Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд в будущее: образование в XXI веке





Хотя США — мировой лидер в том, что касается доступности колледжей для раз­личных групп населения, американская система государственных школ все еще не избавилась от серьезных проблем, многие из которых уходят своими корнями в само общество. Следовательно, не приходится ожидать, что в наступившем веке школы самостоятельно улучшат качество обучения. Улучшение ситуации в шко­лах невозможно без осознания учащимися, педагогами, родителями и местными общинами значимости хорошего образования. Иными словами, проблемы образо-


Глава 19, Образование g79

В XX в. в США действовали лишь две модели школьного образования: государ­ственные учебные заведения, руководимые правительственными структурами, и частные, патронируемые неправительственными организациями. Однако в послед­нее десятилетие появилось немало новых форм, включая школы, приносящие при­быль, и широкий спектр программ «выбора» (Finn & Gau, 1998). Вполне возможно, что в грядущие десятилетия мы станем очевидцами значительных перемен в систе­ме всеобщего среднего образования, которые подсказаны отчасти и изучением соци­ологами результатов применения разных образовательных стратегий.

Но какое бы решение о контроле над системой образования ни было принято в будущем, фактор, который окажет влияние на нее, известен уже сегодня: это но­вые информационные технологии. Ныне 97% традиционных начальных и средних школ задействуют обучающие компьютеры. Возможности таковых выходят дале­ко за рамки оказания помощи детям в овладении базовыми навыками; компьюте­ры могут поднять качество образования на принципиально новый и более высо­кий уровень. Они способствуют большей активности учащихся в процессе обуче­ния и предоставляют им возможность продвигаться вперед с доступной скоростью. Для учащихся-инвалидов, лишенных возможности писать, компьютеры — более легкий способ самовыражения. Судя по всему, для всех детей и подростков без исключения компьютеризация средних школ (а в некоторых случаях — даже дет­ских садов) — путь значительного ускорения обучения, условие лучшей подготов­ки к трудовой деятельности в XXI в.

Однако многочисленные достоинства компьютерной техники мешают понять ограниченность возможности таковой. Компьютеры никогда не привнесут в про­цесс обучения того, что дает интуиция или воображение учителя, его стремление к выполнению своей задачи. Не может компьютер и «нащупать» у ученика того, что один учитель назвал «струнами человеческой неповторимости и креативно­сти», которые открываются скорее при изучении литературы и языка, нежели при простом манипулировании математическими символами. Действительно, хотя компьютеры широко распространены в классах и аудиториях, принципиальное из­менение преподавания и обучения или даже замена классической доски пока им не под силу, это дело будущего (Berger, 1991; Elmer-DeWitt, 1991; Skinner, 1997). Не следует полагать, будто технология излечит все недуги, поразившие американ­скую школу, в том числе устранит насилие и бюрократическую систему. Необхо­дим всеобъемлющий план социальных перемен, которые смогут возродить былые амбиции США — дать всем гражданам первоклассное среднее образование, — та цель, которая до сих пор ускользает от общества.

Резюме

1. Образование — важнейший социальный институт, назначение которого со­стоит в передаче знаний и навыков и обучении культурным нормам и цен­ностям. В доиндустриальных обществах, когда не было системы официаль­ного образования, дети обучались в семьях; формальные образовательные


680 Часть IV. Социальные институты


Глава 19. Образование 581


 


2. США были одной из первых стран, где было введено всеобщее обязательное среднее образование, что отражало как демократические идеалы, так и по­требность индустриальной капиталистической экономики.

3. Структурно-функциональный анализ выявляет основные функции школь­ного обучения, включая социализацию, культурные инновации, социальную интеграцию и сохранение существующей общественной иерархии. К числу неявных функций школьного обучения принадлежат уход за детьми и созда­ние социальных связей.

4. Анализ в рамках парадигмы социального конфликта связывает школьное обучение с классовой, расовой и тендерной иерархией. Официальное обра­зование способствует воспитанию конформистов, которые в будущем долж­ны стать послушными работниками.

5. Стандартизированные тесты достижений вызывают споры об уместности их использования. Одни считают их приемлемыми способами оценки академи­ческих способностей и знаний; другие же видят в них инструменты предвзя­того отношения к менее привилегированным учащимся, позволяющие отно­сить их к категории «неполноценных».


6. У распределения по циклам тоже есть как сторонники, так и противники. Первые считают его приемлемой практикой, позволяющей школам учиты­вать индивидуальные способности и интересы учащихся; вторые же убеж­дены в том, что благодаря ему дети из привилегированных семей получают более качественное образование.

7. В США основная масса детей и подростков — учащиеся школ, которые фи­нансируются государством. Большинство частных учебных заведений дают религиозное образование. Небольшая доля учащихся, преимущественно из богатых семей, посещают элитные частные приготовительные школы.

8. 25% американцев старше 25 лет — выпускники колледжей, что свидетель­ствует о возникновении «общества креденциализма». Люди с дипломами колледжей зарабатывают за свою «трудовую жизнь» значительно больше денег, чем другие члены общества.

9. Большинство взрослых американцев критически относится к государствен­ному среднему образованию. Насилие проникло во многие школы, и в пер­вую очередь в те, которые расположены в бедных кварталах. Бюрократиче­ский характер учебных заведений также способствует отсеву из них учащих­ся и пассивности слушателей.

 

10. Падение академических стандартов отражается в более низких средних бал­лах за тесты достижений и в функциональной неграмотности значительной части выпускников средних школ.

11. Движение сторонников выбора школы выросло из стремления сделать учеб­ные заведения более восприимчивыми к потребностям общества. Новые альтернативы среднего образования включают специальные школы, шко­лы, приносящие прибыль, и привилегированные; все они являются предме­тами непрекращающихся дебатов.


 

12. Исторически сложилось так, что дети с психическим или физическими ог­раниченными возможностями, либо обучались в специальных заведениях, либо не учились вовсе. Включение учащихся, требующих к себе специаль­ного подхода, в общую образовательную программу значительно расшири­ло круг их возможностей.

13. В США возрастает доля взрослых среди учащихся. Большинство из них — женщины, без отрыва от производства повышающие свою квалификацию.

14. Информационная революция изменяет школьное обучение благодаря ком­пьютеризации. Хотя компьютеры позволяют реализовать интерактивное обучение в темпе, доступном ученику, есть дисциплины, для обучения кото­рым это не годится.

Основные понятия

Креденциализм — оценка индивида на основе достигнутого им уровня образования.

Образование — социальный институт, благодаря которому общество обеспечивает своих членов важными знаниями, в том числе о фундаментальных явлениях дей­ствительности, профессиональных навыках и культурных нормах и ценностях.

Распределение по циклам — распределение учащихся в соответствии с разнооб­разными образовательными программами.

Скрытая программа — неявное внедрение политических или культурных идей в учебном классе.

Функциональная неграмотность — отсутствие навыков чтения и письма, необхо­димых в повседневной жизни.

Школьное обучение — формальное обучение под руководством специально под­готовленных педагогов.

Вопросы для размышления

1. Почему индустриализация заставила разные общества развивать свои сис­темы школьного образования?

2. В чем проявляется влияние экономики, политики и культуры США на сис­тему школьного образования?

3. Почему сторонники структурно-функциональной парадигмы говорят, что система школьного образования важна для жизни общества? Каким образом, по мнению приверженцев парадигмы социального конфликта, формальное обучение способствует сохранению социального неравенства людей?

4. Насколько убедительны исследователи, говорящие о пассивности студентов колледжей в процессе обучения? Если это верно, то каким образом можно добиться большей активности обучающихся?


Новые информационные технологии и социальные институты 683


КИБЕРСФЕРА. ЧАСТЬ IV







Date: 2015-12-13; view: 476; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию