Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (старшая группа детского сада) (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) В программе освещается система коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложено содержание работы по формированию звуковой стороны речи, лексико-грам-матических компонентов языка, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, преемственность в работе логопеда и воспитателя. Содержит указания по ведению документации логопеда. Рекомендована Министерством образования РФ. ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Лавра, 1993. В пособии изложена программа обучения и воспитания детей со 2-3-м уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Обучение по программе направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Содержит тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения. Даны рекомендации к использованию лексического материала. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Гриф МОРФ. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. М.: Альфа, 1993. В пособии освещаются основные этапы логопедической работы с детьми 6-го и 7-го года жизни в группах детей с общим недо- ______________________ ВОПРОС 4 _______________________ 35 развитием речи. Даны методические приемы логопедического обследования детей, определены содержание и принципы построения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий. Содержатся лексический материал, который используется в коррек-ционном обучении, конспекты логопедических занятий. Книга адресована логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических колледжей и вузов. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях). Пособие предназначено логопедам для работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) в старшей группе. Представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-граммати-ческого строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Приложение содержит разделы с рекомендациями по работе воспитателя и музыкального работника в группе для детей с ОНР, а также родителям для домашней работы. Гриф МОРФ. Жукова Н. Си Мастюкова Е. М.,Филичева Т. Б. Преодоление общих недостатков речи у дошкольников. М.: Изд. «Социально-политический журнал»: Ассоциация «Гуманитарий», 1994. В пособии рассматриваются общие закономерности развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, раскрывается специфика процесса усвоения родного языка при нарушении развития речи. Описаны способы выявления этих нарушений и даны методические рекомендации по коррекции речи. Адресовано логопедам и воспитателям детских садов, родителям, студентам дефектологических факультетов. Гриф МО РФ. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоления общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. Екатеринбург: АРГД, 1998.— (Учимся играя). В книге излагаются современные представления об общем недоразвитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза, выделяются его варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком языка в норме и при патологии, представлена система поэтапного коррекционного обучения. Пособие предназначено для логопедов, дефектологов и воспитателей. Гриф МО РФ. 36_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ___________________ ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, АРГО, 1996. Пособие содержит красочный картинный материал (демонст-рацирщшй и раздаточный) для формирования грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи у детей. Предназна- ] чено для воспитателей всех видов дошкольных образовательных учреждений, родителей, готовящих детей к школе, дефектологов, :) а также для обследования и проведения индивидуальных и фронтальных занятий во всех типах групп детских садов специального назначения. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (подготовительная к школе группа) (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева) Программа предназначена для логопедов и воспитателей подготовительных к школе групп, в которых воспитываются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В ней определен объем знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе. Предлагаемый материал по формированию произношения и усвоению элементов грамоты разработан с учетом имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления развития связной речи с учетом специфических особенностей детей данной категории. Рекомендована Министерством образования РФ. ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи: Подготовительная к школе группа. М.: Просвещение, 1978. Пособие включает программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, содержит рекомендации к планирова- ______________________ ВОПРОС 4_________________________ 37 нию работы логопеда и воспитателя. Приведены подробные конспекты фронтальных логопедических занятий по формированию произносительной стороны речи и навыков звукового анализа. Гриф МОРФ. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: Гном-Пресс, 1999.— (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждения). Предлагаемое пособие предназначено для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению ФФН у детей. Гриф МО РФ. ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по формированию правильного произношения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990. Картинный иллюстрированный материал для формирования правильного произношения и слоговой структуры слова. Даны рекомендации к использованию игровых фрагментов на логопедических занятиях. Готовятся к изданию ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (в подготовительной к школе группе). М.: Гном и Д. Предлагаемая программа предназначается для логопедов и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В программе дана характеристика особенностей речевого развития детей с ФФН, определены основные задачи и методические приемы обследования и коррекционной логопедической работы, раскрыто содержание работы по преодолению ФФН у детей. 38_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________ ПРОГРАММ* «ДЕТСТВО» (В. И. Лотнова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович) Представляет универсальную комплексную систему развития и воспитания детей в детском саду, разработанную на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики. Составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства — младшего, среднего и старшего возраста. Задача программы — начальное становление личности ребенка, формирование основ самосознания, обеспечение процесса начальной социализации и индивидуализации в развитии, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, охрана и укрепление здоровья детей. На первый план выдвигается воспитание позитивного, гуманного отношения ребенка к окружающему миру. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка. Его реализация достигается путем приобщения ребенка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Целостность и единство разделов программы определяется связью ее трех магистральных линий — развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Программа ориентирует педагога на творческое отношение к работе. Количество учебных занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу представлено право самостоятельно определять их место в режиме дня, а также решать, какое образовательное содержание может быть реализовано через совместную и самостоятельную деятельность детей в процессе игр или занятий. Программа составлена с учетом дифференцированного освоения содержания образования по уровням (высокий, средний, низкий по каждому разделу), которые являются ориентиром для педагога в конструировании образовательного маршрута ребенка. Учебные и методические пособия к ведущим разделам программы публикуются в серии «Библиотека программы „Детство"» (издательство «Детство-Пресс», СПб.). Готовится к выпуску третье издание программы. Рекомендована Министерством образования РФ. ВОПРОС 4 39 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (Под ред. М. А. Васильевой) Базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983) и является ее адаптированным вариантом для российских детских садов. Основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи — охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к.школе — конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада: для 1-й и 2-й групп раннего возраста, для 1-й и 2-й младших, средней, старшей, подготовительной групп. Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома. Строится по видам деятельности детей. Имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков. Рекомендована Министерством образования РФ. В 2004 году вышла усовершенствованная «Программа воспитания и обучения в детском саду». Авторы-составители (М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова) постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Доработанный документ сохраняет свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регулятор-ных). При этом составители Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет за собой развитие». Составители также имели в виду, что воспитание и психическое развитие 40________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________ не могут выступать как два обособленных процесса, независимых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Издание существенно дополнено и переработано; традиционное содержание программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей средой. Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Настоящее издание сохраняет с первоначальным вариантом преемственность в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, основ трудового. Наряду с этим новый вариант представляет более широкие возможности для познавательного социального и личностного развития ребенка. Ведущие цели обновленной программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. _____________________________ ВОПРОС 4 ___________________________ 41 Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. В программе раскрыты закономерности и особенности развития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для 1-й и 2-й групп раннего возраста структурно иные, чем программы дошкольных групп. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; • креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения; • координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; • обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада • соблюдение преемственности в работе детского сада и Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии воспитателя на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. Педагогический коллектив самостоятельно выбирает, какую комплексную программу утвердить на установочном пе- 42________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________ дагогическом совете, какие методики и технологии развивающего обучения использовать в работе с детьми. Практика показала, что большинство дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга работает по программе «Детство» или по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Улучшение обеспечения детских садов учебно-методической литературой — условие эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования*. Аннотированный каталог-справочник «Дошкольное образование в России» является первым официальным изданием, в котором системно представлена учебно-методическая литература по всем основным аспектам образования детей дошкольного возраста и подготовки их к школе. Цель каталога — отразить многообразие учебной литературы по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и проводить отбор в соответствии с избранным направлением образования детей. В каталог вошли все действующие программы, рекомендованные Министерством образования РФ для детских садов, а также учебные и методические пособия (базовые к программам и универсальные), демонстрационные и раздаточные материалы, аудио- и видеопродукция, дидактические игровые материалы и др. Настоящий каталог адресован педагогическим работникам детских садов и учреждений, реализующим программы дошкольного и начального образования, специалистам органов управления образованием и институтов повышения квалификации, а также всем, кто при-частен к изданию и распространению учебной литературы. Федеральный перечень является необходимым инструментом сбора и выполнения заказа на учебную литературу, а также комплектования библиотечных фондов образовательных учреждений, высших и средних учебных педагогических заведений. Учебно-методические пособия в новом пе- * Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: Гном и Д, 2004. 44_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ______. речне структурированы в 7 относительно самостоятельных разделов. В 6 комплексно представлена учебная литература по всем основным направлениям развития личности ребенка дошкольного возраста. Это литература укомплектована в соответствии со спецификой ее использования в педагогическом процессе ДОУ: представлены общеразвивающие пособия, пособия коррекционной направленности, пособия для подготовки детей к школе и для организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ. Учебные издания систематизированы в соответствии с основными возрастными периодами дошкольного детства и их адресностью, то есть в каждом блоке каждого раздела подобраны методики и технологии для детей и для педагогов. Впервые в перечень включены программа воспитания и развития ребенка в детском саду «Детство» (3—7 лет) с теми методическими пособиями, которые получили федеральный гриф (№ 124—129), а также интегрированная программа интеллектуально-художественного, творческого развития ребенка «Гармония развития» (авт. Д. И. Воробьева, № 130) с подпрограммой «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина, № 131). Кроме того, расширен перечень изданий для организации дополнительных образовательных услуг в детском саду. Это усовершенствованный комплект пособий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте «По дороге к азбуке» (тетради № 1—4; автор Р. Н. Бунеев, Е. В. Буне-ева, Т. Р. Кислова, № 183). Сегодня логопеду не нужно тратить свое личное время на изготовление пособий, дидактического материала, так как есть выбор и возможность приобрести качественные красочные пособия, игры в магазинах. • Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, выпустило «Сти- Стимульный материал предназначен для определения уровня развития психических функций (зрительного восприятия, памяти, мышления) детей от 1 года до 4 лет. • Издательство ТЦ «Сфера», Москва, выпустило мето Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей, начиная с раннего возраста, и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. • Обследованию объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки, грамматического строя речи, письменной и связной речи поможет «Дидактический материал по обследованию речи детей» Т. П. Бессоновой, О. Е. Грибовой (М.: Аркти, 1998). Весь речевой материал подобран 46________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________ в зависимости от уровня его лингвистической сложности и сроков появления в речи детей, распределен по трем группам. Уровень А включает наиболее простой материал. Вербальный материал В наиболее сложный. Для уровня Б предлагается, соответственно, материал промежуточной степени сложности. Систематизация языкового материала по уровню сложности в рамках каждой пробы позволяет специалисту обследовать детей самого широкого возрастного спектра с различной степенью тяжести речевого дефекта и формировать языковые и речевые умения и навыки на адекватном материале в условиях индивидуальных и групповых занятий. • Игры и занятия, включенные в пособие «Как научить ребенка говорить, читать и думать» (авторы А. Н. Корнев, Н. Е. Старосельская; 1999), рассчитаны на детей в возрасте от полутора до 7—8 лет. Методическое руководство содержит описание дидактических игр и занятий по развитию связной речи, по формированию понимания речи и стихотворных текстов, внимания, памяти, логического мышления. Пособие состоит из двух брошюр: одна из них содержит разрезные картинки, другая — методическое руководство по использованию материала. Предложенный иллюстративный материал может быть использован логопедом с целью обследования лексико-грамматического строя речи, связной речи, определения уровня сформированности психических функций — памяти, внимания, мышления. У логопеда есть право самостоятельно подобрать дидактический материал, пособия и игрушки, продумать задания, которые помогут получить достоверную информацию о развитии речевых и неречевых функций у каждого ребенка. Date: 2015-12-13; view: 874; Нарушение авторских прав |