Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы
Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрослыми. Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведения, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо заниматься только индивидуально. Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю. Например: По результатам первичной диагностики скомплектованы 2 группы: I подгруппа — дети 2-го года обучения; II подгруппа — дети 1-го года обучения. Возраст всех детей от 6 до 7 лет. Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Напомним, что логопед в неделю проводит два тематических занятия: • ознакомление с новой лексической темой; • знакомство с новым звуком и буквой.
86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1 Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными. Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятельности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, проводит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруппы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в другой форме, создавая другие ситуации, используя другие игровые приемы. Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься. Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая травка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы — грачи, около деревьев воробьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? — дети отвечают: «О цветах». Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д. Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квартал. План обсуждается и утверждается на медико-педагогическом совещании: сентябрь-октябрь-ноябрь — I период обучения; декабрь-январь-февраль — II период обучения; март-апрель-май — III период обучения. Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц. Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи. Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической направленности. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажиста и, конечно же, родителей. Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом реализуемых программ (комплексной и коррекционной), результатов первичной диагностики детей, логопедического заключения, возраста и периода обучения. Например: один из разделов перспективного планирования. Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического слогового анализа предложения). Возраст: 6-7 лет. Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития. I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ Обследование фонематического восприятия (повтори, покажи). Регевой материал: па-ба ба-па том — дом та-да да-то богка — погка ка-га га-ка мишка — мышка та-да-та да-та-да миска — мишка ка-га-ка га-ка-га рожки — ложки Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал: • Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук. • Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира? • Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук? • Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка? • Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка. • Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А]. • Начальные навыки чтения и письма. ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ 1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.) 2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции): 90_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ I 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков: Игры: «Путешествие в лес». С помощью символов гласных звуков составь свою песенку: л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У. «Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно. Символ: - А. Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У. Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д. «Прочитай». Символы:— ребенок назы- \ вает звуки: А У И. Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки. 4. Выделение гласного в нахале слова (Аня), в конце слова Игры: «Разберем картинки» (звук А). «Найди ошибки у Незнайки». Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук. Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему. 5. Подбор слов на гласные звуки. Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз). 6. Знакомство с понятием «согласные звуки». Учить разли Согласные звуки: [М]-[М']; [Б]-[Б'], [Д]-[Д']> [Н]-[Н'], [В]-[В'], [Г]-[Г], [П]-[1Г]. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф'], [К]-[К-]. [Х]-[Х']. 7. Выделение изугенных согласных звуков из слова (начало, ____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92 8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила добрая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...) 9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО). 10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отбирать картинки, рисовать предметы, названия которых соответствуют схеме. 11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X. 12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, мозаики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК). II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ) Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений. Материал подбирается на основе промежуточной диагностики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения. 1. Знакомство со звуками [С]—[С], [3]—[3'], [Ц], [Ш], [Ж], Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искажения, произношения звука. 2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама, 92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________ Методика фонематического анализа: • выделение звука на фоне слова; • определение места звука с слове; • определение положения звука по отношению к другим ] звукам; • определение последовательности звуков в слове; • определение количества звуков в слове. 3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и обознагатъ твердые со- гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам. 4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове): КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных особенностей развития и возможностей каждого ребенка. 5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести 1 Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове: а) сколько гласных в слове, сколько и слогов. МАК — один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА — два гласных звука А, два слога МА-МА. б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот 6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра- Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения: ______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93 7. Знакомство с элементарными правилами правописания: • раздельное написание слов в предложении; • точка в конце предложения; • употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах; • правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.
8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составлению слова из пройденных букв. 9. Обугение детей послоговому ътению слов. III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ) Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, представлений. 1. Знакомство со звуками [Й], [Л'], [Р], [Р']. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю. 2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям. Фоматический синтез: • звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом последовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] — слово КОТ); • более сложный вариант произнесения звуков в нарушенной последовательности ([Л], [К], [У] — слово ЛУК).
3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений. 4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов. 5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости согласных на письме: а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю. ?4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Таким образом логопед раскрывает все разделы перспективного планирования. Данные варианты перспективного планирования не являются обязательными. Логопеды могут использовать эти материалы для написания собственного планирования. * Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герцена). В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*. Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их. Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована). Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи. Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства. Date: 2015-12-13; view: 475; Нарушение авторских прав |