Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И России





 

 

  Число малых и средних фирм Число занятых, млн чел. Доля малых и средних фирм, %
Страна тыс. ед. в расчете на 1000 жителей в общей числен­ности за­нятых в ВВП
Великобритания Германия Италия Франция Страны ЕС, всего США Япония Россия 2930 2290 3920 1980 15 777 19 300 6450 890,6 .74,2 49,6 5,65 13,6 18,5 16,8 15,2 68 70,2 39,5 7,6 49 46 73 54 72 54 78 9,6 50-53 50-54 57-60 55—62 63—67 50—52 52—55 10—11
В США 50—52% валового внутреннего продукта производится малы­ми и средними предприятиями. Ими создается примерно два из трех новых рабочих мест. Всего же небольших фирм здесь насчитывается около 18 млн, из них семейных — 7 млн. В каждой из производствен­ных программ, которых насчитывается более тысячи, неизменно содер­жатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существен­ный вклад малых предприятий в экономический рост. В странах Западной Европы 99,9% из 16,4 млн предприятий частно­го сектора несельскохозяйственных отраслей представляют собой малые и средние предприятия. На их долю приходится около 50% общего объ­ема продаж в промышленности, 67— в сфере услуг, почти 90% — в стро­ительстве и торговле. Малый и средний бизнес обеспечивает свыше 70% общего числа рабочих мест. Типичным для стран этого региона являет­ся микропредприятие с числом занятых до 9 человек, их насчитывается более 14,4 млн. На рис. 29.2 представлена структура малого бизнеса в России (по данным на начало 2002 г.). Малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики, предоставить дополнительные рабочие места, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, расширить поле конкуренции. Законодательство преду­сматривает их организацию путем передачи, продажи и сдачи в

Рис. 29.2. Структура малого бизнеса

аренду неиспользуемых производственных мощностей, машин и оборудования, законсервированных недостроенных объектов и сооружений, выделения из состава действующих предприятий одного или нескольких структурных подразделений, в первую очередь для производства товаров народного потребления и ока­зания бытовых услуг населению. Они могут создаваться на осно­ве любых форм собственности отдельными гражданами, предпри­ятиями и организациями, государственными органащі. Для обра­зования новых и развития действующих малых предприятий создаются целевые фонды за счет добровольных взносов различ­ных предприятий, организаций и граждан, в том числе иностран­ных.

Нужно время, чтобы появилось достаточно предприимчивых людей, способных развивать экономику на новых принципах. В настоящее время желающие открыть свое дело сталкиваются с огромными трудностями. Для того чтобы малый бизнес действи­тельно составлял 40—50% российской экономики, необходимо радикально (и количественно, и качественно) менять ситуацию. За три последних года государственное регулирование этой сфе­ры заметно либерализовано. Принят первый пакет правовых ак­тов о дебюрократизации экономики. Это законы о государствен­ной регистрации юридических лиц, о лицензировании, о защите прав предпринимателей при проведении государственного конт­роля и надзора. Обсуждается проект закона «О техническом регу­лировании».

Проект закона «О техническом регулировании» предполагает наличие технических регламентов для каждого вида деятельнос­ти. Их будет примерно 450. В техническом регламенте будут сфор­мулированы обязательные требования, число которых намного со­кратится, к предпринимателям. Технический регламент станет для предпринимателя руководством, заменяющим множество действу­ющих документов со стандартами, техническими условиями, пра-


вилами, нормами. Принципиально важно изменить организацию технического нормирования. До сих пор сами ведомства форми­ровали нормы и требования. В проекте закона техническим рег­ламентам предполагается придать статус федеральных законов. Только в исключительных обстоятельствах они будут определяться постановлениями правительства или международными соглаше­ниями. Надо учитывать, что технические нормы — это инструмент и экономической политики. Используя их, можно влиять на ры­нок, малый и крупный бизнес, развитие отраслей.

Малые предприятия, обладая самостоятельностью в осуществ­лении хозяйственной деятельности, имеют все возможности обес­печивать управление производственными процессами и снабжен-ческо-сбытовыми операциями на основе простых организационных структур при минимальной численности работников администра­тивного аппарата и их взаимозаменяемости. По многим функци­ям управления при отсутствии ряда служб, характерных для боль­ших структур, малые предприятия на договорных началах могут пользоваться услугами специализированных предприятий.


Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем. Малые пред­приятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компа­нии. Объясняется это небольшим масштабом производства, огра­ниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управления упрощается, появляется возмож­ность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспо­сабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предприятия. Поэтому с увели­чением масштабов производства, расширением перспектив дело­вой активности происходят усложнение организационной струк­туры управления, размежевание прав собственности и управления.

В табл. 29.3 приводятся данные о числе малых предприятий в России по отраслям экономики и формам собственности. В по­следние годы происходили серьезные качественные изменения в организации и структуре малых предприятий, отвечающие назрев­шим потребностям развития экономики страны. С одной сторо­ны, малые предприятия не заменяют крупные производства, а до­полняют их в интересах удовлетворения потребительского спро­са. С другой стороны, наметилась ярко выраженная тенденция к переходу доминанты малого предпринимательства от торговли, сферы услуг и строительства к машиностроению, энергетике, хи-


Таблица 29.3







Date: 2015-12-13; view: 429; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию