Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический анализ культуры





Культура помогает нам осмыслить себя и окружающий мир. Специальной же за­дачей социологов является постижение культуры. Они задействуют несколько теоретических подходов.

Структурно-функциональный анализ

Структурно-функциональная парадигма описывает культуру как комплексную стратегию удовлетворения человеческих нужд. Заимствуя философскую доктри­ну идеализма, этот подход полагает в основу культуры ценности (Parsons, 1966; Williams, 1970). Таковые наполняют смыслом нашу жизнь и объединяют людей. Другие бесчисленные аспекты культуры функционируют различным образом, поддерживая жизненный уклад.

Функциональное мышление помогает нам понять чужой образ жизни. Возьмем, например, фермера-аммита, который у себя в Огайо вспахивает сотни акров с по­мощью упряжки лошадей. Его методы земледелия могут не соответствовать нашей культурной ценности, касающейся эффективности труда, но, с его точки зрения, эти тяжелые занятия развивают дисциплину, необходимую для ведения глубоко религиозной жизни. Долгие дни, проведенные в совместных трудах, придают ам-


Конечно, такие обычаи не лишены и дисфункциональных аспектов. Для неко­торых тяжелый труд и жесткое религиозное послушание оказываются чрезмерны­ми, вынуждая их покинуть общину. Кроме того, религиозное рвение иногда пре­пятствует достижению компромисса, что выливается в постоянное дробление мира аммитов (Hostetler, 1980; Kraybill, 1989; Kraybill & Olshan, 1994).

Если культуры — стратегии для удовлетворения человеческих нужд, следова­ло бы ожидать, что в мире окажется множество общих образцов. Культурные уни­версалии представляют собой черты, присущие всем известным культурам. Срав­нивая сотни культур, Джордж Мэрдок (Murdock, 1945) выделил десятки культур­ных универсалий. Одним таким общим элементом выступает семья, чьи функции везде состоят в контроле над сексуальным воспроизводством и надзоре за воспи­танием детей. Повсеместно обнаруживаются и похоронные ритуалы, так как всем людским сообществам приходится мириться с реальностью смерти. Еще одной культурной универсалией являются шутки, служащие средством безопасной раз­рядки социального напряжения.

Критическая оценка. Действенность структурно-функциональной парадигмы состоит в том, что она обнажает механизм, посредством которого культура удов­летворяет человеческие потребности. Тем не менее, подчеркивая господствующие в обществе культурные образцы, этот подход игнорирует культурную разнородность. Поскольку он заостряет внимание на культурной стабильности, принижается роль изменений. Другими словами, культурные системы не настолько стабильны и сво­бодны от конфликтов, насколько уверяет структурный функционализм.

Анализ социального конфликта

Парадигма социального конфликта подчеркивает связь между культурой и нера­венством. С этой точки зрения любая культурная особенность выгодна некоторым членам общества в ущерб другим.

Начать анализ в русле теории социального конфликта можно с вопроса о том, почему определенные ценности господствуют в обществе. Многие теоретики кон­фликта, особенно марксисты, утверждают, что культура формируется обществен­ной системой экономического производства. «Не сознание людей определяет их бытие, — заявил Маркс, — а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна­ние» (Магх & Engels, 1978; р. 4; первое изд. — 1859). Следовательно, теория соци­ального конфликта уходит корнями в философскую доктрину материализма, со­гласно которой общественная система материального производства (такая, как наша собственная индустриально-капиталистическая экономика) мощнейшим об­разом сказывается на остальной культуре. Этот материалистический подход проти­воречит идеалистическим позициям структурного функционализма.

Анализ социального конфликта привязывает ценности свободной конкуренции к экономике капитализма, которая служит интересам богатой элиты. Кроме того, капиталистическая культура учит нас думать, что у состоятельных и могуществен­ных людей энергии и таланта больше, чем у других, и потому они заслуживают своего богатства и привилегий. Взгляд на капитализм как на нечто «естественное» заставляет отказаться от всяких усилий, направленных на устранение экономиче-


132 Часть II. Основы общества


Глава 3. Культура 133


 


Однако напряженность, порожденная неравенством, приводит к взрыву и дви­жениям за социальные перемены. Недавними образчиками таковых в США вы­ступают движение за гражданские права и женское движение. Оба они стремятся к достижению большего равенства, встречая на своем пути сопротивление защит­ников существующего положения дел.

Критическая оценка. Парадигма социального конфликта гласит, что культур­ные системы неодинаково обращены к человеческим нуждам, позволяя некоторым людям господствовать над другими. Это неравенство, в свою очередь, порождает стремление к переменам.

Однако акцентируя способность культуры сеять распри, данная парадигма приводит к недооценке способов, которыми культурные образцы объединяют чле­нов общества. Поэтому для более полного понимания следует учитывать оба взгля­да — структурно-функциональный и социального конфликта.

Социобиология

Под культурой обычно подразумевают человеческое творение, но влияют ли на нее биологические факторы? Третьей теоретической парадигмой, с одной стороны, опирающейся на биологию, а с другой — на социологию, выступает социобиоло­гия {теоретическая парадигма, которая изучает пути воздействия человеческой биологии на то, как мы создаем, культуру).

Придерживаясь рамок эволюционного подхода, социобиологи указывают на двойной

стандарт, согласно которому мужчины относятся к женщинам как к сексуальным объектам чаще,

чем такое проделывают женщины с мужчинами. Если согласиться с этим утверждением, то, по мнению

многих социологов, подобное поведение - вроде того, что отражено фотографией Рут Оркин,

«Американская девушка в Италии» - правильнее понимать как вытекающее из культуры,


Социобиология основывается на теории эволюции, выдвинутой Чарльзом Дар-вином (Darwin, 1859) в его книге «Происхождение видов». Дарвин утверждал, что живые организмы изменяются на протяжении длительных периодов в результа­те естественного отбора, который сводится к четырем простым принципам. Во-пер­вых, все живые существа живут ради размножения. Во-вторых, схема, подлежащая воспроизводству, заложена в генах, исходных единицах жизни, которые передают признаки одного поколения следующему. В-третьих, случайная изменчивость генов позволяет видам «испытывать» новые жизненные образцы в конкретной среде. Эта изменчивость приводит к тому, что некоторые организмы выживают успешнее других и передают своему потомству благоприятные гены. В конечном счете за тысячи поколений выживают и становятся доминантными те генетические образцы, которые способствуют воспроизводству. Таким образом, по мнению био­логов, виды адаптируются к окружающей среде, а доминантные признаки прояв­ляются в качестве «натуры» организма.

Социобиологи утверждают, что большое количество культурных универсалий отражает тот факт, что все люди принадлежат к одному биологическому виду. Имен­но наша общая биология лежит, например, в основе явно универсального «двойного стандарта» сексуального поведения. По словам его исследователя Альфреда Кинзи, «во всем мире мужчины намного чаще, чем женщины, желают иметь сексуальные отношения с множеством партнеров» (цит. по: Barash, 1981; р. 49). Но почему?

Нам всем известно, что дети рождаются благодаря соединению женской яйце­клетки с мужским сперматозоидом. Но биологическая значимость одного сперма­тозоида и одной яйцеклетки совершенно различна. У здоровых мужчин запас спер­матозоидов, вырабатываемых яичками, постоянно пополняется на протяжении боль­шей части жизни. В момент эякуляции мужчина выделяет сотни миллионов сперматозоидов — количество, которого вполне достаточно, чтобы оплодотворить всех женщин в Северной Америке (Barash, 1981; р. 47). В яичниках же новорожден­ной девочки содержится весь ее жизненный запас фолликулов, или незрелых яйце­клеток. Как правило, яичники женщины выбрасывают по одной яйцеклетке еже­месячно. Итак, если мужчина биологически в состоянии стать отцом многих ты­сяч детей, то женщина способна выносить лишь малое их количество.

При таком биологическом различии мужчины эффективнее воспроизводят свои гены, когда ведут беспорядочную половую жизнь и с готовностью вступают в сексуальные отношения. Однако эта схема расходится с репродуктивными ин­тересами женщин. Каждая беременность требует вынашивания ребенка в тече­ние 9 месяцев, родов и какого-то времени на послеродовой уход за ребенком. Следовательно, эффективная репродукция с позиции женщины зависит от тща­тельного выбора мужчины, чьи качества (начиная с того, что он просто останется рядом) способствуют выживанию и в перспективе успешной репродукции ребен­ка (Remoff, 1984).

«Двойной стандарт», безусловно, зависит не только от биологии и переплета­ется с историческим господством мужчин над женщинами (Barry, 1983). Но социо­биология полагает, что в основе этого культурного образца, как и многих других, лежит биологика. Проще говоря, повсеместность двойного стандарта объясняется


"134 Часть II. Основы общества


Глава 3. Культура "135


 


Критическая оценка. Социобиология породила любопытные теории о биоло­гических корнях некоторых культурных образцов. Однако по ряду причин этот подход остается спорным.

Во-первых, некоторые критики опасаются, что он способен оживить биологи­ческие аргументы вековой давности, когда некоторые ратовали за превосходство одной расы или одного пола. По мнению же его защитников, псевдонаука расового превосходства полностью отвергается; и действительно, социобиология способ­ствует единению всех людей, так как эволюционная история одна. Социобиология не утверждает, что мужчины и женщины отличаются друг от друга чем-то таким, чего не в состоянии преодолеть культура. Вовсе не провозглашая мужчин более значимыми, чем женщин, этот подход подчеркивает жизненную важность обоих полов для репродукции человечества.

Во-вторых, по мнению критиков, у социобиологов мало фактов в поддержку выдвигаемых теорий. Исследования, проведенные на сегодняшний день, дают осно­вания говорить, что биологические силы не определяют поведение людей сколь либо жестким образом. Скорее, люди научаются поведению в пределах культурной си­стемы. Заслуга социобиология, следовательно, состоит в том, что она объясняет, по­чему некоторые культурные образцы усваиваются легче других (Barash, 1981).

Культура и человеческая свобода

Предмет рассмотрения этой главы связан с важным вопросом о том, насколько свободны культурные создания. Привязывает ли культура нас друг к другу и к нашему прошлому? Или она способствует индивидуальному мышлению и незави­симому выбору?

Культура, становящаяся тормозом

Люди не могут жить вне культуры. Но способность к ее созданию имеет и обрат­ную сторону. Возможно, человек — единственное живое существо, которое дает имена. Такая жизнь в мире символов означает также, что мы способны испытывать отчуждение. Культура же во многом является делом привычки, ограничивая наш выбор и понуждая нас в каждом новом поколении повторять спорные образцы, например расовую предвзятость. Кроме того, в век новых информационных тех­нологий мы вправе задуматься над той степенью, в которой средства массовой ин­формации, следуя интересам бизнеса, манипулируют нашей культурой с целью извлечения прибылей.

Наконец, акцент, который американское общество делает на победе в конкурент­ной борьбе, понуждает искать превосходства, но этот образец также изолирует людей друг от друга. В каких-то отношениях материальные блага вполне устраи­вают человека, но и отдаляют от той безопасности и того удовлетворения, какие следуют из близких отношений и духовности.

Культура как свобода

Плохо ли это или хорошо, люди могут считаться культурными в точности так же, как муравьи и пчелы заложниками их биологического устройства. Однако одно


готовый, заранее запланированный, мир; культура, напротив, заставляет нас совер­шать выбор всякий раз, когда мы создаем и переделываем мир для себя. Нет луч­шего доказательства такой свободы, чем само культурное многообразие американ­ского общества и даже еще большая человеческая разнородность в мире вообще.

Одной из целей, к которой стремятся все социологи, как раз и оказывается осмысление данного культурного многообразия. В материале под рубрикой «Гло­бальная социология» указаны некоторые отличия культуры Соединенных Штатов от канадской. Но, где бы ни жить, чем лучше мы разберемся в окружающей нас культуре, тем полнее сможем использовать возможности даруемой ею свободы.

ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Соединенные Штаты и Канада: разные культуры?

Для многих жителей Соединенных Штатов эта страна и является «Америкой». Однако на се­вере континента находится еще одна страна с высоким уровнем доходов - Канада. Как соот­носятся культуры двух этих стран?

Сначала следует заметить, что обе страны - образования мультщльтурные. Иммиграция собрала в США людей со всего мира, и то же самое произошло в Канаде. Как и в США, мно­гие иммигранты прибыли из Европы, а самые последние по времени волны - из Азии и Ла­тинской Америки. В городе Ванкувере, например, расположенном на западном побережье Канады, существует крупная китайская община, соответствующая примерно испаноговоря-щей общине Лос-Анджелеса.

Канада и Соединенные Штаты отличаются друг от друга в одном принципиальном отноше­нии. В Канаде исторически сложились две господствующие культуры: французская (около 25% населения) и британская (примерно 40%). Франкофоны составляют крупное большин­ство в провинции Квебек (где французский язык имеет официальный статус) и значительное меньшинство - в Нью-Брунсвике (где принято двуязычие).

Другими словами, одинаковы ли главные ценности в США и Канаде? Сеймур Мартин Липсет (Lipset, 1985) считает, что нации различаются. Соединенные Штаты провозгласили свою не­зависимость от Великобритании в 1776 г.; Канада официально отделилась лишь в 1982 г. Таким образом, продолжает Липсет, господствующая культура Канады - нечто среднее меж­ду культурами Соединенных Штатов и Великобритании.

Так, для американской культуры свойствен больший индивидуализм, чем для канадской, где силь­нее коллективистские отношения. В США корни индивидуализма возводятся к исторической роли ковбоя - независимого человека, и даже закоренелые преступники вроде Джесси Джеймса и Билли Кида почитаются за героев, поскольку они выступали против властей. В Канаде же, напротив, с огромным уважением взирают на Маунти - известного офицера канадской полиции. В политическом отношении жители Соединенных Штатов склонны считать, что человек обязан сам позаботиться о себе. Однако в Канаде бытует мнение, что правительство обязано печься об инте­ресе каждого гражданина - как это принято и в Великобритании. В этом одна из причин того, например, что в Канаде существует гораздо более разветвленная система социального обеспече­ния (включая всеобщее здравоохранение), чем в США (единственная страна с высоким уровнем доходов, не имеющая такой программы). Также примерно Уг жителей Соединенных Штатов вла­деют одной или несколькими единицами оружия, и в этой стране глубоко укоренилась идея, что человек имеет на это право, - хотя она и вызывает споры. В Канаде оружием владеют немно­гие, и правительство, как и Великобритании, ограничивает право на владение им.


136 Часть II. Основы общества


Глава 3. Культура ] 37


 


Резюме

1. Культура — это образ жизни, разделяемый членами общества. У некоторых животных имеется ограниченная способность к созданию культуры, но толь­ко люди основывают на ней свою жизнь.

2. С развитием человеческого мозга около 3 млн лет назад возникли первые элементы культуры; она заменила биологические инстинкты в качестве ос­новной стратегии выживания нашего вида.

3. Культура опирается на символы. Язык — это система символов, посредством которой культура передается из поколения в поколение.

4. Ценности представляют собой определенные культурные стандарты долж­ного; убеждения — утверждения, которые люди, имеющие общую культуру, считают истинными.

5. Культурные нормы, направляющие человеческое поведение, подразделяют­ся на два вида: нравы имеют огромное моральное значение, тогда как народ­ные обычаи — правила воспитанности.

6. Элитарная культура (для «высоколобых») складывается из образцов, отлича­ющих общественную элиту; популярная культура состоит из образцов, широ­ко распространенных в обществе.

7. США относятся к числу стран с наиболее разнородной культурой. Субкуль­тура — набор отдельных культурных образцов, поддерживаемых определен­ной частью населения, а контркультура — набор таких образцов, которые су­щественно расходятся с общепринятым образом жизни. Мультикультурализм представляет собой усилия в рамках системы образования, направленные на улучшение понимания и оценки культурного многообразия.

8. Изобретения, открытия и диффузия порождают культурные изменения. Культурный лаг — следствие того, что отдельные составляющие системы культуры изменяются быстрее других.

9. Этноцентризм подразумевает оценку других людей в соответствии со стан­дартами культуры того человека, который оказывается сторонним наблюда­телем. Культурный релятивизм, напротив, представляет собой оценку чужой культуры в соответствии с ее стандартами.

 

10. Глобальные культурные образцы порождаются мировыми потоками това­ров, информации и людей.

11. С точки зрения структурно-функционального анализа культура является в целом стабильной системой, построенной на основных ценностях. Культур­ные образцы работают на поддержание общей системы.

12. С точки зрения парадигмы социального конфликта культура — зыбкое поле неравенства и конфликтов. Для отдельных категорий людей культурные об­разцы оказываются выгоднее, чем для других.

13. Социобиология изучает, как эволюция формирует творение культуры людьми.

14. Культура способна ограничивать социальные возможности, однако мы уме­ем формировать и переделывать наш мир в соответствии со своими потреб-


Основные понятия

Афроцентризм — доминирование африканских культурных образцов.

Европоцентризм — господство европейских (особенно английских) культурных образцов.

Контркультура — культурные образцы, которые резко расходятся с теми, что ши­роко приняты в обществе.

Культура — ценности, убеждения, поведение и материальные предметы, которые сообща формируют образ жизни людей.

Культурная интеграция — тесная связь между различными элементами системы культуры.

Культурная трансмиссия — процесс, посредством которого культура передается из поколения в поколение.

Культурные универсалии — черты, присущие всем известным культурам.

Культурный лаг — тот факт, что некоторые элементы культуры изменяются быст­рее других, в результате чего может быть подорвана система культуры.

Культурный релятивизм — практика оценки культуры по ее собственным стандартам.

Культурный шок — дезориентация личности при ведении непривычного обра­за жизни.

Материальная культура — материальные ценности, созданные членами общества.

Мультикультурализм — образовательная программа, признающая культурную раз­нородность Соединенных Штатов и содействующая уравниванию всех культур­ных традиций.

Народные обычаи - нормы обычного, бессистемного взаимодействия.

Нематериальная культура — неосязаемый мир идей, создаваемых членами общества.

Нормы - правила и экспектации, благодаря которым общество руководит пове­дением своих членов.

Нравы — широко наблюдаемые и имеющие огромную моральную значимость нормы.

Популярная культура — культурные образцы, широко распространенные в обществе.

Символы — все, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры.

Социальный контроль — разнообразные средства, которыми члены общества по­ощряют приверженность нормам; попытки общества регулировать мышление и поведение людей.

Социобиология - теоретическая парадигма, которая изучает пути воздействия человеческой биологии на то, как люди создают культуру.

Субкультура — культурные образцы, обособляющие некую часть общества.

Тезис Сапира—Уорфа - тезис, согласно которому люди воспринимают мир сквозь призму культуры языка.

Tnvrm^An.n _______ TuiuTjo i (г гт гл п 1,-эл iv м!.1Р ПШПкМИ л тт а nfsvrTnnHCTRa О|<Т)УЖЯIO!IК1 ГО М I УШ.


-(38 Часть II. Основы общества


Убеждения — определенные утверждения, которые люди считают истинными.

Ценности — некие культурные стандарты, отталкиваясь от которых, люди опреде­ляют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нор­мативами жизни в обществе.

Элитарная культура — культурные образцы, отличающие элиту общества.

Этноцентризм — практика оценки чужой культуры по стандартам родной.

Язык — система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом.

Вопросы для размышления

1. В США хот-доги, гамбургеры, картофель фри и мороженое издавна счита­лись любимой национальной едой. Какими культурными образцами можно объяснить любовь к этим продуктам?

2. Какие уроки культуры преподают нашим детям такие игры, как «Царь горы», пятнашки или прятки? Что вы скажете о школьных соревнованиях по спел­лингу? Какие культурные ценности отражают такие детские сказки, как «Умелый Паровозик», и настольные игры «Змейки и лесенки», «Монопо­лия» и «Риск»?

3. В какой мере можно говорить о рождении глобальной культуры? Как вы от­носитесь к подобной перспективе — положительно или отрицательно? По­чему так?

4. Случалось ли вам сталкиваться с какими-либо субкультурами? С какими? Чем они отличаются?


ГЛАВА 4

Date: 2015-12-13; view: 592; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию