Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляд в будущее: образование в XXI веке
Хотя США — мировой лидер в том, что касается доступности колледжей для различных групп населения, американская система государственных школ все еще не избавилась от серьезных проблем, многие из которых уходят своими корнями в само общество. Следовательно, не приходится ожидать, что в наступившем веке школы самостоятельно улучшат качество обучения. Улучшение ситуации в школах невозможно без осознания учащимися, педагогами, родителями и местными общинами значимости хорошего образования. Иными словами, проблемы образо- Глава 19, Образование g79 В XX в. в США действовали лишь две модели школьного образования: государственные учебные заведения, руководимые правительственными структурами, и частные, патронируемые неправительственными организациями. Однако в последнее десятилетие появилось немало новых форм, включая школы, приносящие прибыль, и широкий спектр программ «выбора» (Finn & Gau, 1998). Вполне возможно, что в грядущие десятилетия мы станем очевидцами значительных перемен в системе всеобщего среднего образования, которые подсказаны отчасти и изучением социологами результатов применения разных образовательных стратегий. Но какое бы решение о контроле над системой образования ни было принято в будущем, фактор, который окажет влияние на нее, известен уже сегодня: это новые информационные технологии. Ныне 97% традиционных начальных и средних школ задействуют обучающие компьютеры. Возможности таковых выходят далеко за рамки оказания помощи детям в овладении базовыми навыками; компьютеры могут поднять качество образования на принципиально новый и более высокий уровень. Они способствуют большей активности учащихся в процессе обучения и предоставляют им возможность продвигаться вперед с доступной скоростью. Для учащихся-инвалидов, лишенных возможности писать, компьютеры — более легкий способ самовыражения. Судя по всему, для всех детей и подростков без исключения компьютеризация средних школ (а в некоторых случаях — даже детских садов) — путь значительного ускорения обучения, условие лучшей подготовки к трудовой деятельности в XXI в. Однако многочисленные достоинства компьютерной техники мешают понять ограниченность возможности таковой. Компьютеры никогда не привнесут в процесс обучения того, что дает интуиция или воображение учителя, его стремление к выполнению своей задачи. Не может компьютер и «нащупать» у ученика того, что один учитель назвал «струнами человеческой неповторимости и креативности», которые открываются скорее при изучении литературы и языка, нежели при простом манипулировании математическими символами. Действительно, хотя компьютеры широко распространены в классах и аудиториях, принципиальное изменение преподавания и обучения или даже замена классической доски пока им не под силу, это дело будущего (Berger, 1991; Elmer-DeWitt, 1991; Skinner, 1997). Не следует полагать, будто технология излечит все недуги, поразившие американскую школу, в том числе устранит насилие и бюрократическую систему. Необходим всеобъемлющий план социальных перемен, которые смогут возродить былые амбиции США — дать всем гражданам первоклассное среднее образование, — та цель, которая до сих пор ускользает от общества. Резюме 1. Образование — важнейший социальный институт, назначение которого состоит в передаче знаний и навыков и обучении культурным нормам и ценностям. В доиндустриальных обществах, когда не было системы официального образования, дети обучались в семьях; формальные образовательные 680 Часть IV. Социальные институты Глава 19. Образование 581
2. США были одной из первых стран, где было введено всеобщее обязательное среднее образование, что отражало как демократические идеалы, так и потребность индустриальной капиталистической экономики. 3. Структурно-функциональный анализ выявляет основные функции школьного обучения, включая социализацию, культурные инновации, социальную интеграцию и сохранение существующей общественной иерархии. К числу неявных функций школьного обучения принадлежат уход за детьми и создание социальных связей. 4. Анализ в рамках парадигмы социального конфликта связывает школьное обучение с классовой, расовой и тендерной иерархией. Официальное образование способствует воспитанию конформистов, которые в будущем должны стать послушными работниками. 5. Стандартизированные тесты достижений вызывают споры об уместности их использования. Одни считают их приемлемыми способами оценки академических способностей и знаний; другие же видят в них инструменты предвзятого отношения к менее привилегированным учащимся, позволяющие относить их к категории «неполноценных». 6. У распределения по циклам тоже есть как сторонники, так и противники. Первые считают его приемлемой практикой, позволяющей школам учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся; вторые же убеждены в том, что благодаря ему дети из привилегированных семей получают более качественное образование. 7. В США основная масса детей и подростков — учащиеся школ, которые финансируются государством. Большинство частных учебных заведений дают религиозное образование. Небольшая доля учащихся, преимущественно из богатых семей, посещают элитные частные приготовительные школы. 8. 25% американцев старше 25 лет — выпускники колледжей, что свидетельствует о возникновении «общества креденциализма». Люди с дипломами колледжей зарабатывают за свою «трудовую жизнь» значительно больше денег, чем другие члены общества. 9. Большинство взрослых американцев критически относится к государственному среднему образованию. Насилие проникло во многие школы, и в первую очередь в те, которые расположены в бедных кварталах. Бюрократический характер учебных заведений также способствует отсеву из них учащихся и пассивности слушателей.
10. Падение академических стандартов отражается в более низких средних баллах за тесты достижений и в функциональной неграмотности значительной части выпускников средних школ. 11. Движение сторонников выбора школы выросло из стремления сделать учебные заведения более восприимчивыми к потребностям общества. Новые альтернативы среднего образования включают специальные школы, школы, приносящие прибыль, и привилегированные; все они являются предметами непрекращающихся дебатов.
12. Исторически сложилось так, что дети с психическим или физическими ограниченными возможностями, либо обучались в специальных заведениях, либо не учились вовсе. Включение учащихся, требующих к себе специального подхода, в общую образовательную программу значительно расширило круг их возможностей. 13. В США возрастает доля взрослых среди учащихся. Большинство из них — женщины, без отрыва от производства повышающие свою квалификацию. 14. Информационная революция изменяет школьное обучение благодаря компьютеризации. Хотя компьютеры позволяют реализовать интерактивное обучение в темпе, доступном ученику, есть дисциплины, для обучения которым это не годится. Основные понятия Креденциализм — оценка индивида на основе достигнутого им уровня образования. Образование — социальный институт, благодаря которому общество обеспечивает своих членов важными знаниями, в том числе о фундаментальных явлениях действительности, профессиональных навыках и культурных нормах и ценностях. Распределение по циклам — распределение учащихся в соответствии с разнообразными образовательными программами. Скрытая программа — неявное внедрение политических или культурных идей в учебном классе. Функциональная неграмотность — отсутствие навыков чтения и письма, необходимых в повседневной жизни. Школьное обучение — формальное обучение под руководством специально подготовленных педагогов. Вопросы для размышления 1. Почему индустриализация заставила разные общества развивать свои системы школьного образования? 2. В чем проявляется влияние экономики, политики и культуры США на систему школьного образования? 3. Почему сторонники структурно-функциональной парадигмы говорят, что система школьного образования важна для жизни общества? Каким образом, по мнению приверженцев парадигмы социального конфликта, формальное обучение способствует сохранению социального неравенства людей? 4. Насколько убедительны исследователи, говорящие о пассивности студентов колледжей в процессе обучения? Если это верно, то каким образом можно добиться большей активности обучающихся? Новые информационные технологии и социальные институты 683 КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ IV Date: 2015-12-13; view: 476; Нарушение авторских прав |