Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компоненты культуры





Хотя культуры чрезвычайно отличаются одна от другой, у всех них есть 5 общих компонентов: символы, язык, ценности и убеждения, нормы и материальная куль­тура, включая технологию. Начнем с того, что лежит в основе всех остальных, — с символов.

Символы

Как и все прочие живые существа, люди воспринимают окружающий мир с помо­щью органов чувств, но в отличие от других мы также создаем реальность смысла. Люди преобразуют элементы мира в символы — все, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Слово, гудок, граффити на стене, мигающий красный свет, занесенный кулак — все это символы. Например, способность лю­дей создавать символы и манипулировать ими отражена в том различном смысле, который заложен в простом подмигивании: оно передает заинтересованность, по-


106 Часть II. Основы общества


Глава 3. Культура "| 07


 


Во всем мире люди общаются не только при помощи слов, но и посредством жестов, смысл которых

зависит от культуры. Для большинства американцев в женщине, изображенной на левом снимке, нет ничего

необычного. Но для жителей мусульманских стран, которые обычно пользуются левой рукой при выполнении

гигиенических процедур, подобная манера питания оскорбительна, если не сказать больше! Аналогичным

образом привычный жест «о'кеу», которым мы выражаем одобрение и удовольствие, наверняка оскорбит

француза, который прочитывает это послание как «ты - ничтожество». Наконец, даже обычнейший

большой палец, поднятый кверху, - жест, которым мы говорим: «Молодчина!», в Австралии

доставит вам неприятности, так как для местных жителей он означает «Пошел ты!..»

Мы до такой степени зависим от символов нашей культуры, что принимаем их за нечто само собой разумеющееся. Однако иногда со всей ясностью осознаем сим­вол как таковой, когда кто-то обращается с ним непривычным для нас образом: например, сжигает флаг США во время политической демонстрации. Вхождение в незнакомую культуру тоже напоминает нам о власти символов; культурный шок на деле является неумением «прочитывать» смысл в новом окружении. Непони­мание символов культуры оставляет человека с чувством потерянности и обособ­ленности, неуверенностью в выборе поступков, а иногда — в страхе.

Культурный шок — двойственный процесс. С одной стороны, путешественни­ки переживают его, когда сталкиваются с людьми, ведущими иной образ жизни. Например, американцев, считающих собак обожаемыми домашними любимцами, могут оттолкнуть восточноафриканские масаи, которые игнорируют собак и никог­да их не кормят. Тех же путешественников может ужаснуть тот факт, что в некото­рых областях Индонезии и в северных районах Китайской Народной Республики люди готовят из собак жаркое.

С другой стороны, путешественник провоцирует культурный шок, действуя оскорбительным для других образом. Американец, спрашивающий в индийском ресторане чизбургер, оскорбляет индусов, которые считают коров священными животными и никогда не едят говядины.

Путешествие по миру предоставляет бесчисленные возможности для недопо­нимания. Оказавшись в незнакомой среде, мы должны помнить, что даже то по­ведение, которое видится нам невинным и нормальным, может оскорбить других людей, что ясно по представленным фотографиям.

Смысловая нагрузка символов различается и в пределах отдельно взятого об­щества. Меховая шубка может воплощать в себе либо символ преуспевания и ус-


флаг Конфедерации1 символизирует региональное наследие и выступает предме­том гордости, но для других является символом расового угнетения (ср. Reingold & Wike, 1998; Broughton, 2001).

Язык

В младенческом возрасте болезнь оставила Хелен Келлер (1880-1968) слепой и глу­хой. Она была отрезана от мира символов, что крайне ограничило ее социальное раз­витие. Лишь когда ее учительница, Анна Мэнсфилд Салливен, пробила брешь в изо­ляции Келлер, используя язык знаков, та начала сознавать свой человеческий потен­циал. Эта замечательная женщина, которая впоследствии сама стала признанным педагогом, вспоминает момент, когда она уловила концепцию языка:

Мы шли по тропинке к водной колонке, привлеченные ароматом скрывавшей ее жимолости. Кто-то набирал воду, и учительница сунула мою руку под струю. Когда холодный поток объял одну кисть, она написала на другой слово вода, сначала мед­ленно, а потом быстро. Я стояла неподвижно, все мое внимание было приковано к движению ее пальцев. Внезапно я ощутила туманное представление, как будто при­поминала что-то забытое — зов возвращающейся мысли, и секрет языка каким-то образом раскрылся передо мной. Теперь я знала, что «в-о-д-а» означает восхититель­ное прохладное нечто, изливавающееся мне на руку. Это живое слово пробудило мою душу; подарило ей свет, надежду, радость, освободило ее (Keller, 1903; р. 21—24)1

Язык, ключ к миру культуры, есть система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом. Люди разработали сотни алфавитов. Разнятся даже пра­вила письма: в западных странах большинство людей пишут слева направо, но жители Северо-Западной Африки и Западной Азии пишут справа налево, а в Вос­точной Азии — сверху вниз. Карта мира 3.1 показывает распределение трех наибо­лее широко употребляемых языков2.

Язык не только является средством коммуникации, но и гарантирует неразрыв­ность культуры. Он представляет собой культурное наследие и ключ к культурной трансмиссии — процессу, посредством которого культура передается от поколе­ния к поколению. Точно так же как в нашем организме присутствуют гены предков, так и в культуре содержатся бесчисленные символы тех, кто был до нас. Язык — это ключ, отпирающий столетия накопленной мудрости.

' Конфедерацией принято называть группу южных штатов, провозгласивших в 1861 г. выход из США и спровоцировавших тем самым Гражданскую войну. — Примеч. науч. ред.

3 Китайский язык (включая мандаринский, кантонийский и десятки других диалектов) является род­ным языком для пятой части всего населения мира, которая почти полностью проживает в Азии. Хотя все китайцы читают и пишут одинаковыми иероглифами, они используют несколько десятков диа­лектов. «Официальным», преподаваемым в школах Китайской Народной Республики и Республики Тайвань, считается мандаринский (диалект Пекина, исторической столицы Китая). Вторым по рас­пространенности китайским диалектом служит кантонийский, язык Кантона; по своему звучанию он отличается от мандаринского приблизительно так же, как французский от испанского. Английский язык — родной пли официальный для нескольких регионов мира (на нем говорит 10% всего населения планеты), он стал предпочтительным вторым языком в большинстве стран.

Наибольшее сосредоточение испаиоговорящих в Латинской Америке и, конечно, в Испании. 1 к пап -
...... -■'■ -.......... -....... -------------------------------..~„.,..-....................... „.,.„..................,„,, „ г-ш д



________________________________________________________________ Глава 3. Культура -| 09

Каждое общество передает культуру с помощью речи; этот процесс социологи называют устной культурной традицией. Однако приблизительно 5 тыс. лет назад люди изобрели письменность, бывшую, впрочем, достоянием немногих, научив­шихся читать и писать. Почти всеобщей грамотностью страны с высоким уровнем доходов не могли похвастаться вплоть до XX в. В США по меньшей мере 10% взрос­лых (около 20 млн человек) до сих пор функционально неграмотны. Они не уме­ют ни читать, ни писать в обществе, в котором символические навыки становятся все более востребованными. В странах с низким уровнем доходов неграмотными признаны около одной трети мужчин и почти две трети женщин (United Nations Development Programme, 2001).

Язык не только связывает нас с прошлым, но и высвобождает человеческое во­ображение. По-новому соединяя символы, мы в состоянии охватить почти безгра­ничный диапазон будущих возможностей. Язык ставит людей в особое положение как единственных существ, обладающих самосознанием, осознающих свою огра­ниченность и смертность, но, несмотря на это, способных мечтать и надеяться на будущее, которое окажется лучше, чем настоящее.

Язык: только ли для людей? Разные животные — большие и малые — обмени­ваются друг с другом звуками, запахами и жестами. В большинстве случаев эти сиг­налы инстинктивны. Но некоторые животные могут пользоваться символами для общения с себе подобными и людьми.

Рассмотрим замечательные успехи 12-летнего карликового шимпанзе Канзи. Шимпанзе физически не способны имитировать человеческую речь. Но исследо­ватель Э. Сью Саваж-Румбо открыла, что Канзи мог научиться языку, слушая и наблюдая за людьми. Под руководством Саваж-Румбо Канзи набрал словесный запас из нескольких сотен слов и научился «говорить», указывая на картинки, на­ходившиеся на специальной клавиатуре. Он умел отвечать на вопросы и требова­ния типа: «Ты возьмешь салфетку для своей сестренки?» и «Положи дыню в гор­шочек». Способности Канзи выходят за рамки простого механического научения, поскольку он может отвечать на запросы, которых не слышал прежде. Канзи обла­дает языковыми способностями ребенка 2,5 лет (Linden, 1993).

И все-таки языковые навыки шимпанзе, дельфинов и некоторых других живот­ных ограниченны. Даже специально обученные представители фауны не могут пе­редавать такие навыки другим особям. Но достижения Канзи предостерегают нас от того вывода, что всяческие притязания на культуру позволительны только людям.

Формирует ли язык реальность? Воспринимают ли куэро, говорящие на язы­ке кечуа, мир иначе, чем американцы, думающие, скажем, по-английски или по-испански? Ответ утвердительный, так как в каждом языке есть свои собственные отличительные символы, служащие кирпичиками для построения реальности.

Эдвард Сапир и Бенджамин Уорф предположили, что языки не являются раз­личными наборами ярлыков для обозначения одной и той же реальности (Sapir, 1929, 1949; Whorf, 1956). Скорее, в любой системе символов есть по крайней мере, отдельные уникальные слова и выражения. Кроме того, все языки сопрягают сим­волы с четко определенными эмоциями. Таким образом, как могут засвидетель-


] "10 Часть II. Основы общества


Глава 3. Культура -| ■) -|


 


щаться» по-разному, будучи выраженной не по-английски или по-китайски, а по-испански (Falk, 1987). Тезис Сапира—Уорфа гласит: люди воспринимаю?!! мир че­рез культурную призму языка.

Ценности и убеждения

Чем объяснить популярность фильмов с героями вроде Джеймса Бонда, Грязного Гарри, Рэмбо и Эрин Брокович? Каждый из них — воплощение индивидуальности, поскольку полагается на личные навыки и находчивость, чтобы противостоять «системе». Приветствуя таких персонажей, мы одобряем определенные ценности, некие культурные стандарты, отталкиваясь от. которых, люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жиз­ни в обществе. Ценности — утверждения о должном с позиций культуры.

Они представляют собой широкие принципы, лежащие в основе убеждений, определенных утверждений, которые люди считают истинными. Иными словами, ценности — это абстрактные стандарты блага, а убеждения — частности, которые люди считают истинными или ложными. Например, поскольку у большинства взрослых американцев есть общая ценность, заключающаяся в предоставлении всем и каждому равных возможностей, оно полагает, что обладающая должной квалифи­кацией женщина может быть президентом США (NORC, 2001).

Культурные ценности и убеждения влияют не только на наше восприятие окру­жающей среды, но и формируют ядро личности. Семья, друзья, школа и религиоз­ные организации учат человека мыслить и поступать в соответствии с определен­ными принципами, верить в достойные истины и преследовать надлежащие цели. Однако в такой большой и разнородной стране, какой являются США, лишь не­многие культурные ценности и убеждения разделяются всеми без исключения. Долгая история иммиграции превратила Соединенные Штаты в мозаику культур. В этом смысле эта страна отличается от многих, например Китая1 и Японии, кото­рые более однородны в культурном отношении.

Ключевые ценности американской культуры. Хотя культура США не единооб­разна, Робин Уильяме (Williams, 1970) выделил 10 ценностей, которые широко рас­пространены и, по мнению многих, составляют ядро американского образа жизни:

1. Равные возможности. Жители США одобряют не равенство положения, а равенство возможностей. Это означает, что каждому общество должно обеспечивать шанс преуспеть в соответствии с его индивидуальными талан­тами и усилиями.

2. Достижения и успех. Американский образ жизни побуждает к соревнова­нию, благодаря которому получаемое человеком вознаграждение отражает его персональные заслуги. Более того: успех придает людям ощущение их собственной значимости — наделяет мантиями «победителей».

3. Материальный комфорт. В США успех по преимуществу состоит в том, что­бы делать деньги и получать удовольствие от приобретаемого на них. Хотя

Весьма спорное утверждение, поскольку Китай предстапляет собой полиэтничное общество, в ко-


иногда можно слышать, что «счастья не купишь», большинство все равно продолжает стремиться к достатку.

4. Активность и труд. Популярные в США герои, начиная с вымышленного археолога Индианы Джонса и заканчивая чемпионом по гольфу Тайгером Вудсом, являются «делателями», которые доводят задуманное до конца. В американской культуре ценятся не рефлексия и не пассивное принятие своей судьбы, но действие и контроль над событиями.

5. Практичность и эффективность. Американцы ценят практику больше тео­рии, или предпочитают действие мечтам. Деятельность ценна в той мере, в какой она позволяет зарабатывать деньги. Родители говорят своим детям: «Главное — то, что поможет тебе получить работу!»

6. Прогресс. Американцы — оптимисты, вопреки ностальгии, верящие, что на­стоящее лучше былого. Мы прославляем прогресс, приравнивая «новейшее» к «наилучшему».

7. Наука. От науки и передовых технологий американцы ждут решения про­блем и улучшения нашей жизни. Мы считаем себя рациональными людьми, чем, видимо, объясняется одна тенденция американской культуры (особен­но заметная среди мужчин) — придавать меньшее значение эмоциям и ин­туиции как источникам познания.

8. Демократия и свободное предпринимательство. Члены американского об­щества признают права индивидов, которые не должны попираться прави­тельством. Мы считаем, что справедливая политическая система основыва­ется на свободных выборах, в ходе которых взрослые избирают своих лиде­ров, а также на экономике, которая реагирует на предпочтения отдельных потребителей.

9. Свобода. Под нашей культурной ценностью свободы понимается то, что ин­дивидуальной инициативе придается значение большее, чем коллективно­му конформизму. Хотя нам известно, что каждый имеет свои обязанности перед другими, мы считаем, что люди должны быть свободными в преследо­вании своих персональных целей, а вмешательство со стороны государства — минимальным.

10. Расизм и групповое превосходство. Несмотря на строгие представления об индивидуализме и свободе, большинство американцев продолжают оцени­вать человека с позиции тендерной, расовой, этнической и классовой при­надлежности. Вообще, культура США мужчин ставит выше женщин, бе­лых — выше цветных, выходцев из стран Северной и Западной Европы — над теми, чьи предки приехали из иных краев, богатых — выше бедных. Хотя американцы предпочитают говорить о себе как о нации равных, мало кто сомневается, что некоторые из нас «более равны, чем другие».

Конфликт ценностей. Просматривая список Уильямса, мы видим, что некото­рые ценности не согласуются и даже противоречат одна другой (Lynd, 1967; Bellah et al., 1985; Ray, 1997). Так, жители Соединенных Штатов верят в равенство воз­можностей, но в то же время склоны к дискриминации других по расовому пли


■J -|2 Часть II. Основы общества


Глава 3. Культура \ -|3


 


КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Я не виноват! Новая «культура виктимизации»1

Студент-юрист, учившийся в университете штата Северная Каролина, вышел на улицу, во­оруженный винтовкой «М-1», прицелился и убил двух незнакомых мужчин. Позднее, находясь в психиатрической больнице, он возбудил иск против своего терапевта за то, что сделанного последним оказалось недостаточно для предотвращения его действий. Суд постановил вы­платить ему компенсацию в размере $500 тыс.

В Нью-Йорке мужчина выскочил на пути перед составом подземки; ему повезло остаться в живых, и он обвинил город в том, что поезд не затормозил вовремя и причинил ему серьез­ные травмы. Размер его компенсации составил $650 тыс.

8 Вашингтоне мэр города, узнав, что его засняли на видеопленку, когда он курил крэк2 в го­стиничном номере, обвинил свою подружку в том, что она его «подставила», и предположил, будто полиция арестовала его по расовым мотивам.

После того, как дюжина женщин обвинила сенатора от штата Орегон в сексуальном пресле­довании, он заявил, что его поведение объяснялось алкоголизмом. В самом знаменитом случае подобного рода бывший городской политик застрелил мэра Сан-Франциско и члена городского совета, списав свои действия на нездоровье, вызванное упот­реблением слишком большого количества высококалорийной пищи (так называемая защита Твинки).

В каждом из этих случаев кто-то отрицал свою персональную ответственность, взамен объяв­ляя себя жертвой. Члены нашего общества все чаще и чаще перелагают вину на что угодно, что побудило Ирвина Горовитца (Horowitz, 1993) заявить: наш образ жизни становится «куль­турой виктимизации», где «каждый является жертвой» и «никто ни за что не отвечает». Одним из показателей такой тенденции выступает увеличение числа «аддикций» (термин, не­когда ассоциировавшийся исключительно с неконтролируемым употреблением наркотиков). Теперь мы слышим о зависимых игроках, обжорах по принуждению, сексуальной аддикций и даже о людях, которые извиняют свою стремительно растущую финансовую задолженность пристрастием к покупкам - шопингу. Книжные магазины завалены практическими руковод­ствами, призванными помочь людям преодолеть массу новых физических и психологических недугов, начиная от «комплекса Золушки» и заканчивая «комплексом Казановы», и даже «син­дром "мыльных опер"». А суды США парализованы тяжбами о несчастьях, в которых обвиня­ется кто угодно, и которые мы привыкли считать составной частью жизни. Что же происходит? Меняется ли культура Соединенных Штатов? Американским культурным идеалом исторически выступал непреклонный индивидуализм - идея об ответственности людей за все, что их постигает, будь то триумф или трагедия. Но эта ценность была подточе­на многими способами. Во-первых, сегодня возросло понимание того, как общество форми­рует нашу жизнь (что отчасти является заслугой социологов). Поэтому жертвами теперь на­зывают себя уже не те категории людей, которые понесли реальный ущерб (коренные амери­канцы, афроамериканцы и женщины). В числе новейших жертв оказались белые мужчины, которые заявляют, что «считаются с кем угодно, только не с ними». Во-вторых, многие адвокаты, особенно с запуска рекламы их услуг в 1977 г., возбудили чув­ство несправедливости во многих клиентах, чьи интересы надеялись представлять в суде. За последние 25 лет число миллионных компенсаций выросло более чем в 25 раз.


Наконец, бурный рост разного рода «правозащитных групп» способствует тому, что Амитаи Этциони называет «правовой инфляцией». Помимо традиционных конституционных свобод воз­никло много новых заявленных прав: права охотников (равно как и животных), права курильщи­ков (и некурящих), право женщин осуществлять контроль над своим телом (и права новорож­денных) и право на владение оружием (а также право на защиту от насилия). Растущее число обвинений в несоблюдении прав повсюду порождает новые и новые жертвы (и обидчиков). Знаменует ли этот сдвиг в направлении виктимизации фундаментальное преобразование в американской индивидуалистической культуре? Возможно, это действительно так, но но­вомодная популярность «жертвы» - результат приложения и неких уже устоявшихся культур­ных сил. Например, претензия на виктимизацию зависит от давнего убеждения, что все име­ют право на жизнь, свободу и достижение счастья. Однако новым оказывается то, что се­годняшний лавинообразный рост числа «прав» - нечто большее, чем просто повышение бдительности к проявлениям явной несправедливости: он ослабляет нашу ответственность за собственную жизнь. А как считаете вы:

1. Слабее ли в настоящее время тот акцент, который делает американская культура, на индиви­дуализме? Почему?

2. Пережили ли Соединенные Штаты «правовую инфляцию»? Почему вы так считаете?

3. Способствует ли социологический подход рассмотрению людей в качестве жертв? Почему?

Источники. Etaoni, 1991; Taylor, 1991; Hollander, 1995; Roche, 1999

Конфликт между ценностями отражает культурную разнородность американ­ского общества, а также изменения, в ходе которых новые веяния развиваются при сохранении старых традиций. Недавно, например, стойкую веру американского общества в индивидуальную ответственность поколебало явление, которое неко­торые обозреватели назвали «культурой виктимизации» (Best, 1997; Furedi, 1998). Эта тема подробнее освещена в рубрике «Критическое мышление».

Конфликт между ценностями ведет к напряжению и зачастую приводит к не­уклюжему балансированию между теми или иными убеждениями. Иногда мы ре­шаем, что какая-либо ценность важнее другой (например, поддерживаем равнопра­вие, но выступаем против службы гомосексуалистов в вооруженных силах США). В подобных случаях мы просто учимся уживаться с противоречиями.

Нормы

Большинство жителей Соединенных Штатов всегда готовы посплетничать о соседе. Однако представители общества куэро порицают подобное поведение, считая его гру­бым и сеющим распри. Оба образца иллюстрируют действие норм — правил и экспек-таций\ посредством которых общество руководит поведением своих членов. Некото­рые нормы являются проскриптивными: они говорят нам, чего нельзя делать (скажем, работники здравоохранения предостерегают нас от случайных половых связей). С другой стороны, прескриптивные нормы говорят нам о том, что мы должны делать (например, школьные педагоги преподают в США правила «безопасного секса»).


От англ. to victimize — делать кого-либо жертвой. — Примеч. науч. ред.


114 Часть II, Основы общества

Самые важные культурные нормы действуют постоянно и повсеместно. Так, родители ожидают от маленьких детей послушания независимо от обстановки. Другие нормы зависят от ситуации. В США мы ждем от аудитории аплодисмен­тов после концерта, можем аплодировать (хотя это уже не подразумевается само собой) после лекции, но не аплодируем пастору или раввину, когда они заканчи­вают проповедь.

Нравы и народные обычаи. Уильям Грэхем Самнер (Sumner, 1959; первое изд. — 1906), один из первых американских социологов, признавал, что в нашей жизни некоторые нормы оказываются важнее других. Самнер ввел термин нравы, чтобы обозначить широко наблюдаемые и имеющие огромную моральную значи­мость нормы.

К нравам, или системе табу, относится запрет в американском обществе на вступление взрослых в сексуальные отношения с детьми.

Меньше внимания люди обращают на народные обычаинормы обычного, бессистемного взаимодействия. Образчиками выступают представления о подоба­ющих приветствиях и манере одеваться. Иными словами, нравы разграничивают должное и недолжное, а народные обычаи — правильное и оскорбительное. Чело­век, не надевающий галстук к официальному обеду, может вызвать удивленные гримасы, поскольку нарушает народные обычаи. Однако, приди он к обеду в одном лишь галстуке, оказались бы попраны установленные культурой нравы, и тогда к этому человеку были бы применены более серьезные санкции.

Социальный контроль. Нравы и народные обычаи — основные правила повсед­невной жизни. Хотя мы порой сердимся, когда другие заставляют нас соответство­вать неким установлениям, всем очевидно, что нормы делают наше общение с окру­жающими более упорядоченным и предсказуемым. Соблюдение или нарушение правил социальной жизни вызывают соответствующую реакцию со стороны окру­жающих, которая принимает форму либо поощрения, либо наказания. Санкции, форма которых различна — будь то одобрительная улыбка или вскинутая бровь — образуют систему социального контроля (разнообразных средств, которыми чле­ны общества поощряют приверженность нормам; попыток общества регулировать мышление и поведение людей).

Когда люди выучивают культурные нормы, они приобретают способность оце­нивать собственное поведение. Неправильный поступок (например, скачивание дипломной работы из Интернета) может вызвать одновременно чувства стыда (болезненное ощущение того, что другие не одобряют наши действия) и вины (не­гативное суждение о себе). Такое способны переживать лишь культурные суще­ства. Именно это, наверное, имел в виду Марк Твен, когда замечал, что люди — «единственные животные, способные или обязанные краснеть».

«Идеальная» и «реальная» культура

Ценности и нормы не столько описывают фактическое поведение, сколько пред­писывают его как должное. Следует помнить, что идеальная культура всегда отли­чается от реальной (того, что происходит в жизни на самом деле). Иллюстрацией служит тот факт, что большинство мужчин и женщин соглашаются с важностью


________________________________________________________________ Глава 3. Культура 115

25% женатых мужчин и 10% замужних женщин признаются, что изменяли супру­гам (Laumann et al., 1994). Однако моральные требования, выдвигаемые культурой, все равно сохраняют свою важность, что приводит на память старое присловье: «Делай, что я говорю, а не то, что я делаю».

Материальная культура и технология

Помимо таких невещественных феноменов, как ценности и нормы, любая культура включает множество вполне осязаемых созданий человеческих рук, которые социо­логи именуют артефактами. Китайцы едят не ножами и вилками, а палочками; японцы устилают полы не коврами, а циновками; в Индии многие мужчины и жен­щины предпочитают просторные одеяния облегающей одежде, которая обычна для жителей США. Чужакам материальная культура может показаться настолько же странной, насколько причудливыми кажутся их язык, ценности и нормы.

В артефактах общества отражены основополагающие культурные ценности. Воинственные яномамё тщательно обрабатывают свое оружие и снабжают стрелы отравленными наконечниками. Напротив, из предпочтения индивидуализма и не­зависимости, которые типичны для американского общества, удается с помощью пространных рассуждений вывести преклонение жителей США перед автомоби­лями. Американцам принадлежит 208 млн транспортных средств (по одному на каждого водителя, имеющего права), причем производимые в США автомобили — самые большие в мире. На рис. 3.1 показано, что США — страна автомобилистов, выделяющаяся даже из числа других, где уровень доходов высок.

* 60 —|------------- 1------- 1------- 1------- 1------- 1------- 1------- 1------- 1------- 1------- 1


1 "I 6 Часть II. Основы общества


Глава 3. Культура 117


 


Материальная культура отражает не только ценности общества, но и его техно­логию {знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях). Чем таковые сложнее, тем в большей мере люди способны (к добру или ко злу) преобразовывать мир, удовлетворяя собственные нужды.

Поскольку американцы придают огромное значение науке и высоко ценят сложные технологии, люди нашего общества склонны считать культуры с бо­лее примитивной технологией менее развитыми. Некоторые факты подтверж­дают эту оценку. Так, ожидается, что средняя продолжительность жизни тех, кто родился в США сегодня, составит свыше 76 лет; продолжительность жизни яномамё — всего 40 лет.

Однако следует проявлять осторожность и не высказывать пристрастных суж­дений об иных культурах. Хотя многие яномамё охотно перенимают современ­ную технологию (инструменты из стали и огнестрельное оружие), по мировым стандартам, они неплохо питаются и в большинстве своем очень довольны своей жизнью (Chagnon, 1992). Кроме того, хотя наша могущественная и сложная тех­нология значительно облегчила нам труд и принесла с собой, казалось бы, чудо­действенные методики лечения болезней, она также способствовала стрессу, ко­торый достиг опасного для здоровья уровня; искалечила окружающую среду и породила такое оружие, что ослепительная вспышка может уничтожить все до­стижения человечества.

Наконец, нужно отметить, что распределение технологии среди населения не­равномерно. Хотя многие из американцев не могут представить себе жизнь без персональных компьютеров, телевизоров и CD-плееров, немалое число жителей США не может позволить себе подобную роскошь. Другие, включая аммитов, от­вергают их в принципе. Эти «простые люди», живущие маленькими фермерскими общинами в Пенсильвании, Огайо и Индиане, отказываются от большинства со­временных удобств из религиозных соображений. В своих традиционных черных одеяниях, едущие на конных повозках, аммиты могут показаться забавными релик­тами прошлого. Их общины тем не менее процветают, опираясь на прочные семьи, задающие каждому ощущение идентичности и предназначения. Некоторые иссле­дователи изучали аммитов, стремясь подчеркнуть, что эти общины — «островки здоровья в культуре, зараженной духом коммерции и отданной во власть техноло­гии» (Hostetler, 1980: 4; Kraybill, 1994; p. 28).

Новые информационные технологии и культура

Многие страны с высоким уровнем доходов, включая Соединенные Штаты, всту­пили в постиндустриальную фазу, где экономическая деятельность все в большей мере основывается на компьютерах и новых информационных технологиях. Если промышленное производство сосредоточено на заводах и предполагает использо­вание механизмов, с помощью которых создаются материальные блага, постинду­стриальное основано на компьютерах и других электронных устройствах, которые продуцируют, обрабатывают, сохраняют и задействуют информацию.

Экономика информационной эры требует от рабочих умения обращаться с сим-


писать, вычислять, проектировать и создавать образы в искусстве, рекламном деле и предпринимательстве. Новые информационные технологии позволяют нам так­же генерировать культуру в беспрецедентных масштабах. Подробнее об этом рас­сказано в рубрике «Критическое мышление».

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Виртуальная культура: хороша ли она для нас?

16 января, Орландо, штат СуЪлорида. Тлиснеевский ллир — предмет восторгов для детей, но несколько озадачивает социологов. Это готовая культура: ули­цы, ллагазины и события воссоздают атлюссреру ллаленького городка сХ^сХ. в., населенного персонажалли Т)иснея. Жизнь здесь тщательно контролируется, чтобы обеспечить приятное врел1Япрепровождение и — разуллеетсяопу­стошить наши кошельки.

Информационная революция порождает символы - слова, звуки и образы - быстрее, чем когда-либо прежде, и они расходятся по стране и миру. Что несет нашему жизненному укла­ду эта новая информационная технология?

В минувшие столетия культура была образом жизни, передаваемым из поколения в поколе­ние. Она была наследием (коллективной памятью общества), которое было нашим по праву, ибо принадлежало нашим предкам (Schwartz, 1996). Но в нарождающемся кибер-обществе все больше культурных символов оказываются новшествами, намеренно созданными немно­гочисленной культурной элитой, состоящей из композиторов, писателей, кинематографистов и прочих людей, которые заняты в расширяющейся информационной экономике. Чтобы понять происходящее, задумайтесь над изменяющимся характером культурных геро­ев - людей, выступающих ролевыми моделями и воплощающих в себе культурные идеалы. 100 лет назад ими были реальные мужчины и женщины, изменившие жизнь нации: Джордж Вашингтон, Абигейл Адаме, Бетси Росс, Дэйви Крокетт, Дэниел Бун, Авраам Линкольн и Гар-риет Табмен. Конечно, когда общество делает из кого-то героя (почти всегда это происходит по прошествии долгого времени после его кончины), оно «ретуширует» биографию такого человека, подчеркивая успехи и сглаживая недостатки. Но даже в этом случае ставшие геро­ями - реальные исторические лица.

Сегодняшняя молодежь, напротив, сидит на постоянной диете виртуальной культуры, образов, которые порождены сознанием современных творцов культуры и подаются с экрана телевизора, кинотеатра или через компьютерные сети. Сегодняшними «героями» являются крокодил Данди, покемоны, Бэтмен, Барби, Барни, диснеевские персонажи, создание которых поставлено на по­ток, и вечно улыбающийся Рональд Мак-Дональд. Некоторые из этих культурных икон олицетво­ряют ценности, которые формируют наш образ жизни. Но они не имеют никакого отношения к исторической реальности и почти все созданы с единственной целью - делать деньги.

А как думаете вы:

1. Будет ли возрастать значимость виртуальной культуры по мере углубления информаци­онной революции? Почему вы так думаете?

2. Подрывает или обогащает виртуальная культура наши культурные традиции? Чем она яв­ляется - благом или злом?

3. Какой имидж Соединенных Штатов за рубежом создаются американскими телевидением и кинематографом?

Источник. Johnson, 1996; благодарен Рональду Джонсону за основную идею, положенную в основу дан-


"I "13 Часть II. Основы общества ________________________________________________________

Date: 2015-12-13; view: 770; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию