Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Карл Маркс: общество и конфликт
Первое классическое представление об обществе дали работы Карла Маркса (1818-1883), одного из тех, кто стоял у истоков социологии. Внимательно следя за индустриальными преобразованиями в Европе, Маркс большую часть своей жизни провел в Лондоне, столице огромной в те времена Британской империи. Его потрясала производительная мощь новых предприятий. Великобритания и другие индустриальные страны производили товаров больше, чем когда бы то ни было прежде, причем ресурсы со всего мира с немыслимой скоростью направлялись на их фабрики и заводы. Удивление и негодование Маркса были вызваны тем, что промышленные богатства сосредоточивались в руках немногих. Прогулка по Лондону поражала картинами разительного контраста между блистательным изобилием и убогим запустением. В особняках с десятками слуг проживала горстка аристократов и промышленников. Но большинство людей трудились долгими часами за гроши и жили в трущобах, а то и ночевали прямо на улицах, где многие умирали от голода. Маркс бился над основным противоречием: как же это возможно, чтобы в невероятно богатом обществе было столько бедных? Не менее важным считал также выяснить, каким же образом удастся изменить эту ситуацию. По мнению многих, Маркс думал посеять в обществе смуту. Но он был движим состраданием и стремился помочь обществу, которое оказалось разделенным, обрести новый и справедливый социальный порядок. Ключом к мышлению Маркса является идея социального конфликта, борьбы между сегментами общества за ценные ресурсы. Конечно, социальный конфликт способен принимать разные формы. Скажем, ссорятся отдельные люди, или какие-то колледжи устраивают традиционные спортивные состязания; страны же нередко воюют. Однако для Маркса самой главной формой оставался классовый конфликт, порождаемый тем способом, каким общество производит материальные блага. Общество и производство Живя в XIX в., Маркс был свидетелем ранней стадии промышленного капитализма в Европе. Он отмечал, что эта экономическая система превратила малую часть населения в капиталистов — людей, владеюш,их и управляющих фабриками и другими предприятиями ради извлечения прибыли. Для этого они стремятся продать товар за цену, превышающую его себестоимость. Большая же часть населения превращается при капитализме в промышленных рабочих, которых Маркс назвал пролетариями — людьми, которые продают свой производительный труд за заработную плату. Между капиталистами и рабочими конфликт неизбежен. Чтобы и впредь извлекать высокие прибыли, первые замораживают заработную плату на низком voorhp Кпнрчно же. пабпчир хотят получать больше. Поскольку ппибыли 150 Часть II. Основы общества Глава 4. Общество 151
и зарплаты черпаются из одного и того же источника, развивается конфликт. В понимании Маркса, он мог закончиться только с исчезновением самого капитализма. Все общества состоят из социальных институтов — крупных сфер социальной жизни, или социальных подсистем, организованных для удовлетворения потребностей людей. Маркс утверждал, что один институт — экономика — господствует над прочими и определяет характер общества. Опираясь на философскую доктрину материализма, согласно которой опыт людей определяется способом производства материальных благ, Маркс полагал, что политическая система, семья, религия и образование способствуют утверждению экономики общества. Если Ленски настаивал на особой роли технологии в формировании общества, то Маркс писал об экономике как о «реальной основе» общества (Marx, 1959; р. 43, первое изд. — 1859). Он рассматривал экономическую систему в качестве базиса общества. Другие социальные институты, в том числе семья, политика и религия, базируются на этом фундаменте, образуют надстройку. Они сообщают экономические принципы другим сферам жизни, как показано на рис. 4.2. Социальные институты закрепляют господствующее положение капиталистов, защищая их состояния и законодательно передавая собственность в наследство от одного поколения к следующему в рамках семьи. Собственно, члены индустриальных капиталистических обществ не считают свои правовые и семейные системы очагами социальных конфликтов. Напротив, люди полагают свое право на частную собственность как «естественное». Американцы считают, что состоятельные сограждане заслужили свое богатство, а у бедных и безработных нет либо навыков, либо мотивации. Маркс отвергал подобные рассуждения. Он настаивал: сосуществование крупных состояний и невероятной бедности — лишь один из возможных вариантов, причем порождаемый именно капитализмом (Cuff & Payne, 1979). Таким образом, Маркс отвергал капиталистические идеи как ложное сознание, объяснение социальных проблем не пороками общества, а недостатками людей. По его мнению, во многих социальных проблемах повинен промышленный капитализм сам по себе. Заблуждение, говорил он далее, вредит людям, поскольку скрывает истинную причину их проблем. Рис. 4.2. Модель общества по Карлу Марксу Эта схема показывает материалистическое воззрение Маркса, согласно которому экономическое производство лежит в основе и задает форму всему обществу. Экономика подразумевает как технологию (промышленность, когда речь идет о капитализме), так и социальные отношения (в капиталистической системе -отношения между капиталистами, которые контролируют производство, и рабочими, выступающими источником труда). На эту инфраструктуру, или базис, опирается надстройка общества, куда относятся и его главные институты, и основные культурные ценности и идеи. Маркс утверждал, что все в обществе способствует ППППРПЖЯНМЮ -Э!ГПИЛМИЧРГГПЙ ГИГТРМк!
На картине Норберта Генета «Обед бедняка в зимнем Париже» показана удручающая и привычная нищета мигрантов, переселявшихся в города, пока индустриальная революция набирала обороты. В этих страданиях Карл Маркс усматривал фундаментальное противоречие современного общества: промышленная технология обещает всеобщее материальное изобилие, но капитализм сосредоточивает богатства в руках немногих Date: 2015-12-13; view: 1008; Нарушение авторских прав |