Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КА ЧЕСТИ ПЛАН: 2.1. Понятие о фи (ичееких качествах 2.2. Общая характеристика ся.чы 2.2.1. Разновидности силы 2.2.2. Режимы работы мышц 2.2.3. Факторы, обуславливающие проявление силы 2.2.4. Возрастная динамика естественного рашпия силы 2.2.5. Средства развития силы 2.3. Общая характеристика быстроты 2.3.1. Разновидности быстроты 2.3.2. Факторы, обуславливающие проявление быстроты 2.3.3. Возрастная линамика еетеавенного развития быстроты 2.3.4. Средства развития быстроты 2.4. Общая характеристика выносливости 2.4.1. Понятие об утомлении, разновидности выносливости 2.4.2. Факторы, обуславливающие выносливость человека 2.4.3. Возраетная динамика естественною ра{вития выносливости 2.4.4. Средства развития выносливости 2.5. Общая характеристика координации 2.5.1. Разновидности координации 2.5.2. Факторы, обуславливающие проявление координации 2.5.3 Возрастная динамика естественного развития координации 2.5.4. Средства развития координации 2.6. Общая характеристика гибкости 2.6.1. Радашидносш гибкости 2. (>. 2. Факторы, обуславливающие проявление 1 ибкост и 2.6,3 Возраетная динамика естественного развития] ибкост и 2.6.4, Средства развишя гибкости 2.1. Понятие о фшических качествах В процессе формирования физической культуры человека происходит ас только приобретение двигательных умений и связанных с ними шаиий, но и развитие физических качеств. В специальной лшературе до сих пор не найден единый термин для характеристики двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают своя варианты названия: - Л.П. Матвеев употребляет 1ермип «двигательные способности»; - В.П. Ашмарин - «двигательные качества»; - Л.А. Вейднср-Дубровин. 8.Н. Платонов - «физические качества»: - ГО.Ф. Курамшин - «физические способности». В словаре В.И. Даля (2007) трактовка слов «качество» и «способностью разнится незначительно. Более того, слово ('способность» представляется как синоним слову «качество»: - «качество» трактуется как «свойство или принадлежность, всё. что составляет сущность лица иди вещи»; - «способность» трактуется как «качество»; «способный» - как «годный к чему или склонный, ловкий... пригодный». По нашему мнению, термин «способности» в большей степени соответствует понятию «задатки», в то время как термин «качества» больше характеризует свойства тою или иного объекта или предмета, И теории физической культуры такие характеристики человека, как сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость, рассматриваются в большей степени с позиций его свойС1В, а не задатков. Например, когда мы говорим про человека, что он сильный, мы не имеем в виду, что он предрасположен к силовым нагрузкам по своей природе, мы характеризуем его свойство на текущий момент. Таким образом, для характеристики двигательных возможностей человека термин «качества» выгляди 1 более уместным и соответствующим сути. В вопросе о прилагательном к термину «качества» мы придерживаемся взглядов, что термин «двигательные качества» в большей степени характеризует свойства отдельных движений человека, чем сужает спектр вопросов, изучаемых теорией физической культуры. Термин «физические качества» представляется нам значительно более широким, поскольку он подразумевает раскрытие природных механизмов возникновения и проявления тех или иных свойств движений человека. Таким образом, в нашем курсе лекций мы будем использовать термин «фичические качества», что соответствует терминологическим взглядам Л.А. Вейднер-Дубровина и В.Н. Нлатонова. Известно, что разные люди обладают разными двигательными возможностями. Так, например, один ученик в возрасте 7-ми лет может прыгнуть в длину с места на 100 см.. а другой — на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз. другой - пять раз. В 6-минутном беге один занимающийся пробежит 700 м., а другой - 1200 м. Сравнивая разные двигательные достижения обучаемых, как правило, говорят: «Этот ребёнок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость: у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию». Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями О1 дельных органов и систем организма занимающихся (мышечной, нервной, сердечно-сосудисюй. дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будек соответственно, зависегь характер и егепень развития 1ех или иных физических качеств. Таким образом: ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - эю комплекс морфо.'ки ических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вила мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность сё выполнения. На уровень ра тития и проявления физических качеств оказывают влияние лвс 1руппы факторов: • Средовые факторы: сопизльно-бытоше условия жшни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, эффективность методики развития физических качеств и г.п. • Наследственные факторы («моторные» задатки): анатомические, I физиологические, психические особенности организма человека. «Моторные» задатки обуславливают специфическую реакцию организма на рамичныс воздействия. В процессе выполнения какой-либо деятельности они совершенствуются с помощью свойственных человеческому организму механизмов приспособления (адаптации) и перерастают в соответствующие физические качества. В формировании качеств большое значение имеют и врождённые, и ере-довые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических качеств траст двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические к функциональные показатели различных органов и систем, а также двигательная гюд! отдаленность в целом выше у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями. В настоящее время принято различать пять основных физических качеств: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость. Каждое ш них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности. 2.2. Общая характеристика силы 2.2.1. Разновидности силы Любые двигательные действия человека - это результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦгГС) и периферических отделов двигательною аппарата, в частости - сколе гно-мышечной системы. В ГЦ ГС продуцируются импульсы возбуждения, коюрые через могопсйршш и аксоны поступают в мышечные волокна. Вследствие этого мышцы напря:аются с определённой силой, которая позволяет перемещать в пространстве отдельные звенья тела или тело в целом. От величины и направления приложения силы изменяются скорость и характер движения. Таким образом, без проявления мышечной силы человек не может выполнять никаких двигательных действии, В этом смысле сила является интегральным двигательным качеством, от которого в тон или иной мере зависит проявление всех других физических качеств (быстроты, выносливости и т.д.) В физиологии под силой мышц понимают то максимальное напряжение, коюрое они способны развить. Внешнее проявление напряжения мышц (силы] измеряют ц ньютонах. В теории Физической культуры поняше «сила» выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, направленных на решение конкретной двигательной задачи. Таким образом: СИЛА - это способность преодолевать определённое сопротивление или противодействовать ему за счёт напряжения мышц. В качественно противления могут выступать силы земного тя! о гения, реакция опоры при взаимодействии с ней, сопротивление окружающей среды, масса отягощений предметов и спортивных снарядов, силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел, еонрошвлепие партнёра и т.п. Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее. В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигагельного аппарата сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, коюрые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека. Основными специфическими для разных двигательных действий визами проявления силы являются: 1) собственно силовые качества (к ним относятся понятия «абсолютная» и «относительная» сила); 2) с ко рост но-с иловые качества (к ним относятся понятия «скоростная» и «взрывная» сила); 3) силовая выносливость. Это выделение разновидностей силы является довольно условным. Несмотря на свою специфику, они определённым образом взаимосвязаны как в своём проявлении, так и в своём развитии. В чистом виде они проявляются чрезвычайно редко. Как правило, все они являкнся компонентами большинства двига1елы!ых действий человека. • Абсолютная сила человека - это его способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением. Интересно, что наибольшие величины силы человек может развить в мышечных напряжениях, которые не сопровождаются внешним проявлением движения, или в медленных движениях: например, в жиме штанги двумя руками в положении лёжа на спине. Проявление абсолюте и силы является доминирующим при необходимости преодолевать большое внешнее сопротивление. Пример: В Исландии популярны соревнования по подниманию гранитных плит. В 1992 году.житель страны И. Иерурена установи./ своеобразный рекорд проявления абсолютной силы: он поднял над головой камень висом 315 кг. Для сравнения силы людей, которые имеют разную массу 1ела. применяют показатель относительной силы. • Относительная сила — это количество абсолютной силы человека, которое приходится па один килограмм массы его тела. Относительная сила имеет решающее значение и двигательных действиях, которые связаны с перемещением собственно!о тела в пространстве. Чем больше силы приходится на 1 кг. массы собственного юла. тем легче перемещать ею в пространстве или удерживал, о преде линкую позу. Например, упор руки в стороны иа гимнастических кольцах («крсс;») мозут выполнить лишь те спортсмены, у которых относительная сила соответствующих груш/ мыши близка к 1 и. на килограмм массы тела. Большое значение относительная сила имеет также в вилах спорта. 1лс спортсмены делятся по весовым категориям. • Скоростная сила ~ это ел особи ость человека с во {можно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление. Ла первый взгляд может показаться, чю скоростная сила представляет собой комплексное проявление быстроты н силы. Однако в действительности это всё-таки специфическое проявление силы в определенном диапаюне величины внешнего сопротивления. Данный диапазон был установлен учеными и составляет от 15-20% ло 70% максимальной силы в конкретном двигательном действии Пример: Если человек может поднять максимальное отягощении весам 100 кг, то диапазон проявления его скоростной силы а данном упражнении составит 15'-70 кг; Ес.ш человек максимум может выполнить 40 сгибаний-рспгиоашт рук к \-поре лёжа (отжиманий/, то в зависимости от гче.чичеты скорости движений он сможет выполнить от Л оо 28 сли'шиий-рауиоапт рук н упоре. 1ёлса. Скоростная сила является доминирующей к обеспечении эффективной двигательной деятельности па спринтерских дистанциях в циклических упражнениях. В частности, от уровня развития скоростной силы мыши ног зависит длина шагов в беге. Пример: Установлено, что при одной и той же скорости бега v квши-фщщювапных спортсменов блина шшов больше, чем v менее квалифицированных, а v бегуном одной ква,шфикации скорость беж возрастает а Ооволыю тесной взаимосвязи с возрастанием длины шагов. • Взрывная сила - что способность человека проявить наибольшее усилие за наименьшее время. Взрывная сила имеет решающее значение в двигательных действиях, требующих большой мощности напряжения мышц: например, при етарге в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действия?; в боксе и т.п. В большинстве физических упражнений, где шрывная сила имеет ведущее шаче-ние, проявлению взрывною сокращения мыши в основной фазе движения предшествует механическое их растягивание. Например, перед метанием копья или фанаты спортсмен делает энергичный замах. Проявление мощною усилия сразу же после интенсивною механического растяжения мыши, т.е. быстрое переключение от уступающей работы к преодолевающей получило название «реактивная способность мыши». Пример: Отмечена высокая зависимость между реактивной способностью и результатом о тройном прыжке с разбега, а барьерном беге, в тяжелоатлетических упражнениях и т.п. • Силовая выносливость - это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффскшвностью. При этом имеется в виду разнообразный характер функционирования мышц: длительное поддержание необходимой позы (пр.. удержание чахвата в борьбе), многократное повторное выполнение взрывных усилий (пр., тренировка в тройном прыжке, в прыжках с шестом), циклическая работа определённой интенсивности (пр., плавание, гребля на байдарках) и т.д. По большому счёту, силовую выносливость целесообразно было бы отнести к одной из разновидностей выносливости, однако в специальной литературе ло качество традиционно рассмагривастея как разновидность силы. В зависимости от режима работы мышц различаю! 1акжс статическую и динамическую силу: • Статическая сила проявляется тогда, когда мышцы напрягаются, а перемещения тела, его звеньев или предметов, с которыми взаимодежмвуст человек, отсутствую! (пр., удержание отягощения). • Динамическая сила проявляется тогда, когда преодоление сопротивления сопровождается перемещением тела или отдельных его 1веньев в пространстве (пр., поднимание отягощения). 2.2.2. Режимы работы мышц При выполнении двига!Сльыых действий мышцы человека выполняют четыре основные разновидности рабшы: удерживающую, преодолевающую, уступающую, комбинированную. • Удерживающая работа выполпяе!Ся вследствие напряжения мышц без изменения их длины (изометрический режим напряжения). Она характерна для поддержания статической позы юла. удержания какого-либо предмета (пр.. штанги, 1ашели) и т.п. • Преодолевающая работа выполняется вследствие уменьшения длины мышц при их напряжении (миометрический режим напряжения). Преодолевающая работа мыши при выполнении двигательных действий встречается чаще всего. Она дас'| возможность перемещать собственное тело или какой-либо груз в соо!ветствуюших движениях, а 1акже преодолевать силы трения или эластичного сопротивления (пр., сгибание-разгибание рук в упоре па брусьях). • Уступающая работа выполняется вследствие увеличения длины напряжённой мышцы (тиометрчческнп режим напряжения). Благодаря уступающей работе мыши происходит амортизация в момент приземления в прыжках. боге и т.п. Нередко в уступаюших фазах движения проявляются максимальные величины силы. В частности, установлено, что в уступающем режиме мышцы могут проявить силу на 50-100% больше, чем в удерживающем и преодолевающем режимах. При преодолевающей работе иод силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения. При уступающей работе - действующие но ходу движения. - Комбинированная работа состоит ш поочерёдного включения всех режимов раоогы мышц (иуксотоническип режим напряжения). Именно комбинированную работу выполняют мышцы в большинстве двигательных действий. Так, в циклических упражнениях комбинированная работа состоит из смены преодолевающего и уступающего режимов. В более сложных по координации работы нервно-мышечного аппарата упражнениях (например, в гимнастических) встречаются все три режима работы мышц: уступающий, преодолевающий, удерживающий. Date: 2015-12-13; view: 426; Нарушение авторских прав |