Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмиль Дюркгейм: общество и функция
«Любить общество — значит, любить нечто вне нас и нечто внутри нас». Это слова Эмиля Дюркгейма(1858-1917), еще одного основоположника социологии. В столь любопытном высказывании (Durkheim, 1974; р. 55; 1-е изд. — 1924) мы обнаруживаем еще одно представление о человеческом обществе. Структура: общество вне нас Эмиль Дюркгейм обнаружил, что общество существует вне нас самих. Оно нечто большее, чем образующие его индивиды; живет своей собственной жизнью, которая выходит за рамки нашего личного опыта. Общество существует задолго до нашего рождения; формирует нас, пока мы живем, и остается после того, когда нас не станет. Образцы человеческого поведения — культурные нормы, ценности и убеждения — существуют в качестве устоявшихся структур и потому являются социальными фактами, которые обладают объективной реальностью, внешней по отношению к жизни индивидов. Поскольку общество огромно, оно обладает силой направлять наши мысли и действия. Именно поэтому при изучении только человека (как поступают многие психологи и биологи) никогда не удается уловить самую сущность человеческого переживания. Общество больше суммы его частей; оно существует как сложный организм, уходящий корнями в нашу коллективную жизнь. Третьеклассники, решающие задачку; семья, собравшаяся за столом; люди, покорно ожидающие своей очереди в приемной врача, — все это примеры бесчисленных ситуаций со сходным строением, специально не относящимся ни к одному из их участников в отдельности. Следовательно, общество, будучи созданным людьми, начинает жить собственной жизнью и требует определенной меры повиновения от своих творцов. Реальность его существования мы осознаем в течение жизни или когда сталкиваемся с соблазнами и ощущаем на себе давление моральных норм. Функция: общество как система Установив, что общество имеет структуру, Дюркгейм обратился к понятию функции. Значение любого социального факта, объяснял он, больше, чем замечают люди в их повседневной жизни; социальные факты помогают обществу действовать как одно целое. В качестве иллюстрации возьмем преступление. Конечно, оно доставляет людям боль, приводит к утратам. Но Дюркгейм увидел и иное: преступление оказывается необходимым для продолжения жизни самого общества. Из главы 8 («Де- криминальные, удается конструировать и защищать моральные принципы, благодаря чему наполняется целью и смыслом вся наша коллективная жизнь. На этом основании Дюркгейм отвергал уравнивание преступного с «патологическим» и, напротив, считал, что преступность «нормальна», поскольку общество не может существовать без нее (Durkheim, 1964a, первое изд. — 1893; Durkheim, 1964b, 1-е изд. - 1895). Личность: общество внутри нас Дюркгейм утверждал, что общество пребывает не только «вне нас», но и «внутри нас». Иными словами, личность каждого человека формируется благодаря интер-нализации социальных фактов. Наши действия, мысли и чувства — наша человечность — почерпнуты из общества, которое вскармливает нас. Оно также регулирует и наше поведение посредством моральной дисциплины. Дюркгейм полагал, что по своей сути люди ненасытны и могут пасть жертвой своих желаний. «Чем больше у человека есть, тем большего он хочет, ибо полученное удовлетворение не усмиряет, но лишь разжигает потребности» (Durkheim, 1966; р. 248, 1-е изд. — 1897). Общество, следовательно, дав нам жизнь, должно нас обуздывать. Необходимость социальной регуляции иллюстрирует предпринятое Дюркгей-мом исследование самоубийства (Durkheim, 1966; 1-е изд. — 1897), описанное в главе 1. Почему создается впечатление, будто рок-звезды — от Дженис Джоплин до Джима Моррисона и от Джимми Хендрикса до Курта Кобейна — столь расположены к саморазрушению? Дюркгейм дал ответ задолго до появления такой музыки: 100 лет назад, совсем как ныне, наибольшая частота самоубийств отмечалась среди наименее регулируемых категорий людей. Безграничная свобода, связанная с молодостью, богатством и славой, взимает высокую плату в виде риска совершения самоубийства. Современность и аномия По сравнению с традиционными обществами современные налагают на людей меньше ограничений. Дюркгейм признавал преимущества такой свободы, однако предупреждал об усилении аномии — условий, при которых общество мало печется о моральном облике индивидов. Тенденция, когда многие знаменитости «гибнут под бременем славы», хорошо иллюстрирует деструктивные эффекты аномии. Внезапная слава отрывает людей от семей и привычных дел, разрушает устоявшиеся ценности и нормы, а также лишает поддержки и регуляции действий со стороны общества, что иногда приводит к фатальным последствиям. Поэтому, объясняет Дюркгейм, индивидуальные желания должны быть уравновешены социальными требованиями и соответствующим руководством, — то равновесие, которое иногда трудно дается в современном мире. Развивающиеся общества: разделение труда Подобно Марксу и Веберу, Дюркгейм был очевидцем стремительной социальной трансформации Европы, происходившей в XIX в. Однако он по-своему осмыслил 164 Часть II. Основы общества Глава 4. Общество 165
Как объяснял Дюркгейм, в доиндустриальных обществах традиция выступает в роли своеобразного цемента, который связывает людей. То, что он назвал коллективным сознанием, настолько сильно, что общество мгновенно карает каждого, кто осмеливается усомниться в традиционном образе жизни. Чтобы обозначить социальные связи, которые основаны на общности мнений и моральных ценностей и сильны между членами доиндустриальных обществ, Дюркгейм использовал термин механическая солидарность. Она складывается благодаря сходству моральных принципов. Дюркгейм назвал такие связи механическими потому, что люди автоматически испытывают чувство сопричастности друг другу. В ходе индустриализации, продолжал Дюркгейм, механическая солидарность все больше и больше ослабевает, а люди перестают быть связанными традицией. Но это не означает, будто общество распадается. Современная жизнь порождает солидарность другого типа. Такую интеграцию Дюркгейм назвал органической солидарностью, под которой понимаются социальные связи, основанные на специализации и взаимозависимости и сильные между членами индустриальных обществ. Там, где солидарность некогда основывалась на общности моральных принципов, теперь фундаментом выступают различия между людьми. Это показывает, что специализированный труд в качестве водопроводчиков, консультантов, акушерок или преподавателей социологии заставляет людей опираться друг на друга, поскольку так необходимо сделать. Следовательно, для Дюркгейма ключом к общественным изменениям служит возрастающее разделение труда, или специализация экономической деятельности. Макс Вебер говорил, что данный процесс оказывается необходимым для достижения большей эффективности. Дюркгейм дополнил картину, показав, что в современном обществе люди рассчитывают на десятки тысяч себе подобных — по большей части совершенно незнакомых, чтобы приобрести нужные товары и услуги. То есть, являясь членами современного общества, мы все больше зависим от людей, которым доверяем все меньше и меньше. Зачем же нам стремиться к тем, кого мы едва знаем и чьи убеждения могут в корне отличаться от наших? Дюркгейм отвечает: «Потому что нам не прожить без них». Итак, современность в меньшей степени опирается на моральный консенсус и сильнее — на функциональную взаимозависимость. Такова своеобразная «дилемма Дюркгейма»: технологическая мощь и большая личная свобода приобретаются ценой упадка морали и возрастающего риска аномии. Дюркгейма, как Маркса и Вебера, тревожил тот путь, по которому движется общество. Но из всех троих этот социолог был настроен наиболее оптимистично. Он превозносил свободу и право на частную жизнь, одновременно надеясь, что люди сумеют создать законы, регулирующие поведение. Наконец, возможно ли понять информационную революцию с точки зрения Дюркгейма? Из материала врезки следует, что и он, и другие теоретики, упомянутые в этой главе, сумели бы пояснить особенности, порожденные компьютерной технологией. ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Информационная революция: что сказали бы по ее поводу Дюркгейм и другие? Новая технология стремительно изменяет облик нашего общества. Основоположники социологии, чьи идеи рассматривались в этой главе, живи они сейчас, были бы жадными наблюдателями разворачивающихся событий. Представим на минуту те вопросы, касающиеся влияния компьютерной технологии на общество, которые могли бы возникнуть у Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Карла Маркса. Эмиль Дюркгейм, заострявший внимание на усиливающемся разделении труда в современном обществе, по-видимому, заинтересовался бы, возросла ли специализация в связи с распространением новой информационной технологии. Есть все основания думать, что это именно так. Поскольку электронная связь (допустим, благодаря веб-страницам) предоставляет любому желающему обширнейший рынок профессий (сейчас пользователями Интернета являются уже 400 млн человек), специализация усложняется, поскольку люди не привязаны к ограниченной географической области. Так, если большинство юристов из маленьких городов ведут общую практику, то адвокат информационной эпохи (независимо от места жительства) способен стать специалистом, например по семейному праву в сфере авторских прав, касающихся электронных носителей. В нашу эпоху заметен стремительный рост уже не малого, а микробизнеса, отличающегося высокой степенью специализации, охватывающего все сферы. Дюркгейм мог бы указать и на то, что Интернет грозит усугублением аномии. Отчасти это вызвано тем, что компьютеры изолируют людей, ослабляя личные связи. Кроме того, предлагая поток информации, мировая сеть не может помочь в смысле морального руководства и не позволяет вычленить сведения, являющиеся истинными или достойными познания. Макс Вебер считал, что современные общества имеют четкую форму благодаря рациональному мировоззрению их членов, и лучшей иллюстрацией тому служит бюрократическая система. Но продолжит ли бюрократия господствовать на социальной сцене в новом столетии? Возможно, нет: хотя организациям выгодно регулировать деятельность работников, выполняющих рутинные операции, обычные для индустриальной эры, в постиндустриальном мире многие виды трудовой деятельности требуют воображения. Возьмите такие профессии «нового века», как проектирование домов, сочинение музыки и сочинение компьютерных программ. Необходимую при этом креативность нельзя регулировать так же, как, скажем, конвейерную сборку автомобилей. Наверно, именно поэтому многие высокотехнологические компании покончили с униформой и таймерами. Наконец, как отнесся бы к информационной революции Карл Маркс? Поскольку тот считал индустриальную революцию классовой, которая позволила собственникам-промышленникам господствовать над обществом, он, вероятно, заинтересовался бы, не приобретает ли власть над нами новая символическая элита. Так, некоторые аналитики указывают, что кино- и телесценаристы, продюсеры и актеры располагают сегодня колоссальными состояниями, международным престижем и огромной властью (Lichter, Rothman & Lichter, 1990). Подобно тому как это было в прошлые десятилетия, люди, не имевшие нужных навыков работы на индустриальных предприятиях, оказывались внизу классовой системы, так и теперь не имеющие навыков работы с символами, наверняка превратятся в «низший класс». Дюркгейм, Вебер и Маркс позволили нам разобраться в специфике индустриальных обществ. По мере вовлеченности в постиндустриальный век поле деятельности для новых поколений социологов расширяется. 1 66 Часть II, Основы общества Глава 4. Общество 167
Критическая оценка: четыре взгляда на общество Эта глава началась с ряда важных вопросов об обществе. В завершении дадим краткие ответы на поставленные вопросы с четырех точек зрения. Что сплачивает общества? Как существует такое сложное явление, как общество? По мнению Ленски, его членов объединяет общая культура, хотя образцы различаются в зависимости от уровня технологического развития общества. Автор также указывает, что с усложнением технологии усиливается разделение общества, порождаемое углублением неравенства, хотя последнее несколько сокращается в результате индустриализации. Маркс видел не единство, но социальное разделение, основанное на классовой принадлежности. С его точки зрения, элиты могут поддерживать навязанный мир, подлинное же социальное единство наступит лишь с утверждением кооперативного производства. По Веберу, членов общества объединяет мировоззрение. Если в прошлом людей сближала традиция, современные общества породили огромные рационалистичные организации, которые соединяют жизни людей. Наконец, Дюрк-гейм ставил во главу угла солидарность. Механической солидарности доиндустри-альных обществ, основанной на общих моральных принципах, он противопоставлял органическую — современного общества, основанную на специализации. Как изменились общества? Согласно модели социокультурной эволюции Ленски, общества отличаются друг от друга по технологии. Современное общество выдается своей колоссальной производительной мощью. Исторические различия в системах производства подчеркивал и Маркс, но он указывал на постоянное наличие социального конфликта (за исключением, возможно, общества охотников и собирателей). По Марксу, современное общество отличается лишь тем, что такой конфликт выходит наружу. Вебер рассматривал изменения в зависимости от мировоззрения людей. У членов доиндустриальных обществ был традиционный взгляд на мир, современным же людям свойственно рационалистическое мировоззрение. Наконец, согласно Дюркгейму, традиционные общества отличаются механической солидарностью, основанной на сходстве моральных принципов. В индустриальных обществах господствует органическая солидарность, связанная с производственной специализацией. Почему общества изменяются? С точки зрения Ленски, социальное изменение — первейшее и главнейшее последствие технологических нововведений, которые со временем приводят к изменению всего общества. Материалистический подход Маркса подает в качестве «двигателя истории» классовую борьбу, подталкивающую к революции и реорганизации. Вебер указывал на механизмы, посредством которых социальному изменению способствуют идеи. Он продемонстрировал, как конкретное мировоззрение, кальвинизм, содействовало индустриальной революции, которая, в свою очередь, почти полностью изменила облик общества. Наконец, в качестве главного аспекта социального изменения Дюркгейм отмечал усиливающееся разделение труда. Глубокие различия между этими четырьмя подходами не означают, будто какой-то один из них абсолютно верен или ложен. Общество — сложный феномен, Резюме Date: 2015-12-13; view: 2589; Нарушение авторских прав |