Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малые предприятия в России по отраслям экономики и формам собственности





(на начало 2002 г.)

 

Отрасли Общее число ма­лых пред- Малые предприятия в частной собственности Малые предприятия в смешанной собственности*
  приятии, тыс. тыс. % к итогу тыс. %кигогу
Промышленность 125,1 113,6 90,8 11,5 9,2
Сельское хозяйство 13,4 12,2 91,0 1,2 9,0
Строительство 121,9 115,4 94,7 6,5 5,3
Транспорт 18,8 17,1 91,0 1,7 9,0
Связь 3,7 3,1 88,8 0,6 16,2
Торговля и общест­венное питание 388,1 373,4 96,2 14,7 3,8
Оптовая торговля продукцией произ­водственно-техни­ческого назначения 15,9 14,4 90,6 1,5 9,4
Информационно-вычислительное обслуживание 6,4 6,0 93,7 0,4 6,3
Операции с недви­жимым имуществом 14,2 13,2 93,0 1,0 7,0
Общая коммерчес­кая деятельность по обеспечению функ­ционирования рынка 34,7 31,6 91,1 3,1 8,9
Жилищно-комму­нальное хозяйство 5,2 4,8 92,3 0,4 7,7
Непроизводственные виды бытового об­служивания населения 9,4 9,1 96,8 0,3 3,2
Здравоохранение, физическая культура и социальное обес­печение 17,4 15,8 90,8 1,6 9,2
Образование 5,0 4,0 80,0 1,0 20,0
Культура и искусство 7,9 6,9 87,3 1,0 12,7
Наука и научное обслуживание 28,5 24,2 84,9 4,3 15,1
Финансы, кредит, страхование, пенси­онное обеспечение 5,6 4,0 71,4 1,6 28,6
Другие отрасли 21,8 20,1 91,4 1,7 8,6
Всего 843,0 788,9 93,6 54,1 6,4

* Смешанная российская и совместная российская и иностранная собственность.


мий, микроэлектронике и другим высокотехнологичным и нау­коемким отраслям (табл. 29.4).

Таблица 29.4

Доля российских малых предприятий в выпуске продукции

В 2000 г.

В этих условиях малые предприятия призваны играть суще­ственную роль как в удовлетворении потребительского спроса, так и в обеспечении устойчивого развития экономики в целом. При государственной поддержке они имеют реальную возможность использовать внутренний потенциал развития, способности к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных общеэкономи­ческих условиях. Малое предпринимательство сглаживает колеба­ния экономической конъюнктуры, обеспечивая особый механизм Уравновешивания спроса и предложения. Оно развивает конкурен­цию, создавая систему сильных мотиваций для более полного ис­пользования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В России сформированы институты государственной поддержки и развития малого предпринимательства, реализуются на практике сотни проектов. Происходит становление негосударственной ин­фраструктуры.


Среди многообразных функций рыночной инфраструктуры все большее значение приобретают:

• организационное оформление деловых отношений;

• облегчение реализации интересов участников деловых отно­шений;

• специализация различных субъектов экономики, повышение эффективности и оперативности их работы на основе дифферен­циации заполняемых ими рыночных ниш;

• упрощение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой прак­тики.

В рыночной инфраструктуре выделяют организации двух ти­пов: формирующиеся самостоятельно в ходе развития рыночной экономики и формируемые государством или при его участии. К организациям первого типа относятся различные биржи (товарно-сырьевые, фондовые), посреднические организации, ком­мерческие банки, консалтинговые учреждения и другие, оказыва­ющие различные услуги как в сфере производства, так и в снабже­нии — сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т.д. Формироваі ниє рыночной инфраструктуры требует от государства восновном законодательного регламентирования процессов их создания и функционирования. К организациям второго типа относят­ся инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, а также органы, регулирующие товаропотоки и форми­рование хозяйственных связей.

В условиях становления рыночных отношений процесс регу­лирования товаропотоков и формирования хозяйственных связей должен быть ориентирован в первую очередь на целевую финан­совую и кредитную поддержку приоритетных потребителей с це­лью сохранения их покупательной способности на рынке ресурсов и товаров, установления прямых связей с поставщиками. Вместе с тем должно быть существенно активизировано регулирующее воз­действие государства через систему прямых государственных за­купок по контрактам.

Применительно к тем или иным элементам рыночной инфра­структуры используются разные формы государственной поддерж­ки. В одних случаях это может быть прямое субсидирование, в других — жесткий контроль и регулирование, в-третьих — ис­полнение определенных функций и т.п. В частности, обязанность государственных органов состоит в предоставлении всем функци-, онирующим и потенциальным предприятиям исчерпывающей достоверной информации о действующем законодательстве, ег


уточнениях и изменениях, возможных партнерах, биржевых сводках, котировках акций и т.п. по минимально возможным расценкам. В развитых странах накоплен большой опыт стимулирования малых фирм путем реализации бюджетно-налоговой и кредитной политики государства (установление пониженной ставки нало­гообложения прибыли, отложенная оплата счетов, составление ба­ланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после опла­ты счетов малой фирмы, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд). Малым фирмам предоставляются также льго­ты при взимании местного налога на имущество. Правительства многих стран поддерживают малый бизнес с помощью специаль­ных программ.

Так, министерство экономики Германии имеет программу по венчурному капиталу для малого предпринимательства. Практикуется выдача субсидий по исследовательским контрактам с научными инсти­тутами, оказывается информационная помощь со стороны специальных государственных центров и консалтинговых агентств. Правительство США предоставляет помощь малым фирмам путем осуществления пря­мых государственных инвестиций в малый бизнес, оказывает содействие в производстве и сбыте, научных исследованиях, маркетинге.

Специфической формой поддержки малого и среднего предпринима­тельства в Ш в е ц и и являются региональные фонды развития, которые занимаются подготовкой кадров, консультируют и финансируют малые предприятия, тесно сотрудничают с региональными властями и банками. Они также предоставляют кредиты по низким ставкам, дополняющие банковские кредиты. В Великобритании отдельные министерства (торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики) разра­ботали четыре категории программ помощи малому бизнесу: 1) програм­мы консультаций для действующих и вновь образующихся фирм (с этой целью создана специальная «Служба малых фирм»); 2) программы фи­нансовой помощи и гарантирования кредитов; 3) программы Службы совершенствования бизнеса и Европейского регионального фонда раз­вития; 4) программы поощрения экспортной деятельности малых фирм. Осуществляет эти программы специальный орган — «Бюро британской заморской торговли».

Любой начинающий предприниматель после регистрации сво­его предприятия должен иметь возможность открыть счет в бан­ке, получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов), получить информацию о потенциальных партнерах и Рынках сбыта, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию изделий предпри­ятия в стране и за рубежом. В настоящее время, решая эти про­блемы, предприниматель постоянно наталкивается на препят­ствия. Преодолеть эти препятствия возможно только при четко "Организованной государственной поддержке.


В современных условиях принципиальное значение для разви­тия предпринимательства приобретает использование новейших информационных технологий внутри предприятия и для обеспе­чения его внешних связей. В сочетании с применением электрон­но-вычислительных машин, способных оперативно обрабатывать множество данных, и технологией спутниковой связи, позволя­ющей общаться через громадные расстояния, создается возмож­ность глобальной передачи данных, необходимых для развития со­временной предпринимательской деятельности.

В федеральных программах предусматривается выделение сле­дующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осущест­вляемых на общегосударственном уровне:

• формирование нормативно-правовой базы;

• совершенствование системы финансовой поддержки;

• создание системы информационного обеспечения;

• содействие внешнеэкономической деятельность субъектов малого предпринимательства;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кад­ров;

• производственно-технологическая поддержка.

Малые предприятия в сфере своей деятельности поддержива­ют связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с по­ставщиками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) свя­зи, основанные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основан­ные на специфическом переплетении собственности и контроля.

В последнее время получают распространение различные формы интеграции малого предпринимательства. Заметную роль, в част­ности, начинают играть ассоциации малых предприятий, которые берут на себя выполнение координационных функций, обеспечи­вают информационную, консалтинговую и рекламную поддерж­ку, оказывают многообразную помощь входящим в них структу­рам. Ассоциации формируют общества взаимного кредитования и организуют их деятельность, облегчая малому бизнесу доступ к кредитным ресурсам. При ассоциациях создаются фонды взаим­ного страхования, решающие проблемы возмещения потерь ма­лых предприятий от коммерческих и иных рисков, а также вы­платы единовременных компенсаций предпринимателям при лик­видации их бизнеса по собственной инициативе. Еще одной функцией ассоциаций становится организация экспертизы инве­стиционных проектов, реализуемых их членами. Другими направ-


лениями деятельности ассоциаций являются содействие малым предприятиям в автоматизации управления, надзор за соблюдени­ем членами ассоциаций предпринимательской этики и содействие повышению общей культуры бизнеса.

Многосторонняя кооперация специализированных предприя­тий, имеющих различный хозяйственно-правовой статус, стала важной тенденцией современного производства. Она приобрета­ет все более широкий масштаб и разнообразные формы — субпод­ряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, раз­витие отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональ­ные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т.д.), совместный выход на внешние рынки, венчурный бизнес и т.п.

Благодаря возможностям кооперации малые предприятия пользуются рыночными преимуществами на основе детального знания потребительских предпочтений и близости к рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за малой емкости не слишком инте­ресуют крупные предприятия. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, тех­нология производства постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные ниши. Малые предпри­ятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительско­го спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.

Стимулирование конкуренции предпринимательских органи­заций со стороны государства включает четыре главных направ­ления:

• антимонопольное законодательство, предусматривающее же­сткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;

• введение норм, устанавливающих определенные рамки (пра­вила) для деловой активности;

• определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей;

• последовательная либерализация внешнеэкономических связей.

Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение В многом зависят от крупных производственно-хозяйственных 'Мплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают

ачестве поставщиков комплектующих элементов готовой про-


дукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осуществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях раз­вития малого предпринимательства можно использовать систему контрактных отношений крупных и малых предприятий — фрай-чазинг, получающую широкое распространение особенно в торгов­ле и сфере услуг и дающую значительный экономический эффект. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставля­ет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п. Подобная система сотрудни­чества оказывается выгодной обеим сторонам.

Малое предпринимательство обладает заметно большей способ­ностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода по­иска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рас-; смотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация вы­двинутых оригинальных предложений — таков неполный перечень отличительных черт научно-технической деятельности неболь­ших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств ма­лый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

Характерной чертой развития мирового хозяйства является формирование с широким участием малых предприятий террито­риальных научно-технических и научно-промышленных комплек­сов, получивших известность как технопарки, технополисы, ин­кубаторы бизнеса, инновационные центры. Технопарковые струк­туры оказывают существенное воздействие на развитие экономики по ряду направлений:

• ускоряется появление новых научно-технических предприни­мательских структур;

• деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности;

• происходит увеличение занятости и на этой основе улучше­ние социального положения населения.

В развитых странах разработаны специальные программы под­держки венчурных предприятий. В рамках этих программ опре­деляются направления, размеры и источники финансирования. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепля­ет систему государственного финансирования научно-техничес-


кого прогресса, позволяет существенно расширить поле деятель­ности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению финансирования на стадии коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вклад­чиков. Весьма распространенной формой венчурного финансиро­вания стали фонды крупных корпораций (корпоративные финан­совые венчуры). Венчурное финансирование осуществляется круп­ными корпорациями тремя способами:

• путем непосредственного финансирования создания малых фирм, разрабатывающих новые продукты (массовое производство нового продукта налаживается самой корпорацией, а внедренчес­кие фирмы такого типа называют «парниковым хозяйством» мо­нополий);

• через создание полностью принадлежащих им филиалов — мелких фирм венчурного капитала (в форме инвестиционной вен­чурной фирмы создается фонд, предоставляющий ссуды на раз­работку и освоение изобретений, сделанных вне материнских ком­паний, причем зачастую такие филиальные фонды или инвести­ционные фирмы формируются несколькими корпорациями);

• посредством паевого участия корпораций в фирмах венчур­ного капитала.

Наиболее актуальными направлениями формирования нор­мальной рыночной системы взаимосвязей крупного и малого предпринимательства являются:

• включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий;

• налаживание производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями, включение малых предприятий в производственные цепочки крупных;

• участие малых предприятий в реструктуризации крупных предприятий, использование малыми предприятиями неисполь­зуемых площадей и оборудования крупных промышленных пред­приятий;

• совместная работа, сотрудничество малых и крупных пред­приятий в сфере научных исследований, технических разработок и инноваций.

Дальнейшее расширение мер производственно-технической поддержки малых предприятий должно быть согласовано с госу­дарственными программами и проходить по следующим линиям:

• оснащение малых предприятий современным оборудовани­
ем и технологиями;


создание системы лизинга машин, оборудования и производ­ственных помещений;

• организация передачи предприятиям новых технологий, ноу-хау;

• содействие малым предприятиям в сертификации продукции для выхода на международные рынки;

• развитие института технического консультирования в систе­ме мер поддержки малых предприятий;

• обучение основам управления производственными процесса­ми в системе подготовки кадров для предпринимательской дея­тельности.

Важное значение в обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, органами государственной власти. Успех дела здесь во многом зависит от освоения этики деловых отношений, исполь­зования в интересах малого предпринимательства информацион­ных, образовательных и консультационных усл}?г. Благоприятный социальный климат вокруг малого предпринимательства и мони­торинг деловой активности становятся существенными условия­ми дальнейшего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.

Вопросы для обсуждения

1. Какое влияние оказывает изменение форм собственности на орга­низационную структуру?

2. Как внешняя среда и предпринимательская инфраструктура воз­действуют на организационные формы?

3. Какие организации формируют инфраструктуру предпринима­тельской деятельности?

4. Как влияют рыночные механизмы на организационную структу­ру предприятия? Какие новые структурные звенья возникают в усло­виях перехода к рынку?

5. Как разделяются функции между собственником и руководителем в условиях рынка?

6. Назовите организационно-правовые формы предприятий. Како­вы их характеристики?

7. Какие способы реорганизации акционерных обществ предусмот­рены законодательством?

8. Какие особенности характерны для инфраструктуры акционерных обществ?


о Как распределяются функции управления в органах управления

акционерным обществом? 10. Охарактеризуйте субъекты экономических отношений на малых

и средних предприятиях, ц. По каким признакам выделяются малые предприятия? 12. Каковы тенденции развития малых предприятий в России?

Мильнер «Теории организации»


ЧАСТЬ VIII. ИНТЕГРАЦИЯ

Глава 30 КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Изменения в организации и методах функционирования пред­приятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управ­ления административного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству пред­приятий. В переходный период с осуществлением дерегулирова­ния государственного сектора, отходом от директивных методов руководства и упразднением существовавших ранее иерархичес­ких структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управления предприятиями на осно­ве рыночных принципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: 1) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые зано­во; 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных образований.

Формирование и усиление корпоративных структур — одна из важнейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и мирового хозяйства в целом, повышают уровни макроэко­номического регулирования производства, стабильность экономи­ческого сотрудничества (в том числе международного), выступа­ют в качестве партнеров государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Про­мышленные группы являются эффективной формой консолида­ции материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний. Эти общемировые тенденции начинают проявляться и в России.


F

Тенденция к созданию крупных структур корпоративного типа активно пробивала себе дорогу и в условиях централизованной плановой системы управления. Это и эксперимент по созданию совнархозов, когда многие отраслевые министерства упразднялись и вводилась комплексная организация управления взаимосвязан­ными производствами на территориальной основе, и возврат к отраслевому принципу, однако с созданием при этом государ­ственных комитетов межотраслевого значения, и, наконец, круп­номасштабная практика образования производственных, торгово-производственных объединений, агропромышленных и террито­риально-производственных комплексов. Нельзя не упомянуть и о государственных производственных объединениях, создававших­ся уже в период перестройки. Даже при резком спаде производ­ства крупные предприятия (с численностью промышленно-про-изводственного персонала более 500 человек) обеспечивали подав­ляющую часть всего объема выпуска продукции в стране.

Все эти формы интеграции предприятий, позволявшие фор­мально организовывать совместную производственно-хозяйствен­ную деятельность, оказались заблокированными тем, что в усло­виях господства государственной собственности и предельной централизации управления невозможно было обеспечить реальное слияние финансового и промышленного капитала, их органичес­кую взаимозависимость, использование рыночных механизмов конкуренции, ценового регулирования. Не разрушение, а транс­формация этих форм интеграции в рыночные структуры могла дать реальный шанс появлению холдингов, консорциумов, хозяй­ственных объединений — современных корпораций ассоциатив­ного типа.

Помимо общемировых тенденций корпоративного развития в России действуют специфические факторы, диктующие необхо­димость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интегра­ционных процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенностью пер­спектив. К числу специфических российских факторов, побужда­ющих предприятия к объединению в крупные структуры, можно отнести и такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения ха­рактера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономи­ческой реформы. Восстановление разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев техноло-


гической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов. Организационное построение интегрированной промышленной компании в условиях рыночных отношений рассмотрим на при­мере хозяйствующих субъектов нефтяного сектора.

В последние годы произошли структурные преобразования нефтяно­го сектора России путем создания нефтяных акционерных компаний, обеспечивающих добычу нефти, ее переработку, а также сбыт нефти и нефтепродуктов, в целях формирования конкурентного рынка и защи­ты интересов потребителей. Структурная перестройка предусматривает создание вертикально интегрированных нефтяных компаний путем кон­солидации принадлежащих государству акций акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и сбыту нефтепродуктов. Нефтяные ком­пании объединяют входящие в их состав акционерные общества, отде­ления, филиалы и представительства, используя механизмы планирова­ния, финансирования, координации и контроля при сохранении опера­ционной самостоятельности подконтрольных предприятий.

Основными критериями формирования нефтяных компаний являют­ся производственно-технологическая целесообразность их создания, обеспечивающая сбалансированность объема добычи нефти, ее перера­ботки и покрытия потребностей экономики в нефтепродуктах, сохране­ние сложившихся транспортных потоков и хозяйственных связей, обес­печение конкурентоспособности отечественных предприятий на внут­реннем и внешнем рынках нефти и нефтепродуктов. Обязательным условием создания вертикально интегрированной нефтяной компании является включение в ее состав акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и сбыту нефтепродуктов. Кроме них в состав нефтяных компаний могут быть включены отраслевые машиностроительные пред­приятия, научно-исследовательские организации, а также геолого-разве­дочные организации, организации строительства в нефтегазовых отрас­лях и др. Нефтяные компании и подконтрольные им акционерные обще­ства могут участвовать в финансово-промышленных группах. Контракты на поставку нефти, продуктов ее переработки и нефтяного газа для фе­деральных нужд и по межправительственным соглашениям заключают­ся государственными заказчиками с нефтяными компаниями и други­ми юридическими лицами.

Нефтяные компании могут создаваться в форме:

• акционерных обществ (компаний) без непосредственного закреп­ления за государством части их собственности;

• акционерных обществ (компаний) с частичным закреплением за го­сударством их собственности;

• государственных компаний при полном закреплении их активов в государственной собственности.

Форма собственности компаний не может служить основанием для получения любых экономических и финансовых льгот либо привилегии. Деятельность нефтяных компаний регулируется едиными государствен­ными нормативами и рыночными условиями. Организационная струк­тура нефтяной компании показана на рис. 30.1.


Таким образом, используется двухуровневая структура управления не­фтяным комплексом: первый уровень (нижний) — нефтяные компании, обеспечивающие управление группой подконтрольных акционерных об­ществ за счет владения пакетами их акций; второй уровень (верхний) — федеральные органы управления, обеспечивающие управление нефтя­ными компаниями через своих представителей в советах директоров этих компаний, государственное участие в их капитале.

Рис. 30.1. Организационная структура вертикально интегрированной нефтяной компании

В последующих разделах данной главы рассматриваются основ­ные формы интеграции предприятий, получившие развитие в со­временных условиях. Наиболее широко распространенным струк­турам, таким, как финансово-промышленные группы, транснаци­ональные корпорации и международные совместные предприятия, посвящены главы 31—33.

КОРПОРАЦИЯ

В практике стран с развитой рыночной экономикой корпора­ция является наиболее распространенной формой организации Управления крупным производством. Корпорация (акционерное об-


щество)это организация (союз организаций), созданная для за щиты интересов и привилегий участников и образующая самостоя тельное юридическое лицо. Корпоративное законодательство уста­навливает за корпорацией право выступать в качестве юридичес­кого лица независимо от ее владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут ответствен­ности за ее действия. Такое юридически независимое существова­ние корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров. О главных ориентирах корпоратив­ной формы управления можно судить по приводимому в табл. 30.1. перечню проблем, выдвигавшихся на первый план в развитии мировой экономики в разные периоды второй половины XX века. Современная корпорация — это, как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различ­ный юридический статус и разную степень хозяйственно-опера­тивной самостоятельности. Поэтому принципиальное значение имеют формы и методы управления корпорацией:

Таблица 30.1

Date: 2015-12-13; view: 1520; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию