Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Государственное регулирование предпринимательства
Важным элементом современной экономической системы является Оптііматьное объединение государственного регулирования экономики с рыночными рычагами саморегулирования. При этом решающая роль принадлежит государственному регулированию, без которого современ-ная экономическая система, в том числе предпринимательская деятельность, существовать не может. 10.1. Необходимость, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности Выше было показано, что предпринимательская деятельность активно развивается со времени формирования капиталистического способа производства, то есть с начала XVI века. С того времени и до конца XIX века существовала низшая стадия развития капитализма, которую, с точки зрения критериев развития товарного производства, в экономической литературе называют "свободной рыночной экономикой". Такое наименование она получила по причине того, что на протяжении почти четырех столетий происходило преимущественно стихийное саморегулирование экономики с помощью механизма свободной (совершенной) конкуренции, стихийного перелива капитала между отраслями, свободного ценообразования и т. п., но без широкомасштабного вмешательства государства в экономику. Государству в тот период отводилась роль "ночного сторожа" — оно должно было оберегать частную собственность, следить за соблюдением правил свободной конкуренции и выполнять лишь те функции, которые отдельные предприниматели не были в состоянии выполнить или они не были экономически выгодны (точнее, убыточны). К таким функциям относятся: - контроль за общественным порядком; - учреждение и содержание государственной почтовой службы; - развитие и содержание обязательного школьного обучения; - обеспечение национальной обороны; - строительство объектов общественной инфраструктуры (дорог, мостов и т. п.) и их поддержание в рабочем состоянии. С XVII века возникают государственные и смешанные компании для Управления и торговли с колониями, государство стимулирует развитие мануфактур, регламентирует их деятельность; с помощью соответствующего законодательства регулирует продолжительность рабочего дня, частично — размер заработной платы и др. Тем не менее, регулирующее влияние государства имеет фрагментарный характер, вследствие чего развитие экономической системы происходит стихийно, нерегулируемо. В конце XIX века начался переход капитализма из низшей стадии в высшую, который завершился на рубеже двух столетий. Доминирующее Место в экономической системе заняли крупные монополистические пред-пРиятия и объединения. Они начали изучать рынок, привлекать к управлению производством и собственностью широкий круг профессиональных специалистов по управлению — менеджеров (благодаря чему состоялось обособление капитала-собственности от капитала-функции), внедрять достижения науки в производство, новые формы организации производства и труда. Такие предприятия оказывали содействие дальнейшему углублению общественного разделения труда, расширению масштабов организованности и планомерности. Вместе с тем предпринимательская деятельность в условиях монополизации сопровождалась установлением монопольно высоких цен; перераспределением части стоимости, созданной на мелких и средних предприятиях, в пользу Крупных монополий; углублением вследствие названных процессов экономических кризисов (свидетельством чего был глубочайший кризис мировой капиталистической системы 1929—1933 годов). Этот кризис был преодолен на основе экономической политики президента США Ф. Рузвельта, получившей название "новый курс". Он был разработал на основе идей Джона Мейнарда Кейнса, который доказал несостоятельность механизмов стихийного рыночного саморегулирования без государственного вмешательства в экономику. Ф. Рузвельт в кратчайшие сроки провел ревизию и санацию банков, реализовал меры денежно-кредитной, валютной, банковской, ценовой, аграрной политики государства. Проведение "нового курса" показало наиболее эффективные формы и методы реализации кейнсианских идей макроэкономической стабилизации, что способствовало смягчению циклических колебаний рыночной экономики второй половины прошлого столетия. Этот опыт имеет большое значение для современной российской теории и практики развития предпринимательства. Все это обусловило необходимость активизации государственного регулирования деятельности индивидуальных предприятий, партнерств и корпораций различных видов и форм собственности. Но главным фактором успеха в решении этих задач выступает завершение реформы государственной службы и реформы местного самоуправления. По мнению одного из теоретиков этих реформ Льва Якобсона, они — клю-1 чевая проблема развития бизнеса в России: "Чиновника надо поставить в Щ такие условия, чтобы он работал не на себя, а на то дело, к какому I приставлен! Менталитет менять долго, давайте менять правила игры: как і писал нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен, государственные институты.^надо выстраивать так, чтобы они побуждали плохих людей достигать же-I лаемых целей. А хорошие и так будут работать должным образом". Суть и цели государственной службы, изложенные в Федеральных законах "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 11.11.2003), "О государственной гражданской службе" от 27.07.2004 № 79-ФЗ, перекликаются с определением "идеальной бюрократии" М. Вебера: она должна быть рациональной, аполитичной и высококвалифицированной. Проведение реформ позволит создать эффективный механизм заинтересованного участия всех уровней государственного управления и местного самоуправления в реализации мероприятий по совершенствованию управления развитием системы российского предпринимательства. Развитие и усложнение процессов предпринимательства, усиление зависимости использования индивидуальных капиталов от внешних и внутренних условий функционирования рыночного хозяйства обусловили необходимость определения "правил игры" для участников предпринимательской деятельности, сформулированных и закрепленных в виде законодательных актов и обеспечивающих оптимальную среду для деятельности субъектов хозяйствования. Современные российские исследователи НА. Волгин и В.И. Кушлин в книге "Государственное регулирование рыночной экономики" систематизировали факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики, на три основные группы: - факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора эконо факторы, связанные с решением социальных проблем. К первой группе они отнесли: ограничение стихийности рыночных процессов; обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры; обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд; поддержка конкурентоспособности, открытости рынка; усиление конкурентоспособности на мировом рынке. Ко второй: создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения "правил игры" хозяйствующих субъектов; обеспечение антициклического развития экономики; стимулирование долгосрочного экономического роста, роста деловой активности; формирование оптимальной структуры народного хозяйства; - поддержка макроэкономического равновесия; - обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики; - потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки зрения частного капитала; - регулирование денежного обращения; - содействие развитию науки, научно-технического прогресса. К третьей: - обеспечение рационального перераспределения доходов; - экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности; I полной занятости населения; - формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, Государственное регулирование предпринимательства происходит посредством социально-экономического прогнозирования, а на этой основе — воздействия на процессы социально-экономического развития, в том числе через определение приоритетных направлений и отраслей развития народного хозяйства, формирование инвестиционной, налоговой, кредитной, антимонопольной политики, разработку федерапьных комплексных, а на уровне субъектов Федерации — региональных программ. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности — это комплекс форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых ею (предприншштельской деятельностью) (см. рис. 10.1). Рис. 10.1. Комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности Административные методы — способы и формы регулирования, которые базируются на силе государственной власти, включают мероприятия запрета, разрешения и принуждения и воплощаются в жизнь с помощью указов и распоряжений. В развитых странах мира административные методы регулирования предпринимательской деятельности применяются в формах: - управления государственной собственностью; - лицензирования и квотирования; - применения санкций; - охраны окружающей среды. Их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях. Правовые методы — способы и формы регулирования предпринимательской деятельности, которые воплощаются в практику с помощью принятия соответствующих законов. Примером такого регулирования являются антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства. Экономические методы — способы и формы регулирования, которые основываются на использовании налогов, денежно-кредитных рычагов, иен и тариФ06 и т. п. Среди экономических методов различают: _ прямые (формирование и использование бюджета; установление минимальной зарплаты; регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; антимонопольная политика, защита конкуренции); _ и косвенные (индивидуальное планирование; целевое программирование; регулирование налоговой системы; определение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки центрального банка; кредитно-денежные инструменты). Если прямые методы дают быстрый эффект, то косвенные — через относительно продолжительный промежуток времени. Так, после принятия нового налогового законодательства ожидаемый эффект наблюдается, как правило, через 1,5—2 года. Рассмотрим некоторые методы экономического и правового регулирования предпринимательской деятельности. Если исходить из практики развитых стран мира, как уже было отмечено ранее, то основным инструментом влияния государства на предпринимательскую деятельность является налоговая политика, в частности, использование инвестиционного налогового кредита. Так, в США он означает снижение налогооблагаемого минимума на сумму капиталовложений на приобретение машин и оборудование. В Германии льготные инвестиционные кредиты предоставляются предприятиям при освоении отсталых регионов, специальные инвестиционные кредиты — при создании высокотехнологичных производств, субсидии — соответственно структурной программе развития средних городов и др. Во Франции при создании новых промышленных зон предприятия, которые специализируются на изготовлении определенных видов продукции, получают налоговые льготы сроком на 10 лет. В Англии не взимаются налоги при осуществлении капиталовложений в оборудование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а при осуществлении капиталовложений в строительство сооружений — снижаются почти на 80%. Прогрессивное налогообложение фирм существует и в других странах, которые не принадлежат к развитым. Так, в Малайзии при вкладывании капитала в передовые отрасли налоги не платят совсем на протяжении 5 лет; в последующие 5 лет также не платят, если количество работников не превышает 500 человек, а деятельность компании за этот период оказала содействие повышению технологического уровня производства. С целью стимулирования деятельности совместных предприятий в Австрии они не выплачивают налоги в случаях: если их инвестиции составляют не менее 25% от общего объема инвестиций; при инвестировании капиталов не позже, чем за 12 месяцев до составления отчета главной Компании; определенного совпадения организационно-правовой формы австрийских фирм с иностранными и др. Никаких ограничений не сущест-вУет в Германии при ввозе и вывозе иностранного капитала, в частности, при с°здании предприятий и обществ с участием такого капитала. В 2002 году в России налог на прибыль предприятий был снижен до 24% что стимулировало рост предпринимательской активности. Однако россий-екая налоговая реформа пока еще не решила ряд важнейших для предпринимателей вопросов, например, не создан эффективный механизм: - льготного кредитования инвестиционной и инновационной активности на предприятиях; - формирования отраслевых научно-технических фондов за счет отчисления части себестоимости продукции; - платежей за загрязнение окружающей среды. Главная проблема налоговой реформы — кардинальное снижение налогов на труд и освобождение от налогов расходов на инвестиции — может быть решена только тогда, когда в доход бюджета на основе новых механизмов начнет поступать природная рента. То, что принадлежит обществу, нужно аккумулировать в бюджете для того, чтобы финансировать науку, образование, социальную сферу и стимулировать инновационную и инвестиционную активность. Это даст возможность структурно перестроить экономику на базе современных технологий и выйти на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста, резко сократить налоговое бремя. Важным инструментов государственного воздействия на предпринимательской деятельности является амортизационная политика. Так, в США еще в 1981 году государство установило следующие сроки амортизации: для транспортных средств — 3 года; оборудования — 5 лет; производственных зданий и сооружений — 15 лет. По другим критериям, средние сроки амортизационных списаний для средств труда составляют: 3 года при сроке фактической изнашиваемости 4 года; 5 лет — при сроке от 4 до 10 лет; 7 лет — при 10—16 годах; 10 лет — при 16—20 годах; 15 лет — при 20—25 годах. Вследствие этого осуществляется ускоренное обновление основных фондов. Во многих странах при условиях ускоренной амортизации государство предоставляет за это предприятиям налоговые льготы. В СССР средние сроки амортизации в 80-х годах прошлого века составляли 12—14 лет. В новых условиях хозяйствования все предприятия, кроме аграрно-промышленного комплекса, должны были вносить во внебюджетный фонд стабилизации экономики 20% амортизационных отчислений, а в 1993—1994 годах — 25%. С 1995 года вместо этих отчислений был введен 25%-й налог на амортизационные отчисления. С мая 1997 года введены новые нормы амортизационных отчислений, установлены нормы ускоренной амортизации1. Ускоренное амортизационное списание основного капитала является эффективным средством стимулирования накоплений, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР2. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. 1 См.: "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные груп 2 НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Нормы амортизационных списаний регулярно публикуются Министерством финансов РФ. При проверке правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг, при условии если амортизационные отчисления были произведены в соответствии с нормами. От этого зависят величина балансовой прибыли, ставка и размер налога. Особое место в экономической политике государства занимает антимонопольная деятельность государства. 10.2. Антимонопольная деятельность государства Современная конкуренция, дополненная государственной антимонопольной политикой, выступает одним из важнейших элементов механизма разрешения противоречий интересов субъектов предпринимательской деятельности. Государственная антимонопольная деятельность подчинена главной задаче — активизации конкуренции. Она реализуется через методы административного регулирования, с одной стороны, и методы нормативно-ориентирующего регулирования, — с другой стороны. Государственная антимонопольная деятельность — комплекс мероприятий, направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства. Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX — начале XX веков в США и Канаде. Существуют американская, европейская и японская системы антимонопольного законодательства, основные элементы которых представлены в табл. 10.1. Таблица 10.1
Европейская и японская системы запрещают не саму монополию, а лишь ее злоупотребление властью. Например, картели считаются полезными для развития экономики, поэтому основной формой государственного контроля является система регистрации картельных соглашений в специальных органах (в Германии — Федеральное управление картелями, в Японии — Комиссия по справедливым операциям). Большинство антимонопольных законов в европейских странах запрещает такие виды монопольных соглашений, как: о разделе рынков, фиксированных ценах и Т- п. В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках '/з оборота; в Японии — если доля одной компании превышает 50, а двух — 75% и более. Подобные цели продекларированы и в Договоре стран СНГ "О проведении согласованной антимонопольной политики". Российское законодательство запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. К таким действиям относят: - изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен; - навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него; - создание препятствий доступу на рынок (выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам; - нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Для реализации государственной политики по развитию конкуренции был Рис. 10.2. Механизм реализации государственной антимонопольной политики Органам власти и управления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов или создают для них благоприятные (неблагоприятные) условия. Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается: заниматься предпринимательской деятель- ностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через Представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, долей участия при принятии общим собранием решений, занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование, налоги, государственные субсидии. Одно из важнейших направлений антимонопольной политики — демонополизация системы распределения государственных и муниципальных заказов и связанные с ней вопросы антимонопольного контроля и обеспечения справедливых условий сделок. Несмотря на усилия по упорядочению процесса размещения таких заказов, в данной области предпринимательских отношений пока не удалось достичь стандартов, присущих странам с развитой рыночной экономикой. Мировой опыт использования механизма распределения государственных и муниципальных заказов показал, что они как форма сотрудничества государства с предпринимателями широко применяется в США, Великобритании, Франции, Германии, других странах. Отечественный средний и малый бизнес сталкивается со значительными трудностями в получении государственных законов. Это связано, прежде всего, с несовершенством действующего законодательства и отсутствием практических механизмов по его реализации. Не созданы информационные системы поддержки государственного муниципального заказа и участия в нем малого предпринимательства. Чиновники не желают и не умеют привлекать малое предпринимательство к выполнению государственного заказа. Для совершенствования системы размещения государственных заказов и принятия практических мер, направленных на защиту предпринимательства необходимо: - закрепить в законодательном порядке механизм гласного контроля за размещением и исполнением заказов; - - обязать соответствующие органы государственного управления и местного самоуправления резервировать часть госзаказа для субъектов малого предпринимательства; - внести изменения в антимонопольное законодательство. Одним из главных препятствий в развитии эффективных форм и методов современного отечественного государственного регулирования предпринимательства является порождаемое им неравенство условий предпринимательства. Государство, например, расходует ресурсы для поддержки тех предприятий, которые имеют возможность активно лоббировать свои интересы во властных структурах. Одни платят налоги, другие — платят частично, третьи — вообще их не платят. Неравными являются платежи за электроэнергию, условия доступа к госзаказам, земле и другим ресурсам. Выравнивание условий хозяйственной деятельности должно стать одним из основных направлений государственной стратегии развития предпринимательства. Разработка такой стратегии с учетом исторического опыта государственного управления экономикой, своеобразия российской модели предпринимательства может сделать его вполне конкурентоспособным. 10.3. Правовая база предпринимательства в России Развитие российского предпринимательства происходит в рамках определенного правового пространства. Для развития единого национального рынка необходимо, чтобы продукция, товары, услуги, финансовые средства обращались на всей территории свободно, без установления каких-либо препятствий, независимо от существующих границ между субъектами Федерации. Законодательство в области развития предпринимательства формируется с учетом общей иерархии законодательных актов: Конституция РФ. Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года были заложены основные начала, конституционные основы предпринимательства и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет около 20 статей Конституции. Среди них: о единстве экономического и правового пространства России; установлении правовых основ единого пространства России; установлении правовых основ единого рынка; многообразии форм собственности. Конституционные нормы — это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и прямого, непосредственного действия (например, ст. 15 Конституции), а следовательно, в случае, когда нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, приоритет принадлежит применению ее норм Действующий Уголовный кодекс PQ (УК РФ) разработан с учетом Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и содержит принципиально новые положения, используемые в целях регулирования предпринимательской деятельности. Впервые введены в практику нормы, определяющие преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ). Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ создают "рамочные" условия функционирования субъектов предпринимательства. Конкретизируются же эти положения в законодательных актах, например в Федеральном законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 № 88-ФЗ (в ред. от 22.08.2004). В целях обеспечения защиты интересов субъектов предпринимательства был принят Указ Президента Российской Федерации "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" от 29.06.98 730, который определил в качестве основных задач органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства: - сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности; - уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоящими органами государственной власти; - разграничение функций по лицензированию вышестоящими органами власти. Эти задачи были конкретизированы в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Как было отмечено ранее, в нем описан новый подход к созданию и регистрации хозяйствующих субъектов. Дополняет его Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Он позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, а также создать условия для стабильной работы в сфере предпринимательской деятельности. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и упрощает порядок лицензирования. Вместе с тем при регистрации предприятия предприниматели несут издержки, измеряемые тысячами, а иногда десятками тысяч рублей. Проводимая налоговая реформа предполагает создание эффективного правового механизма стимулирования предпринимательства. Данный процесс прошел несколько этапов. Первый был отмечен принятием Закона РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 № 2116-1 (в ред. от 06.08.2001), Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 № 2118-1 (в настоящее время не действует), Указа Президента РФ от "О Государственной налоговой службе Российской Федерации1" 31.12.91 № 340 (в ред. от 19.07.2001), Указа Президента РФ "О некоторых применениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней" от 22.12.93 № 2270 (в настоящее время не действует). На втором этапе (1994—1999 годы) было введено более 100 налогов и сборов. Издано свыше 30 федеральных законов и постановлений, направленных на совершенствование взаимоотношений различных уровней налоговой системы. Современный этап (с 2000 года) отмечен введением I и II частей Налогового кодекса РФ. Законодательство о налогах закрепляет принципы налогообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей — налогоплательщиков с налоговой слуЖйработка предложений по сокращению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности и их представление Президенту России была возложена на Правительство РФ. Так, например, Федеральный закон РФ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 № 134-ФЗ (в ред. от 02.07.2005) призван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Его цель — устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской Деятельности. В Российской Федерации антимонопольное законодательство основано, прежде всего, на конституционных нормах о конкуренции (например, ст. 8, 34, 74 Конституции РФ) и Законе РФ "О конкуренции и ог- В настоящее время Федеральная налоговая служба. раничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 № 948-1 (в ред. от 07.03.2005). Последний определяет сущность, принципы формирования и развития государственного антимонопольного регулирования Российской Федерации, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон о конкуренции является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью: - охраны и поощрения конкуренции; - осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке; - регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка; - защиты прав и интересов потребителей; - содействие малому предпринимательству. Закон о конкуренции действует на всей территории России. При применении Закона о конкуренции следует принимать во внимание, что некоторые товарные рынки регулируются специальным законодательством, прежде всего, Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17.08.95 № 147-ФЗ (в ред. от 29.06.2004). Среди большого массива антимонопольного законодательства выделяются законодательные акты, включающие отдельные положения антимонопольной направленности, например: - Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 № 2395-1 (в ред. от 22.08.2004), ст. 17; - Закон РФ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.90 № 395-1 (в ред. от 21.07.2005), ст. 32; - Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ (в ред. от 09.05.2005); - Федеральный закон "О почтовой связи" от 17.07.99 № 176-ФЗ (в ред. от 29.12.2004); - Федеральный закон "О рекламе" от 18.07.95 № 108-ФЗ (в ред. от 21.07.2005); - Водный кодекс РФ от 16.11.95 № 167-ФЗ (в ред. от 09.05.2005) и другие. Выше отмечалось, что важнейшим инструментом государственной политики развития предпринимательства является антимонопольное законодательство, в основу которого положены конституционные нормы, Федеральные законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" и "О естественных монополиях". Их положения развиваются и дополняются в других нормативных актах. Антимонопольное законодательство включает не только законодательные, но и подзаконные акты в виде указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. К ним относятся: - Указ Президента РФ "О гарантиях права граждан на охрану здоровья - Указ Президента РФ "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" от 06.03.95 № 245 (вред, от 16.11.96); - Постановление Правительства РФ "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" от 09.03.94 № 191 (в ред. от 04.09.95); - Постановление Правительства РФ "О плате за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством" от 26.12.95 № 1284 (в ред. от 14.10.2003). Антимонопольные, органы также наделены правом издавать ведомственные акты. К ним относятся прежде всего: - Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12; - Приказ ГАК России "Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке" от 03.06.94 № 67 и другие. Действенным инструментом антимонопольной политики является проведение торгов на поставку продукции для государственных нужд. В статьях 447—449 части І ГК РФ определены общие правила организации и проведения торгов (конкурсов). Параграф 4 части II ГК РФ определяет понятие "государственные нужды" и устанавливает общий порядок заключения контрактов на поставку продукции для государственных нужд. Статьи 763—768 определяют особенности выполнения подрядных работ для государственных нужд. В Федеральном законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" определено, что органы федеральной и региональной власти предусматривают резервирование доли заказа в размере 15% от его объема и размещение его среди субъектов малого предпринимательства на основе конкурсов (ст. 14). Кроме того, Правительством РФ был принят ряд постановлений, регулирующих вопросы обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и выполнении поставок для государственных нужд1. Законодательство о государственных закупках (Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.99 № 97-ФЗ, Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закуп- 1 Например, Постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд" от 01.12.94 № 1322 (в ред. от 04.09.95); Постановление Правительства РФ "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд от 23.04.96 № 523 (в ред. от 01.07.97). ки продукции для государственных нужд" от 08.04.97 № 305) прямо не определяет обязанность государственных и муниципальных заказчиков привлекать к выполнению государственного (муниципального) заказа субъектов малого и среднего бизнеса. В то же время никаких ограничивающих возможности малого бизнеса требований, правил или процедур в этих документах не установлено. Законодательство Российской Федерации содействует освоению новых отношений предпринимательства и в области труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Важнейшим является пакет законов, о занятости населения, коллективных договорах и соглашениях (1992), охране труда (1993), порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других, развивающих положение нового Кодекса законов о труде. В 2003 году вступил в силу Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 № 74-ФЗ. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть: супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. В члены фермерского хозяйства могут быть приняты дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства, достигшие возраста 16 лет. Что касается граждан, не связанных родственными узами с главой фермерского хозяйства, то максимальное их количество не может превышать пяти человек. При создании хозяйства его члены заключают между собой соглашение, по которому впоследствии будут распределяться все имущество, прибыль, права и обязанности. Совершенствование правовой системы Российской Федерации настоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реалиям рыночной экономики, основополагающим принципам международного права (Декларациям, решениям и Конвенциям ООН и МОТ). Выводы 1. Необходимость государственного регулирования предпринимательской 2, Государственное регулирование предпринимательской деятельности стельность предприятий и организаций с целью создания нормальных условий их функционирования н развития и ослабления отрицательных тенденций этой деятельности. Основными методами такого регулирования выступают: правовые (принятие соответствующих законов); административные (указы, постановления и распоряжения правительства) и экономические методы (налоги, финансово-кредитные рычаги, регулирование цен и тарифов и другие формы экономической политики). 3. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности про . витие новой техники и технологии, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при освоении отсталых регионов, а также с целью стимулирования мелкого предпринимательства и др. 4. Амортизационная политика проводится путем установления уско 5 Антимонопольная деятельность государства предусматривает принятие антимонопольного законодательства, гиквиїацию высокомонополи-зированных предприятий, их разукрупнение, установление высоких налогов на монопольные сверхприбыли, регистрацию картельных соглашений и т. п. 6 Базовыми законами России, которые регламентируют предпринимательскую деятельность, являются федеральные законы: "О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации", Налоговый кодекс и др. Вопросы для повторения 1. Каковы отличия предпринимательской деятельности на низшей стадии капитализма и в условиях господства монополий? 2. Какие основные недостатки предпринимательской деятельности обусловили необходимость ее государственного регулирования? 3. Чем отличается правовое регулирование предпринимательской деятельности от административного? 4. В чем состоит сущность государственного экономического регулирования предпринимательской деятельности? 5. Каков механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности в развитых странах мира? 6. Назовите основные недостатки современной системы мер государственного регулирования предпринимательства в России. 7. Каковы положительные и отрицательные стороны антимонопольной политики? 8. Какие федеральные законы РФ регулируют деятельность в сфере предпринимательства в области налоговой и антимонопольной политики, трудовых отношений? Date: 2015-12-13; view: 979; Нарушение авторских прав |