Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация афазии и характеристика ее форм





Кл-ия Лурия (пр. локализации наруш-я), (нейролингв. подход):

1.Акустико-гностическая-слышит, но не узнает,тотально распадается фонем. слух), при пораж-и височных отделов коры г.м.

2.Акустико-мнестическая-нарушается полноценное восприятие, слухо-реч. памяти,частично понимают обращенную речь,но не удерживают в памяти (при пораж-и височных отделов коры г.м.).

3.Семантическая А-больные перестают понимать логико-грамматические конструкции,не могут решать логико-грамматич. задачу. (теменных отделов коры г.м.).

4.Аферентная моторная А– поражение речедвигательного анализатора, наруш-е кинестетич. Ощущений, нару-е адресации нервных импульсов, к-рые должны обеспечить нужное положение органов артикуляции (теменных отделов коры г.м.).

5.Эфферентная моторная А. нарушение своевременного переключения с одних артик. движений на другие; (пораж-е заднелобных отделов коры г.м.).

6.Динамическая А- нарушение высказывания на ур. внутренней речи (пораж-е заднелобных отделов коры г.м.).

Симптоматика: состояние оглушенности (отсут-т р, не поним-т, где он наход-ся, р. воспр-ся как не члено-разд-й поток зв, бол-е часто не осозн-т наличия у себя реч-х растр-в: р. Не связна,наличие реч-й окрошки – отсутств-е контроля за собств-й р. Это состояние продол-ся 1,5 – 2 мин, затем приходитэкспрес-й аграммат-м (пропус-ся предлога, глаг., наречия – телеграф-й стиль), пис-я р.:П: бедность, стериот-ть, редкое употреб-я наречий, с трудом сохр-т послед-ть букв, пиш-т их зеркально, пропукс-т глас-е, смеш-т на П. Близкие фонемы. Ч.:носит угадыв-й характер (по нач. Сл.), счет: труд-ти с переходом через десяток, в записи на слух многознач-е числа, понимания текста задач (больше..)

Формы А: 1.акустич-е ф. – нар-ся объем удержания реч-й инф-ции, в рез. больной м. повтор-ть не более3-4 сл, не связ-х по смыслу, не м. поддерж-ть беседу больше, чем с 1 чел, откл-ся в слож-х реч. сит-х, труд-ти в поним-и слож-х синтак-х констр-ций, прич-след-х, врем-х, простр-х связей.

2. динам-е…- пораж-ся отделы регуляции и планир-я реч. деят – труд-ти и невозм-ть актив-горазв-го высказ-я. Диал-я р. Нар-на и хар-ся эхолоич-ми повтор-ми фраз, не выск-т просьб, не зад-т вопросы, депрес-й фон настроения.

 

33. Специфика обследования больных с афазией: принципы, организация, содержание и методы.

1. Возраст, образование, профессия, знание др.яз, насколько критичен к себе, ориентировка, психич.активность,внимание,повед.2.Обследов.речи:импрессивная,экспрессивная(спонтанная, автоматизированная, связная речь) 3.письмо(двигательный автоматизм). 4. Чтение(буквы, слоги, фразы, понимание, матем.операции, счет). 5. Пространственная ориентировка(общая, мелкая моторика, ориет.в пространстве).6.гнозис зрительный(изображение, цвета, формы), слуховой 7. Память. 8. Мышление(решение ариф.задач, обобщение, классиф, пословицы). 9заключение. 10.рекомендации. В логопед. работе используются специальные и общедидактические принципы (научности, доступности, сознательности, наглядности).

Приемы обследования: выявить, понимает ли пациент полностью все, что ему говориться(Возьмите лист бумаги, сложите его пополам, поднимите лист и положите его на стол); указывать на произносимые предметы(затруднение); задания на способность произносить слова, начинающиеся с одной буквы, за определенный промежуток времени

Приемы, кот. позволяют восстановить первично нарушенную функ-ю, а если это невозможно, то реаргонизовать сохранные звенья (пр-п обходного пути)

 

Основные задачи и содержание восстановительного обучения в острый период при афазии

Острый период от 3 недель-2 мес после заб-ия

Коррекция. 2 направления: медиц.- прямое восст-е пострадавшей функции с использ-ем медикоментозных средств, физиотерапия, лечебная физк., массажи, психотерапия; логопедическое- восстановительное обучение на спец. организ-х занятиях; логопед.помощь в поликлинике. Начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных проявлений и закрепление патологических проявлений.

В логопед. работе используются специальные и общедидактические принципы (научности, доступности, сознательности, наглядности).

задачи:

1) растормаживание реч-х ф-ций на основе старых речевых стереотипов.,проводиться на раздражителях малой силы (шепотом, вполголоса: договорить стих, дни недели), мат-л подбирается по его смысловой и эмоц. значимости для лица с А); 2) предупреждение возникновения и фиксации некоторых симптомов А: аграмматизма, эхолалия, речевого эмбола(в осн. упр. (устных и письменных) - диалогическая ф. речи),;для затормаживания эмбола условия: соблюдение между речевыми раздражителями оптимальных интервалов, позволяющих «угаснуть» после выполнения каждого задания возникшему возбуждению; При первом же намеке на появление делать паузу в занятиях.Рекомендовать больному (временно) стараться не разговаривать с окружающими;Предлагать больному самому замолчать при первом появлении Э; Подача материала на малой силе голоса (поначалу на шепоте).


3) предотвращение отношения лица с афазией к себе как к неполноценному, к человеку, который не может говорить(подчеркивать достижения, поддерживать).

35. Основные задачи и содержание восстановительного обучения в резидуальный период при афазии. резидуальный – после 2 мес. Коррекция. 2 направления: медицинское- прямое восстановление пострадавшей функции с использ-ем медикоментозных средств, физиотерапия, лечебная физк., массажи, психотерапия; логопедическое- восстановительное обучение на спец. организ-х занятиях. Начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных проявлений и закрепление патологических проявлений.

Задачами:Восстановление коммуникативной функции речи.Работа над речью больного не изолированно, а в связи и в системе воздействий на другие психические процессы (восприятие, память, мышление и т.д.).Преодоление дефекта, а не приспособление к нему.

Возвращение больного в нормальную социальную среду, а не в упрощенную.Восстановление деятельности человека, а не отдельных сенсорных операций.

Напр. при моторных ф. А.: Отработка арт. дифференцировок,развитие праксиса(зрит.опора),отработка слов, слов.разной слоговой стр-ры, активизация лексического запаса, преодоление аграмматизма, фор-ние св.речи, закрепление навыков связного высказыания, устранение нарушений чтения.

Напр. при сенсорных ф.А.:хуже поддаются коррекции из-за более ограниченного понимания речи; опора на более сохранные зрит и двиг.анализаторы(пр.обходного пути); развитие фонем. вос-я;работа над поним.р.(покажи..),над произн.слов,сходных по звуч.; ответы на?,слуховой контроль

Динамика зависит от места, объема, очага поражения, от формы афазии, от сроков начала обучения и контактов больного. Формы проведения занятий: индивидуальные, групповые+психотерапевтич. работа 10-15 минут 2 раза в нед.

Нарушения письменной речи, их аспектный анализ.Распространенность, симптоматика и вопросы ранней диагностики.

Нарушения письменной речи на 2 гр. в зав.от вида нарушения - продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).

Дислексия – частичное специф-е нарушение процесса чтения, обусл-е несформ-тью выс-х псих-х функций. Симптоматика: Речевая: затруднении распознавания и узнавания букв, их слиянии в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему чтению, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искаженному пониманию простейшего текста, аграмматизмы. Неречевая: неврологические нарушения познавательной деят-ти, нарушение воприятия, памяти, мышления, моторики. Тяжелая степень- алексия - неспособность к овладению навыком чтения.

Впервые на самост-е наруш-е указал Куссмауль. Проблемой занимались- Мнухин, Корнев, Лалаева, Мазанова.

Д. у 3-10% уч-ся массовой школы. В школах для детей с ТНР 30-50% случаев выявления дислексии. У мальчиков в 4,5 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия - специфическое расс-ство процесса письма. Симптоматика: Речевая: на уровне зв, слогов: - пропуски согл-х (школа – коло);пропуски глас-х (собака-сбака);перестан-ка букв (взял-звял);добавление букв (трава-тарава)

-пропуски, добав-я, перестановки слогов (стакан-катан, крокодил-кродил;на уровне сл: слитн-е напис-е предлогов (влесу), раздел-е напис-е сл. (мА шина), приставок и корня (при шла);на уровне предлож-я: не умеют опред-ть ганице предло-я, не пишат с бол-й буквы, не умеют выд-ть предлож-я в тексте

Неречевая: неврологические нарушения познавательной деят-ти.

Тяжелая ст.- аграфия - неспособность к овладению навыком письма







Date: 2015-12-13; view: 866; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию