Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Другое
Логопеду следует продумать хранение и систематизацию имеющегося материала. В кабинете должно быть чисто, комфортно, уютно. Созданная логопедом среда позволяет развивать психические функции (память, внимание, мышление), формировать представление об окружающем мире. Ребенок знает, где стоит стаканчик с заточенными цветными и простыми карандашами, листы бумаги, игры и игрушки, с которыми он может действовать. Логопедический кабинет не должен быть офисным и академическим. Весь материал: игры, игрушки — доступен для пользования детьми и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. У ребенка должно появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется!
В число обязательной документации учителя-логопеда 1 входят*: 1. Речевые карты на каждого ребенка. 2. Список детей речевой группы с заключением МПК. Х'Ъ. Тетрадь сообщений логопеда на медико-педагогических совещаниях: • итоги обследования детей — сентябрь; • итоги работы за учебный год — май.
4. Тетрадь занятий воспитателя по заданию логопеда (за-полняется на каждую неделю). Логопед фиксирует индивиду-! альные задания для вечерних занятий и определяет специфические требования к отбору речевого материала в зависимости от этапа коррекции. Воспитатель отмечает особенности ] выполнения заданий каждым ребенком. 5. План работы логопеда (по кварталам I, II, III). 6. Рабочие планы подгрупповых и индивидуальных за- <; нятий. Примерные перечень разделов рабочей сетки подгрупповых занятий: • общие речевые навыки; • развитие слухового и зрительного внимания, памяти; • развитие лексики и грамматического строя речи; • развитие связной речи; • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений, обучение грамоте; • постановка, автоматизация и дифференциация звуков; • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической _________________ ВОПРОС 8 ______________________ 53 • развитие моторики (общей и мелкой). Аккуратность и своевременность заполнения вышеперечисленной документации является основными требованием к ее ведению. 7. Отчет о результатах проведенной работы за год. Такой отчет должен содержать информацию об эффективности логопедической работы и рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте каждого воспитанника. На основании отчета учителя-логопеда за учебный год методист ГДОУ составляет годовой план на следуюший год с указанием тем (названий): • семинаров, лекций, консультаций для воспитателей, родителей; • открытых занятий; • участия в городских, районных мероприятиях; • повышения квалификации в течение учебного года: курсов, семинаров, лекций, конференций; • нетрадиционных форм работы с родителями; • отчетов о выпуске детей (обоснование продления занятий). В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка*. Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является: 1) определение уровня развития ребенка; 2) планирование работы:
• по дальнейшему развитию ребенка (для детей с уровнем развития, соотвествующим возрастной норме); • по коррекции развития ребенка (для детей с нарушением 1 в развитии). На базе отдела реабилитации и коррекции детей раннего и младшего возраста Центра психолого-медико-социального сопровождения диагностические исследования проводятся в основном с учетом указанных выше норм. Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам: 1) познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи); 2) крупная моторика; 3) мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика); 4) социально-эмоциональная сфера; • Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольно __________________ ВОПРОС 9 ________________________ J55 5) самообслуживание (еда, одевание, туалет). Такое выделение сфер является условным. Описываемая методика исследования предполагает выделение нескольких возрастных этапов: • от 12 до 22 месяцев (с 1 года до 1 года 10 месяцев); • от 22 до 36 месяцев (с 1 года 10 месяцев до 3 лет); • от 36 до 48 месяцев (с 3 лет до 4 лет). Для диагностирования детей на указанных возрастных этапах подбираются определенные виды стимульного материала. Результаты обследования каждого ребенка в краткой форме заносятся в речевую карту. Ранее вмешательство специалистов и активное участие родителей, считает О. В. Баранова*, может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и дает возможность более широкого выбора типа школьного обучения. Коррек-ционно-развивающая работа в раннем возрасте является предупреждением интеллектуальных, речевых и социальных проблем адаптации личности в современном, быстро меняющемся обществе. Методическое пособие «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Н. В. Серебряковой предлагает психомоторное обследование детей с 5 месяцев до 4-х лет. Представлены карты обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. В ходе обследования детей раннего возраста отмечаются: 1. Уровень развития по следующим направлениям: • речевое развитие; • когнитивное развитие; • мелкая моторика; • крупная моторика; • самообслуживание; • социализация. 2. Особенности психических процессов, таких, как: а) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослыми сразу или по истечении определенного времени); 6) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам), ис • О. В. Баранова — директор Центра психолого-медико-социального со 56_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ______________ в) эффективный компонент продуктивности (отсутствие г) активность (интенсивность психической и двигательной д) внимание: • устойчивость — способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо; • переключаемость — способность ребенка переходить от одной деятельности к другой по требованию; е) характер игровой деятельности: • манипулирования с предметами; • конструктивные игры; • игры с воображаемыми предметами; • сюжетные игры; • сюжетно-ролевые игры. Все полученные данные заносятся в карту обследования. Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня психомоторного развития ребенка и отразить дина-" мику развития при повторных обследованиях. Контрольные обследования детей в возрасте от 1 года до 2 лет целесообразно проводить 2 раза в год, а обследование детей в возрасте от 2 до 4 лет — 1 раз в год. Однако если ребенок имеет риск отставания или отстает в развитии, то повторные обследования проводятся 3-4 раза в год. При необходимости проводится дополнительное консуль-; тирование — обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра или де-фектолога). Первичную и дополнительную консультации могут проводить одновременно два или несколько специалистов. Все полученные данные, заключения, рекомендации, дополнительные сведения заносятся в карту обследования. В карте отмечается, понимает ли ребенок обращенную к нему речь, выполняет ли простые и двухступенчатые инструкции, различает ли единственное и множественное число, а также зна- ';;j ___________________ ВОПРОС 9 _______________________ 57 чения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ориентируется ли в пространственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции. В графе «Активная речь» записываются слова (звукоподражания, фрагменты слов, слова из 2, 3, 4 слогов), которые употребляет ребенок, отмечается наличие в активном словаре различных частей речи, а также наличие фразы (простой, развернутой, учитывается количество слов в предложении). Нормативные данные, используемые при обследовании речи ребенка, представлены на основе схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961). Уровень развития навыков самообслуживания выясняется со слов родителей. Помимо этого в графе «Дополнительные сведения» отмечаются особенности взаимодействия между ребенком и родителями (завышение, занижение возрастных норм родителями, гиперопека, попустительство, жесткость требований по отношению к ребенку, материнская депривация, внутрисемейные проблемы и т. д.), родительские проблемы (тревожная мама, проблемы взаимоотношений матери ребенка со своими родителями, социальное положение родителей и т. п.). Игровой материал, используемый специалистом при проведении обследования, представлен в «Перечне стимульного материала для диагностического обследования». Общее недоразвитие реги у ребенка (экспрессивная алалия, дизартрия) в настоящее время выявляется уже в возрасте 2— 3 лет, когда процесс развития речи далеко не завершен. У этих детей отмечается своеобразное нарушение психических процессов, снижение познавательской деятельности, отклонения в поведении. Нередко имеет место симптомокомплекс дизонтогенетически-энцефалопатических нарушений. Неравномерность развития неречевых психических функций в раннем возрасте отрицательно влияет на формирование речи. Поэтому для построения целенаправленной логопедической работы с детьми, поступающими в речевые группы детского сада, необходимо комплексное психолого-логопедическое обследование ребенка. 58_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________ Предлагаемая речевая карта, разработанная Г. А. Волковой, М. А. Илюк*, позволяет отразить все сведения о ребенке, необходимые для успешного проведения коррекционной работы. Со-1 держательно в ней отражены 3 основных раздела обследования: 1. Изучение анамнеза, динамики психомоторного и речевого развития в раннем возрасте. 2. Сведения об адаптации ребенка и поведении в детском саду. 3. Обследование речевых и неречевых функций ребенка. В реализации указанных направлений обследования значимую роль играет особое графическое оформление речевой \ карты. Она позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении всего времени его пребывания в ДОУ, что обеспечивает динамическое наблюдение за формированием психических функций ребенка. Подробная информация по итогам обследования в начале каждого учебного года фиксируется в соответствующих графах карты. Обобщенные результаты изучения всех функций заносятся на страницы «Дневника логопеда», где предусмотрена возможность отмечать изменения в состоянии детей в течение одного учебного года, который традиционно разделен на три периода обучения. Это позволяет увидеть результативность коррекционной работы и определить динамику в развитии каждого ребенка. В карту вносятся данные всех специалистов, работающих с ребенком, и по своей сути она является дневником его индивидуального сопровождения. Особенностью графического оформления карты также является компактность и наглядность в расположении различных видов диагностических заданий на одной странице. Так, в карте жирной линией обозначены примерные возрастные нормативы в развитии тех или иных функций. Это позволяет увидеть как сохранные, так и нарушенные функции, что важно для построения программы коррекционной работы. Ежегодное отслеживание развития ребенка дает возможность четко проследить динамику и оптимально определить возможность дальнейшего обучения в школе. Оформление карты, где отражены все параметры обследования ребенка, позволяет фиксировать результаты обследования в соответствующих отведенных местах. При этом предлагаются разные варианты фиксации результатов: * Илюк М. А., Волкова Г. А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. СПб.: Каро, 2004. "■'.'•. __________________________ ВОПРОС 9 ___________________________ 59 • раздел «Адаптация в детском саду» (форма 7); • «Поведение ребенка в коллективе» (форма 8); • пункт 5.1 «Объем движений» (форма 9); • в графах, соответствующих определенному возрасту, предлагаются варианты оценки параметра, потому достаточно подчеркнуть тот из них, который характерен для данного ребенка; • в других случаях (например, в форме 9 пункты 6.3—6.7 и 7.1—7.4 и другие) следует выбрать один из предложенных вариантов и вписать его в соответствующую графу таблицы; • в остальных случаях следует в краткой или развернутой форме внести собственные записи оценки выполнения ребенком соответствующих заданий или результаты наблюдений (например, в форме 9 пункты 3—5, 8—11, в форме 10). Изученние динамигеского праксиса (форма 9 пункт 4.3) предполагает воспроизведение детьми с помощью хлопков определенного ритмического рисунка. Для этого предлагаются примеры разной степени сложности, которые обозначены следующим образом: •••••• •••••••(• —тихо; «— громко). В конце карты предлагаются 2 таблицы, в которых отражены: 1) «Связь неречевых и речевых функций в процессе развития устной речи» (форма 16); 2) «Связь неречевых и речевых функций в процессе профилактики нарушений письменной речи» (форма 17). Таблицы помогут при анализе результатов обследования и определении логопедического диагноза, а также при построении системы коррекционной работы с каждым ребенком. Изугение анамнеза, динамики и регевого развития подразумевает выявление в первую очередь неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе — перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, аутизма, а также хронических соматических заболеваний сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматитов и т. д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития. В процессе индивидуальной беседы с родителями, кроме сведений анамнеза, выясняются особенности поведения ребенка в разных ситуациях дома, его привязанности, взаимоотношения с другими членами семьи, любимые игры, игрушки. В период адаптации ребенка в детском саду ярко проявляются нарушения речевой активности. Поэтому сначала иссле- 60_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ дуются неречевые психические функции детей, а также их личностные особенности. В первый месяц нахождения ребенка в группе на основе результатов многократных наблюдений учитель-логопед отмечает в речевой карте состояние вегетативной сферы ребенка (особенности сна, аппетит, реакции на температурный режим в группе), а также поведение в новом коллективе (характер и особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, эмоциональный фон общения, игровая и речевая активность, преобладающее настроение). В течение первого периода обучения продолжается изучение личностных и психологических особенностей детей. Исследуется процесс воспитания у ребенка навыков поведения в коллективе сверстников. Анализируя, насколько адекватно и самостоятельно поведение каждого ребенка, можно определить степень успешности его адаптации в группе. Выявляется предпочтительное отношение к формам занятий, владение навыками самообслуживания, состояние игровой деятельности. В процессе обследования выделяются группы детей наиболее активных в играх и занятиях, обращается внимание на привязанности детей друг к другу. В дальнейшем эти наблюдения помогают найти пути индивидуального подхода к детям, выбрать формы логопедической работы, сформировать подгруппы для занятий, учитывая не только особенности речевых нарушений, но и межличностные связи детей. Обследование регевых и нерегевых функций ребенка начинается с первичной беседы, направленной на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предполагаемой работе. По содержанию беседы делается предварительное заключение об особенностях знаний ребенка об окружающей действительности и ориентировке в ней, о круге интересов, о способности к суждению, об особенностях развития связной речи. В процессе проведения беседы ребенку предлагается выполнить ряд графических тестов: нарисовать по образцу вертикальную линию (дорожку), круг (солнышко), дом, дерево, человека (для этого в карте отводится соответствующее место). В ходе их выполнения определяется степень владения карандашом, особенности развития графомоторных умений, предметного рисунка, навыки ориентировки на листе бумаги. После проведения беседы ребенку предлагается выполнить ряд заданий, направленных на изучение механизма, структу- _____________ ВОПРОС 9 ______________ 611 ры речевого дефекта и объема нарушения. В процессе исследования неречевых психических функций устанавливается уровень умственного развития ребенка и проводится качественный анализ нарушений его познавательной деятельности с акцентом на определение тех сохранных звеньев, которые могут быть использованы в процессе коррекционной работы. Проводится оценка динамики психического развития в процессе длительной логопедической работы. В процессе обследования используется специально отобранный наглядный материал. Это прежде всего хорошо известный всем учителям-логопедам и используемый в течение многих лет «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева), разнообразные дидактические игры, игрушки, доски Сегена и др. Психологическое обследование проводится в виде обучающего эксперимента, не требующего активной речи ребенка. В процессе выполнения заданий наглядно-действенного вида оценивается отношение ребенка к предлагаемой деятельности, способы действия, которые он выбирает, характер его ошибок, восприимчивость к помощи, особенности интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений памяти, внимания, целенаправленности и произвольности, склонности к инертности и персеверациям. В этом разделе карты предлагаются задания на исследования зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, пространственного, конструктивного и динамического праксиса. Одним из показателей уровня развития ребенка является состояние его моторики. При оценке выполнения общих и тонких движений особо следует отметить наличие двигательной расторможенности и неловкости, объем, переключаемость, точность движений, наличие леворукости. Следующие разделы карты содержат задания для обследования строения, подвижности артикуляторного аппарата, состояния звукопроизношения, фонематических процессов, воспроизведения звукослоговой структуры слов, общего звучания речи. Изучение экспрессивной и импрессивной реги ребенка строится на одном наглядном и речевом материале, поэтому в карте одновременно отмечаются понимание и употребление грамматических форм, особенности развития лексики (объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень ос- 62 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ __________ 1 ведомленности ребенка). Обращается особое внимание на состояние связной речи, ее правильное лексико-грамматическое оформление, а также на умение устанавливать причинно-следственные связи. Это необходимо в связи с тем, что неравно- А мерность развития мышления у детей проявляется в формах, тесно связанных с развитием речи, наглядно-образного и словесного мышления, обобщающей функцией слова. Такой подход позволяет систематически анализировать клинические формы речевой патологии, а также выбирать наиболее эффективные методы и средства для преодоления различных видов речевых нарушений на основе системного и дифференцированного логопедического воздействия. Наблюдение за развитием психических функций ребенка на протяжении длительного временного периода помогает выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Такая интегративность и динамичность в обследовании позволяет по-новому взглянуть на проблему социальной адаптации детей с речевыми нарушениями, своевременно осуществлять коррекцию и компенсацию путем развития потенциальных возможностей и способностей ребенка, а также выявить зону его «ближайшего развития», на расширения которой направлена вся проводимая работа с каждым ребенком. В 2003 году Н. В. Нищева опубликовала 2 речевые карты: одна для детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет, другая для детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. Речевой и неречевой материал подобран с учетом возраста, особенностей развития ребенка, раскрывается методика обследования. Карта удобна для заполнения полученных результатов, многократность использования позволяет проследить динамику развития, результаты коррекционной работы с ребенком на протяжении нескольких лет. Сегодня у логопеда есть уникальная возможность в выборе речевых карт с учетом возраста, логопедического диагноза и использовать ее от 1 года до 3 лет в зависимости от пребывания ребенка в коррекционном дошкольном образовательном учреждении*. * Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2003. * Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2003. Содержание учебно-воспитательной и коррекционной работы учителя-логопеда
Календарное планирование логопед составляет на неделю. Основой планирования является изучение (ознакомление) лексической темы. В группах старшего возраста планируется работа по обучению детей грамоте. Разделы календарного планирования подгрупповой работы с детьми* Календарное планирование предусматривает следующие разделы: • развитие общих речевых навыков; • развитие слухового и зрительного внимания, памяти; • развитие лексики и грамматического строя речи; • развитие связной речи; • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений, обучение грамоте; • развитие моторики; • постановка, автоматизация и дифференциация звуков. детей и структуры речевого дефекта, поэтому очень важно укомплектовать группу. Например: для работы в группе из 7 человек с диагнозом III уровень речевого развития и общее недоразвитие речи (ОНР) и из 5 человек с диагнозом фонети-ко-фонематическое нарушение речи (ФФНР) логопеду следует писать 2 календарных плана. Комплектование логопедических групп с учетом возраста и диагноза облегчает написание календарного планирования, • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра 66________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ обеспечивает эффективность работы логопеда с детьми по коррекции речевых и неречевых нарушений. Предлагаемая система планирования содержит традиционный набор разделов воспитательно-образовательной и коррекцион-ной работы логопеда с детьми и опирается на основные задачи комплексной программы: всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, а также на использование современных методик и технологий коррекции речи. Основные задачи обучения: • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; • формирование приемов умственных действий — анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования; • развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей, вариативности мышления; • развитие коммуникативных навыков — умений общения с детьми и взрослыми; • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих; • обогащение активного, пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, формирование связной речи с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка; • развитие умения оперировать единицами языка — звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением; • расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка. Лексигеские темы подобраны с учетом периода обучения, времени года, красных дней календаря, основных праздников: Нового года, Дня защитника Отечества, 8-го Марта, Масленицы, Дня космонавтики и т. д. Работа учителя логопеда и педагогов направлена на обогащение словарного запаса детей словами, соответствующими темам бесед («Детский сад», «Осень», «Овощи и фрукты», 70________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________ «Семья» и т. д.). На основе ознакомления с окружающим миром логопед реализует коррекционную задачу — работу над грамматическим строем речи, которая предусматривает практическое ознакомление ребенка с правилами изменения слов, что позволит ему научиться согласовывать слова, употреблять их при построении фразы в правильной грамматической форме. Грамматика состоит из двух разделов — «Словоизменение» и «Словообразование». Тематический подход в планировании позволяет логопеду и педагогам заранее подготовиться к подгрупповым и индивидуальным занятиям, отобрать дидактический материал, продумать систему игр, подготовить речевой материал: стихи, потешки, скороговорки, загадки, рабочие тесты*. За логопедом остается право выбора, когда и какие лексические темы планировать, сколько занятий следует про- * Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. СПб., 2006. ____________________________ ВОПРОС 10 __________________________ 73 вести по одной и той же теме с целью усвоения нового материала каждым ребенком, какие методики и технологии развивающего обучения использовать при составлении конспекта занятия. В подготовительной к школе группе (в некоторых случаях — в старшей) логопед планирует не только лексические темы, но и занятия по обучению грамоте (один раз в неделю). ..... _________________ ВОПРОС 10 _______________________ 75 Важно отметить, что при ознакомлении детей с новым звуком (буквой) необходимо учитывать чистое произношение этого звука каждым ребенком. Родители справедливо считают, что подготовка ребенка к школе является одной из самых важных задач данного периода и заранее интересуются, будут ли в данном дошкольном учреждении учить детей читать и писать. По результатам анкетирования, 95% родителей ставят знак равенства между чистой речью и овладением ребенком навыками слитного чтения. И их переживания понятны, ведь школа предпочитает взять подготовленных детей, которые умеют бегло читать не только фразы и предложения, но и небольшие тексты. Основой обучения детей старшего возраста является звуко-слоговой анализ слов, который сочетается с работой по развитию речи, проводимой по всем направлениям. Более пяти лет педагоги и специалисты успешно реализуют в работе с детьми методическое пособие «По дороге к Азбуке», которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольную подготовку в рамках Образовательной системы «Школа 2100». В методическом пособии учебный материал изложен очень подробно, поскольку его использование включает элементы логопедической методики развития речи, которая ориентирована также на предупреждение ошибок в чтении и письме*. В игровой и занимательной форме дети знакомятся с такими понятиями, как «звук» и «буква», учатся различать их по определенным признакам. Дети знакомятся с акустическими характеристиками звуков: согласные и гласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; учатся выделять заданный звук на фоне слова и из слова. * Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. М.: «Баласс», 1999.
82 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми План индивидуальной работы логопед составляет ежедневно на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта. Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми: 1. Развитие артикуляционного аппарата: • общая и специальная артикуляционная гимнастика, направленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба; • логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).
2. Развитие физиологического дыхания с помощью специальных упражнений. 3. Развитие общей, тонкой моторики. 4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, интонация). 5. Развитие голоса (сила, высота, тембр). 6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи. Date: 2015-12-13; view: 485; Нарушение авторских прав |