Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Малое предпринимательство
Среди различных видов предприятий, которые выделяют по количественным показателям (малые, средние и большие), наибольшую роль в развитии предпринимательства, реализации его основных функций, прежде всего личностной, играют малые. Они содействуют созданию значительной части рабочих мест, внедрению в производство достижений научно-технического прогресса и т. п. Вместе с тем в развитии малых предприятий имеется и ряд сложных проблем. 11.1. Сущность малого предпринимательства Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Но практика показывает, что малое предпринимательство может иметь разные формы собственности. Малое предприятие — это предприятие с небольшими количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются: численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка,'общее число показателей, по которым I предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства ". (бизнеса), превышает 50. Наиболее часто применяемыми критериями ■ являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, как правило, за год; ~ величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым || критерием отнесения предприятий к малым является численность ра-"' ботающих. Щ В Европейском Союзе с 1 января 1995 года к малым предприятиям If относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих і показателей: количество занятых работников — до 50 человек; Щ годовой оборот — менее 4 млн. ЭКЮ; сумма баланса - менее 2 млн. я ЭКЮ. К средним предприятиям в ЕС относят предприятия, не превы-".' тающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников — от 50 до 250 человек; & годовой оборот — менее 16 млн. ЭКЮ; сумма баланса — менее 8 I млн. ЭКЮ. t При определении мер поддержки субъектов малого предприниматель-к ства в ЕС могут применяться и другие показатели отнесения пред-в приятии к малым. Так, согласно предложениям Комиссии ЕС (КЕС), к таковым относятся: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 7 5
млн. ЭКЮ при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает V3-КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников в которых колеблется от 10 до 99 человек. Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 28 экономически высокоразвитых стран, определяет предприятия с численностью до 19 человек как "весьма малые", до 99 человек - как "малые", от 100 до 499 человек — как "средние" и выше 500 — как "крупные". В случае превышения предприятием показателей, по которым его относят к малым, оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством. В отечественной истории категория "малое предпринимательство" появилось в 1988 году. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: - в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек; - сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; г оптовой торговле — 50 человек; ■ розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — S Во всех развитых странах мира количественно преобладают малые В предприятия. Так, в США среди свыше 20 млн. предприятий к кате-Егории малых принадлежат до 90%, в Великобритании — до 96%, в | Италии из 800 тыс. промышленных предприятий 99% — малые и сред- Щ ние. Среди развитых стран наибольшее количество малых предпри- ■ятий сосредоточено в США, Японии, Италии. С точки зрения структуры народного хозяйства такие предприятия преобладают в сфере;} услуг, розничной торговле, сельском хозяйстве. Своеобразный "ренессанс" малого бизнеса совпал с новым этапом НТР, которая углубляет процессы специализации, кооперирования производства, формирует большой спрос на узкоспециализированную продукцию, ее интеллектуальные виды: новые идеи, "ноу-хау", усиливает роль малых предприятий как экспериментаторов и т. п. Поэтому не случайно широкое развитие получили венчурные предприятия, которые работают над воплощением в производство определенной идеи или проекта, беря на себя риск нововведений и т. п. Так, каждая пятая новинка науки и техники, быстро введенная крупными компаниями развитых стран, заимствована у небольших фирм и дает высокий коммерческий эффект. Тем не менее, часть доходов малых предприятий в совокупных доходах общества незначительна. Например, в США малые предприятия присваивают лишь до 8% валовых і доходов страны. Вместе с тем они обеспечивают в развитых странах мира наибольшее количество рабочих мест. Так, в США на протяжении 1981—1990 годов малые предприятия создали 60% новых рабочих мест, а крупные сократили численность работни- >'. ков на 3 млн. человек. По данному показателю малые предприятия несут более высокую социальную ответственность, чем крупные. Несоответствие между большим количеством малых предприятий, численностью занятых на них работников, с одной стороны, и относительно незначительной величиной валового дохода, вклада в создание товаров и услуг — с другой, объясняется следующими факторами: - более низкой фондовооруженностью труда на таких предприятиях (по сравнению с крупными); - невозможностью внедрять новейшие крупные достижения науки и техники; - чувствительностью к промонополистической политике "ножниц цен" (завышенных на товары и услуги крупных предприятий и заниженных на создаваемую малыми предприятиями продукцию); - высокими банковскими процентами на получаемые кредиты; - в определенной степени дискриминационными контрактными отношениями значительного количества малых предприятий с крупнейшими компаниями; - стремлением многих людей, которые не имеют предпринимательского таланта, способностей и подготовки, создавать новые предприятия, а также отсутствием знаний и опыта управления у лиц, обладающих таким талантом. _ ограниченной возможностью повышения квалификации наемных работников, их профессиональной переподготовки; _ значительными трудностями с финансированием, получением кредитов (недостаточность оборотных средств, задолженность и т. п.); - отсутствием тех прав в управлении производством, которые завоевали _ финансовыми ограничениями во внедрении наиболее прогрессивных технологий, форм и методов организации производства, управления, маркетинга. Несмотря на эти отрицательные факторы, численность малых предприятий в развитых и развивающихся странах постоянно растет. її, Например, в США в начале XX века насчитывалось всего 300 тыс. та-|, ких предприятий, в середине 60-х годов - почти 5 млн., а в конце XX Uвека — свыше 18 млн. Ежегодно в этой стране возникают более 600 тыс. I малых предприятий. Аналогичные процессы имеют место и в других в странах. Этот взаимосвязанный и противоречивый процесс напоминает "питательный бульон", в котором зреют и развиваются рыночные отношения и институты, выживают наиболее конкурентоспособные предприятия, которые в процессе концентрации и централизации капитала укрупняются и укрепляют свои позиции на рынке. Факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, противостоят такие преимущества малого бизнеса, как: - гибкость и оперативность в управлении и организации производства; - более интенсивное использование рабочей силы и оборудования, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей); - простая и рациональная организационная структура предприятия; - быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местным условиям, запросам потребителей, оперативное обновление ассортимента продукции; - возможность быстрого внедрения значительной части новых идей, проектов и создания новых образцов продукции; - возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания таких предприятий; - опора на развивающуюся систему государственной поддержки малых и средних предприятий. Если анализировать сущность малых предприятий комплексно, с точки зрения выполняемых ими функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной и личностной), то их роль неоднозначна. Так, значение малого бизнеса в реализации новаторской функции, чрезвычайно высоко, особенно при апробации новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении опытно-конструкторских разработок. А в отношении осуществления организационной функции предпринимательства, например, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др. — их роль незначительна. Большое значение имеют малые предприятия при реализации хозяйственной (то есть эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функций предпринимательства (изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, трудоустройство значительной части трудоспособного населения и т. п.). Но наиболее важную роль играют малые предприятия в осуществлении личностной функции предпринимательства, то есть реализации предпринимателем цели своей жизни, получении им удовлетворения от своей деятельности. Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя поддержка их деятельности как со стороны государства, так и со стороны других рыночных институтов. 11.2. Место и роль малого предпринимательства в экономической системе Малые предприятия (МП) объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Они имеют важное социально-экономическое значение, поскольку способны обеспечить социальную и политическую стабильность, смягчать последствия структурных изменений, быстро адаптироваться к меняющимся потребностям рынка. Они вносят значительный вклад в региональное развитие, используют технические и организационные нововведения. Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами: - численностью МП и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики; - вкладом МП в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг); - вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов; - ростом численности занятого трудоспособного населения на МП, вкладом в сокращение числа безработных; - насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения; - навыками создания собственного дела у дееспособных граждан, накоплением опыта управления предприятиями и др. Малое предпринимательство играет все более значительную роль в экономике российского общества. Его представляют несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в непростых условиях переходного периода. Несмотря на то, что, обладая огромными потенциальными возможностями, малое предпринимательство сегодня еще не стало стратегическим фактором развития экономики страны, оно все же сумело за полтора десятка лет своего существования накопить первичный экономический, финансовый и интеллектуальный ресурсный потенциал. ПО Процесс создания в России МП начался с 1988 года. Их бурный рост наблюдался в 1990—1994 годах, но за последние годы число МП существенно не изменилось. В 2003 году их было зарегистрировано 882,3 тысячи, что на 4,7% больше, чем в 2002 году. Доля в среднесписочной численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики (без внешних совместителей и работающих по договорам) равнялась 14,5%. Наибольший прирост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Приволжском федеральном округе — на 18,7%. Вслед за ним идет Центральный федеральный округ (на 18,2%), в котором отмечалась наибольшая доля занятых на МП в обшей среднесписочной численности занятых. Сектор малого предпринимательства обеспечивал занятость каждого десятого работающего на предприятиях и в организациях России. В то же время в странах ЕС в этом секторе занято 50—70% экономически активного населения. При этом развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Так же неравномерно распределяется и среднесписочная численность занятых на малых предприятиях. Неравномерность развития малого предпринимательства проявляется и в отраслевом разрезе. В Москве сконцентрировано 87% суммарного уставного капитала банков, 83% взносов страховых компаний. МП в основном сосредоточены в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где они играют важную роль практически во всех сферах экономки, включая производство наукоемкой продукции. В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50—60% внутреннего валового продукта. В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых предприятий, тогда как в среднем по России — около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню. Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие обстоятельства: - недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур; - отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов государственной политики по отношению к малому бизнесу; - излишние административные барьеры (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.); - "налоговый пресс" и громоздкая система отчетности; - монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями; - отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской деятельности; - растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную" политику и обеспечивать стабильные условия ведения бизнеса. Ш На первом месте среди указанных факторов, по данным исследований Федеральной службы государственной статистики (Росстата) — недостаток квалифицированных кадров, тогда как в середине девяностых годов прошлого века самой актуальной проблемой были неплатежи, нарушения договорных обязательств. Более чем пятнадцатилетний опыт развития малого предпринимательства показал, что оно является важным фактором решения следующих проблем становления социально-ориентированной рыночной экономики: - формирование в обществе конкурентных, цивилизованных рыночных отношений и институтов; - создание условий для развития активности и творчества членов общества, их самореализации как личностей; - формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий — основы среднего класса — фундамента гражданского общества, его устойчивого и динамичного развития; - расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; - содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости, мобильности, маневренности; - привлечение личных сбережений населения для развития различных видов предпринимательства; - создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы; - активизация научно-технического прогресса; - освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; - укрепление доходной части региональных местных бюджетов; - освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий. Сегодня МП более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу), поэтому, как правило, на них достигается более высокая рентабельность продукции (работ, услуг) и ниже уровень затрат по сравнению со средними показателями в соответствующих отраслях экономики. В отдельных регионах страны МП вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета (например, в Москве — около 40% городского бюджета). Наиболее активным фактором экономического развития страны становится инновационное предпринимательство — особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и активное распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков сбыта, материалов, форм управления) и создания нового инновационно-ориентированного предприятия. В России имеется мощный научно-технический потенциал для организации и развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Количество инновационных предприятий составляет около 9% к общему числу МП, но в последние годы оно стабильно увеличивается. В то же время уровень развития малого предпринимательства в России явно недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики. Слабость отечественного малого предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непосредственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально-ориентированного частного предпринимательства. В числе этих проблем можно выделить следующие: - энергетический перекос экономики, сохранение ее критической зависимости от мировых цен на нефть и газ; - технологическая отсталость и прогрессирующий износ национальной инфраструктуры; - растущая концентрация экономических и политических ресурсов в руках узкой группы лиц, слабо связанной с национальными интересами страны; разложение государственного аппарата, его ориентация на обслуживание крупных финансово-промышленных групп, пренебрежение интересами малого и среднего предпринимательства. Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свободу рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов, решение экологических проблем. Но для реализации в полной мере этих задач для России необходимо,' прежде всего: - развитие системы налогообложения, обеспечивающей, с одной стороны, пополнение бюджета, а с другой — стимулирующей развитие малого предпринимательства; - решение задачи ресурсного обеспечения малого предпринимательства; - осуществление эффективной финансовой поддержки малых предприятий; - проведение кадровой поддержки малых предприятий; - создание инфраструктуры поддержки малых предприятий. О реальных возможностях решения отмеченных задач говорят исследования, которые завершила в 2003 году международная консалтинговая и аудиторская компания Grant Thornton, проводившая его среди 6000 руководителей предприятий с численностью работников от 50 до 250 человек в девятнадцати странах Европы, Северной и Латинской Америки, Азиатско-Тихоакеанского региона, Африки, а также России. В отличие от предпринимателей Евросоюза и Японии, обеспокоенных перспективами развития своих предприятий, российские руководители настроены оптимистично. Они прогнозируют рост инвестиций, прибыли, числа работников. По этим показателям они значительно превзошли средние показатели всех остальных стран. 11.3. Государственная поддержка развития малого предпринимательства Государственная политика поддержки малого предпринимательства — самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: - первый — широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; - второй — умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий. Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; - создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; - установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности; - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др. Формами государственной поддержки МП являются: - оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; - финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; - льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; - предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др. Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг — оборудования. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры. Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004—2008 годы реализует-, ся в два этапа: первый рассчитан на 2004—2006 годы, второй — на 2007— 2008 годы. Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осуществляется за счет средств: - городского бюджета; - от приватизации имущества; - фондов занятости; - муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства; \ - других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и др. Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной структуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях. І Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации. В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы. Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Российская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предпринимателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя палаты субъектов федерации и палаты административно-территориальных образований, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства. Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства (далее Программа). Основные ее положения четко определяют перспективы развития современного российского малого предпринимательства. Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В ней подчеркивается, что цель Программы состоит в обеспечении условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения. Основные задачи включают: - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; - развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства; - распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муниципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предприятиями и организациями; - расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью; - подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства; - развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах; - продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки; „ расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; _ проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства; - создание условий для реализации в России зарубежных программ раз Приоритетной задачей программы выступает создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, ко-'торые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции. В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует его инфраструктура. Важной функцией местных органов самоуправления являются разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. Наряду с выше обозначенными формами поддержки предпринимательства необходимо выделить поддержку субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и работников разных специальностей. К настоящему времени уже сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом предпринимательстве. Здесь получили развитие нескольких видов перспективных институтов поддержки малого предпринимательства: - финансовые институты, в том числе кредитные союзы, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды; - лизинговые компании; - бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства; - центры (пункты) информационного обеспечения; - инновационно-технические центры, инновационно-промышленные комплексы; - учебные центры; - ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства. Таким образом, в нашей стране развиваются основные элементы системы поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые рыночные системы. Задача государства в этих условиях — создать целостную и взаимосвязанную систему, своего рода "окружающую среду" для предпринимательства и предпринимательский климат, способные охватить все стороны деятельности малых предприятий различных отраслей экономики. К сожалению,' сегодня такая среда существует только в одном городе страны — в Москве. Государству необходимо реализовать комплекс мер по скорейшему выравниванию условий для развития предпринимательства. Решение данной проблемы требует объединенных усилий всех заинтересованных организаций и выработки согласованных позиций. Необходимы эффективная координация и взаимное согласование деятельности различных объединений предпринимателей, профессиональных союзов и других организаций, выражающих интересы как самих предпринимателей, так и других членов общества, вовлеченных в предпринимательскую деятельность во всех регионах. Выводы 1. Малое предприятие — это предприятие с небольшим количеством работников (определяемым национальным законодательством), небольшими объемами производственной, научной, торговой, сервисной и др. деятельности, собственник (или собственники) которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения и присваивает прибыль. 2. Малые предприятия количественно преобладают в экономике страны, однако их доля в созданном ВВП, объемах промышленной продукции и присвоенного дохода относительно незначительна (из-за более низкой производительности труда, дискриминационной политики цен со стороны монополий, худших условий получения кредитов и других факторов). 3. Основными причинами роста численности малых предприятий в мире в период после Второй мировой войны стали развертывание НТР (которая формирует значительный спрос на узкоспециализированную продукцию), усиление роли предпринимательства среди движущих сил социально-экономического прогресса, возрастание значимости личностной функции предпринимательства. 4. Положительными чертами малых предприятий, в которых комплексно раскрывается одна из сущностных сторон их деятельности, являются гибкость управления и организации, более полное использование ресурсов, небольшой стартовый капитал, значительная роль в создании рабочих мест, формировании среднего класса общества, реализации организаторских, творческих и других способностей предпринимателя. Чрезвычайно важна роль малых предприятий в реализации новаторской, социальной, хозяйственной и личностной функций предпринимательства. 5. Отрицательные черты малого бизнеса — более низкая производительность труда по сравнению с крупными предприятиями, невозмож- ность внедрять в производство прорывные достижения науки и техники, более высокая интенсивность труда, экономия на условиях труда, ограниченность прав наемных работников (по сравнению с крупными предприятиями), худшие условия для получения кредитов и др. 6. Финансово-кредитная поддержка государством малого предпринимательства предусматривает предоставление целевых субсидий, ссуд (прямых и гарантированных) центральными и местными органами власти, негосударственными финансово-кредитными институтами на основе разнообразных программ, в форме вложений в увеличение собственной части уставного фонда предпринимателей и т. п. Поддержка инновационной деятельности осуществляется финансированием НИОКР в случае закупки новой техники и технологий, стимулированием региональных программ, созданием венчурных предприятий и др. Кадровое обеспечение реализуется путем подготовки управленческих кадров, повышения их квалификации и т. п. Информационное обеспечение достигается через создание региональных информационных центров, консультационных пунктов.. При проведении налоговой политики государственная поддержка выражается в предоставлении налоговых льгот в процессе инвестирования, финансирования затрат на НИОКР, создания рабочих мест. Вопросы для повторения 1. Каковы основные причины значительного роста численности малых предприятий в мире в послевоенный (после 1945 года) период? 2. Проанализируйте роль малого бизнеса в экономике. 3. Каковы важнейшие показатели отнесения предприятий к разряду малых? 4. Почему, несмотря на абсолютное количественное преобладание малых предприятий в экономике, их доля в ВВП, произведенной продукции, валовых доходах незначительна? 5. Как комплексно раскрывается сущность малых предприятий? 6. Какова роль малых предприятий в реализации функций предпринимательства? 7. Охарактеризуйте основные способы государственной поддержки деятельности малых предприятий. Date: 2015-12-13; view: 1297; Нарушение авторских прав |