Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Малые предприятия в России по отраслям экономики и формам собственности(на начало 2002 г.)
* Смешанная российская и совместная российская и иностранная собственность. мий, микроэлектронике и другим высокотехнологичным и наукоемким отраслям (табл. 29.4). Таблица 29.4 Доля российских малых предприятий в выпуске продукции В 2000 г. В этих условиях малые предприятия призваны играть существенную роль как в удовлетворении потребительского спроса, так и в обеспечении устойчивого развития экономики в целом. При государственной поддержке они имеют реальную возможность использовать внутренний потенциал развития, способности к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных общеэкономических условиях. Малое предпринимательство сглаживает колебания экономической конъюнктуры, обеспечивая особый механизм Уравновешивания спроса и предложения. Оно развивает конкуренцию, создавая систему сильных мотиваций для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В России сформированы институты государственной поддержки и развития малого предпринимательства, реализуются на практике сотни проектов. Происходит становление негосударственной инфраструктуры. Среди многообразных функций рыночной инфраструктуры все большее значение приобретают: • организационное оформление деловых отношений; • облегчение реализации интересов участников деловых отношений; • специализация различных субъектов экономики, повышение эффективности и оперативности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш; • упрощение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики. В рыночной инфраструктуре выделяют организации двух типов: формирующиеся самостоятельно в ходе развития рыночной экономики и формируемые государством или при его участии. К организациям первого типа относятся различные биржи (товарно-сырьевые, фондовые), посреднические организации, коммерческие банки, консалтинговые учреждения и другие, оказывающие различные услуги как в сфере производства, так и в снабжении — сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т.д. Формироваі ниє рыночной инфраструктуры требует от государства восновном законодательного регламентирования процессов их создания и функционирования. К организациям второго типа относятся инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, а также органы, регулирующие товаропотоки и формирование хозяйственных связей. В условиях становления рыночных отношений процесс регулирования товаропотоков и формирования хозяйственных связей должен быть ориентирован в первую очередь на целевую финансовую и кредитную поддержку приоритетных потребителей с целью сохранения их покупательной способности на рынке ресурсов и товаров, установления прямых связей с поставщиками. Вместе с тем должно быть существенно активизировано регулирующее воздействие государства через систему прямых государственных закупок по контрактам. Применительно к тем или иным элементам рыночной инфраструктуры используются разные формы государственной поддержки. В одних случаях это может быть прямое субсидирование, в других — жесткий контроль и регулирование, в-третьих — исполнение определенных функций и т.п. В частности, обязанность государственных органов состоит в предоставлении всем функци-, онирующим и потенциальным предприятиям исчерпывающей достоверной информации о действующем законодательстве, ег уточнениях и изменениях, возможных партнерах, биржевых сводках, котировках акций и т.п. по минимально возможным расценкам. В развитых странах накоплен большой опыт стимулирования малых фирм путем реализации бюджетно-налоговой и кредитной политики государства (установление пониженной ставки налогообложения прибыли, отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты счетов малой фирмы, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд). Малым фирмам предоставляются также льготы при взимании местного налога на имущество. Правительства многих стран поддерживают малый бизнес с помощью специальных программ. Так, министерство экономики Германии имеет программу по венчурному капиталу для малого предпринимательства. Практикуется выдача субсидий по исследовательским контрактам с научными институтами, оказывается информационная помощь со стороны специальных государственных центров и консалтинговых агентств. Правительство США предоставляет помощь малым фирмам путем осуществления прямых государственных инвестиций в малый бизнес, оказывает содействие в производстве и сбыте, научных исследованиях, маркетинге. Специфической формой поддержки малого и среднего предпринимательства в Ш в е ц и и являются региональные фонды развития, которые занимаются подготовкой кадров, консультируют и финансируют малые предприятия, тесно сотрудничают с региональными властями и банками. Они также предоставляют кредиты по низким ставкам, дополняющие банковские кредиты. В Великобритании отдельные министерства (торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики) разработали четыре категории программ помощи малому бизнесу: 1) программы консультаций для действующих и вновь образующихся фирм (с этой целью создана специальная «Служба малых фирм»); 2) программы финансовой помощи и гарантирования кредитов; 3) программы Службы совершенствования бизнеса и Европейского регионального фонда развития; 4) программы поощрения экспортной деятельности малых фирм. Осуществляет эти программы специальный орган — «Бюро британской заморской торговли». Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность открыть счет в банке, получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов), получить информацию о потенциальных партнерах и Рынках сбыта, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию изделий предприятия в стране и за рубежом. В настоящее время, решая эти проблемы, предприниматель постоянно наталкивается на препятствия. Преодолеть эти препятствия возможно только при четко "Организованной государственной поддержке. В современных условиях принципиальное значение для развития предпринимательства приобретает использование новейших информационных технологий внутри предприятия и для обеспечения его внешних связей. В сочетании с применением электронно-вычислительных машин, способных оперативно обрабатывать множество данных, и технологией спутниковой связи, позволяющей общаться через громадные расстояния, создается возможность глобальной передачи данных, необходимых для развития современной предпринимательской деятельности. В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне: • формирование нормативно-правовой базы; • совершенствование системы финансовой поддержки; • создание системы информационного обеспечения; • содействие внешнеэкономической деятельность субъектов малого предпринимательства; • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; • производственно-технологическая поддержка. Малые предприятия в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с поставщиками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) связи, основанные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основанные на специфическом переплетении собственности и контроля. В последнее время получают распространение различные формы интеграции малого предпринимательства. Заметную роль, в частности, начинают играть ассоциации малых предприятий, которые берут на себя выполнение координационных функций, обеспечивают информационную, консалтинговую и рекламную поддержку, оказывают многообразную помощь входящим в них структурам. Ассоциации формируют общества взаимного кредитования и организуют их деятельность, облегчая малому бизнесу доступ к кредитным ресурсам. При ассоциациях создаются фонды взаимного страхования, решающие проблемы возмещения потерь малых предприятий от коммерческих и иных рисков, а также выплаты единовременных компенсаций предпринимателям при ликвидации их бизнеса по собственной инициативе. Еще одной функцией ассоциаций становится организация экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых их членами. Другими направ- лениями деятельности ассоциаций являются содействие малым предприятиям в автоматизации управления, надзор за соблюдением членами ассоциаций предпринимательской этики и содействие повышению общей культуры бизнеса. Многосторонняя кооперация специализированных предприятий, имеющих различный хозяйственно-правовой статус, стала важной тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы — субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т.д.), совместный выход на внешние рынки, венчурный бизнес и т.п. Благодаря возможностям кооперации малые предприятия пользуются рыночными преимуществами на основе детального знания потребительских предпочтений и близости к рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за малой емкости не слишком интересуют крупные предприятия. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные ниши. Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса. Стимулирование конкуренции предпринимательских организаций со стороны государства включает четыре главных направления: • антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке; • введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) для деловой активности; • определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей; • последовательная либерализация внешнеэкономических связей. Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение В многом зависят от крупных производственно-хозяйственных 'Мплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают ачестве поставщиков комплектующих элементов готовой про- дукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осуществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий. Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства можно использовать систему контрактных отношений крупных и малых предприятий — фрай-чазинг, получающую широкое распространение особенно в торговле и сфере услуг и дающую значительный экономический эффект. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам. Малое предпринимательство обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рас-; смотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений — таков неполный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Характерной чертой развития мирового хозяйства является формирование с широким участием малых предприятий территориальных научно-технических и научно-промышленных комплексов, получивших известность как технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, инновационные центры. Технопарковые структуры оказывают существенное воздействие на развитие экономики по ряду направлений: • ускоряется появление новых научно-технических предпринимательских структур; • деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности; • происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение социального положения населения. В развитых странах разработаны специальные программы поддержки венчурных предприятий. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-техничес- кого прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению финансирования на стадии коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков. Весьма распространенной формой венчурного финансирования стали фонды крупных корпораций (корпоративные финансовые венчуры). Венчурное финансирование осуществляется крупными корпорациями тремя способами: • путем непосредственного финансирования создания малых фирм, разрабатывающих новые продукты (массовое производство нового продукта налаживается самой корпорацией, а внедренческие фирмы такого типа называют «парниковым хозяйством» монополий); • через создание полностью принадлежащих им филиалов — мелких фирм венчурного капитала (в форме инвестиционной венчурной фирмы создается фонд, предоставляющий ссуды на разработку и освоение изобретений, сделанных вне материнских компаний, причем зачастую такие филиальные фонды или инвестиционные фирмы формируются несколькими корпорациями); • посредством паевого участия корпораций в фирмах венчурного капитала. Наиболее актуальными направлениями формирования нормальной рыночной системы взаимосвязей крупного и малого предпринимательства являются: • включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий; • налаживание производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями, включение малых предприятий в производственные цепочки крупных; • участие малых предприятий в реструктуризации крупных предприятий, использование малыми предприятиями неиспользуемых площадей и оборудования крупных промышленных предприятий; • совместная работа, сотрудничество малых и крупных предприятий в сфере научных исследований, технических разработок и инноваций. Дальнейшее расширение мер производственно-технической поддержки малых предприятий должно быть согласовано с государственными программами и проходить по следующим линиям: • оснащение малых предприятий современным оборудовани • создание системы лизинга машин, оборудования и производственных помещений; • организация передачи предприятиям новых технологий, ноу-хау; • содействие малым предприятиям в сертификации продукции для выхода на международные рынки; • развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малых предприятий; • обучение основам управления производственными процессами в системе подготовки кадров для предпринимательской деятельности. Важное значение в обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, органами государственной власти. Успех дела здесь во многом зависит от освоения этики деловых отношений, использования в интересах малого предпринимательства информационных, образовательных и консультационных усл}?г. Благоприятный социальный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг деловой активности становятся существенными условиями дальнейшего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий. Вопросы для обсуждения 1. Какое влияние оказывает изменение форм собственности на организационную структуру? 2. Как внешняя среда и предпринимательская инфраструктура воздействуют на организационные формы? 3. Какие организации формируют инфраструктуру предпринимательской деятельности? 4. Как влияют рыночные механизмы на организационную структуру предприятия? Какие новые структурные звенья возникают в условиях перехода к рынку? 5. Как разделяются функции между собственником и руководителем в условиях рынка? 6. Назовите организационно-правовые формы предприятий. Каковы их характеристики? 7. Какие способы реорганизации акционерных обществ предусмотрены законодательством? 8. Какие особенности характерны для инфраструктуры акционерных обществ? о Как распределяются функции управления в органах управления акционерным обществом? 10. Охарактеризуйте субъекты экономических отношений на малых и средних предприятиях, ц. По каким признакам выделяются малые предприятия? 12. Каковы тенденции развития малых предприятий в России? Мильнер «Теории организации» ЧАСТЬ VIII. ИНТЕГРАЦИЯ Глава 30 КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Изменения в организации и методах функционирования предприятий как субъектов хозяйствования обусловлены процессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, в результате которых хозяйственное управление отделилось от управления административного, а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий. В переходный период с осуществлением дерегулирования государственного сектора, отходом от директивных методов руководства и упразднением существовавших ранее иерархических структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управления предприятиями на основе рыночных принципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: 1) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново; 2) на основе формирования горизонтальных ассоциативных образований. Формирование и усиление корпоративных структур — одна из важнейших тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и мирового хозяйства в целом, повышают уровни макроэкономического регулирования производства, стабильность экономического сотрудничества (в том числе международного), выступают в качестве партнеров государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Промышленные группы являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний. Эти общемировые тенденции начинают проявляться и в России. F Тенденция к созданию крупных структур корпоративного типа активно пробивала себе дорогу и в условиях централизованной плановой системы управления. Это и эксперимент по созданию совнархозов, когда многие отраслевые министерства упразднялись и вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производствами на территориальной основе, и возврат к отраслевому принципу, однако с созданием при этом государственных комитетов межотраслевого значения, и, наконец, крупномасштабная практика образования производственных, торгово-производственных объединений, агропромышленных и территориально-производственных комплексов. Нельзя не упомянуть и о государственных производственных объединениях, создававшихся уже в период перестройки. Даже при резком спаде производства крупные предприятия (с численностью промышленно-про-изводственного персонала более 500 человек) обеспечивали подавляющую часть всего объема выпуска продукции в стране. Все эти формы интеграции предприятий, позволявшие формально организовывать совместную производственно-хозяйственную деятельность, оказались заблокированными тем, что в условиях господства государственной собственности и предельной централизации управления невозможно было обеспечить реальное слияние финансового и промышленного капитала, их органическую взаимозависимость, использование рыночных механизмов конкуренции, ценового регулирования. Не разрушение, а трансформация этих форм интеграции в рыночные структуры могла дать реальный шанс появлению холдингов, консорциумов, хозяйственных объединений — современных корпораций ассоциативного типа. Помимо общемировых тенденций корпоративного развития в России действуют специфические факторы, диктующие необходимость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интеграционных процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенностью перспектив. К числу специфических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению в крупные структуры, можно отнести и такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы. Восстановление разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев техноло- гической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов. Организационное построение интегрированной промышленной компании в условиях рыночных отношений рассмотрим на примере хозяйствующих субъектов нефтяного сектора. В последние годы произошли структурные преобразования нефтяного сектора России путем создания нефтяных акционерных компаний, обеспечивающих добычу нефти, ее переработку, а также сбыт нефти и нефтепродуктов, в целях формирования конкурентного рынка и защиты интересов потребителей. Структурная перестройка предусматривает создание вертикально интегрированных нефтяных компаний путем консолидации принадлежащих государству акций акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и сбыту нефтепродуктов. Нефтяные компании объединяют входящие в их состав акционерные общества, отделения, филиалы и представительства, используя механизмы планирования, финансирования, координации и контроля при сохранении операционной самостоятельности подконтрольных предприятий. Основными критериями формирования нефтяных компаний являются производственно-технологическая целесообразность их создания, обеспечивающая сбалансированность объема добычи нефти, ее переработки и покрытия потребностей экономики в нефтепродуктах, сохранение сложившихся транспортных потоков и хозяйственных связей, обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках нефти и нефтепродуктов. Обязательным условием создания вертикально интегрированной нефтяной компании является включение в ее состав акционерных обществ по добыче нефти, ее переработке и сбыту нефтепродуктов. Кроме них в состав нефтяных компаний могут быть включены отраслевые машиностроительные предприятия, научно-исследовательские организации, а также геолого-разведочные организации, организации строительства в нефтегазовых отраслях и др. Нефтяные компании и подконтрольные им акционерные общества могут участвовать в финансово-промышленных группах. Контракты на поставку нефти, продуктов ее переработки и нефтяного газа для федеральных нужд и по межправительственным соглашениям заключаются государственными заказчиками с нефтяными компаниями и другими юридическими лицами. Нефтяные компании могут создаваться в форме: • акционерных обществ (компаний) без непосредственного закрепления за государством части их собственности; • акционерных обществ (компаний) с частичным закреплением за государством их собственности; • государственных компаний при полном закреплении их активов в государственной собственности. Форма собственности компаний не может служить основанием для получения любых экономических и финансовых льгот либо привилегии. Деятельность нефтяных компаний регулируется едиными государственными нормативами и рыночными условиями. Организационная структура нефтяной компании показана на рис. 30.1. Таким образом, используется двухуровневая структура управления нефтяным комплексом: первый уровень (нижний) — нефтяные компании, обеспечивающие управление группой подконтрольных акционерных обществ за счет владения пакетами их акций; второй уровень (верхний) — федеральные органы управления, обеспечивающие управление нефтяными компаниями через своих представителей в советах директоров этих компаний, государственное участие в их капитале. Рис. 30.1. Организационная структура вертикально интегрированной нефтяной компании В последующих разделах данной главы рассматриваются основные формы интеграции предприятий, получившие развитие в современных условиях. Наиболее широко распространенным структурам, таким, как финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации и международные совместные предприятия, посвящены главы 31—33. КОРПОРАЦИЯ В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формой организации Управления крупным производством. Корпорация (акционерное об- щество) — это организация (союз организаций), созданная для за щиты интересов и привилегий участников и образующая самостоя тельное юридическое лицо. Корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качестве юридического лица независимо от ее владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут ответственности за ее действия. Такое юридически независимое существование корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров. О главных ориентирах корпоративной формы управления можно судить по приводимому в табл. 30.1. перечню проблем, выдвигавшихся на первый план в развитии мировой экономики в разные периоды второй половины XX века. Современная корпорация — это, как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Поэтому принципиальное значение имеют формы и методы управления корпорацией: Таблица 30.1
|