Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 12. Маркетинговая деятельность на предприятии
После рассмотрения общих условий предпринимательской деятельности и основных видов предприятий целесообразно перейти к характеристике конкретных механизмов достижения успеха в предпринимательстве, первейший из которых — изучение спроса потребителей и выпуск на этой основе необходимой продукции. Маркетинговая деятельность служит основой рациональной ценовой, товарной, сбытовой политики предприятий. Поэтому для предпринимателя необходимо знание сущности и основных видов современного маркетинга. 12.1. Сущность и эволюция маркетинга В большинстве современных экономических словарей маркетинг определяют как важную сферу управленческой деятельности на рынке на основе информации о потребностях и поведении потребителей, направленную на своевременное удовлетворение таких потребностей, их формирование и получение прибыли. Широкое практическое значение маркетинг приобрел в 30-х годах XX века после кризиса 1929—1933 годов вследствие насыщения массового спроса населения в некоторых развитых капиталистических странах. В предшествующее десятилетие главной проблемой было производство, а не сбыт товаров. Для большинства отраслей промышленности спрос на потребительские товары и услуги, как правило, превышал предложение. Основным условием реализации продукции в этот период было максимальное снижение затрат производства, соответственно и цен на товары и услуги, что давало возможность выстоять в конкурентной борьбе. В конце 50-х — начале 60-х годов ситуация на рынке принципиально изменилась. Важнейшими факторами, которые повлияли на нее, были: - экономический подъем (что привело к превышению предложения над спросом); - влияние телевидения на формирование спроса потребителей и реализацию товаров; - появление торговых центров и магазинов, в которых товары продавали по сниженным ценам; - широкомасштабное использование рекламы. Вследствие развертывания научно-технической революции (НТР), которое началось в середине 50-х годов, начал формироваться новый техно логический способ производства, основанный на автоматизированном труде, а не машинном, как ранее. В этих условиях значительно возрастает количество новых товаров и услуг, усиливается роль индивидуального маркетинга. Так, в США в 1992 году было выведено на рынок свыше 17 тыс. наименований новых товаров. Например, в автомобильной промышленности на основе 40 видов машин можно было предложить несколько сотен образцов их обработки и комплектации, собирать автомобили по индивидуальным требованиям в соответствии с по- \ желаниями будущего собственника. Это означало значительную (сегментацию рынков. Вместе с тем в определенной мере снижается роль такого фактора реализации товаров, как торговая марка (этого не происходит в случае соединения престижности марки с повышением качества продукции). Тем не менее возрастает значимость снижения цены, распространения рекламы и других стимулов (так, цена рекламного места в отдельных супермаркетах доходит до 10 тыс. долл.). Исходя из этого, можно дать определение сущности маркетинга в современных условиях. Маркетинг — это система организации и управления Деятельностью предприятия (фирмы, компании) по разработке (конструированию) новых видов товаров, их производству и сбыту на основе всестороннего изучения рынка и спроса потребителей с целью его удовлетворения и получения прибыли. 12.2. Виды маркетинговой деятельности К периоду развертывания НТР выделяли два основных вида маркетинга, ориентированных: 1) на продукт или услугу; 2) на потребителя вообще или отдельные категории потребителей. В современных условиях используют единый интегрированный маркетинг, который объединяет оба указанных выше вида. Поэтому на предприятиях создают общие группы (отделы, команды), состоящие, с одной стороны, из маркетологов, изучающих рынок, а с другой — из конструкторов, инженеров и других работников, которые занимаются конструированием и изготовлением товаров и предоставлением услуг. Возглавляет такой отдел руководитель с всесторонней междисциплинарной подготовкой, который организует создание комплексной программы деятельности предприятия (фирмы, компании) для: I проведения маркетинговых исследований; - разработки новых видов продукции и предоставления услуг; - выбора методов установления цен, транспортировки, маркировки и т. п.; - реализации сбытовой политики, координации разных служб и подразделений. Важное значение приобретают такие элементы интегрированного маркетинга, как дизайн, послепродажное техническое обслуживание и снабжение запасными деталями, кредитование покупателей, реклама и т. п. Различают следующие виды интегрированного маркетинга. Дифференцированный маркетинг — вид маркетинга, рассчитанный на несколько сегментов рынка (то есть частей целостного рынка с однородными требованиями потребителей к товару или услуге и другими признаками), который предусматривает разработку отдельной программы Для каждого сегмента рынка. Концентрированный маркетинг — вид маркетинга, который предусматривает сосредоточение усилий на отдельных рынках или значительной части отдельного большого рынка, в противоположность концентрации маркетинговых усилий на незначительной части крупного рынка. Примером являются отели "люкс" компании "Ритц-Карлтон". Конверсионный маркетинг — вид маркетинга, который предусматривает разработку маркетологами плана мероприятий, прежде всего с помощью рекламной деятельности, для преодоления отрицательного отношения потребителей (в том числе предприятий, фирм, компаний) к данному товару или услуге и адаптации (преобразования) их к требованиям потенциальных покупателей. Массовый маркетинг — применяется для продажи однотипных товаров массового спроса (продуктов питания, одежды, обуви и др.), а следовательно, обладающих емким рынком сбыта. Целевой маркетинг — предусматривает ориентацию на определенный. отобранный из нескольких, сегмент рынка. Пробный маркетинг — ориентирован на реализацию товаров в одном или нескольких местах, в процессе которой ведется комплексное наблюдение за сбытом товаров, поведением потребителей на рынке. Противодействующий маркетинг — направлен на ограничение иррационального спроса, то есть вредного для здоровья человека.,Таким, в частности, является спрос на табачные изделия, алкогольные напитки. Стратегический маркетинг — вид маркетинга, который комплексно изучает соотношение между внутренними ресурсами и возможностями предприятия, фирмы, компании, с одной стороны, и внешними факторами, внешней средой — с другой. К внешней среде маркетинга относятся: - сами потребители (изменения в их потребительском поведении, доходах, деятельность организаций по охране прав потребителей); - конкуренты на внутреннем и внешнем рынках; - поставщики, посредники; - общая экономическая конъюнктура в стране; - государственное регулирование; - политическая обстановка и др. Прямой маркетинг — вид маркетинга, ориентированный на индивидуального потребителя. К средствам его реализации относятся: составление предприятием-производителем списков потенциальных покупателей, использование почты, телефона, телемаркетинга для рассылки соответствующих писем, каталогов, проспектов и т. п. Этот вид маркетинга находится на стадии становления. В качестве примера можно привести деятельность швейцарской фирмы "Нестле" во Франции. Так, придерживаясь концепции доверия к по-I требителям, фирма предоставляет безвозмездные консультации по і телефону по проблемам детского питания, сохраняет и постоянно І пополняет базу данных о более чем 220 тыс. будущих покупателей с • адресами, взятыми из регистрационных записей родильных до-,-мов, и др. Ценовой маркетинг — предусматривает рациональное управление ценой продукции с целью максимальной реализации товаров и услуг и получения прибылей. Вертикальный маркетинг — означает наличие предприятия-производителя (фирмы, компании), а также одного или нескольких оптовых и розничных продавцов, которые занимаются поиском возможностей реализации определенного товара или группы функционально близких изделий разным группам потребителей. Горизонтальный маркетинг — ориентирован на горизонтальную нишу, цель которой — удовлетворение потребностей в определенном комплексе товаров и услуг. В зависимости от масштабов деятельности предприятия маркетинговую деятельность осуществляют специальные службы, которые могут включать как одного специалиста-маркетолога, так и несколько отделов. Маркетинговую деятельность предприятия возглавляет один из ее руководителей. Ему подчинены отдельные службы со штатом маркетологов. В его непосредственном подчинении находятся управляющие по планированию продукции, движению товаров, их продвижению на рынок, маркетинговым исследованиям и сбыту. Осуществление маркетинговых функций предприятия происходит в следующей последовательности: - комплексное изучение и формирование спроса потребителей; - инжиниринг (разработка технико-экономических обоснований новых проектов, научные работы по конструированию новых товаров и т. п.) и проведение НИОКР;
- изготовление товаров, предоставление услуг, формирование идей и т. п.; Щ- продвижение товаров к потребителю, их сбыт и послепродажный сервис; Н- всестороннее удовлетворение общественных нужд потребителей; - стабильное присвоение высоких прибылей. Как свидетельствует практика маркетинговой деятельности в развитых странах мира, к числу важнейших составляющих успеха предприятий, фирм, компаний относятся: Щ- лидерство в качестве произведенных товаров и предоставленных услуг, послепродажном обслуживании; Ї- удовлетворение потребителей и сохранение их количества, формирование у них такого мышления, которое органически связывало бы качество продукции с марками соответствующих фирм и компаний, имидж которых необходимо постоянно поддерживать и укреплять. Кроме приведенных выше видов маркетинга, различают также маркетинг некоммерческий (для музеев, библиотек и др.), международный, общественный (с целью внедрения общественной или национальной идеи в Практику), финансовый, банковский и др. 12.3. Стратегия, программы и принципы маркетинга Понятие "стратегия" в экономическом аспекте означает долговременные, важнейшие установки, планы определенных субъектов хозяйственной деятельности. Стратегия маркетинга — формирование долговременных целей предприятия (фирмы, компании) относительно стабильного продвижения товаров и Услуг на определенном рынке, а также выбор необходимых для этого средств. К таким средствам относятся: планирование, анализ, выбор наиболее оптимальных мероприятий для достижения промежуточных и стратегических целей, разработка системы всестороннего контроля за ходом выполнения разных видов планов. Стратегия маркетинга воплощается, в частности, в сегментировании рынка для потребителей разного возраста (например, 18—24-летних, 24— 30-летних и т. п.), сохранении и укреплении репутации марки фирмы и др. Эта стратегия используется в товарной, сбытовой и ценовой политиках (о которых пойдет речь в следующих темах) и конкретизируется в соответствующей тактике маркетинга. Тактика маркетинга — процесс формирования и реализации задач фирмы на каждом рынке, по каждому товару или группе товаров в конкретный, преимущественно короткий, промежуток времени. При этом в зависимости от изменения индекса цен, сезонного падения спроса и других факторов происходит корректирование задач фирмы: усиливается реклама, снижаются цены, расширяется ассортимент услуг и т. п. Тремя основными предпосылками принятия маркетинговых решений являются: 1) опыт; 2) изучение рынка; 3) интуиция по отношению к поведению потребителей на рынке. Кроме того, тактика маркетинга означает: - установление кратковременных, промежуточных целей; - рациональный выбор средств для достижения этих целей; - определение четкой последовательности действий маркетологов и руководства соответствующей службы, следовательно, и их обязанностей; - рациональное расходование средств на проведение маркетинговой деятельности и др. Программы маркетинга могут быть кратко- (до 1 года), средне- (до 5 лет) и долгосрочными (до 10—15 лет). Многие фирмы объединяют эти программы в одну, которая служит основой для разработки планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства, сбыта, сервисного обслуживания, оптимальных запасов продукции на складе, расчета финансовых затрат и т. п. Такую программу, как правило, составляют на 3—5 лет, а при изменениях внутренней и внешней среды постоянно корректируют и дорабатывают. Программа маркетинга включает в себя: - цели фирмы (кратко-, средне- и долгосрочные), среди которых выделяют главную; - развитие хозяйственного портфеля фирмы (выпуск основных и дополнительных товаров, связанных и не связанных единым технологическим процессом, и др.); - стратегию роста фирмы (например, такие направления ее развития, как выпуск товаров и услуг одного и того же ассортимента, но в большем объеме); - диверсификацию производства (расширение ассортимента и изменение дизайна продукции, освоение новых видов предприятием), вследствие чего появляются новые товары для рынка; _ освоение зарубежных рынков; - проведение ценовой политики фирмы, формирование спроса, стиму Стратегия, тактика и программы маркетинга воплощаются в дальнейшем в основных принципах маркетинга. Таковыми являются: - производство товаров и услуг, которое базируется на точном знании потребностей покупателей и реальных возможностей фирмы, организации или учреждения. Для этого следует, прежде всего, ориентироваться на системные базы данных о потребителях; - обеспечение долгосрочной результативности фирмы, для чего необходимо постоянно иметь определенный комплект разработок для подготовки производства товаров и услуг, необходимых на рынке; - наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, обеспечение их необходимыми послепродажными услугами; - экономически эффективная реализация продукции и услуг на четко определенных рынках в заранее запланированных объемах и в указанные сроки; - органическое объединение маркетинговой стратегии и тактики с целью оперативного приспособления к потребителям, вкусы которых постоянно изменяются; - влияние на поведение потребителей, организация их спроса путем убеждения с соблюдением этических и моральных норм; - активное влияние фирмы на формирование и стимулирование потребностей покупателей, на рынок; - ориентация на выпуск товаров и услуг, отсутствующих на рынке, конкурентоспособность которых зависит от возможности радикально обновлять их ассортимент и тем самым создавать новые потребности, поскольку удовлетворенные потребности и запросы людей в дальнейшем уже не являются актуальными, что ведет к сужению рынков массового сбыта; - осуществление общего контроля за качеством изготовленных товаров и предоставленных услуг; - осознание потребности в значительных затратах на престижные товары и услуги у высших слоев общества. ■В соответствии с оценкой американских специалистов, почти 1 90% американских семей обеспечены всеми видами товаров мас- Ш сового потребления (автомобилями, телевизорами, холодильничками, тостерами, пылесосами и т. п.). В частности, многие і американцы каждые три года покупают новый автомобиль при-вблизительно за 25000 долл. В этих условиях на первый план f выходят потребности в услугах, связанных с информацией, оз- Щ доровлением, отдыхом и пр. В свою очередь, предоставление | таких услуг сопровождается появлением соответствующей то- k варной продукции. В развивающихся странах при удовлетворении потребностей на продукцию массового производства первоочередное значение приобретает качество товаров и услуг. Но в то время как в развитых странах мира маркетинг ориентируется на потребности людей среднего класса, а также на группы людей, которые хотят подняться на высший уровень общественной иерархической системы, приблизиться к высшим слоям и т. п., в нашей стране, например, следует, прежде всего, учитывать запросы людей, которые находятся на грани бедности, стремятся удовлетворить элементарные материальные и социапьные потребности. Выводы 1. Маркетинг в период своего возникновения (30-е годы XX века) означал работу на рынке по изучению и удовлетворению всех потребностей и пожеланий покупателей. В современных условиях он определяется как система организации и управления деятельностью предприятия по разработке (конструированию) новых видов товаров, их производству и сбыту на основе всестороннего изучения рынка и спроса потребителей, их формированию с целью удовлетворения таких потребностей и присвоения прибылей. 2. Основными видами маркетинга являются: вертикальный (удовлетворение спроса потребителей на определенный товар или группу функционально близких изделий); горизонтальный (удовлетворение потребностей в определенном комплексе товаров и услуг) и интегрированный (объединяющий предыдущие виды). В рамках интегрированного маркетинга различают: дифференцированный, концентрированный, конверсионный, массовый, целевой, пробный, противодействующий, стратегический, прямой, ценовой и др. 3. Стратегия маркетинга означает установление долговременных целей предприятия, направленных на стабильное продвижение товаров на определенном рынке, а также выбор необходимых средств их достижения (к ним принадлежат планирование, анализ, разработка системного контроля за выполнением принятых решений и др.). 4. Тактика маркетинга — процесс формирования и выполнения задач предприятия (фирмы, компании) на каждом рынке, по каждому товару или группе товаров в течение короткого промежутка времени. Основные предпосылки принятия маркетинговых решений — опыт, изучение рынка и интуиция. 5. Программа маркетинга учитывает цели предприятия (кратко-, средне-и долгосрочные) и соответствующие программы развития сроком до 1; 5 и 15 лет; стратегию выпуска основных и дополнительных товаров, роста фирмы, ценовую, сбытовую и прочие формы политики предприятия. 6. Принципами маркетинга выступают: обеспечение долгосрочной результативности предприятия, максимальное удовлетворение спроса потребителей, его активное формирование, своевременная реализация товаров и услуг и др. Вопросы для повторения 1. Чем современный маркетинг отличается от маркетинга 30-х годов XX века? 2. В чем состоит сущность маркетинга? 3. Чем вертикальный маркетинг отличается от горизонтального? 4. Что такое интегрированный маркетинг? 5. Охарактеризуйте основные виды интегрированного маркетинга. 6. Чем различаются стратегия и тактика маркетинга? 7. Какова структура программы маркетинга? 8. Назовите основные принципы маркетинга. Date: 2015-12-13; view: 725; Нарушение авторских прав |