![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Теоретический анализ культуры
Культура помогает нам осмыслить себя и окружающий мир. Специальной же задачей социологов является постижение культуры. Они задействуют несколько теоретических подходов. Структурно-функциональный анализ Структурно-функциональная парадигма описывает культуру как комплексную стратегию удовлетворения человеческих нужд. Заимствуя философскую доктрину идеализма, этот подход полагает в основу культуры ценности (Parsons, 1966; Williams, 1970). Таковые наполняют смыслом нашу жизнь и объединяют людей. Другие бесчисленные аспекты культуры функционируют различным образом, поддерживая жизненный уклад. Функциональное мышление помогает нам понять чужой образ жизни. Возьмем, например, фермера-аммита, который у себя в Огайо вспахивает сотни акров с помощью упряжки лошадей. Его методы земледелия могут не соответствовать нашей культурной ценности, касающейся эффективности труда, но, с его точки зрения, эти тяжелые занятия развивают дисциплину, необходимую для ведения глубоко религиозной жизни. Долгие дни, проведенные в совместных трудах, придают ам- Конечно, такие обычаи не лишены и дисфункциональных аспектов. Для некоторых тяжелый труд и жесткое религиозное послушание оказываются чрезмерными, вынуждая их покинуть общину. Кроме того, религиозное рвение иногда препятствует достижению компромисса, что выливается в постоянное дробление мира аммитов (Hostetler, 1980; Kraybill, 1989; Kraybill & Olshan, 1994). Если культуры — стратегии для удовлетворения человеческих нужд, следовало бы ожидать, что в мире окажется множество общих образцов. Культурные универсалии представляют собой черты, присущие всем известным культурам. Сравнивая сотни культур, Джордж Мэрдок (Murdock, 1945) выделил десятки культурных универсалий. Одним таким общим элементом выступает семья, чьи функции везде состоят в контроле над сексуальным воспроизводством и надзоре за воспитанием детей. Повсеместно обнаруживаются и похоронные ритуалы, так как всем людским сообществам приходится мириться с реальностью смерти. Еще одной культурной универсалией являются шутки, служащие средством безопасной разрядки социального напряжения. Критическая оценка. Действенность структурно-функциональной парадигмы состоит в том, что она обнажает механизм, посредством которого культура удовлетворяет человеческие потребности. Тем не менее, подчеркивая господствующие в обществе культурные образцы, этот подход игнорирует культурную разнородность. Поскольку он заостряет внимание на культурной стабильности, принижается роль изменений. Другими словами, культурные системы не настолько стабильны и свободны от конфликтов, насколько уверяет структурный функционализм. Анализ социального конфликта Парадигма социального конфликта подчеркивает связь между культурой и неравенством. С этой точки зрения любая культурная особенность выгодна некоторым членам общества в ущерб другим. Начать анализ в русле теории социального конфликта можно с вопроса о том, почему определенные ценности господствуют в обществе. Многие теоретики конфликта, особенно марксисты, утверждают, что культура формируется общественной системой экономического производства. «Не сознание людей определяет их бытие, — заявил Маркс, — а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Магх & Engels, 1978; р. 4; первое изд. — 1859). Следовательно, теория социального конфликта уходит корнями в философскую доктрину материализма, согласно которой общественная система материального производства (такая, как наша собственная индустриально-капиталистическая экономика) мощнейшим образом сказывается на остальной культуре. Этот материалистический подход противоречит идеалистическим позициям структурного функционализма. Анализ социального конфликта привязывает ценности свободной конкуренции к экономике капитализма, которая служит интересам богатой элиты. Кроме того, капиталистическая культура учит нас думать, что у состоятельных и могущественных людей энергии и таланта больше, чем у других, и потому они заслуживают своего богатства и привилегий. Взгляд на капитализм как на нечто «естественное» заставляет отказаться от всяких усилий, направленных на устранение экономиче- 132 Часть II. Основы общества Глава 3. Культура 133
Критическая оценка. Парадигма социального конфликта гласит, что культурные системы неодинаково обращены к человеческим нуждам, позволяя некоторым людям господствовать над другими. Это неравенство, в свою очередь, порождает стремление к переменам. Однако акцентируя способность культуры сеять распри, данная парадигма приводит к недооценке способов, которыми культурные образцы объединяют членов общества. Поэтому для более полного понимания следует учитывать оба взгляда — структурно-функциональный и социального конфликта. Социобиология Под культурой обычно подразумевают человеческое творение, но влияют ли на нее биологические факторы? Третьей теоретической парадигмой, с одной стороны, опирающейся на биологию, а с другой — на социологию, выступает социобиология {теоретическая парадигма, которая изучает пути воздействия человеческой биологии на то, как мы создаем, культуру). Придерживаясь рамок эволюционного подхода, социобиологи указывают на двойной стандарт, согласно которому мужчины относятся к женщинам как к сексуальным объектам чаще, чем такое проделывают женщины с мужчинами. Если согласиться с этим утверждением, то, по мнению многих социологов, подобное поведение - вроде того, что отражено фотографией Рут Оркин, «Американская девушка в Италии» - правильнее понимать как вытекающее из культуры, Социобиология основывается на теории эволюции, выдвинутой Чарльзом Дар-вином (Darwin, 1859) в его книге «Происхождение видов». Дарвин утверждал, что живые организмы изменяются на протяжении длительных периодов в результате естественного отбора, который сводится к четырем простым принципам. Во-первых, все живые существа живут ради размножения. Во-вторых, схема, подлежащая воспроизводству, заложена в генах, исходных единицах жизни, которые передают признаки одного поколения следующему. В-третьих, случайная изменчивость генов позволяет видам «испытывать» новые жизненные образцы в конкретной среде. Эта изменчивость приводит к тому, что некоторые организмы выживают успешнее других и передают своему потомству благоприятные гены. В конечном счете за тысячи поколений выживают и становятся доминантными те генетические образцы, которые способствуют воспроизводству. Таким образом, по мнению биологов, виды адаптируются к окружающей среде, а доминантные признаки проявляются в качестве «натуры» организма. Социобиологи утверждают, что большое количество культурных универсалий отражает тот факт, что все люди принадлежат к одному биологическому виду. Именно наша общая биология лежит, например, в основе явно универсального «двойного стандарта» сексуального поведения. По словам его исследователя Альфреда Кинзи, «во всем мире мужчины намного чаще, чем женщины, желают иметь сексуальные отношения с множеством партнеров» (цит. по: Barash, 1981; р. 49). Но почему? Нам всем известно, что дети рождаются благодаря соединению женской яйцеклетки с мужским сперматозоидом. Но биологическая значимость одного сперматозоида и одной яйцеклетки совершенно различна. У здоровых мужчин запас сперматозоидов, вырабатываемых яичками, постоянно пополняется на протяжении большей части жизни. В момент эякуляции мужчина выделяет сотни миллионов сперматозоидов — количество, которого вполне достаточно, чтобы оплодотворить всех женщин в Северной Америке (Barash, 1981; р. 47). В яичниках же новорожденной девочки содержится весь ее жизненный запас фолликулов, или незрелых яйцеклеток. Как правило, яичники женщины выбрасывают по одной яйцеклетке ежемесячно. Итак, если мужчина биологически в состоянии стать отцом многих тысяч детей, то женщина способна выносить лишь малое их количество. При таком биологическом различии мужчины эффективнее воспроизводят свои гены, когда ведут беспорядочную половую жизнь и с готовностью вступают в сексуальные отношения. Однако эта схема расходится с репродуктивными интересами женщин. Каждая беременность требует вынашивания ребенка в течение 9 месяцев, родов и какого-то времени на послеродовой уход за ребенком. Следовательно, эффективная репродукция с позиции женщины зависит от тщательного выбора мужчины, чьи качества (начиная с того, что он просто останется рядом) способствуют выживанию и в перспективе успешной репродукции ребенка (Remoff, 1984). «Двойной стандарт», безусловно, зависит не только от биологии и переплетается с историческим господством мужчин над женщинами (Barry, 1983). Но социобиология полагает, что в основе этого культурного образца, как и многих других, лежит биологика. Проще говоря, повсеместность двойного стандарта объясняется "134 Часть II. Основы общества Глава 3. Культура "135
Во-первых, некоторые критики опасаются, что он способен оживить биологические аргументы вековой давности, когда некоторые ратовали за превосходство одной расы или одного пола. По мнению же его защитников, псевдонаука расового превосходства полностью отвергается; и действительно, социобиология способствует единению всех людей, так как эволюционная история одна. Социобиология не утверждает, что мужчины и женщины отличаются друг от друга чем-то таким, чего не в состоянии преодолеть культура. Вовсе не провозглашая мужчин более значимыми, чем женщин, этот подход подчеркивает жизненную важность обоих полов для репродукции человечества. Во-вторых, по мнению критиков, у социобиологов мало фактов в поддержку выдвигаемых теорий. Исследования, проведенные на сегодняшний день, дают основания говорить, что биологические силы не определяют поведение людей сколь либо жестким образом. Скорее, люди научаются поведению в пределах культурной системы. Заслуга социобиология, следовательно, состоит в том, что она объясняет, почему некоторые культурные образцы усваиваются легче других (Barash, 1981). Культура и человеческая свобода Предмет рассмотрения этой главы связан с важным вопросом о том, насколько свободны культурные создания. Привязывает ли культура нас друг к другу и к нашему прошлому? Или она способствует индивидуальному мышлению и независимому выбору? Культура, становящаяся тормозом Люди не могут жить вне культуры. Но способность к ее созданию имеет и обратную сторону. Возможно, человек — единственное живое существо, которое дает имена. Такая жизнь в мире символов означает также, что мы способны испытывать отчуждение. Культура же во многом является делом привычки, ограничивая наш выбор и понуждая нас в каждом новом поколении повторять спорные образцы, например расовую предвзятость. Кроме того, в век новых информационных технологий мы вправе задуматься над той степенью, в которой средства массовой информации, следуя интересам бизнеса, манипулируют нашей культурой с целью извлечения прибылей. Наконец, акцент, который американское общество делает на победе в конкурентной борьбе, понуждает искать превосходства, но этот образец также изолирует людей друг от друга. В каких-то отношениях материальные блага вполне устраивают человека, но и отдаляют от той безопасности и того удовлетворения, какие следуют из близких отношений и духовности. Культура как свобода Плохо ли это или хорошо, люди могут считаться культурными в точности так же, как муравьи и пчелы заложниками их биологического устройства. Однако одно готовый, заранее запланированный, мир; культура, напротив, заставляет нас совершать выбор всякий раз, когда мы создаем и переделываем мир для себя. Нет лучшего доказательства такой свободы, чем само культурное многообразие американского общества и даже еще большая человеческая разнородность в мире вообще. Одной из целей, к которой стремятся все социологи, как раз и оказывается осмысление данного культурного многообразия. В материале под рубрикой «Глобальная социология» указаны некоторые отличия культуры Соединенных Штатов от канадской. Но, где бы ни жить, чем лучше мы разберемся в окружающей нас культуре, тем полнее сможем использовать возможности даруемой ею свободы. ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Соединенные Штаты и Канада: разные культуры? Для многих жителей Соединенных Штатов эта страна и является «Америкой». Однако на севере континента находится еще одна страна с высоким уровнем доходов - Канада. Как соотносятся культуры двух этих стран? Сначала следует заметить, что обе страны - образования мультщльтурные. Иммиграция собрала в США людей со всего мира, и то же самое произошло в Канаде. Как и в США, многие иммигранты прибыли из Европы, а самые последние по времени волны - из Азии и Латинской Америки. В городе Ванкувере, например, расположенном на западном побережье Канады, существует крупная китайская община, соответствующая примерно испаноговоря-щей общине Лос-Анджелеса. Канада и Соединенные Штаты отличаются друг от друга в одном принципиальном отношении. В Канаде исторически сложились две господствующие культуры: французская (около 25% населения) и британская (примерно 40%). Франкофоны составляют крупное большинство в провинции Квебек (где французский язык имеет официальный статус) и значительное меньшинство - в Нью-Брунсвике (где принято двуязычие). Другими словами, одинаковы ли главные ценности в США и Канаде? Сеймур Мартин Липсет (Lipset, 1985) считает, что нации различаются. Соединенные Штаты провозгласили свою независимость от Великобритании в 1776 г.; Канада официально отделилась лишь в 1982 г. Таким образом, продолжает Липсет, господствующая культура Канады - нечто среднее между культурами Соединенных Штатов и Великобритании. Так, для американской культуры свойствен больший индивидуализм, чем для канадской, где сильнее коллективистские отношения. В США корни индивидуализма возводятся к исторической роли ковбоя - независимого человека, и даже закоренелые преступники вроде Джесси Джеймса и Билли Кида почитаются за героев, поскольку они выступали против властей. В Канаде же, напротив, с огромным уважением взирают на Маунти - известного офицера канадской полиции. В политическом отношении жители Соединенных Штатов склонны считать, что человек обязан сам позаботиться о себе. Однако в Канаде бытует мнение, что правительство обязано печься об интересе каждого гражданина - как это принято и в Великобритании. В этом одна из причин того, например, что в Канаде существует гораздо более разветвленная система социального обеспечения (включая всеобщее здравоохранение), чем в США (единственная страна с высоким уровнем доходов, не имеющая такой программы). Также примерно Уг жителей Соединенных Штатов владеют одной или несколькими единицами оружия, и в этой стране глубоко укоренилась идея, что человек имеет на это право, - хотя она и вызывает споры. В Канаде оружием владеют немногие, и правительство, как и Великобритании, ограничивает право на владение им. 136 Часть II. Основы общества Глава 3. Культура ] 37
1. Культура — это образ жизни, разделяемый членами общества. У некоторых животных имеется ограниченная способность к созданию культуры, но только люди основывают на ней свою жизнь. 2. С развитием человеческого мозга около 3 млн лет назад возникли первые элементы культуры; она заменила биологические инстинкты в качестве основной стратегии выживания нашего вида. 3. Культура опирается на символы. Язык — это система символов, посредством которой культура передается из поколения в поколение. 4. Ценности представляют собой определенные культурные стандарты должного; убеждения — утверждения, которые люди, имеющие общую культуру, считают истинными. 5. Культурные нормы, направляющие человеческое поведение, подразделяются на два вида: нравы имеют огромное моральное значение, тогда как народные обычаи — правила воспитанности. 6. Элитарная культура (для «высоколобых») складывается из образцов, отличающих общественную элиту; популярная культура состоит из образцов, широко распространенных в обществе. 7. США относятся к числу стран с наиболее разнородной культурой. Субкультура — набор отдельных культурных образцов, поддерживаемых определенной частью населения, а контркультура — набор таких образцов, которые существенно расходятся с общепринятым образом жизни. Мультикультурализм представляет собой усилия в рамках системы образования, направленные на улучшение понимания и оценки культурного многообразия. 8. Изобретения, открытия и диффузия порождают культурные изменения. Культурный лаг — следствие того, что отдельные составляющие системы культуры изменяются быстрее других. 9. Этноцентризм подразумевает оценку других людей в соответствии со стандартами культуры того человека, который оказывается сторонним наблюдателем. Культурный релятивизм, напротив, представляет собой оценку чужой культуры в соответствии с ее стандартами.
10. Глобальные культурные образцы порождаются мировыми потоками товаров, информации и людей. 11. С точки зрения структурно-функционального анализа культура является в целом стабильной системой, построенной на основных ценностях. Культурные образцы работают на поддержание общей системы. 12. С точки зрения парадигмы социального конфликта культура — зыбкое поле неравенства и конфликтов. Для отдельных категорий людей культурные образцы оказываются выгоднее, чем для других. 13. Социобиология изучает, как эволюция формирует творение культуры людьми. 14. Культура способна ограничивать социальные возможности, однако мы умеем формировать и переделывать наш мир в соответствии со своими потреб- Основные понятия Афроцентризм — доминирование африканских культурных образцов. Европоцентризм — господство европейских (особенно английских) культурных образцов. Контркультура — культурные образцы, которые резко расходятся с теми, что широко приняты в обществе. Культура — ценности, убеждения, поведение и материальные предметы, которые сообща формируют образ жизни людей. Культурная интеграция — тесная связь между различными элементами системы культуры. Культурная трансмиссия — процесс, посредством которого культура передается из поколения в поколение. Культурные универсалии — черты, присущие всем известным культурам. Культурный лаг — тот факт, что некоторые элементы культуры изменяются быстрее других, в результате чего может быть подорвана система культуры. Культурный релятивизм — практика оценки культуры по ее собственным стандартам. Культурный шок — дезориентация личности при ведении непривычного образа жизни. Материальная культура — материальные ценности, созданные членами общества. Мультикультурализм — образовательная программа, признающая культурную разнородность Соединенных Штатов и содействующая уравниванию всех культурных традиций. Народные обычаи - нормы обычного, бессистемного взаимодействия. Нематериальная культура — неосязаемый мир идей, создаваемых членами общества. Нормы - правила и экспектации, благодаря которым общество руководит поведением своих членов. Нравы — широко наблюдаемые и имеющие огромную моральную значимость нормы. Популярная культура — культурные образцы, широко распространенные в обществе. Символы — все, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Социальный контроль — разнообразные средства, которыми члены общества поощряют приверженность нормам; попытки общества регулировать мышление и поведение людей. Социобиология - теоретическая парадигма, которая изучает пути воздействия человеческой биологии на то, как люди создают культуру. Субкультура — культурные образцы, обособляющие некую часть общества. Тезис Сапира—Уорфа - тезис, согласно которому люди воспринимают мир сквозь призму культуры языка. Tnvrm^An.n _______ TuiuTjo i (г гт гл п 1,-эл iv м!.1Р ПШПкМИ л тт а nfsvrTnnHCTRa О|<Т)УЖЯIO!IК1 ГО М I УШ. -(38 Часть II. Основы общества
Ценности — некие культурные стандарты, отталкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Элитарная культура — культурные образцы, отличающие элиту общества. Этноцентризм — практика оценки чужой культуры по стандартам родной. Язык — система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом. Вопросы для размышления 1. В США хот-доги, гамбургеры, картофель фри и мороженое издавна считались любимой национальной едой. Какими культурными образцами можно объяснить любовь к этим продуктам? 2. Какие уроки культуры преподают нашим детям такие игры, как «Царь горы», пятнашки или прятки? Что вы скажете о школьных соревнованиях по спеллингу? Какие культурные ценности отражают такие детские сказки, как «Умелый Паровозик», и настольные игры «Змейки и лесенки», «Монополия» и «Риск»? 3. В какой мере можно говорить о рождении глобальной культуры? Как вы относитесь к подобной перспективе — положительно или отрицательно? Почему так? 4. Случалось ли вам сталкиваться с какими-либо субкультурами? С какими? Чем они отличаются? ГЛАВА 4 Date: 2015-12-13; view: 644; Нарушение авторских прав |