Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Малое предпринимательство





Среди различных видов предприятий, которые выделяют по количе­ственным показателям (малые, средние и большие), наибольшую роль в развитии предпринимательства, реализации его основных функций, пре­жде всего личностной, играют малые. Они содействуют созданию значи­тельной части рабочих мест, внедрению в производство достижений на­учно-технического прогресса и т. п. Вместе с тем в развитии малых предприятий имеется и ряд сложных проблем.

11.1. Сущность малого предпринимательства

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятель­ность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по уста­новленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия. В ряде научных работ под малым предпринимательством по­нимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой груп­пой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Но прак­тика показывает, что малое предпринимательство может иметь разные формы собственности.

Малое предприятие — это предприятие с небольшими количеством ра­ботников и объемами производства, значительной частью рисковой (про­изводственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник ко­торого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются: численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборо­та (прибыли, дохода) и др.

По данным Всемирного банка,'общее число показателей, по которым I предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства ". (бизнеса), превышает 50. Наиболее часто применяемыми критериями ■ являются следующие: средняя численность занятых на предприятии

работников; ежегодный оборот предприятия, как правило, за год; ~ величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым || критерием отнесения предприятий к малым является численность ра-"' ботающих.

Щ В Европейском Союзе с 1 января 1995 года к малым предприятиям If относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих і показателей: количество занятых работников — до 50 человек; Щ годовой оборот — менее 4 млн. ЭКЮ; сумма баланса - менее 2 млн. я ЭКЮ. К средним предприятиям в ЕС относят предприятия, не превы-".' тающие в результате своей деятельности следующие уровни показа­телей: количество занятых работников — от 50 до 250 человек; & годовой оборот — менее 16 млн. ЭКЮ; сумма баланса — менее 8 I млн. ЭКЮ.


t При определении мер поддержки субъектов малого предприниматель-к ства в ЕС могут применяться и другие показатели отнесения пред-в приятии к малым. Так, согласно предложениям Комиссии ЕС (КЕС), к таковым относятся:

число занятых работников не должно превышать 100 человек;

размер собственного основного капитала должен быть менее 7 5

І

млн. ЭКЮ при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает V3-КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 чело­век (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, числен­ность занятых работников в которых колеблется от 10 до 99 че­ловек. Международная организация экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР), в которую входят 28 экономически высокоразвитых стран, определяет предприятия с численностью до 19 человек как "весьма малые", до 99 человек - как "малые", от 100 до 499 чело­век — как "средние" и выше 500 — как "крупные".

В случае превышения предприятием показателей, по которым его от­носят к малым, оно лишается льгот, предусмотренных действующим за­конодательством.

В отечественной истории категория "малое предпринимательство" появилось в 1988 году. В этот период к числу малых относили государст­венные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском зако­нодательстве.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие орга­низации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федера­ции, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объеди­нений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являю­щимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превы­шает следующих предельных уровней:


- в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;

- сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; г оптовой торговле — 50 человек;

■ розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности —
50 человек.

S Во всех развитых странах мира количественно преобладают малые В предприятия. Так, в США среди свыше 20 млн. предприятий к кате-Егории малых принадлежат до 90%, в Великобритании — до 96%, в | Италии из 800 тыс. промышленных предприятий 99% — малые и сред- Щ ние. Среди развитых стран наибольшее количество малых предпри-


■ятий сосредоточено в США, Японии, Италии. С точки зрения струк­туры народного хозяйства такие предприятия преобладают в сфере;} услуг, розничной торговле, сельском хозяйстве.

Своеобразный "ренессанс" малого бизнеса совпал с новым этапом НТР, которая углубляет процессы специализации, кооперирования производства, формирует большой спрос на узкоспециализированную продукцию, ее интеллектуальные виды: новые идеи, "ноу-хау", усилива­ет роль малых предприятий как экспериментаторов и т. п. Поэтому не случайно широкое развитие получили венчурные предприятия, которые работают над воплощением в производство определенной идеи или проекта, беря на себя риск нововведений и т. п. Так, каждая пятая но­винка науки и техники, быстро введенная крупными компаниями раз­витых стран, заимствована у небольших фирм и дает высокий коммер­ческий эффект.

Тем не менее, часть доходов малых предприятий в совокупных дохо­дах общества незначительна.

Например, в США малые предприятия присваивают лишь до 8% валовых і доходов страны.

Вместе с тем они обеспечивают в развитых странах мира наибольшее количество рабочих мест.

Так, в США на протяжении 1981—1990 годов малые предприятия создали 60% новых рабочих мест, а крупные сократили численность работни-

>'. ков на 3 млн. человек.

По данному показателю малые предприятия несут более высокую со­циальную ответственность, чем крупные.

Несоответствие между большим количеством малых предприятий, численностью занятых на них работников, с одной стороны, и отно­сительно незначительной величиной валового дохода, вклада в соз­дание товаров и услуг — с другой, объясняется следующими факто­рами:

- более низкой фондовооруженностью труда на таких предприятиях (по сравнению с крупными);

- невозможностью внедрять новейшие крупные достижения науки и техники;

- чувствительностью к промонополистической политике "ножниц цен" (завышенных на товары и услуги крупных предприятий и заниженных на создаваемую малыми предприятиями продукцию);

- высокими банковскими процентами на получаемые кредиты;

- в определенной степени дискриминационными контрактными отно­шениями значительного количества малых предприятий с крупней­шими компаниями;


- стремлением многих людей, которые не имеют предпринимательского таланта, способностей и подготовки, создавать новые предприятия, а также отсутствием знаний и опыта управления у лиц, обладающих та­ким талантом.


_ ограниченной возможностью повышения квалификации наемных ра­ботников, их профессиональной переподготовки;

_ значительными трудностями с финансированием, получением креди­тов (недостаточность оборотных средств, задолженность и т. п.);

- отсутствием тех прав в управлении производством, которые завоевали
наемные работники на крупных предприятиях, и зашиты профсоюзов;

_ финансовыми ограничениями во внедрении наиболее прогрессивных технологий, форм и методов организации производства, управления, маркетинга.

Несмотря на эти отрицательные факторы, численность малых пред­приятий в развитых и развивающихся странах постоянно растет.

її, Например, в США в начале XX века насчитывалось всего 300 тыс. та-|, ких предприятий, в середине 60-х годов - почти 5 млн., а в конце XX Uвека — свыше 18 млн. Ежегодно в этой стране возникают более 600 тыс. I малых предприятий. Аналогичные процессы имеют место и в других в странах.

Этот взаимосвязанный и противоречивый процесс напоминает "пита­тельный бульон", в котором зреют и развиваются рыночные отношения и институты, выживают наиболее конкурентоспособные предприятия, ко­торые в процессе концентрации и централизации капитала укрупняются и укрепляют свои позиции на рынке.

Факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, противостоят такие преимущества малого бизнеса, как:

- гибкость и оперативность в управлении и организации производства;

- более интенсивное использование рабочей силы и оборудования, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях оста­ются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

- простая и рациональная организационная структура предприятия;

- быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местным условиям, запро­сам потребителей, оперативное обновление ассортимента продукции;

- возможность быстрого внедрения значительной части новых идей, проектов и создания новых образцов продукции;

- возможность привлечения относительно небольших ресурсов для соз­дания таких предприятий;

- опора на развивающуюся систему государственной поддержки малых и средних предприятий.

Если анализировать сущность малых предприятий комплексно, с точ­ки зрения выполняемых ими функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной и личностной), то их роль неоднозначна. Так, значение малого бизнеса в реализации новаторской функции, чрез­вычайно высоко, особенно при апробации новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении опытно-конструкторских разрабо­ток. А в отношении осуществления организационной функции предприни­мательства, например, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др. — их роль незначительна.


Большое значение имеют малые предприятия при реализации хозяй­ственной (то есть эффективном использовании трудовых, материальных,


финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функций пред­принимательства (изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, трудоустройство значительной части трудоспособного населения и т. п.). Но наиболее важную роль играют малые предприятия в осуществлении личностной функции предпринимательства, то есть реализации предпри­нимателем цели своей жизни, получении им удовлетворения от своей деятельности.

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя поддержка их деятельности как со стороны государства, так и со стороны других рыночных институтов.

11.2. Место и роль малого предпринимательства в экономической системе

Малые предприятия (МП) объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Они имеют важное социально-экономическое значение, поскольку спо­собны обеспечить социальную и политическую стабильность, смягчать последствия структурных изменений, быстро адаптироваться к меняю­щимся потребностям рынка. Они вносят значительный вклад в региональ­ное развитие, используют технические и организационные нововведения.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

- численностью МП и индивидуальных предпринимателей в общем количестве субъектов рыночной экономики;

- вкладом МП в создание валового внутреннего продукта, в производ­ство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование фе­дерального и регионального бюджетов;

- ростом численности занятого трудоспособного населения на МП, вкладом в сокращение числа безработных;

- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

- навыками создания собственного дела у дееспособных граждан, нако­плением опыта управления предприятиями и др.

Малое предпринимательство играет все более значительную роль в экономике российского общества. Его представляют несколько миллио­нов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в непростых ус­ловиях переходного периода. Несмотря на то, что, обладая огромными потенциальными возможностями, малое предпринимательство сегодня еще не стало стратегическим фактором развития экономики страны, оно все же сумело за полтора десятка лет своего существования накопить первичный экономический, финансовый и интеллектуальный ресурсный потенциал.

ПО


Процесс создания в России МП начался с 1988 года. Их бурный рост наблюдался в 1990—1994 годах, но за последние годы число МП сущест­венно не изменилось. В 2003 году их было зарегистрировано 882,3 тыся­чи, что на 4,7% больше, чем в 2002 году. Доля в среднесписочной чис­ленности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей эко­номики (без внешних совместителей и работающих по договорам) равня­лась 14,5%. Наибольший прирост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Приволжском федеральном округе — на 18,7%. Вслед за ним идет Центральный федеральный округ (на 18,2%), в кото­ром отмечалась наибольшая доля занятых на МП в обшей среднесписоч­ной численности занятых.

Сектор малого предпринимательства обеспечивал занятость каждого десятого работающего на предприятиях и в организациях России. В то же время в странах ЕС в этом секторе занято 50—70% экономически ак­тивного населения. При этом развитие малого предпринимательства про­исходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Так же неравномерно распределяется и среднесписочная численность за­нятых на малых предприятиях.

Неравномерность развития малого предпринимательства проявляет­ся и в отраслевом разрезе. В Москве сконцентрировано 87% суммарно­го уставного капитала банков, 83% взносов страховых компаний. МП в основном сосредоточены в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где они играют важную роль практиче­ски во всех сферах экономки, включая производство наукоемкой про­дукции.

В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50—60% внутреннего валового продукта. В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых пред­приятий, тогда как в среднем по России — около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню.

Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие об­стоятельства:

- недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпри­нимательских структур;

- отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов государственной политики по отношению к малому бизнесу;

- излишние административные барьеры (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регу­лирование арендных отношений и т. д.);

- "налоговый пресс" и громоздкая система отчетности;

- монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями;

- отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской деятельности;

- растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности про­водить долгосрочную" политику и обеспечивать стабильные условия ведения бизнеса.

Ш


На первом месте среди указанных факторов, по данным исследований Федеральной службы государственной статистики (Росстата) — недоста­ток квалифицированных кадров, тогда как в середине девяностых годов прошлого века самой актуальной проблемой были неплатежи, нарушения договорных обязательств.

Более чем пятнадцатилетний опыт развития малого предприниматель­ства показал, что оно является важным фактором решения следующих про­блем становления социально-ориентированной рыночной экономики:

- формирование в обществе конкурентных, цивилизованных рыночных отношений и институтов;

- создание условий для развития активности и творчества членов обще­ства, их самореализации как личностей;

- формирование социального слоя собственников, владельцев предпри­ятий — основы среднего класса — фундамента гражданского общест­ва, его устойчивого и динамичного развития;

- расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

- содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибко­сти, мобильности, маневренности;

- привлечение личных сбережений населения для развития различных видов предпринимательства;

- создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы;

- активизация научно-технического прогресса;

- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

- укрепление доходной части региональных местных бюджетов;

- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных пред­приятий.

Сегодня МП более эффективно используют имеющиеся у них фак­торы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энер­гию, рабочую силу), поэтому, как правило, на них достигается более высокая рентабельность продукции (работ, услуг) и ниже уровень за­трат по сравнению со средними показателями в соответствующих от­раслях экономики.

В отдельных регионах страны МП вносят значительный вклад в фор­мирование федерального бюджета (например, в Москве — около 40% городского бюджета).

Наиболее активным фактором экономического развития страны ста­новится инновационное предпринимательство — особый вид коммерче­ской деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и ак­тивное распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков сбыта, материалов, форм управления) и создания нового инновационно-ориентиро­ванного предприятия. В России имеется мощный научно-технический


потенциал для организации и развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Количество инновационных предприятий состав­ляет около 9% к общему числу МП, но в последние годы оно стабильно увеличивается.

В то же время уровень развития малого предпринимательства в Рос­сии явно недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики.

Слабость отечественного малого предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непо­средственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию ры­ночных отношений и цивилизованного социально-ориентированного частного предпринимательства. В числе этих проблем можно выделить следующие:

- энергетический перекос экономики, сохранение ее критической зави­симости от мировых цен на нефть и газ;

- технологическая отсталость и прогрессирующий износ национальной инфраструктуры;

- растущая концентрация экономических и политических ресурсов в руках узкой группы лиц, слабо связанной с национальными интереса­ми страны;

разложение государственного аппарата, его ориентация на обслужи­вание крупных финансово-промышленных групп, пренебрежение ин­тересами малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свобо­ду рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребитель­ского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление эконо­мической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов, решение экологических проблем.

Но для реализации в полной мере этих задач для России необходимо,' прежде всего:

- развитие системы налогообложения, обеспечивающей, с одной сторо­ны, пополнение бюджета, а с другой — стимулирующей развитие ма­лого предпринимательства;

- решение задачи ресурсного обеспечения малого предпринимательства;

- осуществление эффективной финансовой поддержки малых предпри­ятий;

- проведение кадровой поддержки малых предприятий;

- создание инфраструктуры поддержки малых предприятий.

О реальных возможностях решения отмеченных задач говорят иссле­дования, которые завершила в 2003 году международная консалтинговая и


аудиторская компания Grant Thornton, проводившая его среди 6000 руко­водителей предприятий с численностью работников от 50 до 250 человек в девятнадцати странах Европы, Северной и Латинской Америки, Азиатско-Тихоакеанского региона, Африки, а также России. В отличие от пред­принимателей Евросоюза и Японии, обеспокоенных перспективами раз­вития своих предприятий, российские руководители настроены оптимис­тично. Они прогнозируют рост инвестиций, прибыли, числа работников. По этим показателям они значительно превзошли средние показатели всех остальных стран.

11.3. Государственная поддержка развития малого предпринимательства

Государственная политика поддержки малого предпринимательст­ва — самостоятельное системное направление социально-экономи­ческой политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:

- первый — широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;

- второй — умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий.

Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на раз­ных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому пред­принимательству необходим вариант государственной политики, вклю­чающий следующие направления:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого пред­принимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого пред­принимательства государственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сер­тификации их продукции, представления государственной статистиче­ской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, на­учно-технических, производственных, информационных связей с за­рубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки МП являются:

- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым пред­приятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;


- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринима­тельства;

- предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государ­ственных заказов на производство и поставку отдельных видов про­дукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создавае­мые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертво­ваний и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от матери­ально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизингоборудования.

В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры. Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого пред­принимательства нежилыми помещениями на 2004—2008 годы реализует-, ся в два этапа: первый рассчитан на 2004—2006 годы, второй — на 2007— 2008 годы.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования про­грамм и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осу­ществляется за счет средств:

- городского бюджета;

- от приватизации имущества;

- фондов занятости;

- муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;

\ - других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого пред­принимательства во многом зависит от функционирования разветвлен­ной структуры поддержки малых предприятий как на уровне государства,

так и на региональных уровнях.

І

Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого биз­неса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Феде­ральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промы­шленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку отно­сятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы.


Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Рос­сийская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предприни­мателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя палаты субъектов федерации и палаты адми­нистративно-территориальных образований, осуществляется инициатив­ное формирование объединений предпринимателей и ремесленных па­лат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области под­держки предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства (далее Программа). Основные ее положения четко определяют перспективы развития современного рос­сийского малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по соз­данию благоприятной нормативно-правовой среды для малого пред­принимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В ней подчеркивается, что цель Программы со­стоит в обеспечении условий для интенсивного роста малого предпри­нимательства и выравнивания потенциала развития малого предприни­мательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствую­щей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.

Основные задачи включают:

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей пред­принимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринима­тельства;

- распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для разви­тия малого предпринимательства, накопленного в регионах и муни­ципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предпри­ятиями и организациями;

- расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

- подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

- развитие малого предпринимательства в инновационной и производ­ственной сферах;

- продвижение продукции малых предприятий на региональный и меж­региональный рынки;


„ расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого пред­принимательства;

_ проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;

- создание условий для реализации в России зарубежных программ раз­
вития предпринимательства и активизации международного сотруд­
ничества в области поддержки малого предпринимательства.

Приоритетной задачей программы выступает создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, ко-'торые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов мало­го предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конку­ренции.

В число основных задач социально-экономической политики госу­дарства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует его ин­фраструктура.

Важной функцией местных органов самоуправления являются раз­работка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. Наряду с выше обозначенными формами поддержки предпринимательства необходимо выделить поддержку субъ­ектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации предпринимателей и работников разных специальностей.

К настоящему времени уже сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом предпринимательстве. Здесь получили развитие нескольких видов перспективных институтов под­держки малого предпринимательства:

- финансовые институты, в том числе кредитные союзы, специализиро­ванные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;

- лизинговые компании;

- бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства;

- центры (пункты) информационного обеспечения;

- инновационно-технические центры, инновационно-промышленные комплексы;

- учебные центры;

- ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, в нашей стране развиваются основные элементы сис­темы поддержки малого предпринимательства, которыми обладают раз­витые рыночные системы.


Задача государства в этих условиях — создать целостную и взаимосвя­занную систему, своего рода "окружающую среду" для предприниматель­ства и предпринимательский климат, способные охватить все стороны деятельности малых предприятий различных отраслей экономики. К со­жалению,' сегодня такая среда существует только в одном городе страны — в Москве.

Государству необходимо реализовать комплекс мер по скорейшему выравниванию условий для развития предпринимательства. Решение данной проблемы требует объединенных усилий всех заинтересованных организаций и выработки согласованных позиций. Необходимы эффек­тивная координация и взаимное согласование деятельности различных объединений предпринимателей, профессиональных союзов и других организаций, выражающих интересы как самих предпринимателей, так и других членов общества, вовлеченных в предпринимательскую деятель­ность во всех регионах.

Выводы

1. Малое предприятие — это предприятие с небольшим количеством работников (определяемым национальным законодательством), неболь­шими объемами производственной, научной, торговой, сервисной и др. деятельности, собственник (или собственники) которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принима­ет управленческие решения и присваивает прибыль.

2. Малые предприятия количественно преобладают в экономике стра­ны, однако их доля в созданном ВВП, объемах промышленной продук­ции и присвоенного дохода относительно незначительна (из-за более низкой производительности труда, дискриминационной политики цен со стороны монополий, худших условий получения кредитов и других фак­торов).

3. Основными причинами роста численности малых предприятий в мире в период после Второй мировой войны стали развертывание НТР (которая формирует значительный спрос на узкоспециализированную продукцию), усиление роли предпринимательства среди движущих сил социально-экономического прогресса, возрастание значимости личност­ной функции предпринимательства.

4. Положительными чертами малых предприятий, в которых ком­плексно раскрывается одна из сущностных сторон их деятельности, являются гибкость управления и организации, более полное использо­вание ресурсов, небольшой стартовый капитал, значительная роль в создании рабочих мест, формировании среднего класса общества, реа­лизации организаторских, творческих и других способностей предпри­нимателя. Чрезвычайно важна роль малых предприятий в реализации новаторской, социальной, хозяйственной и личностной функций пред­принимательства.

5. Отрицательные черты малого бизнеса — более низкая производи­тельность труда по сравнению с крупными предприятиями, невозмож-


ность внедрять в производство прорывные достижения науки и техники, более высокая интенсивность труда, экономия на условиях труда, огра­ниченность прав наемных работников (по сравнению с крупными пред­приятиями), худшие условия для получения кредитов и др.

6. Финансово-кредитная поддержка государством малого предпринима­тельства предусматривает предоставление целевых субсидий, ссуд (прямых и гарантированных) центральными и местными органами власти, негосу­дарственными финансово-кредитными институтами на основе разнообраз­ных программ, в форме вложений в увеличение собственной части устав­ного фонда предпринимателей и т. п.

Поддержка инновационной деятельности осуществляется финансирова­нием НИОКР в случае закупки новой техники и технологий, стимулирова­нием региональных программ, созданием венчурных предприятий и др.

Кадровое обеспечение реализуется путем подготовки управленческих кадров, повышения их квалификации и т. п.

Информационное обеспечение достигается через создание региональ­ных информационных центров, консультационных пунктов.. При проведении налоговой политики государственная поддержка вы­ражается в предоставлении налоговых льгот в процессе инвестирования, финансирования затрат на НИОКР, создания рабочих мест.

Вопросы для повторения

1. Каковы основные причины значительного роста численности ма­лых предприятий в мире в послевоенный (после 1945 года) период?

2. Проанализируйте роль малого бизнеса в экономике.

3. Каковы важнейшие показатели отнесения предприятий к разряду малых?

4. Почему, несмотря на абсолютное количественное преобладание ма­лых предприятий в экономике, их доля в ВВП, произведенной продук­ции, валовых доходах незначительна?

5. Как комплексно раскрывается сущность малых предприятий?

6. Какова роль малых предприятий в реализации функций предпри­нимательства?

7. Охарактеризуйте основные способы государственной поддержки деятельности малых предприятий.







Date: 2015-12-13; view: 1297; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.053 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию