Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация фичических упражнений
Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соо! вегствии с определённым классификационным признаком. В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнении. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть прел славлено в разных классификациях. В историческом масштабе можно выделить естественные и:ак нашвае-мые аналитические упражнения. К естественным относятся упражнения, которые военной из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, пол зам ье, прыжки, метания, переноска тяжестей; плавание и т.д. Однако существую! упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры. Эю так называемые аналитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основных фичичееких качеств, решения специальных пела! от ических и лечебных задач. К этой группе упражнений относятся упражнения на большинстве!имна-С1 ических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью такого рода упражнений является их значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жиши. На сегодняшний день в теории физической культуры к числу основных классификаций физически\_у1гражн_ений_О1ноеятся_еледую11ше: 1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подраздс-ляю1СЯ на: общеразвивающие. профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактический и др. 2. Классификация упражнений но преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д. 3. Классификация упражнений но преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют акробатические, 1имнаетические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения, 4. Классификация упражнений по структуре движении. В этом случае упражнения подразделяются па циклические, ациклические и смешанные. • К циклическим упражнениям относятся; ходьба, бег. плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным признаком циклических упражнений является закономерная последовательное^, повторяемость и взаимосвязь самих циклов. • К ациклическим упражнениям относятся: мешше диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представляет собой законченное действие, повторение которою не вьпекас! из суш самого действия. • К смешанным упражнениям относя!ся: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег через барьеры, метание копья с разбега и з.д. То есть тго упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклическою характера. 5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, па какие мышечные группы влияют те или иные упражнения, выделяют: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, газа, бедра, голени, стопы, Пример: Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения жняпти по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтипгу. гиревому спорту и т.п. 6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комбинированные. • Динамические упражнения, в процессе выполнения которых мышцы, сокращаясь, укорачиваемся или удлиняются. • Статические (изометрические) - упражнения, при выполнении которых длина мышцы при сокращении остаётся неизменной. • Комбинированные упражнения, сочетающие оба режима работы мышц. 7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечении мышечной деякмьносш В этом случае различают упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные. • Аэробные - упражнения, в процессе выполнения коюрых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за ечс'1 процессов окисления с участием кислорода. • Анаэробные упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной рабО1ы осущссшлясгся в основном в бескислородных условиях (на клеючпом уровне). • Аэробно-анаэробные - упражнения смешанного характера. 8. Классификация упражнений но интенсивности работы. Как правило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности. Помимо укачанных классификаций сущее шукл и иные, например: - по воздсйсIкию на различные системы и функции оркшизма (на раши-тие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарат и т.д.): - по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.): - по предметным формам применения (гимнастика, спор г, шры. туризм и т.д.): - по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, Ь группе). 7.5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вола] являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической кулыуре еосственные силы могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и Т.п.). во-вторых, для закаливания организма занимающихся. В этом случае естественные силы природы используются в_виде специальны^ процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых во действие естественных факюров дозируется определенным обраюм. Пребывание па открытом воздухе ускоряет обменные процессы в организме, укрепляет сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает мозювую деятельность, повышает общий тонус органичма. В процессе занятий физическими упражнениями на свежем воздухе повышается приспособляемость организма человека к климатическим факторам и устойчивость к заболеваниям и стрессам. В процессе целенаправленного использования естественных сил природы для закаливания организма выделяю! четыре меюда: - аэропрофи.шктика - обеспечение организма чистым воздухом е лопаточным количеством кислорода; закаливание органичма прохладным и холодным воздухом при наличии одежды: закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны): - гелиопрофилактика — закаливание организма солнечным облучением (солнечные взпны); - .тдропрофилактика - купание в открытых водоемах при во (действии воздушной среды и солнечной радиации; - смени климатических \щсловнй как способ закаливания организма (пр.. систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом повыша-Ю1 устойчивоС1ь организма к неблагоприятным условиям внешней среды). Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнении, позволяют применять значительную на!ручку, организовывать рациональный отдых, вызываю! у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Пример: Известно, что «высокогорных районах естественные силы природы оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм человека. В частности, установлено, что во время тренировок спортсменов в этих и швчях попытаются функциональные возможности их организма. Так. Зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити 12002), который расположен высоко в горах, аавнтся количеством мировых и олимпийских рекордов, установленных спортсменами. ('.'. помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспе-тшфическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перефузкам. состоянию невесомости и др. К разряду гигиенических факторов относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние па организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физических упражнений, Кроме того, при создании необходимых гигиенических условий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спор-I явного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе сис-1ематичееких занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим. Таким образом, грамотное использование физических упражнений, есте-С1 пенных сил природы И гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профессиональной и личной деятельности. /. 6. Этапы развития теории физической культуры Каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактическою материала, описания и классификации явлений. Па более высоком уровне знаний, ко: да накоплен достаточный материал, наука получает возможность открывать законы и формулировав обобщающие теории. Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе её развтия, являс1ся 1еория и методика физической культуры. На нервом этане люди в результате повседневной деятельности получали эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости>> и к познанию способов передачи опыта. Ого явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической культуры. Второй этап характеризуется созданием первых методик но физическому воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняем ост и», по
без учета фи шоло! ическою воздействия физических упражнений на организм человеку. Примером могут служить системы воспитания молодёжи в лрсинефечс-ских юродах Спарте и Афинах, древней Персии. Египте. Первоначально развивались час!ные методики - оптимальные способы обучения конкретным действиям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отдельных упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др. По мере накопления опыта и осознания чначепия воспитания для духовного и физического формирования человека вочникла наука педагогика, которая на первых порах своего ран вития чанималаеь вопросами моральною и физическою (телесного) воспитания. Рачвише знаний и выявление специфики процесса фшического воспитания определило существенное оьтичие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало ею выделению в самостоятельную область знаний - науку о собственно физическом (телесном) воспитании. Начало тречьею эчапа обусловило развитие частных методик обучения тому или иному двщательному умению, в процессе которою обнаружилось, что в основе их осуществления лежат обшне фундаментальные закономерности. Так. методика обучения гимнастическим, легкоатлетическим и дру!им упражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательных навыков. ра(вигия физических качеств и обшие закономерности управления этими процессами. Таким обратом, осуществилась интеграция научных чнаний в единую теорию и методику фшического воспитания, Чеч вёртый этап - создание теории и методики физически о воспитания как самостоятельной научной и ученной дисциплины в России охватывает периоде конца XIX столетия по 1917г. большой вклад в развитие ТФВ внесли ученые Пётр Франневич Лес;аф1 {1837-1909). Жорж Деыени(1850-191 7} и др. П.Ф, Лесгафт стремился обосновать систему физическою воспитания соьиасно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педаюгических принципов последовательности, постепенности, гармоничности фшического развития. Г лавпой шдачей П.Ф. Лесгафт счгпал воспитание физически, нравственно, духовно, ишеллек1уально гармонично развитого человека. Жорж Демени. разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от извеа ных к ней!веетпым. Пятый этап интенсивною развития науки о фшическом воспитании и одновременное формирование обобщающей дисциплины - теории и методики физической культуры начался в России после 1917-го года, Этот Э1ап характеризуется изучением биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их испольчованич. Работы физиологов И.М. Сеченова (фшиолошя нервной системы, дыхания чтомлснля. природа произвольных движений и психических явлений). [1.П. Павлова (филюлсмия высшей нервной деятельное!л. жизнедеятельности целостною организма во взаимосвязи с внешней средой), Н,1:. Введенскою и д д. Ухюмского (процессы побуждения и юрможения нервной и мышечной ткани). Н.А. Ьерпппейна (физиология построения движений), Г.В. Фолъоорта и Ч В. Днлла (рачий Iне процессов утомления и восстановления) и других учёных лени р. основу обоснования педагошческих закономерностей физического воспитания, обоснования теории обучения двигательным действиям, развития фи-шческих способностей уже не только для гармоничного их развития, но и для споршвно! о совершенствования. Формировавшаяся в чш годы 1еорин фишчеекой культуры тюсшвила своей задачей интеграцию научных чнаний а единую дисциплину. В 1925 1. 1еоретики физической культуры выделили три определяющих признака физически культурного человека: его физическое, психическое, социальное здоровье. Интересно отметить, что через 50 лет (в 1975 году) Всемирная организация здравоохранения определила ЗДОРОВЬЕ как «состояние полного физическою, оушеююго ч социальном благополучия, а не только отсутствие фи-зическш йефсктан». В 70-е гг. XX века существенное влияние на формирование общей тео-рии фичической культуры оказало рашитие социологии, анфопологии, социальной психологи, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и ишеграюром научных знаний в обласш фшической культуры стал профессор Лев Павлович Матвеев. В чю же время про!ресснвныс учёные в области медицины начинают обращать внимание на здоровье человека не с точки зрения наличия или отсутствия у не! о болезни, а с позиций меры здоровья, жизненных сил. позволяющих ему обеспечивши свою жизнедеятельность и прошвоечоятъ неблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний. Вопросами здоро-иого обра!а жи ши. здоровья и роли двигательной активности в жизни человека начинаю! заниматься медики, что обусловило появление новой науки валео-логии (\а!ео от лат. - иравовова^ь. бьпь здоровым). По мере того, как возрас|али потребности в приобщении к ценностям физической культуры различных возрастных групп людей, выделился ряд социально важных компонентов и форм использования физической культуры: бытовые формы самодеятельных заняшй физической культурой, производственная физическая культура, рекреационная, реабилитационная, адаптивная и др. Смещение приоритетов государственной политики в сторону личностных аофебностей в 90-е п. XX столетия обусловило начало шестою этапа развита физической культуры. В начале 1990-х гг. на базе традиционных видов спорта начали интенсивно развивался новые виды летательной активности. Спрос населения на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двшателыюй
активности развивает предложение. Открытие физкультур но-оздоровительных групп на коммерческой основе вызывает естественную конкуренцию и желание лрелложть что-то новое, отличное от того, что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определённых слоях отнесгва переходя! ю разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Таким образом, интенсивно развивается методика использования градационных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреан и он но-оздоровительных целях, что приводит к привлечению из-за рубежа новых тсхноло) ий в виде современных тренажёрных устройств, новых ей лов двигательной активности - аэробики, шей-пинга. степ-аэробики, с лай л-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникают новые их вилы: сочетание аэробики и плавания -аквааэробика, велосипеда и гимнастики - нелокинетика, акробатики и упражнений со скака,1!кой -роуи-скинпинг и т.п. Сегодня теория и методика физической культуры - вполне сформировавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содержанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку ее интересует человек и социальные факторы его направленного развития я воспитания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесло связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия лает ей методологическую основу познания, опираясь па которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области физической культуры и спорта, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности. Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического культуры. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические;акономерности. протекающие в организме человека, молено говорить о положительном эффекте иняшй физической культурой. /. 7. Функции и принципы физической культуры как социального явления Физической культуре как органическому виду культуры обществу присущи три категории функции: обще культурные, специфические, частные. К общеку.1ътурным функциям можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и многие дру) ие культурные функции. При этом основная функция культуры вообще чаключается в формировании ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивною ранштия человека и общества. Специфические функции физической культуры можно свести в следующие группы: * образование налприродпой телесности, общефизическое развитие и укрепление доровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития: совершенствование физических качеств, формирование ц со- вершенствование двигательных навыков: противодействие неблагоприятным условиям жинти и быта; создание основы для здоровою образа жизни и т.п.: • физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защшс Родины (повышение раб ого способности, устойчивости к неблагоприятным ус-ювиям труда, пшокииезии и шподинамии, профессионально-прикладная физическая подготовка и 1.П.): • удовлетворение потребности людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, активный отдых): • раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей человека, Частные функции это функции компонентов физической культуры. Общими принципами, на которых основывается современная система физической культуры, являются: - принцип всестороннего гармоничного развития личности; - принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью: - принцип оздоровительной направленное!и. ВОШ'ОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ: 1. Дайте определение понятию «культура». 2. Дайте определение понятию «культура физическая» и объясните се связь с общей культурой. 3. Какие вы зпае!е виды физической культуры? 4. Г какими попятятся теории фшической культуры вы знакомы? 5. 11лч|)ыпе и охарактеризуйте средеIна физической культуры. 6. В чём проявляется влияние физических упражнений на организм человека? Т. Какие факюры определяют воздействие физических упражнений на организм человека? 8. С какими классификациями физических упражнений вы знакомы? 9. Охарактеризуйте естественные силы природы как одно из средств физической кулы\ры. 10. Охарактеризуйте I ш иеничсские факторы как одно из средств физическом куль-|уры. 11. Наадвше и охарактеризуйте * даны развития теории физической кулыуры. 12. Назовите основные функции и принципы физической культуры как социального явления.
Date: 2015-12-13; view: 590; Нарушение авторских прав |