Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конфликт и история
По мнению Маркса, большинство обществ развивается постепенно, с течением времени. Но иногда случаются стремительные, революционные перемены. Маркс (как и Ленски) отмечал, что перемены могут быть вызваны технологическим прогрессом, однако главным образом они порождаются социальным конфликтом. Если представления Ленски перевести на язык Маркса, то древние охотники и собиратели строили примитивные коммунистические общества. Коммунизм — система, при которой все люди имеют равный доступ к пище и другим материальным благам. Ресурсы, хотя и были скудными, представляли всеобщее достояние, а не частную собственность. Все выполняли примерно одну и ту же работу, так что возможность социального конфликта была невелика. Земледельческие формы труда, как отмечал Маркс, породили неравенство. В эпоху доминирования земледельческих, скотоводческих и первых аграрных обществ, которые Маркс называл «древним миром», войны велись часто, а победители превращали побежденных в рабов. Небольшая по численности элита («хозяева») и ее рабы были втянуты в непримиримый социальный конфликт (Zeitlin, 1981). Сельское хозяйство еще больше обогатило верхи общества, разжигая сильную социальную рознь. Крепостные крестьяне, стоявшие на низшей ступени в эпоху европейского феодализма, жили немногим лучше рабов. По мнению Маркса, церковь и государство защищали феодальную систему как якобы созданную по Божьей воле. Следовательно, феодализм — общество «эксплуатации, завуалированной религи- ■|52 Часть II, Основы общества Глава 4. Общество -| 53
Постепенно феодальный строй был подточен новыми производительными силами. С непрерывным возрастанием торговли купцы и искусные ремесленники сформировали в городах класс буржуазии (французское слово, означающее буквально «городской»). Расширение торговли все более обогащало буржуазию. С начала XIX в. она уже контролировала и заводы, превращаясь в класс настоящих капиталистов, обладающих реальной властью, которая была сопоставима с имевшейся у старопоместного дворянства. Последнее же, со своей стороны, высокомерно взирало на нарождающийся класс «лавочников», однако со временем именно капиталисты установили контроль над европейскими обществами. Следовательно, если встать на позицию Маркса, новая технология была лишь частью индустриальной революции. Кроме того, это была революция классовая, в результате которой капиталисты свергли старую элиту аграрного общества. Индустриализация привела и к росту численности пролетариата. Английские землевладельцы превращали поля, некогда возделывавшиеся крепостными, в пастбища для овец, чтобы производить шерсть для текстильных фабрик. Согнанные с земли, крепостные перебирались в города работать на этих предприятиях. Маркс предвидел, что наступит день, когда рабочие объединятся в единый класс и подготовят условия для исторической конфронтации. На сей раз, как он надеялся, классовая революция вознесет угнетенных рабочих над угнетателями-капиталистами. Капитализм и классовый конфликт «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» — этими словами Маркс и его соратник, Фридрих Энгельс, открыли свое знаменитое заявление «Манифест коммунистической партии» (Marx & Engels, 1972; p. 335; первое изд. — 1848). При индустриальном капитализме, как и в более ранних обществах, существуют два крупных социальных класса — правящий и угнетенный, — в чем отражаются два основных положения в системе производства. Подобно хозяевам и рабам в античном мире и дворянам и крепостным при феодальном строе, теперь в социальный конфликт вовлечены капиталисты и пролетарии. Ныне, как и в прошлом, один класс контролирует другой, будучи собственником средств производства. Маркс использовал термин классовый конфликт (а иногда классовая борьба) для обозначения конфликта между целыми классами, связанного с распределением материальных ценностей и власти в обществе. Классовый конфликт не есть что-то принципиально новое. Отличие его проявления в капиталистическом обществе, на которое указывал Маркс, состоит в том, насколько конфликт открыт. Аристократия и крепостные при всей разнице их положения были связаны давними традициями и взаимными обязательствами. Индустриальный капитализм уничтожил такие взаимосвязи, гордость и честь уступили место «голым личным интересам». Поскольку между пролетариями и их угнетателями никаких уз нет, Маркс не видел причины, которая помешала бы первым покончить со своим положением. Хотя индустриальный капитализм вскрыл классовый конфликт, авторы «Манифеста коммунистической партии» понимали, что революция не должна оказаться поспешной. Во-первых, рабочим следует осознать свое угнетенное положение ваться и действовать, чтобы разобраться со своими проблемами. Это означает, что рабочие должны заменить ложное сознание классовым (осознанием себя как класса, сплотившегося в борьбе против капиталистов и в конечном счете против самого капитализма). Повсеместно наблюдая бесчеловечность раннего капитализма, Маркс предсказывал скорое движение промышленных рабочих, направленное на уничтожение капитализма. А что же капиталисты? Их сила заключалась в огромных состояниях. Но Маркс усмотрел брешь в такой броне. Побуждаемые стремлением к личной выгоде, они боятся конкуренции. Поэтому Маркс решил, что капиталисты промедлят и не смогут объединиться даже вопреки своим общим интересам. Кроме того, рассуждал он, поскольку капиталисты, желая извлечь максимальные прибыли, удерживают зарплату работников на низком уровне, решимость рабочих возрастет. В итоге, по мнению Маркса, капиталисты сами способствуют собственному уничтожению. Капитализм и отчуждение Маркс также заклеймил капитализм за то, что тот порождает отчуждение — ощущение одиночества и страдания, вызванное бессилием. Находясь под властью капиталистов, пролетариат оказывается обычным товаром — источником рабочей силы, которую можно приобретать и выбрасывать по желанию. Дегуманизация, вызванная условиями и спецификой труда (особенно монотонной, нескончаемой заводской работой), приводит к тому, что рабочим не с чего радоваться жизни. Они чувствуют невозможность улучшения своего положения. Здесь ощутимо проступает еще одно противоречие капиталистического общества: по мере того как люди разрабатывают технологию для приобретения власти над миром, экономика приобретает все больший контроль над ними. Маркс указал четыре формы отчуждения: 1. Отчуждение от процесса труда. В идеале люди трудятся, чтобы удовлетворить свои непосредственные нужды и развить потенциал своей личности. Капитализм, однако, лишает рабочих права участвовать в обсуждении того, что они производят и как они это делают. Многие виды работы сводятся к нудному, непрерывному повторению рутинных действий. Маркса не удивил бы тот факт, что мы везде, где только возможно, заменяем людей машинами. По его убеждению, капитализм давным-давно превратил людей в механизмы. 2. Отчуждение от продуктов труда. Продукт труда принадлежит не рабочим, но капиталистам, продающим его и получающим прибыль. Поэтому, рассуждал Маркс, чем значительнее личный вклад рабочих в их труд, тем больше они теряют. 3. Отчуждение от других рабочих. Труд, как заявлял Маркс, дает людям возможность наладить связи в общине. Однако индустриальный капитализм лишает атмосферы сотрудничества, наполняя трудовую деятельность духом конкуренции. Из материала врезки видно, что фабричный труд почти не оставляет возможностей для товарищеских отношений. 4. Отчуждение от человеческой сущности. Индустриальный капитализм ■J 54 Часть II. Основы общества Глав а 4. Общество ■] 55
утверждал, что «рабочий, трудясь, не реализует себя в работе, но отрицает себя; испытывает не благополучие, но отчаяние; не развивает свободно свои физические и душевные силы, но истощается физически, а умственно — обесценивается. Рабочий, следовательно, чувствует себя дома только в часы досуга, тогда как на работе он ощущает себя бездомным» (Marx, 1964a; р. 124—125; первое изд. — 1844). Другими словами, индустриальный капитализм искажает деятельность, которая должна служить выражению лучших качеств человека, превращая ее в тягостное переживание, ведущее к дегуманизации. ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Date: 2015-12-13; view: 512; Нарушение авторских прав |