Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы, с которыми сталкиваются школы





Сегодня в США школьное образование стало предметом жарких дискуссий. Это, возможно, обусловлено тем, что на него американцы возлагают слишком много надежд. По мнению многих, школа должна предоставить всем учащимся равные возможности, привить им дисциплинированность и развить их воображение. Боль­шинство считает, что государственные учебные заведения не справляются со сво­ими обязанностями. Как свидетельствуют данные, приводимые в табл. 19.3, 50% взрослых американцев оценивают работу школы как «отличную» (А) или «хоро­шую (В), но почти столько же респондентов «поставили» школе «тройку» (С) или еще более низкую оценку (Phi Delta Kappa International, 2001).

Таблица 19.3 Как американцы оценивали работу государственных школ в 2001 г.

Оценка Доля респондентов, %

Отлично (Л) 11,0

Хорошо (В) 40,0

Посредственно (С) 30,0

Плохо (D) 8,0

Очень плохо (F) 5,0

Не знаю 6,0

Эти данные — результат опроса общенациональной выборки взрослых американцев, кото­рым задавали следующий вопрос: «Качество работы учащихся нередко оценивают отметка­ми — "отлично», «хорошо", "посредственно", "плохо" и "очень плохо". Представьте себе, что вам нужно оценить качество работы самих государственных школ, расположенных там, где вы живете. Какую оценку вы бы поставили им?»

Источник: Phi Delta Kappa International/Gallup Poll [Online]. См. сайт http://www.pdkintl.org/ kappan/k0109gal.htm, September 24, 2001

Дисциплина и насилие

Когда многие из нынешних учителей старшего поколения вспоминают свои соб­ственные школьные годы, в качестве «проблем», с которыми сталкивались их пе­дагоги, они называют неумение учеников отвечать по очереди, потребление ими жевательной резинки, несоблюдение требований, предъявляемых к одежде и заму­соренные классные комнаты. Сегодня школа сталкивается с такими бедами, как алкогольная и наркотическая зависимость учащихся, подростковая беременность и — о чем свидетельствуют несчастные случаи со смертельным исходом, произо­шедшие в ряде школ, — откровенным насилием. Поэтому вовсе не удивительно, что лишь немногие полагают, будто школы воспитывают у детей и подростков лич­ную дисциплинированность, видя в этом одновременно непреложную задачу учеб­ных заведений (NORC, 2001, р. 884).

За последние годы насилие унесло жизни учащихся и учителей многих школ в разных концах США. Более того, согласно результатам общенациональных оппо-


сов, около 25% учащихся и 11 — учителей считают себя жертвами насилия в сте­нах школы и за ее пределами (Arnette & Walsleben, 1998).

По мнению большинства опрошенных, сами школы не генерируют насилия; скорее речь идет о влиянии окружающего общества, приводящем к нарушению закона. Однако ныне учителя не обладают прежней властью: за последние деся­тилетия они утратили многие рычаги воздействия на возмутителей спокойствия, особенно на тех молодых людей, которые мало интересуются учебой (Toby, 1998). Но все-таки у школы достаточно сил, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Ключ к решению этих проблем лежит в требовании неукоснительно соблюдать жесткие правила дисциплины, и помочь в этом учителям должны родители, а если потре­буется, то и полиция. Как бы остро ни стояла проблема насилия в обществе, шко­лы способны — в союзе с родителями и лидерами общин — защитить и учителей, и учащихся (Gup, 1992).

Пассивность учащихся

Если одни школы страдают от насилия, то другие — от безучастности учеников, и последних значительно больше. Часть вины за подобную пассивность лежит на телевидении, которому нынешнее подрастающее поколение посвящает больше времени, чем школе. Виноваты в этом и родители, уделяющие своим чадам мало внимания. Но частично вину должны разделить и сами учащиеся. Впрочем, и шко­лы внесли свою лепту: пассивность учеников — последствие американской обра­зовательной системы (Coleman, Hoffer & Kilgore, 1981).

Бюрократизм. Небольшие школы, обстановка в которых была почти домашней, существовавшие в бесчисленных общинах 100 лет назад, превратились в огромные фабрики, продукция которых — молодые люди со средним образованием. В своей работе, посвященной изучению средней школы в США, Теодор Сайзер перечис­ляет 5 причин. По его мнению, они и обусловливают тот факт, что огромные бю­рократические школы подрывают систему образования (Sizer, 1984, pp. 207-209).

1. Вопиющее однообразие. Бюрократические школы, управляемые извне (как правило, — чиновниками образования из правительства штата), в большин­стве случаев игнорируют культурную специфику местных общин и личные потребности детей.


2. Количественные оценки. Администрация школы оценивает успехи количе­ственно: посещаемость занятий, число выбывших учеников и сумма баллов, набранных учащимися во время тестирования. Она проходит мимо таких трудно оцениваемых с количественных позиций аспектов школьного обуче­ния, как креативность учеников и энергия и энтузиазм учителей.

3. Жесткая регламентация. Руководители сферы образования исходят из того, что 15-летние подростки должны учиться в 10 классе, а учащимся 11 класса необходимо при стандартизированном тестировании вербальных способно­стей набрать определенную сумму баллов. Крайне редко исключительно ода­ренным детям, мотивация которых совершенно очевидна, разрешают закон­чить школу раньше положенного периода. Аналогичным образом поступает система и с теми, кто с трудом осиливает программу: их толкают из класса в класс — независимо от того, усвоили они что-нибудь или нет.


Глава 19. Образование 671

670 Часть IV. Социальные институты ___________________________________

4. Специализация. Ученики средней школы изучают испанский под руковод­ством одного педагога, их воспитанием занимается другой, а тренирует на спортивной площадке — третий. Хотя педагоги-специалисты, возможно, и луч­ше знают свои предметы, в школе нет человека, который знал бы ребенка «в целом» и мог бы оценить его. Для учащихся это разделение труда превра­щается в бесконечное чередование «50-минуток» в течение всего учебного дня.

5. Недостаток личной ответственности. Чрезмерная «бюрократизация» учеб­ного процесса лишает учащихся возможности учиться так, как они хотят. Аналогичная ситуация складывается и с учителями: они не могут сами ре­шать, как и чему учить класс, и не рискуют ускорить процесс обучения из страха разрушить «систему».

Конечно, если учитывать, что в США 50 млн детей школьного возраста, школы, чтобы выполнить возложенную на них миссию, должны быть бюрократическими. Но Сайзер убежден: образование можно сделать более гуманным и восприимчи­вым к нуждам тех самых учащихся, которым — а именно на это претендует шко­ла — оно и служит. Он рекомендует отказаться от использования негибких распи­саний уроков, уменьшить количество учащихся в классах, а чтобы педагоги могли более активно участвовать в жизни своих учеников, давать им более широкую под­готовку. В целом, как считает Джеймс Коулмэн, школы должны быть не столько «административно управляемыми», сколько «направляемыми конечным резуль­татом». Возможно, начало этому превращению положит практика, когда решение о выдаче аттестата об окончании средней школы принимается не по количеству лет, проведенных молодым человеком за партой, а на основании его знаний.

Колледж: молчащая аудитория. Ниже приводятся впечатления одного толко­вого первокурсника, жаждущего получить знания, о престижном колледже, про­грамма которого предполагает обучение в течение четырех лет. Не правда ли, что-то очень знакомое?

Первый год обучения в колледже разочаровал меня. Слишком много студентов, ко­торые стараются работать как можно меньше, слушают курсы, рекомендованные дру­гими студентами как «жизненно важные», и никогда не «берут в голову» ничего, кро­ме того, что совершенно необходимо. Можно подумать, что мы не слушаем препода­вателей, а смотрим телевизор (Forrest, 1984, р. 10).


Пассивность — явление, весьма распространенное в колледжах и в университетах. Марта Э. Гименее называет колледж «молчащей аудиторией», поскольку в ней обыч­но слышен только один голос — преподавателя (Gimenez, 1989). Социологи не прово­дят исследования в аудиториях колледжей — поразительный факт, если учесть, сколь­ко времени они там находятся. Исключением стало исследование, выполненное в од­ном университете, где вместе обучались мужчины и женщины. Его авторы — Дэвид Карп и Уильям Йолс — выяснили, что и в небольших группах во время занятия лишь от нескольких человек можно услышать какие-либо сообщения (Karp & Yoels, 1976). Вывод, к которому пришли исследователи, таков: пассивность — норма поведения в аудитории, а слишком разговорчивые студенты даже раздражают своих товарищей.

Социологи выслушали от студентов разные объяснения, почему те не проявляют инициативу. Среди прочего указывалось: не успели прочитать заданное, боязнь по-


Всем нам прекрасно известны случаи стрельбы в школах, случившиеся в последние годы

и вынесенные в газетные заголовки. Страх перед насилием вынудил многие школы предусмотреть меры

безопасности и ввести в практику процедуры, которые кажутся более уместным в тюрьмах, чем в учебных

заведениях. Как видно на снимке, чтобы предотвратить попадание в школу оружия, представители

администрации в присутствии полицейского проводят учащихся через металлодетектор

казаться неумными перед своими товарищами и педагогами. По мнению студентов, в своей пассивности они виноваты сами. Однако авторы полагают, что еще задолго до поступления в колледж они привыкли считать педагогов «экспертами», а изрекаемое ими — истинами в последней инстанции. Поэтому студенты и не считают необходи­мым внимательно слушать и записывать. В результате, как определили исследовате­ли, лишь 10% учебного времени в колледжах используется для проведения дискуссий, главными действующими лицами в которых являются сами студенты.

Студенты также понимают, что педагоги, как правило, приходят в аудиторию, настроившись на то, чтобы прочитать подготовленную лекцию. Это позволяет пе­дагогам изложить весьма обширный материал, но возможность, предоставляемая формой лекции, реализуется лишь в той мере, в какой удается избегать «отступле­ний», вызываемых вопросами и комментариями студентов (Воуег, 1987). В начале каждого курса большинство педагогов выбирают несколько студентов, которые способны делать уместные и не слишком пространные комментарии. Сочетание подобных образцов и становится причиной пассивности большинства обучающих­ся в колледжах.

И все лее педагоги могут «пробудить студентов к жизни в аудиториях», если станут активнее вовлекать их в учебный процесс. Как показывают результаты од­ного недавно проведенного исследования, в котором изучалась динамика процес­са обучения, четыре педагогические стратегии обеспечивают более высокий уро­вень студенческой активности:


672 Часть IV. Социальные институты ______________________________________

• обращение к студентам, желающим высказаться, по имени;

• позитивное подкрепление студенческой активности;

• постановка скорее аналитических, нежели фактических вопросов и предо­ставление студентам времени на обдумывание ответов;

• обращение к студентам с просьбой высказать свое мнение даже в том слу­чае, когда желающих высказаться нет (Auster & MacRone, 1994).







Date: 2015-12-13; view: 689; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию