Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чернь и бунты





Если действующая толпа прибегает к насильственным действиям, она превращает­ся в чернь, эмоционально очень сильно заряженную толпу, готовую к насилию или разрушению. Несмотря на накал эмоций или благодаря им, чернь, как правило, очень скоро рассеивается. Период ее существования зависит от преследуемых людьми це­лей и от действий лидеров, успокаивающих или, наоборот, будоражащих толпу.

Самый известный пример поведения черни в США — линчевание. Это слово происходит от фамилии Чарльза Линча, колониста из Вирджинии, который пытал­ся самостоятельно поддерживать закон и порядок до появления официальных су­дов. Вскоре понятие стало синонимом незаконных убийств и насилия.

Линчевание всегда было сопряжено с расовыми мотивами. После Гражданской войны оно превратилось в насильственную форму контроля над свободными аф-роамериканцами. Те, кто оспаривал превосходство белых, рисковал быть повешен-


690 Часть V, Социальные изменения


Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 691


 


Такое совершали, как правило, белые бедняки, почувствовавшие соперничество со стороны освобожденных рабов; пик судов Линча пришелся на 1880-1930 гг. За это время полиция зарегистрировала около 5 тыс. случаев линчевания, хотя, несом­ненно, на самом деле их было намного больше. Подавляющая часть убийств совер­шена в южных штатах, где сельская экономика зависела от дешевой и покорной рабочей силы. На западе линчеванию чаще всего подвергались выходцы из Мек­сики и Азии. Примерно в 25% всех случаев белые линчевали других белых. С жен­щинами так поступали редко; известно только о 100 жертвах — главным образом не белой расы (White, 1969, первое изд. — 1929; Grant, 1975).

Взбешенная толпа людей, у которых нет никакой конкретной цели, приво­дит к бунту, который представляет собой социальный взрыв, отличающийся высо­ким накалом эмоций, проявлением насилия и неуправляемостью. В отличие от чер­ни бунтовщики обычно не имеют четких ориентиров, за исключением, возможно, выражения чувства своей неудовлетворенности. Их действия подпитываются не­иссякаемым гневом, который воспламеняет любой незначительный инцидент, под­талкивающий людей к насилию, уничтожению собственности и избиению окружа­ющих (Smelser, 1962; М. Rosenfeld, 1997). Если действия черни обычно прекраща­ются после достижения цели (или окончательного блокирования ее), бунт стихает, когда его участники дадут выход своим эмоциям, или пока полиция или обществен­ные лидеры постепенно не возьмут его под свой контроль.

На протяжении всей истории США бунты возникали как реакция на соци­альную несправедливость. Например, промышленные рабочие выражали таким образом возмущение условиями труда. В 1886 г. упорная борьба трудящихся на чикагском заводе за 8-часовой рабочий день внезапно вылилась в Хеймаркетский бунт; тогда погибли И человек и многие были ранены. Подобные бунты, подтал­киваемые гневом и отчаянием, нередко происходят в тюрьмах.

Кроме того, в США с пугающей регулярностью вспыхивают расовые бунты. В первой половине XX в. толпы белых атаковали афроамерпкаицев в Чикаго, Де­тройте и других городах. В 1960-е гг. бунты потрясли гетто в ряде городов, когда, казалось бы, обычные события приводили к вспышкам ярости, вызванными пред­убеждениями и дискриминацией. Внезапный бунт 1992 г. в Лос-Анджелесе поро­дило оправдание полицейских, избивших шофера Родни Кинга. В результате ак­тов насилия и поджогов тогда погибли более 50 человек, тысячи были ранены, а материальный ущерб составил несколько сот миллионов долларов.

В основе бунтов не всегда лежит ненависть. Они также могут начинаться с по­ложительных чувств. Например, в 2000 г. молодой человек, участвовавший в нью-йоркском параде, посвященном национальному дню пуэрториканцев, начал обрыз­гивать водой молодых женщин. За следующие несколько часов десятки женщин сообщили об оскорблениях, домогательствах и насилии, что, как говорилось в од­ном заявлении, сопряжено было с «марихуаной, алкоголем, жаркой погодой, буй­ством гормонов и упущениями в работе полиции» (Barstow & drivers, 2000). Не­сколько дней спустя сотни молодых людей пришли в ликующее буйство от побе­ды баскетбольной команды Los Angeles Lakers и принялись крушить автомобили, разбивать окна, совершать поджоги и избивать прохожих. По словам одного уче­ного, в культуре, где возможно все, люди полагают возможным поступать так, как

,,». -,..,. ъ,,^„,т /г>;<-<-.. <)ллл\


Толпа, чернь и социальные изменения

13 апреля 2001 г., Ь£инциннати, штат Огайо. 7}сю неделю в городе бесчинство­вали афроал1ерикани,ы, возллущенные телл. что полицейские расстреляли не­вооруженного чернокожего лсужчину. Каллнялш и бейсбольнылли биталли были серьезно изувечены десятки ни в челл не повинных людейкак белых, так и чернокожих. 'ЦХоллогает ли насилие обратить вниллание на его причины или только скрывает их?

Чего же люди добиваются, прибегая к бунту? Коллективные действия позволяют таким образом получить власть. Социальные изменения, к которым стремится тол­па, начиная с нарушения общественного порядка, оказываются поэтому весьма противоречивыми. На протяжении всей истории защитники существующего по­ложения видят в «черни» угрозу. Люди, приветствующие перемены, напротив, счи­тают такую форму проявлением праведного протеста.

Более того, толпа нередко не преследует вообще никакой политической цели. Например, демонстранты и их противники могут одновременно выкрикивать ло­зунги в поддержку абортов и против них, отражая весь спектр политических идей (Rude, 1964; Canetti, 1978; Tarrow, 1994).







Date: 2015-12-13; view: 393; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию