Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дизартрия. (форма дизартрии определяется по локализации очага пора­жения нервной системы, а именно: дизартрия бульбарная





(форма дизартрии определяется по локализации очага пора­жения нервной системы, а именно: дизартрия бульбарная, псев-


98________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

добульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая):

псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематиче-
ское недоразвитие (ФФН): межзубный сигматизм свистящих
и шипящих звуков, межзубный ламбдацизм. Нарушение по­
лиморфное. Несформированность психомоторики, слухового
восприятия и внимания.

Примегание: в заключении логопед может раскрыть нару­шения не только фонетической, но и фонематической систе­мы. Тогда логопедическое заключение принимает более раз­вернутый вид;

псевдобульбарная дизартрия, фонетическо-фонемати-ческое недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и ши­пящих звуков, межзубный сигматизм; нарушения полиморф­ное. Недостаточность фонематического анализа (простого и сложного по местоположению и количеству звуков в слове). Несформированность психомоторики, слухового восприятия;

псевдобульбарная дизартрия, ОНР (III уровень ре­чевого развития): увулярная [р], боковое произношение свис­тящих и шипящих, мягких передне- и заднеязычных звуков ([т'], [д'], [к'], [г'], [х']) и звука [л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пре­дикативного словаря. Нарушение грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессив­ные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграм-матизмы. Речевая активность снижена. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. Ребенок в поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен;

псевдобульбарная дизартрия — выраженное недораз­витие фонетико-фонематической стороны речи (ФФНР) и просодии (недостаточная интонационная выразительность голоса, паузации): боковой сигматизм свистящих, шипящих звуков, велярный ротацизм. Нарушение полиморфное. Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артику­ляционным признакам ([с] —[ш], [с] —[с'], [с] — [ц], [з] — [ж], [ш] —[ж], [ш] — [ч], [р] — [л]). Элементы лексико-граммати-ческого недоразвития; экспрессивные аграмматизмы. Нару­шения в общей, ручной, пальчиковой и мимической мото-


_______________________ ВОПРОС 13 __________________________ 99

рике, в слуховом восприятии, в оптико-пространственных представлениях;

корковая премоторная дизартрия, ОНР (II уровень речевого развития): боковое произношение свистящих, шипя­щих звуков и звука [р] (можно использовать другую термино­логию: «боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков», «боковой ротацизм»), межзубный ламбдацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смягчения. Нарушение полиморф­ное. Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, замены, повторения слогов) вследствие трудностей переключения от одного языкового элемента к другому; преобладает бытовой словарь; выраженные экспрессивные и импрессивные аграм­матизмы; фраза одно- и двусловная. Несформированность пси­хомоторики вследствие затруднения переключения движений, слухового и зрительного внимания, памяти, оптико-простран­ственных представлений;

корковая постцентральная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): одноударные [р], [р'], отсутствие звуков [л], [л']; постоянные взаимозамены свистящих и шипящих звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематической системы: фонематического ана­лиза и синтеза; лексико-грамматического строя речи; предика­тивного словаря, функций словообразования. Нарушения пси­хомоторики, слухового восприятия и внимания.

Алалия. Большие трудности вызывает формулировка мно­гоуровневого логопедического заключения по данным обсле­дования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типично не только запаздывание раз­вития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологичес­кий ход речевого развития. Может наблюдаться неравномер­ность нарушения языковой системы: с преимущественным не­доразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или же с относительно равномерной не-сформированностью всех языковых систем.

В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта:

а) состояние речевой функциональной системы (уровни ре­
чевого развития I, II, III);

б) состояние неречевых психических функций (слухового
восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, вни-


100 ______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________

мания, памяти; оптико-пространственных представлений; пси­хомоторики, невербального интеллекта; эмоционально-воле­вой сферы; особенностей поведения; игровой активности), речевая активность; особенности поведения; состояние игро­вой деятельности. Например:

моторная (экспрессивная) афферентная алалия.
Общее недоразвитие речи: I уровень речевого развития. Па-,

тологическое развитие кинестетической основы речи. Несфор-мированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недо­развитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оп­тико-пространственных представлений. Стремление к контакту» со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Не-сформированность кинестетической основы речи. Общее не­доразвитие речи: I уровень речевого развития. Преимуще­ственное недоразвитие лексико-грамматической стороны ре­чи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентиро­вок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активно­сти. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответ­ствие игровой активности возрасту;

моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уровень ре­чевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относи­тельная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомо­торика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмо­циональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого раз­вития. Фразовая регь отсутствует. Нарушения психомото­рики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятель­ности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сфор­мирована;


__________________ ВОПРОС 13 ________________________ _ПИ

моторная (экспрессивная) алалия. Общее недоразви­тие речи: II уровень речевого развития. Выраженные эксп­рессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно- и дву-словная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, ко­ординация движений, отмечается слабость правой руки; слу­ховое внимание, функции рядообразования. В поведении сим­птомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;

сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрессив­ной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует, эхолалия. Сохранна интона­ционно-ритмическая сторона речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведе­нии и деятельности.

На основе клинико-педагогической классификации ло­гопед определяет следующее:

1) механизм и форму речевого нарушения, то есть ха­рактер отклонений в функционировании процессов и опера­ций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсомоторная; дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая, мозжечковая; алалия: моторная аф­ферентная, эфферентная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематическая, оптическая и др.); дисграфия (артикуля-торно-акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное);

2) структуру речевого дефекта, то есть совокупность ре­чевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и ха­рактер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структу­ра речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во мно­гом определяет специфику целенаправленного логопедичес­кого воздействия;


102______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

3) речевую симптоматику. Например, нарушения звуко-произношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистя­щих и шипящих звуков или их искажения: губно-зубной, при-зубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [л], [л'] или их искажения); ротацизм (отсутствие звука [р]);

4) состояние неречевых психических функций: слу­хового восприятия, внимания и памяти; зрительного вос­приятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-про­странственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игро­вой активности (у дошкольников);

5) объем нарушения.

На основе психолого-педагогической классификации учитываются лингвистические и психологические критерии.

В логопедическом заключении, считает Г. А. Волкова, це­лесообразно отразить прежде всего механизм речевого нару­шения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и оп­ределять методику логопедической работы.

Варианты пересечения двух классификаций

• Фонетическое нарушение речи или нарушение произно­
шения отдельных звуков (НПОЗ):

—дислалия;

—дизартрия или стертая дизартрия;

—нарушение голоса;

—ринолалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

—дислалия;

—дизартрия или стертая дизартрия;

—ринолалия.

• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

—выход из моторной (сенсорной) алалии;

—по типу ЗРР;

—при ЗПР;

—невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (ОНР: I, И, III уровень речево­
го развития, НОНР):


ВОПРОС 13 J03

—моторная алалия;

—сенсорная алалия;

—сенсомоторная алалия;

—дизартрия или стертая дизатрия;

—по типу ЗРР;

—при ЗПР;

—невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития):

— стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития):

—моторная алалия;

—заикание.

• Лексико-грамматическое недоразвитие речи:

— выход из моторной алалии.

• Фонетико-фонематическое нарушения речи:

— стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи:

— открытая органическая ринология.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи:

— моторная функциональная дислалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи:

— открытая органическая ринолалия*.

• Нарушения темпа и ритма речи:

— заикания;

— тахилалия;

— брадилалия;

—спотыкания.

Date: 2015-12-13; view: 725; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию