Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Голохвастова Елена ЮрьевнаСтр 1 из 16Следующая ⇒
Голохвастова Елена Юрьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, Коростелев А.А.
Тольятти 2014 Содержание
введение Актуальность исследования определена тем что, в современном обществе назрела необходимость преодоления экологического кризиса, изменениями норм и правил хозяйствования, революционными изменениями в международном и национальном законодательстве, направленном на обеспечение экологической безопасности и охраны природы. Для реализации поставленных задач на всех ступенях образования нужны квалифицированные специалисты, в тоже время система СПО пока не готова к значительному изменению качества подготовки рабочей силы в соответствии с возросшими требованиями рынка труда. Угроза самому существованию человечества связана с возникновением глобальных проблем современности. Р. Хиггинс называет шесть таких проблем: - демографический взрыв, - продовольственный кризис, - истощение ресурсов, - разрушение природной среды, - злоупотребление ядерной энергией, - неуправляемость наукой и техникой. Д. Медоуз, Ю. Гладкий, А. Кинг, Б. Шнайдер предлагают другие типологии, достаточно сходные с вышеназванной. Дело в том, что все глобальные проблемы (социальные, экономические, экологические) тесно связаны между собой, обуславливаю друг друга и, углубляясь, распространяются по всему земному шару. Действительно, рост населения Земли вызывает потребность в увеличении производства продовольствия, это усиливает нагрузку на ресурсы и приводит к истощению Земли; развитие промышленности вызывает загрязнение окружающей среды.
Потребность в отдельном направлении подготовки профессиональных кадров экологов возникла в связи с учреждением специальных государственных ведомств, ответственных за осуществление мониторинга за состоянием окружающей среды и контролем над выполнением норм и правил хозяйствования. В соответствии с новыми законами, и нормативными актами на всех этапах хозяйственной деятельности от проектирования новых объектов, строительства, ввода в эксплуатацию, до утилизации отходов необходима комплексная экологическая оценка, для осуществления которой недостаточно знаний по одной фундаментальной науке, например, биологии, географии, геологии или химии. Еще в 2006 году на заседании Государственного Совета «О развитии образования в РФ», Президент В.В. Путин, анализируя, в частности, состояние среднего профессионального образования, проявил озабоченность тем, что «подготовка в лицеях или техникумах стала промежуточным звеном перед поступлением в вуз», при этом «…теряется главное предназначение – воспроизводство квалифицированных кадров среднего звена, столь востребованных нашей промышленностью, АПК, сферой услуг». Актуальным стал вопрос о поиске путей повышения статуса выпускников среднего профессионального образования (СПО). Ведь для инновационных преобразований в экономике имеет значение каждый уровень профессионального образования, поскольку рынку труда требуются не только специалисты с высшим образованием, но и высококвалифицированные рабочие, и специалисты среднего звена, способные грамотно решать производственные задачи, мыслить по-новому. Адаптация на рабочем месте квалификации специалистов с начальным и средним профессиональным образованием занимает не один год, как хотелось бы работодателю, а минимум три. Основная проблема состоит в недостатке у выпускников не знаний, умений или навыков, а специфического умения исполнять обязанности в рамках основных профессиональных видов деятельности, связанного со степенью сформированности тех или иных компетенций. В основе стандарта ФГОС СПО 3 поколения положено формирование общих и профессиональных компетенций, обеспечивающие соответствующий уровень сформированности основных профессиональных видов деятельности. Реформирование российской системы образования, реализуемое в настоящее время в масштабах всей страны, затрагивает и развитие экологического образования, которое является шагом по пути модернизации всех сфер жизни современного российского общества. Перед учреждениями среднего профессионального образования ставятся цели: - возрождение начального и среднего профессионального образования, которое за последние годы значительно снизило свое влияние на производство. - формирование интеллектуальной, профессионально компетентной личности. Актуальность на социальном уровне подтверждается положениями нормативно-правовых документов РФ в сфере образования: Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральный Закон «Об образовании» Экологическое образование позволяет находить компромисс в ситуациях, в которых вступают в конфликт экономическая выгода и экологическая целесообразность, личные потребительские запросы и общественные интересы, поэтому так важно формировать общие компетенции у студентов экологических специальностей. Особую актуальность на практическом уровне исследование приобретает в связи с тем, что от профессионализма и компетентности специалистов среднего звена во многом будет зависеть успешность преодоления кризисных явлений в развитии экономики. Это позволит будущим экологам на любом уровне принимать и осуществлять экологически грамотные управленческие решения, основанные на достаточной осведомленности об экологических последствиях хозяйственной деятельности, любое решение, любое действие должно быть экологически обосновано. Стоит отметить и тот факт, что предшествующая подготовка абитуриентов, поступающих на экологические специальности недостаточно эффективна, так как предпрофильной подготовке в школе отводится недостаточное количество часов, отсутствуют профессионалы, способные заинтересовать учащихся экологическими проблемами. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической разработанностью вопросов формирования общих компетенций у студентов-экологов. Изучение состояния теории и практики формирования у студентов общих компетенций в связи с внедрением новых образовательных стандартов (ФГОС-3) выявило востребованность и перспективность компетентностного подхода в учебном процессе среднего профессионального образования, что требует уточнения понятия «общие компетенции», серьезных изменений в содержании образования, методах, формах, принципах организации такой деятельности, процедуре оценки результатов. В последние годы значительно увеличились масштабы исследований и направлений развития компетентностного подхода в образовательном процессе всех уровней образования. Вопросам разработки компетентностного подхода посвящены работы таких авторов, как В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А.Зимняя, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.; гуманизации образования, субъектности всех участников педагогического процесса (Ш.А. Амонащвили, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский, К. А. Шварцман, И. С. Якиманская и др.); экологического образования (А. П. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачев, П. М. Мамедов, Н. П. Моисеев, Е.С. Сластенина). Анализируя литературу и научные исследования последних лет, следует отметить следующие работы: Н.А.Бирюкова рассматриваются становления системы непрерывного экологического образования в России, О.Г Рогова рассматривает проблемы эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования, Д.С. Ермаков представил педагогическую концепцию формирования экологической компетентности учащихся, Аргуновой М.В. (2010), Степанова С.А. (2011) изучены особенности подготовки будущих специалистов среднего профессионального звена и отмечено, что их профессиональная деятельность тесно связана с экологией природных систем, с моральной ответственностью за сбережение окружающей среды и зависит от умения предугадывать экологические последствия своей деятельности. Однако, такие умения, как ответственность за принятые решения, поиск информации для профессиональной деятельности, проявление интереса к будущей профессии не нашли отражения в проведенных научных исследованиях для среднего профессионального образования. Отметим что, вышеперечисленные умения входят в состав общих компетенций, которые являются основой ФГОС СПО третьего поколения.
Анализ исследований по проблеме формирования общих компетенций позволил сделать важный вывод о том, что подавляющее их число относится к вузовской подготовке будущих специалистов. Однако к настоящему времени в современных педагогических исследованиях Папутковой Г.А., Роговой О.Г. (2008), Ермакова Д.С. (2009), Аргуновой М.В. (2010), Степанова С.А. (2011) недостаточно освещены и отсутствуют научно-обоснованные педагогические рекомендации по формированию общих компетенций у студентов-экологов, в частности: - система экологического образования развивается медленнее, чем происходит обновление системы научных знаний; - цели экологического образования рассматриваются в пределах овладения частными навыками и умениями. Указанные недостатки позволяют выявить следующие противоречия, актуальные для нашей темы исследования и выступающие объективными предпосылками для организации опытно-экспериментальной работы между: - возросшей потребностью современной системы среднего профессионального образования в условиях устойчивого развития в специалистах, владеющими общими компетенциями, способными успешно применять их в своей дальнейшей профессиональной подготовке, и традиционной системой их подготовки, не обеспечивающей в полной мере формирования необходимого уровня их развития; - назревшей необходимостью развития у студентов-экологов общих компетенций и недостаточной разработанностью комплекса педагогических условий их формирования в учебном процессе. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: в каких условиях необходимо осуществлять профессиональную подготовку студентов-экологов, чтобы сформировать общие компетенции? Все вышесказанное обуславливает выбор темы исследования: «Формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования» Цель исследования: повышение уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования путем создания и реализации личностно-ориентированной технологии. Объект исследования – образовательный процесс подготовки студентов- экологов в учреждениях среднего профессионального образования Предмет исследования – педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования. Гипотеза исследования – формирование общих компетенций в процессе подготовки студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования будет эффективным, если: - определена и обоснована совокупность общих компетенций студентов- экологов; - разработана и реализована модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования, основанная на принципах личностно-ориентированного, системного и деятельностного подходов; - обоснован и реализован комплекс педагогических условий формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования; - апробировано методическое обеспечение формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования, включающее технологию, программу учебного курса «Основы экологии и природопользования», диагностический инструментарий, методические рекомендации. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования потребовалось решить следующие задачи: - провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам формирования общих компетенций у студентов-экологов; - выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов; - определить структуру модели и разработать технологию формирования общих компетенций у студентов-экологов; - разработать в рамках модели программу учебного курса «Основы экологии и природопользования» и подобрать диагностический инструментарий. Теоретической базой исследования выступают педагогические идеи, концепции, подходы: - педагогические концепции экологического образования (А. Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Б.Т. Лихачев, П.М. Мамедов, И. Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, Н.Ф. Реймерс и др.) - компетентностного подхода к образованию (В. И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); - идеи построения и реализации педагогического эксперимента (А.С. Вершков, Н.Г. Герасимов, А.А. Деркач, А.О. Кошелева, В.В. Краевский) - теории моделирования и конструирования педагогического процесса и педагогической технологии (Г.В. Ахметжанова, Ю.К. Бабанский, В.С. Безрукова, Ю.К. Чернова). Методологической основой исследования послужили: - личностно-ориентированный подход, являющийся одним из условий обеспечения процессов образования и самореализации личности (Е.В. Бондаревская, Л.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.В. Сериков, Г.В.Сороковых, Р.И. Цветкова, И.С. Якиманская и др.); - системный подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Л.М. Мифтахова, Ю.А. Садовский и др.); - деятельностный подход, позволяющий рассматривать деятельность как необходимое условие развития личности и основу создания культурных ценностей (Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Методы исследования: 1) теоретические методы: анализ нормативных документов в области образования, научной и учебно-методической литературы; сравнительный анализ; синтез; проектирование; 2) эмпирические методы: наблюдение; обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; тестирование; анкетирование; опрос; метод экспертной оценки; статистические методы анализа и обработки данных; 3) методы математической обработки эмпипрических данных (статистический методрасчета объема выборки, факторный анализ, параметрический критерий Стьюдента). Экспериментальная база исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ СПО «Тольяттинский техникум производственных технологий» (г. Тольятти). В педагогическом эксперименте участвовали студенты 1-го и 2-го курсов по направлению «Рациональное использование природохозяйственных комплексов». Исследование осуществлялось в три этапа: На первом этапе (2010-2011 г.г.) проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, практического опыта в контексте исследуемой проблемы; определен научный аппарат исследования, база исследования, стратегические ориентиры констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента, подобран диагностический инструментарий; На втором этапе (2012-2013 г.г.) – разработана модель и технология формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования; проведен формирующий этап эксперимента. На третьем этапе (2013-2014 г.) – проведен контрольный этап эксперимента; осуществлена итоговая оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов в контрольной и экспериментальной группах; анализ, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование научно обоснованных выводов, подготовка учебно-методических рекомендаций; оформление окончательного текста диссертации. Научная новизна исследования состоит в том, что: - доказана возможность использования компетентностного подхода для подготовки студентов-экологов и формирования у них общих компетенций; - разработана идея о том, что в образовательном процессе средних учебных заведений возможно формирование общих компетенций у студентов-экологов в рамках разработанной модели и доказана эффективносить использования данной идеи в науке. - предложена оригинальная научная гипотеза для эффективного формирования общих компетенций у студентов-экологов; Теоретическая значимость обоснована тем что, дан анализ проблемы формирования общих компетенций у студентов-экологов на различных этапах развития общества; уточненены понятия общих компетенций, которые представляют собой взаимосвязь личностно значимых характеристик индивида (знаний, навыков, умений, способностей, качеств, опыта и т.д.), способствующих выполнению им определенного вида деятельности, обусловленной конкретным мотивом и целями; применительно к проблеме исследования эффективно использован комплекс базовых методов исследования. Практическая значимость состоит в том, что разработана и внедрена технология по формированию общих компетенций у студентов-экологов, создана система практических рекомендаций и определены перспективы практического использования модели и технологии по формированию общих компетенций у студентов-экологов. Апробирован и внедрен в учебный процесс подготовки техников-экологов по специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» в ГБОУ СПО «Тольяттинский техникум производственных технологий» (г. Тольятти) курс «Основы экологии и природопользования». Личный вклад автора заключается во включенном участии на всех этапах процесса формирования общих компетенций у студентов-экологов, непосредственном участии соискателя в научном эксперименте, в обработке экспериментальных данных выполненных лично автором, подготовке основных публикаций по итогам исследования; разработке курса и технологии «Основы экологии и природопользования», проектировании и реализации практико-ориентированной технологии. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи» (г. Димитровград, 2012 г.), VIII Международном научно-методическом симпозиуме «Современные проблемы многоуровневого образования» (г. Ростов-на-Дону, 2013 г.), 7 Международной научно-практической конференции «Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года» (г. Новосибирск, 2013 г.), IV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи» (г. Махачкала, 2013 г.), III международной научно-практической конференции «Современное образование: плюсы и минусы,и перспективы» (г. Саратов, 2014г.) Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются: системным подходом к исследуемой проблеме; комплексной методикой, адекватной объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; сравнительными методиками определения уровня общих компетенций у студентов; воспроизводимостью результатов исследования на всех ступенях образования; использованием современных методик сбора и обработки информации. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Общие компетенции, представляющие собой понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и ответственность за них; существление поиска, и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ориентирование в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 2. Модель формирования общих компетенций у студентов-экологов разработанная в соотвтветствии с ФГОС СПО в состав которой входят следующие структурные компоненты: целевой компонент, как прогнозируемый результат обучения в специально организованной среде, ориентированный на освоение студентами общих компетенций. Дидактический компонент модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивает целенаправленную субъект-субъектную деятельность педагога в направлении овладения студентами совокупностью интегративных знаний, умений, раскрывающих сущность общих компетенций. Процессуальный компонент обеспечивает поэтапную деятельность в направлении формирования общих компетенций у студентов, включает этапы: начальный (поисковый), конструктивно-деятельностный этап, мониторинговый (аналитический) этап. Кадровый компонент модели выделен в связи с возникшей потребностью подготовки педагогов к деятельности по формированию у обучаемых общих компетенций. 3. Педагогические условия, в которых формируются общие компетенции, включают в себя: разработку целостной системы учебно-воспитательного процесса, которая позволяет интегрировать экологические знания и знания профессиональной деятельности с целью развития качеств специалиста, способного понимать ответственность и действовать с учетом сохранения окружающей среды; обеспечение методического и диагностического сопровождения формирования общих компетенций через реализацию педагогических форм, методов и средств поэтапно; обогащение знаний студентов посредством разработки, создания и решения экологических ситуаций; индивидуализации и поддержки самостоятельной деятельности студентов по накоплению опыта защиты окружающей среды посредством организации природозащитных акций; стимулирования готовности действовать на основе опыта защиты окружающей среды в профессиональной сфере. 4. Технология формирования общих компетенций у студентов, апробированная и внедренная в учебный процесс подготовки техников по специальности «Рациональное использование природохозяйственнных комплексов» в Тольяттинском техникуме производственных технологий, представляющая собой совокупность методов, способов, форм организации обучения и инновационных средств их реализации, которые обеспечивают эффективное формирование общих компетенций (методы проблемного и активного обучения: лекции-дискуссии, проблемные лекции и семинары, метод проектов, ролевые игры, анализ конкретных производственных ситуаций). Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии списка литературы из наименований, содержит таблиц, рисунков и приложений. Общий объем работы составляет страниц и приложений.
Безусловная значимость перечисленных компетенций заставляет задуматься о более эффективных методах обучения студентов, которые бы позволили сформировать указанные выше умения и навыки в сравнительно небольшой срок обучения по данной специальности. В то же время ряд дисциплин, имеющих общеобразовательный характер, на данный момент не способствуют развитию названных выше компетенций, при этом занимая определённое место в учебных планах образовательных учреждений. В данной ситуации понимание сущности и социальной значимости своей профессии студенты могут приобрести лишь при условии максимальной приближенности учебного материала не только к их профессиональной специфике, но и к обычным, повседневным условиям их жизнедеятельности. Обратим внимание на возраст студентов учреждений СПО (это, по сути, старшеклассники с их ориентациями и уровнем притязаний, отношением к жизни и свойственным этому возрасту мировосприятием); отличительных особенностей контингента, основанных на многообразии мотивационных установок и ценностных ориентаций; неопределенности (в отличие от студентов вуза) направленности профессиональных ориентаций, нечеткости профессиональных смыслов. Современного работника должны отличать: компетентность; самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному обновлению знаний. Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции придается развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения. Date: 2016-02-19; view: 440; Нарушение авторских прав |