Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14. Товарная и сбытовая политики предприятия





Товар — экономическая категория, которая имеет две стороны: по­требительную стоимость и стоимость. Ведущая из них — стоимость. Тем не менее при изготовлении нового товара необходимо акцентировать внимание сначала на потребительской стороне товара, то есть на его ка­честве. Квалифицированный учет соотношения потребительной стоимо­сти и стоимости товара в условиях конкуренции лежит в основе взве­шенной товарной политики предприятия.

14.1. Товар и товарная политика

Товарная политика предприятиякомгыекс экономически обоснованных мероприятий непрерывно-циклического процесса приведения возможностей предприятия в производстве и конкурентоспособных товаров в соответст­вии с рыночным спросом.

Ее основная цель заключается в наиболее рациональном распределении производственного, научного, технологического, трудового, финансово­го, маркетингового потенциала для производства товара на всех стадиях его существования. Реализация этой цели предполагает решение значи­тельного числа задач, к основным из которых относятся: определение емкости рынка, его распределение между предприятиями — конкурента­ми; изучение их товаров и товарной политики, сильных и слабых сторон относительно потенциальных возможностей собственного предприятия, перспектив влияния на процесс создания конкурентоспособного товара, политических, правовых и иных факторов.

Реализация отмеченных задач — единый процесс разработки эффек­тивной товарной политики. Объединение их в единый интегральным процесс дает эффективные управленческие решения о создании конку­рентоспособного товара.

Необходимо подчеркнуть, что квалифицированная разработка товар­ной политики требует значительных затрат. В то же время потери, вы­званные ошибками в разработке и реализации товарной политики, мно­гократно превышают эти затраты.

|: Американские маркетологи приводят примеры о потерях предприятий I на рынке компьютеров при ошибочной товарной политике, которые '■исчислялись суммами, близкими к 500 млн. долл., в то время как I затраты на квалифицированную разработку такой политики на этом»: рынке не превышали нескольких миллионов.

Избежать подобных потерь позволяет изучение свойств товара, лежа­щих в основе товарной политики предприятия.

Товарпродукт труда, удовлетворяющий определенную потребность человека, и изготовленный для обмена. Вместе с тем потребительная стои­мость, благодаря своим свойствам удовлетворять определенные человече­ские потребности, является общественной потребительной стоимостью. Эти ее свойства фокусируются в категории "качество продукции".

Качество товара (в том числе услуги)комплекс характеристик про­дукта труда, которые определяют его полезность, прежде всего, для по­требителей.


Основными характеристиками качества товара являются: I) технико-экономические; 2) экономические; 3) социальные; 4) экологические; 5) эргономические; 6) эстетические.

К технико-экономическим характеристикам качества товара относят:

- надежность — способность изделия сохранять необходимые свойства, бесперебойно работать в заданных режимах эксплуатации или выпол­нять присущие ему функции на протяжении определенного времени Так. крупные автомобильные фирмы США с целью убеждения потре­бителей в надежности машин предоставляют гарантию пробега до 100 тыс. км или на 5 лет;

- гарантийный срок — промежуток времени, на протяжении которого предприятие (или от его имени — продавец товара) гарантирует соот­ветствие товара показателям качества, зафиксированным в паспорт­ных данных, или условиям договора при соблюдении покупателем требований к эксплуатации и хранению изделия. При этом предпри­ятие несет материальную и моральную (осуждение со стороны поку­пателей) ответственность за возможные дефекты, несоответствие то­вара показателям качества. Основные виды гарантийного срока:

• эксплуатации товаров продолжительного пользования (машин,
оборудования, телевизоров и т. п.), которые при этом постепенно
изменяют свои потребительские качества;

хранения продукции, которая постепенно теряет свои качества (продовольственные товары);

• пригодности товаров, которые постепенно ухудшают свои потреби­
тельские качества (например, электронные часы);

- долговечность — суммарный срок службы изделия, если затраты на
восстановление его работы становятся экономически невыгодными.

Экономические характеристики качества товара — его трудо-, мате-риало-, энерго- и фондоемкость, рентабельность производства, себе­стоимость продукции и др.


Социальной характеристикой качества товара является его направлен­ность на удовлетворение потребностей всего общества или отдельных социальных слоев и групп (например, изготовление оружия выгодно прежде всего, работникам военно-промышленного комплекса) и даже мафиозных и теневых структур (производство наркотиков и др.).

Экологическая характеристика качества товара — его неспособность наносить вред окружающей среде (земле, водному и воздушному бассей­нам, человеку, животному и растительному миру).

Эргономическая характеристика качества товара — способность созда­вать максимальные удобство и комфорт для человека, содействовать рос­ту производительности труда, уменьшать затраты физической, умствен­ной, нервной энергии.

Эстетическими характеристиками выступают его форма, привлека­тельность, внешний вид, соответствие современным течениям моды и др.

Кроме качества товаров различают качество продукции, труда, выпол­няемых работ и услуг..

Для доведения до потребителя (его ознакомления) качественных ха­рактеристик товара необходима определенная совокупность маркетинговых мероприятийподдержка товара. Она предусматривает мероприятия по


"его обслуживанию, упаковке, транспортировке, хранению, рационально-- \цу использованию.

Основные этапы поддержки товара включают в себя:

- упаковку, маркировку (то есть исполнение условных обозначений, надписей на упаковке товара или самом товаре, которые содержат информацию о нем), транспортировку и хранение;

- обеспечение потребителя необходимой документацией о товаре, ре­комендации по пользованию им или употреблению, предоставление гарантийных услуг;

- оказание сопутствующих услуг, продажа сопутствующих товаров, без которых нельзя использовать основной (например, фотопленка для фотоаппарата).

Кроме того, для доведения качества товара до потребителя применяют продуманную рекламу, дизайн, четко налаженный сбыт, надежное об­служивание, гибкую ценовую политику. Для этого необходимы предвари­тельный тщательный учет всех имеющихся на предприятии ресурсов, а также технико-экономическое обоснование выпуска нового товара.

После того как товар попадает на рынок, он начинает жить собствен­ной жизнью, состоящей из отдельных этапов. Их раскрывает концепция жизненного цикла товара, знакомство с которой — одно из важных усло­вий успешной деятельности предприятия.

Жизненный цикл товара — это определенный период времени, на про­тяжении которого товар имеет жизнеспособность на рынке, то есть поль­зуется спросом, находится в обороте и приносит доход товаропроизводите­лям и продавцам.

Жизненный цикл товаров может длиться от нескольких часов до не­скольких десятков лет (например, платные дороги, метро). Он состоит из следующих основных этапов:

- поступление товара на рынок. На этом этапе объемы продаж невелики,
торговля нередко убыточна или приносит незначительный доход, марке­
тинговые затраты, прежде всего на рекламу, большие. В данной ситуации:

• маркетинговая политика предусматривает доведение до покупате­лей максимума информации о качественных характеристиках това­ра, раскрытие его полезных свойств, преимуществ перед другими товарами данного типа, выбор оптимальных каналов сбыта и т. п.;


• ценовая политика варьирует от заниженных цен с целью расширения круга покупателей до престижной (высокой) цены, рассчитанной на определенную часть потребителей, которые хотят приобрести уникальные товары самого высокого качества. Для предприятия выгодно максимально сократить этот этап;

 

- рост объема продаж. На этом этапе происходит признание покупате­лями товара, возрастает спрос на него, увеличиваются объемы продаж и получаемого дохода, снижаются затраты на рекламу. Ценовая полити­ка предприятия предусматривает определенное повышение ранее зани­женных цен или некоторое снижение престижных цен. В сфере произ­водства в этот период важно улучшать качество товаров и послепродаж­ных услуг, завоевывать на этой основе новые сегменты рынка;

- этап зрелости. В этот период осуществляется массовый выпуск товара высочайшего качества, следовательно, достигаются максимальные


объем продаж и величина получаемых прибылей. Предприятие стара­ется найти новые сферы использования товара, создать его новые мо­дификации. Ценовая политика сводится преимущественно к сниже­нию цен (за счет массовости). Рекламная деятельность предприятия ориентирована на массового покупателя. Как и на предыдущем этапе. улучшается качество послепродажных услуг;

- этап насыщения рынка товаром. Несмотря на проведенные предпри­ятием мероприятия, объем продаж товара уже не возрастает. На его рост может повлиять лишь снижение цен. В зависимости от этого прибыли предприятия могут оставаться неизменными или частично снижаться;

- этап спада. Характеризуется резким снижением объема продаж, умень­шением прибылей. Продажа товара может быть убыточной.

Для того, чтобы предприятие могло успешно конкурировать с други­ми, предприниматели или менеджеры еще к началу четвертого этапа, то есть насыщения рынка одним товаром, должны начать производство и вывод на рынок другого товара. Это — один из законов деятельности предпринимателя. Вместе с тем следует постепенно уменьшать объемы производства традиционного товара и даже снимать его с производства.

Кроме традиционной (типичной) схемы жизненного цикла товара, существуют классическая, сезонная и др. Так, классическая схема, кото­рая отображается кривой (бум), предусматривает, что уже на первом эта­пе предприятие добивается значительных объемов сбыта и высоких при­былей. Тем не менее в данной и других схемах жизненного цикла важно, чтобы валовая выручка от продажи обеспечила не только возмещение затрат производства, но и получение хотя бы средней прибыли.

Как отмечалось выше, одним из законов деятельности предпринима­теля является создание нового товара еще на этапе насыщения рынка ■•старым товаром. Рассмотрим, как создается новый товар, который вы­ступает важным элементом товарной политики предприятия.

14.2. Закономерности создания новых товаров


Новый товар — это товар, который по своим качественным характери­стикам принципиально отличается от известных ранее на рынке товаров или имеет весомые качественные усовершенствования по сравнению с това­рами-аналогами: дополнительные функциональные возможности, новые по­требительские свойства, форму, дизайн.

Принципиально новый товар является в основном результатом новых открытий и изобретений, то есть кардинально новых технических решений, которые дают возможность значительно улучшить технико-технологический уровень производства, его эффективность и качество продукции.

Практика внедрения в производство новых товаров в развитых странах мира свидетельствует, что таких товаров — меньше 10%. Их изготовлению предшествует, как правило, новая идея о создании такого товара. Опыт предприятий и компаний показал, что из 90 идей новых товаров реализуют­ся приблизительно 1—2. Поэтому подавляющее большинство новых товаров, которые поступают на рынки развитых стран, не являются принципиально новыми. Это товары, которые были усовершенствованы и их качественные характеристики при этом существенно не изменились. Для менее развитых


{ стран новыми могут быть товары, которые относительно продолжительное - время продавались на рынках передовых государств мира.

Важнейшими этапами создания и продвижения на рынке нового то-I вара выступают:

- отбор продуктивной идеи, согласующейся с основной целью деятель­ности предприятия, имеющимися ресурсами, рынками сбыта;

- технико-экономическое обоснование создания исследовательского об­разца товара;

I- разработка проекта;

- конструирование;

- создание модели;

; - изготовление одного или нескольких исследовательских образцов (и соответствующей рабочей документации);

- выпуск небольшой серии.

Параллельно с этим изучают рынок, в частности, спрос потребителей на данный продукт, определяют круг потенциальных покупателей, кото­рым маркетологи объясняют пользу новых товаров.

На этапе создания исследовательских образцов товара дают комплекс- I ное технико-экономическое обоснование, в котором рассчитывают себе­стоимость выпуска продукции, определяют возможный уровень цен. При этом принимают во внимание конкурентоспособность товара, наличие

(

заказов на внутреннем и внешнем рынках. Чтобы обеспечить такие зака-| зы, проводят рекламную кампанию. После этого используют пробный маркетинг, то есть снабжение това­ром небольших по объему рынков, изучают реакцию наиболее активных I покупателей, в случае необходимости осуществляют доработку товара. Маркетологи должны предоставлять покупателям максимально возможный объем информации о преимуществах нового товара. При этом определя­ют наилучшую упаковку для него, уточняют цену, продолжительность продажи пробной серии, проводят первую оценку полученных результа- I тов, неблагоприятных моментов.

Большую роль в завоевании нового рынка сбыта может сыграть про­дажа товара в праздничные дни, на ярмарках, выставках.

Если устаревший товар снимается с производства, то параллельно I следует рационально решать проблемы выпуска запасных частей к нему, выполнения гарантийных обязательств, предоставления еще на опреде­ленный срок послепродажных услуг.

!

Для успешного продвижения нового товара на рынках большое зна­чение играет товарно-знаковая символика. Рыночная символика товаракомплекс элементов товарно-знаковой ІІ символики, с помощью которых можно различить однотипные товары или і. товары конкурирующих предприятий. Основные элементы рыночной символики: товарный знак, торговая марка, фирменное имя.

Фирменное имяназвание фирмы (предприятия) как юридического ли­ца, его организационно-правовой формы, а также отображение основного [ содержания его деятельности, которая дает возможность узнать это предприятие и отличить его от других.


Например: американская фирма "Макдоналдс", акционерное общест­во "Ростсельмаш".

Товарный знакзарегистрированный в установленном порядке символ, рисунок или другое обозначение, которое проставляется на товаре или его упаковке и дает возможность различать товары разных предприятий.

Товарный знак — объект промышленной собственности. Главные требования к товарному знаку: его индивидуальность, простота, познава-тельность, привлекательность и трудность подделки, то есть возможность его официальной регистрации. Товарный знак должен отличаться от из­вестных или представленных на регистрацию знаков.

Запрещается использовать как элементы товарного знака: эмблемы. гербы или флаги государств, международных организаций, другие гераль­дические обозначения, географические названия.

Право пользования уже зарегистрированным товарным знаком может быть продано другой фирме, а в случае его несанкционированного ис­пользования собственник имеет право требовать через суд компенсацию за нанесение убытков. Разработка нового товарного знака — коммерче­ская тайна. На мировом рынке зарегистрировано свыше 5 млн. товарных знаков и маркируется до 70% изготовленной продукции. Использование товарного знака в международной практике регулируется Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Соглашением о международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков, заключенным в Ницце.

Чтобы удостоверить регистрацию товарного знака, следовательно, его охрану законом, вводят специальное обозначение — ®, которое дополни­тельно свидетельствует о том, что он является объектом промышленной собственности, то есть специфическим товаром, имеющим стоимость.

з Так, товарный знак популярного напитка "кока-кола" оценен фирмой |в 3 млн. долл.

Товарный знак представляет собой часть товарной марки.

Товарная марка (фирменный знак) — символ (в составе имени, рисун­ка, символа или их объединения) для обозначения не одного товара, а всех товаров данной фирмы (предприятия).

Товарный знак также является свидетельством качества товаров опре­деленной фирмы (например, легковых автомобилей немецкой компании "Мерседес"), он помогает проникнуть на новые рынки сбыта, гарантиру­ет ответственность фирмы в случае продажи некачественных товаров.

1 В условиях переходного периода в России сформировалась индустрия нелегального производства (подделки) товаров известных мировых производителей. По данным МВД РФ, в стране ежегодно производится около 30 млн. контрафактных трикотажных изделий и 28 млн. пар обуви, а 90% товаров известных мировых марок, продаваемых в Мо-

:'скве, — подделка.

В современных условиях с целью распознавания товаров, фирмы и страны, в которых они изготовляются, используют штриховое кодирование товара. Оно осуществляется в форме нанесения на упаковку товара штрихов разной толщины и цифр, в совокупности составляющих штрих-код, по ко­торому устанавливают вид товара, его принадлежность к определенной


Группе товаров, страну происхождения и некоторые качественные характе­ристики. На мировом рынке каждой стране присваивается свой номер и 13-значный код.

В момент продажи товара продавец проводит электронным каранда­шом (сканнером) по штриховой этикетке и компьютер выдает чек поку­пателю. Вместе с тем в вычислительном центре магазина фиксируется уменьшение количества товара на складе.

После выпуска товаров к моменту их продажи непосредственному по­требителю проводят такие операции, как сортировка, расфасовка, упа­ковка, транспортировка, складирование, хранение, доработка (в случае необходимости), доставка оптовым или розничным покупателям и др. Все эти операции — этапы сбытовой политики предприятия.

14.3. Сущность и задачи сбыта

Большинство людей воспринимает понятия "сбыт товаров" и "продажа товаров" как синонимы. Тем не менее эти понятия не следует отождеств­лять. Сбыт товаров является более емкой категорией, в рамках которой продажа товаров — лишь один из ее элементов.

Простейшее определение продажи товара — это его передача одним лицом другому и получение за него денежного эквивалента. Но, кроме того, перед актом купли-продажи товара происходит диалог между продав­цом и покупателем. Покупатель просит показать товары-аналоги, неред­ко спрашивает мнение продавца о качестве товаров; если это сложный товар, просит показать его в действии и т. п. Отсюда вытекает определе­ние продажи.

Продажа товара — личное экономическое отношение между продав­цом и покупателем относительно качества и цены товара, направленное на передачу товара продавцом покупателю за денежную оплату.

Наряду с этим существует бартерная торговля — натуральный товаро­обмен, при котором один товар обменивается на другой без денежной оплаты. Такая торговля при развитых товарно-денежных отношениях представляет собой аномальное явление.

Поскольку продажа товара является лишь одним из элементов катего­рии "сбыт", рассмотрим сущность сбыта.

Сбыткомплекс послепроизводственных операций, которые осуществ­ляют юридические и физические лица с момента изготовления продукции до ее продажи покупателю за денежную оплату.

К таким операциям принадлежат: доработка, сортировка, расфасовка, упаковка, транспортировка, складирование, хранение, доставка оптовым и розничным покупателям и продажа. Операциями по сбыту товаров за­нимаются: транспортные предприятия, складские организации, сбытовые лаборатории, центры информации по сбыту, организации оптовой тор­говли и торговли на заказ, товарные биржи, торговые дома, универмаги, специализированные магазины, банки и прочие финансовые учрежде­ния, которые специализируются на торговых операциях.

Основными функциями сбыта, в которых наиболее полно раскрывает­ся его сущность, являются: - продолжение процесса непосредственного производства, основными

элементами которого выступают доработка и подготовка к продаже,


предусматривающая сортировку, упаковку и маркировку. Доработку товара нередко осуществляют с целью его адаптации к местным усло­виям, в частности, к требованиям региональной системы стандартов;

- окончательное определение стоимости и цены товара с учетом соот­ношения спроса и предложения;

- повышение конкурентоспособности товара за счет грамотной рекла­мы, предоставления комплекса послепродажных услуг и др.;

- исследование рынка, активное влияние на производство на основании изучения потребностей покупателей.

Конкретизирует категорию "сбыт товаров" понятие "канал сбыта".

Канал сбытапуть товара от непосредственного производителя к по­требителю, в том числе оптовым и розничным продавцам. Этот путь обес­печивают отдельные организации, физические лица.

Различают каналы:

- нулевого уровня (если продажа товара конечному потребителю осу­ществляется самим производителем);

- одноуровневый (если между производителем и покупателем существу­ет розничный продавец);

- двухуровневый (если между производителем и покупателем последо­вательно размещаются оптовый и розничный продавцы).

Оптовый продавецюридическое или физическое лицо, которое покупает большие партии товаров у производителей и продает их розничным продавцам или потребителям. Данный процесс осуществляется через определенную сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров).

Розничный продавецюридическое или физическое лицо, которое поку­пает товар у производителя іти оптового продавца и продает его конечно­му потребителю.

Продавать товар может и комиссионер, который имеет склад товаров и продает их от своего имени, но за счет предприятия-производителя, так как не имеет права собственности на них.

Важную роль в реализации товара играют дилеры (юридические или физические лица, которые закупают продукцию оптовыми партиями, становятся ее собственниками и продают оптом или в розницу), и броке­ры (лица, которые продают товары, выступают посредниками между про­давцами и покупателями, получают за это комиссионное вознаграждение, но не становятся при этом собственниками). Дилеры специализируются, как правило, на продаже товаров длительного пользования (автомобили, оборудование и т. п.) и обеспечивают покупателей послепродажным сер­висом. Для этого они могут нанимать необходимое количество работни­ков, в том числе розничных покупателей.

Раскрытие сущности и структуры сбыта дает возможность перейти к выяснению его методов, который большей частью осуществляется через товарные биржи, торговые дома, супермаркеты и другие посреднические структуры и является основным методом сбыта товаров.

Товарная биржапостоянно действующий рынок, где купля-продажа товаров совершается на основе установленных стандартов и образцов и соответствующих документов, регламентирующих номенклатуру, объем, цены, сроки и виды поставки и прочие условия.


Товарные биржи разделяют на международные и национальные, уни­версальные и специализированные.

На универсальных товарных биржах продают разнообразные промыш­ленные и сельскохозяйственные товары.

I Например, на такой бирже в Чикаго продают пшеницу, кукурузу, сою, I Оройлеров, золото, серебро, нефть, фанеру и др.

Специализированные товарные биржи предназначены для продажи от­дельных товаров или их родственных групп.

};ВНапример, на Нью-йоркской бирже — кофе, какао и сахар. Существу­ют лондонские биржи шерсти, нефти и т. п. На специализированной 5 товарной бирже в Лондоне (где продают' кофе, какао, сахар) за | торговый день заключают до 2,5 тыс. контрактов на какао в объеме I 10 т каждый, а на Лондонской бирже металлов каждый год — 1-4 млн. I контрактов.

На биржах осуществляют два вида товарооборота: реальный и фью­черсный:

- реальный товарооборот предусматривает переход товара от продавца к покупателю. На такие поставки приходится до 10% мировой торговли соответствующими товарами;

- при фьючерсном товарообороте происходит продажа прав на товар (например, на будущий урожай), поэтому наличие самого товара здесь не обязательно. Разность между ценами контракта на день его подпи­сания и исполнения выплачивает или продавец (если цена выросла), или покупатель (если цена снизилась). На случай возможных убыт­ков, обусловленных изменением цен на рынке в будущем, фьючерс­ные контракты страхуют — проводят так называемое хеджирование. Операции хеджирования — основная сфера деятельности товарных бирж. На них приходится до 60% объема всей деятельности.

Важную роль в деятельности товарных бирж играет котировка цен. Для этого создают котировочные комиссии. Котировочные цены, как пра­вило, устанавливают на уровне средних среди представленных продавца­ми. Котировочная комиссия фиксирует их на момент открытия биржи, в середине торгов, в конце дня и публикует. Кроме того, на бирже уста­навливают стандарты на биржевые товары, разрабатывают типовые кон­тракты, осуществляют арбитражные функции, обобщают и распростра­няют информацию о финансовом состоянии членов биржи, производят расчеты между ними и др.

Торговый домбольшая торговая оптово-розничная фирма, которая заключает широкомасштабные торговые соглашения на широкую номенкла­туру товаров (преимущественно нестандартизованных потребительских товаров) и получает прибыли за счет приобретения товаров со значитель­ной скидкой.

Для приобретения товаров торговые дома используют как собствен­ный, так и привлеченный капитал. Кроме того, они выполняют опреде­ленный круг родственных операций: транспортно-экспедиторских, мар­кетинговых, кредитно-финансовых, страховых, обеспечивают техниче­ское обслуживание и снабжение запчастями.


В крупных продовольственных супермаркетах развитых стран мира покупателям предлагается свыше 30 тыс. разных товаров. Подавляющее большинство из них реализуется опосредованно, то есть через торговых посредников, с использованием одно- и двухканальных видов сбыта. В частности, почти 70% экспортных поставок машин и оборудования про­исходит через посредников.

Это второй по значению метод сбыта товаров, в рамках которого ме­жду производителями и потребителями отсутствуют посредники. Данный метод широко используют предприятия добывающих отраслей промышлен­ности, которые вместе с предприятиями-потребителями изучают рынок сбыта, осуществляют мероприятия по улучшению качества продукции.

Формой как непосредственного, так и опосредованного сбыта являет­ся реализация товаров и услуг по телефону. В этом случае производитель или торговая фирма рассылают по почте потребителям каталоги, в кото­рых представлены образцы товаров и цены на них. Потребитель заказы­вает по телефону определенное количество необходимых ему товаров, присылает на адрес продавца документ об оплате заказа и получает под­тверждение и товар. В середине 90-х годов в. США торговля по телефону достигла приблизительно 500 млрд. долл.

В последние годы возрастает доля торговли через Интернет.

Торговля в кредит, преимущественно товарами длительного пользова­ния (автомобилями, телевизорами и т. п.), — важный способ сбыта това­ров. Потребительский кредит представлен в форме коммерческого (продажа товаров через розничные магазины с отсрочкой платежа) и банковского (пре­доставление покупателям ссуд кредитными учреждениями) кредитов. В развитых странах мира он предоставляется не более чем на 3 года.

і Задолженность населения США по потребительскому кредиту из-за 1 высоких процентов (до 30% в год) достигла в начале 90-х годов почти 4 трлн. долл. Категории населения в возрасте до 65 лет с доходами до 50 тыс. долл. в год (основная часть американских потребителей) тратят приблизительно 20% своего бюджета на возме­щение задолженности по кредиту.

Непосредственная продажа товара связана с определенными профес­сиональными и личными качествами продавца. Предприниматель или служба персонала на предприятии при найме продавца должны, прежде всего, ознакомиться с его личными качествами, уровнем образования и квалификации, социальным положением. Важно также знать манеру по­ведения, знание правил деловой этики.

Как правило, специфика производственной деятельности предпри­ятия, следовательно, и товаров, которые им выпускаются, традиций фирмы и т. п. требует дополнительной подготовки продавцов на пред­приятии, а отсюда — значительных средств. Западные предприниматели давно усвоили правило, согласно которому нет более перспективного инвестирования, чем расходы на подготовку и переподготовку персонала. Поэтому в успешно развивающихся предприятиях в основу кадровой политики ставится эта работа, а затем — поиск специалистов со стороны.

Так, американская корпорация "IBM" еще в начале 80-х годов про-5'! шлого века тратила на подготовку одного торгового агента (лица,


I которое самостоятельно продает товар покупателям, но не имеет I права собственности на него) до 100 тыс. долл. на протяжении по-I лутора лет.

После заключения соглашения (нередко временного) с посредником или продавцом, предприниматель должен разработать систему стимулов для его эффективной деятельности, научить важнейшим правилам рабо­ты и стандартам обслуживания покупателей, организовать надежный контроль его работы.

Однако сбытом товаров занимаются не только продавцы, но и по­средники. Поэтому предприниматель, подбирая посредника, должен оп­ределить уровень его материально-технической базы, платежеспособ­ность, специализацию и др.

Нанимая посредников, фирма, как правило, заключает с ними кон­тракт, важными пунктами которого являются размер комиссионного вознаграждения, наличие или отсутствие исключительного права посред­ника на продажу товара, право на скидку цены товара и др. Для контро­ля деятельности посредников они должны регулярно предоставлять отче­ты о результатах своей работы.

Выводы

1. Качество товара — это комплекс основных характеристик (свойств, признаков и т. п.) изготовленного для продажи продукта труда, которые определяют его полезность, способность удовлетворять потребности по­купателей.

2. Основные характеристики качества товара: технико-экономические (надежность, гарантийный срок функционирования, долговечность), эко­номические (себестоимость, рентабельность, фондоемкость и др.), соци­альные (соответствие рациональным потребностям общества, отдельных социальных слоев и групп), экологические (неспособность наносить вред окружающей среде), эргономические (способность товара создавать удоб­ство и комфорт для человека, повышать производительность его труда) и эстетические (внешний вид, форма и т. п.).

3. Жизненный цикл товара — определенный период времени, на протя­жении которого товар пользуется спросом, находится в обороте на рынке и приносит доход товаропроизводителям и продавцам. Основные этапы жиз­ненного цикла товара: 1) выход товара на рынок; 2) рост объема продаж; 3) этап зрелости; 4) этап насыщения рынка товаром; 5) этап спада.

4. К числу закономерностей создания нового товара относятся: поиск новой продуктивной идеи; ее согласование с целями деятельности предпри­ятия и имеющимися ресурсами; создание нового образца (к его этапам от­носятся разработка проекта, конструирование, создание модели, рабочей документации). Закон деятельности предпринимателя — изготовление ново­го товара еще к началу этапа насыщения рынка старым. С целью внедрения нового товара на рынок сначала применяется пробный маркетинг.

5. Основной элемент сбытовой политики предприятия — сбыт товара, то есть комплекс послепроизводственных операций (упаковка и доработ­ка товара, его транспортировка, складирование, хранение и др.), которые выполняют юридические и физические лица с момента изготовления


продукции до ее продажи покупателю за денежную плату. Комплексно сущность сбыта товара раскрывается в выполняемых им функциях.

6. Канал сбыта — это путь товара от непосредственного производите­ля к потребителю с участием оптовых и розничных торговцев. В зависи­мости от количества посредников между производителем и потребителем различают: канат нулевого уровня (без посредников); одноуровневый (один посредник); двухуровневый (два посредника). К посредникам при­надлежат: брокеры, дилеры, торговые агенты, комиссионеры.

7. Основными методами сбыта товаров выступают: опосредованный (осуществляется через товарные биржи, торговые дома и др.); непосред­ственный (без посредников); реализация товаров и услуг по телефону; в кредит; через Интернет.

Вопросы для повторения

1. Каковы основные характеристики качества товара?

2. Назовите главные этапы поддержки товара.

3. Охарактеризуйте основные этапы создания нового товара.

4. Что такое "товарный знак" и каково его значение в реализации то­варной политики предприятия?

5. В чем состоит сущность сбыта? Дайте простое и комплексное опре­деления.

6. Назовите основные методы сбыта товаров.

7. Каковы особенности отбора посредников?







Date: 2015-12-13; view: 1681; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.041 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию