Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Законы функционирования рынка и поведения товаропроизводителей





В условиях товарного г>рОЮводства, в частности рыночной экономи­ки, для успешного веденця предпринимательской деятельности необхо­димо знать законы функц^0Н11р0вания и развития рыночного механизма. Такими законами являютс^, прежде всего, закон спроса и закон предло­жения. Их знание поможе-^- более эффективно осуществлять сам процесс производства товаров, который также подчиняется действию определен­ных законов.

8-1- Опрос и предложение. Закону спроса и предложения

Развитие предпринима-*-ельсТва основано на создании эффективного механизма ценообразования> который неразрывно связан с механизмом взаимодействия спроса и предложения. Данное взаимодействие имеет характер устойчивой прич*_,Нно-следственной связи и выступает как эко­номический закон. Так, за.^он спроса отражает зависимость между ценой и количеством покупаемог ^ Т0Вара.

Спрос — это количестве, продукта, который потребители готовы и спо­собны купить в данное врелж^ 31 определенную цену.


ji Так, шведский экономист К. Эклунд, рассматривая спрос покупате-,: лей на рубашки, указывает на следующие основные факторы:

1) величина их дохода;

2) количество рубашек, которое они считают необходимым иметь;

3) наличие у них соответствующей одежды (джемперы, жилеты и т. п.), І'ж которую можно использовать вместо рубашек;

 

4) цены на эти товары (более дешевые они или более дорогие, чем Ж рубашки);

5) цена подобных рубашек.

К этим факторам можно прибавить: ценовые и дефицитные ожидания Епокупателей; изменения в половозрастной структуре населения; В экономическую политику правительства (в частности, помощь бедным щ слоям и др.).

Но рыночное взаимодействие спроса и цены демонстрирует, прежде всего, обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара, а также постепенное убывание спроса.

В процессе рассмотрения зависимости эластичности спроса от уровня цен был сформулирован закон спроса.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены обусловливает соответствующий рост спроса, и наоборот.

Действие этого закона подтверждает, что:

- во-первых, низкие цены усиливают у потребителя желание покупать товары, а высокие — сокращают спрос;

- во-вторых, поскольку на рынке действует принцип снижения пре­дельной полезности (спрос убывает с каждой последующей покупкой одного и того же товара), то потребители покупают этот продукт, если его цена снижается;

- в-третьих, на рынке действуют эффекты дохода и замещения.

Эффект доходапри более низкой цене товара потребитель может ку­пить его, не отказываясь от приобретения других альтернативных товаров.

Эффект замещенияпри более низкой цене потребитель захочет при­обрести дешевый товар вместо аналогичных, которые стали относительно более дорогими.

Вместе с тем закон спроса не действует при ажиотажном спросе (то есть значительном дополнительном спросе, обусловленном ожиданием повышения цены на товар или его исчезновения из оборота), для от­дельных редчайших, дорогих и невоспроизводимых товаров (картины, антикварные изделия и др.), а также при "переключении" спроса потре­бителей на более качественные и более дорогие товары (например, мас­совых закупках масла вместо маргарина). В последнем случае частично Действует эффект престижного спроса, сформулированный американ­ским ученым Т. Вебленом.

Эффект престижного спросапокупка товаров по престижным ценам (Ценам на изделия высокого качества); при росте цен на дорогие товары, которые изготовляют престижные фирмы, спрос на них может возрастать "° определенного уровня.


Изменение спроса вызывает рыночную реакцию предложения. Пред ложение выражает устойчивую взаимосвязь между ценой и количество^ товаров, предлагаемых для продажи.

Предложение — это решение и возможность изготовить, предложить для продажи на рынке определенное количество продукта по цене, опти­мальной для максимальной его реализации.

Объем предложения, как и в случае спроса, зависит, прежде всего, от конкретного вида товара. При неизменной цене объем предложения обу­словлен:

- наличием взаимозаменяемых товаров (или товаров-субститутов);

- а также дополняющих товаров, или товаров-комплементов (например, ручка и чернила);

- изменениями цен на товары-заменители;

- ценами на дополняющие товары или их доступностью;

- доходами населения (потенциальных покупателей);

- качеством товаров (то есть совокупностью потребительских свойств товара);


- модой, вкусами, обычаями;

- окружающей средой (экономической, политической, природной).

В процессе изучения зависимости спроса от уровня цен был выявлен закон предложения, согласно которому с ростом цен производители пред­лагают больше товаров, а с их снижением — меньше.

Примером проявления этого закона является ситуация, сложившаяся с ростом цен на российских рынках в 2002—2003 годах. Многие импор­теры и предприятия, работающие на иностранном сырье, пересмотрели ценовую политику вследствие снижения курса доллара по отношению к евро. Постепенно повышение перешло и в рублевый сегмент рынка. По сравнению с 2002 г. в 2003 г. цены поднялись на 15—20%. Резко сокра­тились спрос и объемы продаж многих товаров. РТак, на рынке европейских автомобилей темпы роста продаж сокра-I тились. А продажа японских и корейских автомобилей, цены на ко-.-, торые номинированы в долларах, резко возросла. Например, Hyundai I Motors Company в мае 2003 года увеличили объем месячных продаж

■ на 521%, а ее доля на российском рынке увеличилась с 5,03 до

■ 6,94*. Схожие показатели демонстрировали Toyota, Kia Motors,.Mitsubishi, потеснив на рынке Skoda, Volkswagen и Nissan, тор-- гующих за евро.

8.2. Эластичность спроса и предложения

Важную практическую роль в предпринимательской деятельности, рациональном распределении экономических ресурсов играет эластич­ность спроса и предложения, поскольку она непосредственно влияет и на торговую выручку. Ведь предпринимателям для принятия взвешенных решений недостаточно информации об отклонении цены на товар под влиянием определенных факторов. Необходимо еще определить величину такого отклонения. В этом случае экономическая наука предлагает кате­горию эластичности, выраженную в процентах.


Эластичностьмера чувствительности спроса и предложения к изменению дикторов, которые их определяют, прежде всего, к стоимости товаров.

В количественном выражении эластичность означает степень или ме­ру реагирования одной переменной величины вследствие однопроцент­ного изменения другой переменной величины.

Эластичность при изменении цены показывает, как изменяется спрос в процентах с ростом цены, скажем, на 1%. Простейшая формула цено­вой эластичности:

Важнейшую роль в эластичности спроса и предложения играет изме­нение величины спроса в зависимости от цены.

Основные факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса:

- наличие качественных взаимозаменяемых товаров и уровень цен на них (чем больше таких заменителей и чем ниже цены на них, тем бо­лее эластичным будет спрос);

- доля продукта в доходах потребителя (чем более важное место зани­мает определенный продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при остальных неизменных условиях);

- продолжительность периода для осуществления выбора (чем больше пе­риод времени для принятия решений, тем эластичней спрос на товар);

- тип товаров, в частности, их деление на предметы роскоши и товары широкого потребления (спрос на предметы роскоши, как правило, эластичный, на товары широкого потребления — неэластичный).

Эластичность спроса в зависимости от роста цены в большинстве случаев является отрицательной величиной. Это означает, что с ростом цены спрос на товар уменьшается.


Аналогично измеряется эластичность предложения.

Эластичность предложенияпроцентное изменение предлагаемого ко­личества товаров вследствие однопроцентного роста цен. Как правило, значение такой эластичности положительное, поскольку высшая цена — стимул для производителей к увеличению выпуска товаров.

Особенность рыночного механизма в этом случае состоит в том, что спрос более эластичен, чем цена, на протяжении продолжительного проме­жутка времени. Люди не сразу изменяют свои привычки в потреблении то­варов, и кроме того, спрос на один товар может быть связан с запасом у потребителей другого товара, спрос на который изменяется медленнее.

К Так, резкое повышение цены на бензин хотя и сокращает спрос на І него, но в меньшей мере, чем возрастает цена. Вместе с тем про-fдолжительный промежуток времени потребители будут стараться по­дкупать малолитражные и более экономичные автомобили.

Важнейшими факторами, которые влияют на эластичность предложе­ния, кроме цен, выступают: ~ количество товаропроизводителей;

~ ожидания (ценовые и др.) разных субъектов экономической деятель­ности;


- размеры устанавливаемых государством налогов;

- фактор времени и др., при этом различают:

 

краткосрочный период эластичности спроса, в который предпри­ятие не делает капиталовложений в реконструкцию производства, а приспосабливается к спросу путем увеличения загрузки произ­водственных мощностей, интенсивности работы и т. п.;

среднесрочный период, в течение которого имеют место капит&чо-вложения, но при этом предложение приспосабливают к спросу не за их счет, а путем сужения или расширения существующих про­изводственных мощностей;

долгосрочный период, когда осуществляется реконструкция произ­водства (замена устаревшего оборудования на новое и соответст­вующее расширение производства), а также появляются новые то­варопроизводители данной продукции. Для отдельных групп товаров (автомобили, холодильники, телевизоры и т. п.) спрос более эластичен в краткосрочный период.

і Так, б США ежегодно продается 10—15 млн. автомобилей. Поэтому с і ростом цен спрос на автомобили резко снизится, хотя их общий парк уменьшится ненамного. По мере износа машин спрос на них с; течением времени восстанавливается.

В механизме рыночного равновесия важную роль играет коэффициент эластичностиотношение изменения объема спроса или предложения (рост или уменьшение в процентах) к изменению цен (в процентах).

В зависимости от значения коэффициента эластичности различают следующие основные виды эластичности спроса и предложения:

- абсолютно эластичные;

- относительно эластичные;

- единично эластичные;

- относительно неэластичные;

- абсолютно неэластичные.

Относительно эластичный, или эластичный, спросспрос, при кото­ром незначительные изменения цены вызывают значительные (большие) из­менения в объеме реализации продукции.


Например, снижение цены-на 2% вызывает рост спроса на 4%. Коэф-! фициент эластичности в этом случае должен быть больше единицы, а

в нашем случае он равняется двум. Таким является спрос на пред-.меты роскоши.

Неэластичный спросспрос, при котором незначительное изменение цены

вызывает еще меньшее изменение количества реализованной продукции.

Так, при снижении цены на 3% спрос возрастает лишь на 1%. Коэф-:фициент эластичности в этом случае составляет Vj/ то есть для

неэластичного спроса характерен коэффициент меньше единицы. Та-)ким, например, является спрос на хлеб.

Между приведенными видами эластичности спроса (эластичным и неэластичным) возникает промежуточная ситуация.

Единичный спросспрос, при котором процентное изменение цены равняется процентному изменению спроса (например, если снижение цены на 1% приводит к росту продаж на 1%).


Абсолютно неэластичный спросспрос, при котором изменение цены не приводит к изменению количества реализованной продукции (таким, в частности, является спрос на соль). Этот вид спроса характеризуется тем, цТо снижение цены меньше всего побудит покупателя увеличивать за­купки от нуля до границы своих возможностей.

^'Практика, согласно исследованиям западных ученых, свидетельству-I. ет, что коэффициент ценовой эластичности на хлеб составляет ■0,15*; говядину - 0,64; яйца - 2,65; электроэнергию - 0,13;

■одежду и обувь - 0,20; билеты в кинотеатр - 0,87%.

8.3. Законы, которые управляют поведением предпринимателей-товаропроизводителей

Если экономические законы выражают устойчивые причинно-следственные связи развития экономической системы, а производство — важное звено (элемент) такой системы, то отсюда следует вывод, что производство, а следовательно, и предпринимательскую деятельность также регулируют определенные экономические законы.

При переходе от производства одних товаров к производству других необходимо приспосабливать (адаптировать) ресурсы, поскольку их не­возможно полностью использовать в производстве альтернативных про­дуктов. При этом одни ресурсы (например, человеческие) приспосабли­ваются легче, другие (специализированная техника) — труднее. Чем сильнее предприниматель будет стараться производить альтернативные продукты (например, конфеты вместо хлебобулочных изделий), тем ак­тивнее он вынужден привлекать менее пригодные для производства кон­фет ресурсы. Если он направит на изготовление хлебобулочных изделий все ресурсы, то альтернативные затраты производства при условии пол­ного использования всех ресурсов будут максимальными.

Это означает, что в случае замены производства одних товаров другими при полной занятости между увеличением объемов производства альтерна­тивного товара и величиной альтернативных затрат на него устанавливаются постоянные и существенные связи, которые имеют прямо пропорциональ­ный характер, свидетельствующий о действии закона роста затрат.

Закон роста затрат: в случае замены производства одного товара другим при полной занятости ресурсов альтернативные затраты второго производ­ства возрастают.

Любой предприниматель постоянно сопоставляет доходы (пользу) и затраты с целью увеличения своих доходов. Понятно, что изготовление дополнительной единицы товара потребует дополнительных затрат, а ее реализация вызовет определенное увеличение валовых доходов. В запад­ной экономической литературе прирост затрат на изготовление единицы дополнительной продукции и соответствующий прирост выручки (доходов) получили название предельных затрат (от англ. marginal cost) и предель­ных доходов (marginal revenue).

Первое правило, которым руководствуется предприниматель — расши­
рять выпуск товаров можно до тех пор, пока дополнительная единица
продукции обходится дешевле, чем цена продажи. При этом прибыль
будет возрастать, если увеличение объемов производства обеспечивает
.превышение предельными доходами величины предельных затрат. _______


Тем не менее, знания этого правила еще недостаточно, чтобы постоянно увеличивать объемы производства. Обратимся к следующему примеру.

: Для изготовления конфет нужны определенные средства произь ва, предметы труда (шоколад, кокосовое масло, начинка и т. п.);: работники. Средства производства являются постоянной величино:-(выстроить новый цех мгновенно невозможно), а предметы труда :■_ люди — переменными величинами (факторами). Если руководство пред­приятия с целью увеличения объемов производства начнет принимать на

: работу новых работников, то предельная производительность будет снижаться, поскольку имеющиеся производственные площади и техно­логия рассчитаны лишь на определенное количество работников. При переходе оптимальной границы нарушаются требования к организацп::

: труда, и работники начинают мешать друг другу.

Это означает, что между количеством и качеством постоянных и пе­ременных ресурсов существуют устойчивые причинно-следственные свя­зи, наличие которых является признаком действия отдельного экономи­ческого закона. По сути он означает внутренне необходимые, постоян­ные и существенные связи между одним из переменных ресурсов и дру­гими неизменными ресурсами производства, нарушение которых на оп­ределенном этапе приводит к снижению предельной производительности каждой следующей единицы этого переменного фактора.

Закон падающей отдачи: начиная с определенного момента, последова­тельное присоединение единицы переменного ресурса к неизменному фиксиро­ванному ресурсу дает дополнительный или предельный продукт, который уменьшается в расчете на каждую следующую единицу переменного ресурса.

Этот закон действует при условии, что каждый дополнительный ра­ботник на предприятии имеет одинаковые уровень образования, квали­фикацию, трудовые привычки и т. п. Итак, при имеющемся максималь­ном количестве занятых на предприятии каждый дополнительный работник вносит меньший взнос в общий объем производства по сравнению со своим предшественником. На примере этого закона еще раз подтверждается исти­на, что требования экономических законов нельзя нарушать.

Другим условием является знание сущности и механизма действия определенного экономического закона. Если собственник фирмы пре­небрежет требованиями этого закона, то его прибыли будут постепенно снижаться, и со временем предприятие обанкротится.

Выводы

1. Спрос, предложение и цена — основные элементы любого рынка. Спрос — количество продукта, который потребитель готов купить за оп­ределенную цену на протяжении соответствующего промежутка времени и в определенном месте. Предложение — решение и возможность произ­водителя изготовить и предложить для продажи на рынке определенное количество продукта по цене, самой оптимальной из всех возможных.

2. Спрос и предложение зависят от многих факторов, прежде всего от цены данного товара. Эту зависимость выражают закон спроса и закон предложения. Закон спроса означает, что при неизменности всех других факторов снижение цены предопределяет соответствующий рост величи­ны спроса, и наоборот. Согласно закону предложения производители предлагают больше товаров по высшим ценам и меньше — по низшим.


4. Эластичность — мера чувствительности спроса и предложения к изменению факторов, которые их определяют. Ценовая эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения количества това­ров, на которые есть спрос, к процентному изменению цены. Тремя ос­новными видами эластичности спроса являются: эластичный, неэластич­ный и единично эластичный.

5. При переходе к изготовлению альтернативных благ предпринима­тель должен придерживаться требований законов роста затрат и падаю­щей отдачи.

Вопросы для повторения

1. Какие стороны причинно-следственных связей характеризуют за­кон спроса и свидетельствуют о его действии?

2. В чем состоит содержание закона предложения?

3. Какие основные факторы влияют на спрос и ценовую эластичность спроса?

4. Что означают эластичность и коэффициент эластичности?

5. Какие виды эластичности существуют?

6. Раскройте содержание и механизм действия закона роста предель­ных затрат.

7. Объясните сущность закона падающей отдачи.







Date: 2015-12-13; view: 1303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию