Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дизартрия. (форма дизартрии определяется по локализации очага поражения нервной системы, а именно: дизартрия бульбарная
(форма дизартрии определяется по локализации очага поражения нервной системы, а именно: дизартрия бульбарная, псев- 98________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ добульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая): • псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематиче- Примегание: в заключении логопед может раскрыть нарушения не только фонетической, но и фонематической системы. Тогда логопедическое заключение принимает более развернутый вид; • псевдобульбарная дизартрия, фонетическо-фонемати-ческое недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный сигматизм; нарушения полиморфное. Недостаточность фонематического анализа (простого и сложного по местоположению и количеству звуков в слове). Несформированность психомоторики, слухового восприятия; • псевдобульбарная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): увулярная [р], боковое произношение свистящих и шипящих, мягких передне- и заднеязычных звуков ([т'], [д'], [к'], [г'], [х']) и звука [л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема предикативного словаря. Нарушение грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграм-матизмы. Речевая активность снижена. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. Ребенок в поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен; • псевдобульбарная дизартрия — выраженное недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи (ФФНР) и просодии (недостаточная интонационная выразительность голоса, паузации): боковой сигматизм свистящих, шипящих звуков, велярный ротацизм. Нарушение полиморфное. Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам ([с] —[ш], [с] —[с'], [с] — [ц], [з] — [ж], [ш] —[ж], [ш] — [ч], [р] — [л]). Элементы лексико-граммати-ческого недоразвития; экспрессивные аграмматизмы. Нарушения в общей, ручной, пальчиковой и мимической мото- _______________________ ВОПРОС 13 __________________________ 99 рике, в слуховом восприятии, в оптико-пространственных представлениях; • корковая премоторная дизартрия, ОНР (II уровень речевого развития): боковое произношение свистящих, шипящих звуков и звука [р] (можно использовать другую терминологию: «боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков», «боковой ротацизм»), межзубный ламбдацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смягчения. Нарушение полиморфное. Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, замены, повторения слогов) вследствие трудностей переключения от одного языкового элемента к другому; преобладает бытовой словарь; выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы; фраза одно- и двусловная. Несформированность психомоторики вследствие затруднения переключения движений, слухового и зрительного внимания, памяти, оптико-пространственных представлений; • корковая постцентральная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): одноударные [р], [р'], отсутствие звуков [л], [л']; постоянные взаимозамены свистящих и шипящих звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематической системы: фонематического анализа и синтеза; лексико-грамматического строя речи; предикативного словаря, функций словообразования. Нарушения психомоторики, слухового восприятия и внимания. Алалия. Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типично не только запаздывание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимущественным недоразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или же с относительно равномерной не-сформированностью всех языковых систем. В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни ре б) состояние неречевых психических функций (слухового 100 ______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________ мания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики, невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активности), речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности. Например: • моторная (экспрессивная) афферентная алалия. тологическое развитие кинестетической основы речи. Несфор-мированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту» со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена; • моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Не-сформированность кинестетической основы речи. Общее недоразвитие речи: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентировок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту; • моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена; • моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого развития. Фразовая регь отсутствует. Нарушения психомоторики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована; __________________ ВОПРОС 13 ________________________ _ПИ • моторная (экспрессивная) алалия. Общее недоразвитие речи: II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно- и дву-словная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функции рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого; • сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует, эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности. На основе клинико-педагогической классификации логопед определяет следующее: 1) механизм и форму речевого нарушения, то есть характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсомоторная; дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая, мозжечковая; алалия: моторная афферентная, эфферентная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематическая, оптическая и др.); дисграфия (артикуля-торно-акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное); 2) структуру речевого дефекта, то есть совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия; 102______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ 3) речевую симптоматику. Например, нарушения звуко-произношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажения: губно-зубной, при-зубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [л], [л'] или их искажения); ротацизм (отсутствие звука [р]); 4) состояние неречевых психических функций: слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-пространственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игровой активности (у дошкольников); 5) объем нарушения. На основе психолого-педагогической классификации учитываются лингвистические и психологические критерии. В логопедическом заключении, считает Г. А. Волкова, целесообразно отразить прежде всего механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методику логопедической работы. Варианты пересечения двух классификаций • Фонетическое нарушение речи или нарушение произно —дислалия; —дизартрия или стертая дизартрия; —нарушение голоса; —ринолалия. • Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): —дислалия; —дизартрия или стертая дизартрия; —ринолалия. • Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): —выход из моторной (сенсорной) алалии; —по типу ЗРР; —при ЗПР; —невыясненного патогенеза. • Общее недоразвитие речи (ОНР: I, И, III уровень речево ВОПРОС 13 J03 —моторная алалия; —сенсорная алалия; —сенсомоторная алалия; —дизартрия или стертая дизатрия; —по типу ЗРР; —при ЗПР; —невыясненного патогенеза. • Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития): — стертая псевдобульбарная дизартрия. • Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): —моторная алалия; —заикание. • Лексико-грамматическое недоразвитие речи: — выход из моторной алалии. • Фонетико-фонематическое нарушения речи: — стертая псевдобульбарная дизартрия. • Фонетико-фонематическое нарушение речи: — открытая органическая ринология. • Фонетико-фонематическое нарушение речи: — моторная функциональная дислалия. • Фонетико-фонематическое нарушение речи: — открытая органическая ринолалия*. • Нарушения темпа и ритма речи: — заикания; — тахилалия; — брадилалия; —спотыкания. Date: 2015-12-13; view: 776; Нарушение авторских прав |