессиональном мышлении. Методика «Выявление уровня сформированности экологической деятельности»   Методика «Диагностика параметров самостоятельной деятельности обучающихся»

 

 

Разработана практико-ориентированная технология формирования общих компетенций у студенто-экологов, представленная в таблице.

 

 

Структурные компоненты практико- ориентированной технологии курса «Основы экологии и природопользование»

Название разделакурса Цель Содержание Методы, способы Средства Формы Результаты
Экология как наука. Экологические системы Экологические компоненты экосистем Сформиро вать готовно сть принимать решение и нести за них ответственность Экология в системе наук о биосфере. Вид и популяция как основные элементы экосистемы Ролевая игра, поисковая лекция   Аудиовизуальные, компьютерные, дидактические, педагогические, программные Лекция-беседа, лекция-виазулиза ция Сформированность ОК3-готовность принимать решение и нести за них ответственность
Антропогенное воздействие на компоненты природной среды Сформиро вать способно сть к поиску, использования информа ции для выполне ния проф. задач Экологические проблемы Волжского водохранилищаМой дом - планета Земля   Семинар-диспут Проблем- ная лекция информа ционная лекция-беседа лабораторное оборудование, учебно-наглядные пособия, компьютерные и др. Круглый стол Мозговой штурм Сформированность ОК 4- способность и поиска, использования информации для выполнения проф. задач
Социаль ная экология Сформиро вать понимание социальной значимости и сущности своей профессии   Биоэтика Международ ная и правовая охрана окружающей среды. Концепция устойчивого развития проектная деятель ность семинар - игра "КВН"   Учебное и лабораторное оборудование, компьютерное оборудование, спецкурсы и др. Тренинго вые занятия, специаль ные мероприя тия Сформированность ОК1-понимания социальной значимости и сущности своей профессии  

 

Для изучения оценки студентами собственной учебной деятельности как в общем, так и по отдельным подсистемам: мотивационной, операционной, информационной и регуляторной – были использованы методики для выявления уровня сформированности экологической образованности, учебной мотивации, быстроты мышления. Методологическую и теоретическую основу анкетных вопросов составляют положения личностно ориентированного и деятельностного подходов, представления о факторах эффективного обучения студентов. Наибольшее положительное влияние оказывает ориентация студента на процесс и результат (мотивация достижения), а менее продуктивное – ориентация на оценку преподавателя, внешнее принуждение, избежание наказания, на социально зависимое поведение. Операционная подсистема показывает сформированность: ориентационной основы учебной деятельности, компетентностей для ее осуществления и уровень познавательной активности. Состояние сформированности структуры будущего техника-эколога по информационной подсистеме определяют: количественные и качественные характеристики информационного обеспечения учебной деятельности, объем информации, который остается в долговременной памяти студента, использование полученной информации в практической деятельности, наличие межпредметных связей, знание специфики профессиональной деятельности (знание особенностей профессии, сущности и структуры деятельности, знание содержания профессиональных функций). Регуляторная подсистема характеризует функциональное состояние студента, характер внешнего воздействия и рефлексию.

Для повышения эффективности формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО в условиях устойчивого развития предлагается использовать интегрированный дидактический комплекс, в котором значимые позиции занимают диагностические методики по определению уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов.

В ходе формирующего эксперимента было разработано учебно-методическое обеспечение изучения дисциплин экологической направленности. Комплекс содержит учебно-методический курс, материалы для организации учебной деятельности и самостоятельной работы,.

Тематический план изучения учебного курса «Основы экологии и природопользования» представлен в табл.2.2

Таблица 2.2- Тематический план изучения учебного курса «Основы экологии и природопользования»

Наименование разделов и тем Формы проведения занятий Всего часов Резудьтат сформированности ОК
Раздел 1. Экология как наука. Экологические системы      
1. Экология в системе наук о биосфере лекция-беседа   ОК4
2. Вид и популяция как основные элементы экосистемы лекция-беседа   ОК4
Раздел 2. Экологические компоненты экосистем     ОК4
3. Атмосферный воздух и его загрязнение. Озоновый экран и парниковый эффект лекция-беседа   ОК4
4. Кислотные дожди и охрана атмосферного воздуха от загрязнений. Ролевая игра   ОК4
5. Гидросфера и загрязнение мирового океана. Самоочищение водоемов, морей и океанов лекция-беседа   ОК4
б. Экологические проблемы Волжского водохранилища Экскурсия   ОК4
7. Экологические проблемы Каспийского, Азовского и Черного морей круглый стол   ОК4
8. Антропогенное воздействие на почвы. Лесные ресурсы и их рациональное использование лекция-беседа   ОК4
9. Мой дом - планета Земля семинар игра "КВН"     ОК1
Раздел 3. Антропогенное воздействие на компоненты природной среды     ОК1
10. Виды загрязнений лекция-беседа   ОК1
11. Глобальные экологические проблемы - угроза жизни человечеству Поисковая лекция   ОК1
12. Мониторинг окружающей среды Кейс-метод   ОК1
Раздел 4. Социальная экология     ОК1
13. Биоэтика лекция-беседа   ОК1
14. Международная и правовая охрана окружающей среды. Концепция устойчивого развития лекция-беседа   ОК1
15. Особо охраняемые природные территории Самарской области. Национальный парк Самарская Лука Семинар   ОК1
16. Итоговое занятие Семинар-конференция   ОК1,ОК4
Самостоятельная работа     ОК1 ОК3 ОК
Итого:      

Определено, что способ формирования общих компетенций в учреждении среднего профессионального образования должен быть не чисто алгоритмизированный, процесс может быть построен как исследование проблем, применения разнообразных форм коллективной работы преподавателей: дискуссий, круглых столов, практических занятий, деловых игр, различных тренингов, анализа ситуаций и т. д. Кроме того, большую роль в формировании общих компетенций играет адекватная система оценки в соответствии с уровнями моделирования, оптимизации, управления и анализа, что позволит в короткие сроки перейти от традиционной модели образования к компетентностной.

Таким образом, спроектированная модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования позволила рассмотреть методологию разработки и внедрения современных средств и технологий для текущей и промежуточной аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях среднего профессионального образования), способы модернизации системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников, особенность интеграции федерального и регионального компонентов профессиональных образовательных программ в части формирования общих компетенций.

Необходимость проверки правильности разработанных методических рекомендаций и выдвинутых положений определили задачи, и методы опытно-экспериментальной части исследования, результаты которой отражены в следующем параграфе данной работы.







Date: 2016-02-19; view: 1344; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию