Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карл Маркс: общество и конфликт





Первое классическое представление об обществе дали работы Карла Маркса (1818-1883), одного из тех, кто стоял у истоков социологии. Внимательно следя за индустриальными преобразованиями в Европе, Маркс большую часть своей жиз­ни провел в Лондоне, столице огромной в те времена Британской империи. Его потрясала производительная мощь новых предприятий. Великобритания и другие индустриальные страны производили товаров больше, чем когда бы то ни было прежде, причем ресурсы со всего мира с немыслимой скоростью направлялись на их фабрики и заводы.

Удивление и негодование Маркса были вызваны тем, что промышленные бо­гатства сосредоточивались в руках немногих. Прогулка по Лондону поражала кар­тинами разительного контраста между блистательным изобилием и убогим запу­стением. В особняках с десятками слуг проживала горстка аристократов и промыш­ленников. Но большинство людей трудились долгими часами за гроши и жили в трущобах, а то и ночевали прямо на улицах, где многие умирали от голода.

Маркс бился над основным противоречием: как же это возможно, чтобы в неве­роятно богатом обществе было столько бедных? Не менее важным считал также выяснить, каким же образом удастся изменить эту ситуацию. По мнению многих, Маркс думал посеять в обществе смуту. Но он был движим состраданием и стре­мился помочь обществу, которое оказалось разделенным, обрести новый и спра­ведливый социальный порядок.

Ключом к мышлению Маркса является идея социального конфликта, борьбы между сегментами общества за ценные ресурсы. Конечно, социальный конфликт способен принимать разные формы. Скажем, ссорятся отдельные люди, или какие-то колледжи устраивают традиционные спортивные состязания; страны же нередко воюют. Однако для Маркса самой главной формой оставался классовый конфликт, порождаемый тем способом, каким общество производит материальные блага.

Общество и производство

Живя в XIX в., Маркс был свидетелем ранней стадии промышленного капитализ­ма в Европе. Он отмечал, что эта экономическая система превратила малую часть населения в капиталистов — людей, владеюш,их и управляющих фабриками и дру­гими предприятиями ради извлечения прибыли. Для этого они стремятся продать товар за цену, превышающую его себестоимость. Большая же часть населения пре­вращается при капитализме в промышленных рабочих, которых Маркс назвал про­летариями — людьми, которые продают свой производительный труд за заработ­ную плату. Между капиталистами и рабочими конфликт неизбежен. Чтобы и впредь извлекать высокие прибыли, первые замораживают заработную плату на низком voorhp Кпнрчно же. пабпчир хотят получать больше. Поскольку ппибыли


150 Часть II. Основы общества


Глава 4. Общество 151


 


и зарплаты черпаются из одного и того же источника, развивается конфликт. В по­нимании Маркса, он мог закончиться только с исчезновением самого капитализма.

Все общества состоят из социальных институтов — крупных сфер социальной жизни, или социальных подсистем, организованных для удовлетворения потребностей людей. Маркс утверждал, что один институт — экономика — господствует над про­чими и определяет характер общества. Опираясь на философскую доктрину мате­риализма, согласно которой опыт людей определяется способом производства ма­териальных благ, Маркс полагал, что политическая система, семья, религия и обра­зование способствуют утверждению экономики общества. Если Ленски настаивал на особой роли технологии в формировании общества, то Маркс писал об экономи­ке как о «реальной основе» общества (Marx, 1959; р. 43, первое изд. — 1859).

Он рассматривал экономическую систему в качестве базиса общества. Другие социальные институты, в том числе семья, политика и религия, базируются на этом фундаменте, образуют надстройку. Они сообщают экономические принципы дру­гим сферам жизни, как показано на рис. 4.2.

Социальные институты закрепляют господствующее положение капиталистов, защищая их состояния и законодательно передавая собственность в наследство от одного поколения к следующему в рамках семьи.

Собственно, члены индустриальных капиталистических обществ не считают свои правовые и семейные системы очагами социальных конфликтов. Напротив, люди полагают свое право на частную собственность как «естественное». Американ­цы считают, что состоятельные сограждане заслужили свое богатство, а у бедных и безработных нет либо навыков, либо мотивации. Маркс отвергал подобные рассуж­дения. Он настаивал: сосуществование крупных состояний и невероятной бедно­сти — лишь один из возможных вариантов, причем порождаемый именно капитализ­мом (Cuff & Payne, 1979).


Таким образом, Маркс отвергал капиталистические идеи как ложное сознание, объяснение социальных проблем не пороками общества, а недостатками людей. По его мнению, во многих социальных проблемах повинен промышленный капита­лизм сам по себе. Заблуждение, говорил он далее, вредит людям, поскольку скры­вает истинную причину их проблем.

Рис. 4.2. Модель общества по Карлу Марксу

Эта схема показывает материалистическое воззрение Маркса, согласно которому экономическое производ­ство лежит в основе и задает форму всему обществу. Экономика подразумевает как технологию (промыш­ленность, когда речь идет о капитализме), так и соци­альные отношения (в капиталистической системе -отношения между капиталистами, которые контролируют производство, и рабочими, выступающими источником труда). На эту инфраструктуру, или базис, опирается надстройка общества, куда относятся и его главные институты, и основные культурные ценности и идеи. Маркс утверждал, что все в обществе способствует

ППППРПЖЯНМЮ -Э!ГПИЛМИЧРГГПЙ ГИГТРМк!


 

На картине Норберта Генета «Обед бедняка в зимнем Париже» показана удручающая и при­вычная нищета мигрантов, переселявшихся в города, пока индустриальная революция набирала обороты. В этих страданиях Карл Маркс усматривал фундаментальное противо­речие современного общества: промышленная технология обещает всеобщее материальное изобилие, но капитализм сосредоточивает богатства в руках немногих







Date: 2015-12-13; view: 1008; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию