Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Этика предпринимательства и социальная ответственность в бизнесе
К числу важнейших факторов, определяющих успешность предпринимательской деятельности относятся: - ее культура (культура управленческой деятельности, деловая культура) и этика (общечеловеческая и деловая), формирование благоприятных трудовых отношений на предприятии; - социальная ответственность предпринимателя; - с точки зрения психологии — соотношение степени риска и вознаграждения, возможные потери не только в финансовой области, но и в личной,семейной жизни. 7.1. Культура предпринимательской деятельности Культура предпринимательской деятельности — составная часть экономической культуры, культуры вообще и воплощается, прежде всего, в сФере управления. Культура предпринимательской деятельности — совокупность матери-°льно-духовных достижений в предпринимательстве, определяемых, с одной сгпороны, материально-производственными процессами на предприятии, а с другой — экономическими отношениями между людьми. Эта культура во. площается в системе социальных норм и ценностей, сознании, знания); в профессионализме и природе труда, мировоззрении, морально-этических нормах деятельности, поведении. Преуспевающим предпринимателям присущи следующие психологии^ ские качества: - уверенность в благоприятном исходе; - эмоционально-психологическая устойчивость; - готовность принять ответственность и проявить решительность; - новаторское, креативное мышление; - настойчивость в достижении поставленной цели; - стремление к выполнению более сложной работы; - получение удовлетворения от достижения цели; - стремление к разумному риску; - самообладание; - устойчивые способности к преодолению препятствий; - высокий уровень самоорганизации и стремление постоянно совершенствовать уровень профессионализма; - умение ставить реальные цели, сопоставлять их с ресурсной базой, усложнять их после достижения успеха и осознавать причины неудач; - навыки стратегического и тактического планирования. Важнейшими среди этих качеств и черт являются личная ответственность за решение поставленных проблем, формирование целей предпринимательской деятельности и их достижение на основе планирования. I При исследовании причин банкротств и выживания новых предприятий в США в 70-х годах XX века оказалось, что не обанкротились в ос-■новном. те фирмы, которые были созданы предпринимателями с высшим 1 внутренним контролем, то есть теми, кто считает, что события в ібизнесе зависят не от влияния внешних сил, а от их собственного :поведения. Летом 2002 года в ЕС была создана Европейская академия бизнеса и общества, задача которой — воспитание социальной ответственности менеджеров. Со временем она должна объединить 250 учебных заведений Европы. Причиной создания новой системы бизнес-образования, по мнению ее учредителей — ряда корпораций (Royal Dutch-Shell, Johnson & Johnson, Volkswagen и др.), послужил рост коррупционных скандалов в американских предпринимательских структурах, свидетельствующих о том, что бизнес начал разрушать себя. Современное законодательство не закрывает лазейки для получения пред-принимательскогр дохода неэтическими способами. Поэтому традиционные программы подготовки менеджеров устарели. Например, МВА в основном учит бизнес-ценностям с позиций интересов акционеров. Удержать от соблазнов человека может только осознание необходимости ответственности перед обществом. Важнейшим моментом в принятии решения стать предпринимателем является осознание степени риска и возможной неудачи. Предприниматели рискуют карьерой, не только финансовым, но и семейным благополучи ем. Финансовые неудачи могут иметь серьезные эмоциональные последствия, негативно сказаться на здоровье. Основные элементы предприни- мательского риска — общая склонность к риску вообще, понимание возможности неудач, системное осознание их последствий. -Двумя основными альтернативами предпринимательской деятельности являются: с одной стороны, получение крупного вознаграждения, но и большая вероятность неудачи; - с другой — скромное вознаграждение, но меньшая возможность неудачи. Опыт развития предпринимательства показал, что успешной является деятельность тех предпринимателей, которые рискуют умеренно по сравнению с теми, кто рискует недостаточно или сверх всякой меры. В управлении материально-производственными процессами важными звеньями культуры предпринимательской деятельности являются: - культура труда (то есть соблюдение требований эксплуатации техники, технологическая дисциплина и др.); - информационная культура (знания об эффективном использовании информатизации, компьютерная грамотность и т. п.). В управлении экономическими процессами важную роль играют знание и владение навыками: - научной организации производства и труда, которые относятся к элементам организационно-экономической культуры; - финансовых, контрактных, организационно-экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности — элементы технико-экономической культуры; - технологий привлечения наемных работников к участию в прибыли предприятия (продажа им акций, облигаций и т. п.) — элементы культуры трудовых отношений. Культура предпринимательской деятельности должна опираться на такие социальные ценности, как равенство, справедливость, уважение, согласие, порядок. Различают также материальные и духовные, личностные и институциональные элементы культуры предпринимательской деятельности: - к материальным относят уровень развития предприятия, в частности, управленческой и информационной техники; - к духовным — совокупность профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление; - к личностным — вид предпринимательской деятельности, возможность обогащения, степень экономической свободы и др.; - к институциональным — социальные ценности и нормы, в том числе веру и убеждения. Для повышения деловой культуры и этики предпринимательства целесообразно создать общенациональную программу "Культура предпринимательской деятельности", в рамках которой необходимо: 1) изучить традиционные национальные черты предпринимательства и этику нравственных ценностей в деловых отношениях в историческом аспекте. і Например, еще Владимир Мономах ввел устав, согласно которому про-I цент за кредит не должен превышать 20%, что препятствовало раз- витию паразитического предпринимательства. Впервые эту мысль высказывал Древнегреческий фиЛОСОф АрИСТОТеЛЬ. Современные МИрОЕЬ.'і ■религии осуждают незаконно нажитое богатство, а честно приобретенное призывает использовать в гуманных целях; 2) формировать у широкой общественности положительное мнение о предпринимательской деятельности, поддерживать в средствах массовом информации тех предпринимателей, которые испытали неудачи и т. д. 7.2. Этика предпринимательства Незаурядную роль в успешной предпринимательской деятельности играет этика предпринимательства, которая означает комплекс норм и правій морального поведения руководите*™, и умение соединять профессиональные принципы управления с общечеловеческими, базируется на уважении к действующему законодательству, честности, соблюдении данного слова и т. п. Важный элемент этики предпринимательства (и одновременно принцип управления) — выполнение руководителем предприятия взятых на себя обяза тельств. При этом нередко одним предпринимателем дается другому лишь устное обязательство (слово), которое, как правило, четко выполняется. Основными методами влияния предпринимателя или менеджера на людей с целью их побуждения к высокоэффективной работе являются: - личностный (личные качества руководителя); - поведенческий (стиль руководства, манера поведения с подчиненными). В его рамках выделяют: демократический, автократический и либеральный методы; - ситуационный. При этом важно придерживаться таких принципов взаимодействия руководителя с подчиненными, как ориентация на человеческие качества сотрудников (их чувства, стремления), привлечение их со временем к управлению производством, собственностью и др. Реализация этих принципов в практике предпринимательства разработана в современных теориях мотивации. Данные теории лежат в основе механизмов долговременного воздействия на работников в целях активации их трудового потенциала. Их можно подразделить на: - содержательные, к которым относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клейна, Фредерика Берцберга. В их основе лежат механизмы внутренних побуждений, потребностей; - процессуальные: теория ожиданий, теория справедливости и модели мотивации Портела-Лоунера. Они основываются, прежде всего, на том, как ведут себя люди с учетом уровня их воспитания, образования, культуры. Стартовая позиция мотивационного процесса — наличие неудовлетворенности в том, что ориентирует работника на достижение своих целей, на удовлетворение потребностей. Процесс мотивации имеет следующую логическую последовательность: неудовлетворенная потребность —> цель —» действие —> достижение цели. Изучение этого процесса дает возможность предпринимателю создать такую систему мотивации персонала, которая, основываясь на критическом анализе потребностей, целей, побуждений сотрудников, позволит применять оптимальные мотивы и стимулы их эффективной работы. Примером такой системы может служить план Скэнлона (табл. 7.1). Эффективность мотивации зависит от многих факторов, но главный из них — оплата труда — основа благополучного существования работника и его семьи. Переменная часть заработной платы работника позволяет получить дополнительные средства от повышения уровня его трудового вклада в конечный результат работы предприятия. В условиях развитых рыночных отношений предприниматели применяют различные системы оплаты труда: повременные, сдельные, смешанные, комиссионные, с участием в прибыли (Скэнлона, Ракера, Ип-рошеар и др.), с приобретением акций предприятия. Дифференцируя уровень оплаты, предприниматели должны соблюдать оптимальный разрыв между минимальной и максимальной заработной платой. Его уровень определяется многими факторами и различается по странам. Например, японские предприниматели устанавливают 8—9 кратный разрыв в оплате труда руководителя предприятия и начинающего работника, американские — увеличивают его до 20. Важно знать, что незначительный разрыв порождает уравниловку, высокий — трудовую апатию. Обе проблемы ведут к снижению заинтересованности в производительности и качестве труда. В конце прошлого века многие предприниматели стали применять как действенный стимул к труду фактор гибкого рабочего времени в виде скользящих графиков выхода на работу, изменения продолжительности отпусков или их дробления, сокращения продолжительности рабочего дня или недели при условии выполнения производственных заданий и т. д. Специалисты в организации труда считают, что на различные простои и перерывы зачастую приходится до 25% рабочего времени. Использование фактора времени позволяет сократить расходы на оп. лату времени простоев, активизируя личную заинтересованность работника в повышении эффективности труда. Французские предприниматели внедрили гибкие графики работы на 75% предприятий, немецкие — на 68-, шведские — на 66%. Особое место в материальном и моральном стимулировании занимает поощрение на разработку инновационных предложений. На предприятиях создаются специальные фонды для поощрения изобретателей и новаторов, куда отчисляют 10—25% экономического эффекта от реализации новаций. Исследователи теории и практики мотивации персонала постоянно разрабатывают новые мотивы и стимулы, позволяющие сохранить ценных сотрудников, оградить их от перехода к конкурентам. Так, в рейтинге самых заботливых компаний США 2 0 00 года гервые места занимали "SAS Institute", которая направляла 15% фонда заработной платы в пенсионные фонды, обеспечивала гибкий график работы сотрудников, имела фитнес-центр для них; и "Cisco Systems", которая установила web-камеры в офисах, позволявшие работникам наблюдать за своими детьми. Современное производство требует от работников все более адекватного экономического мышления, творчества и самостоятельности при выполнении возложенных на них функций. С учетом этого предприниматель может доверять подчиненным и предоставлять им свободу в выполнении обязанностей в зависимости от их способности к самоконтролю. При выборе предпринимателем мотивационных средств привлечения работника к осознанной высокопроизводительной работе важную роль играет оптимальный комплекс стимулов. Его основные элементы: - внедрение прогрессивных форм и систем заработной платы; - участие в принятии управленческих решений, в том числе по управлению собственностью; - внедрение бригадной формы организации труда, при которой члены бригады несут коллективную ответственность за качество продукции, распределение заработной платы и т. п.; - планирование продвижения по службе (планирование карьеры); - регулярное информирование руководителями предприятия работников о результатах их работы (качества, производительности и т. п.); - стимулирование осознания работниками важности выполняемой работы; - развитие рационализаторской работы сотрудников (так, в середине 80-х годов прошлого века на предприятиях японской компании 'Тойота" на одного занятого работника приходилось 35 рационализаторских предложений). Руководители должны положительно воспринимать любые, даже незначительные, инициативы по улучшению производственного процесса; - создание внутри предприятий временных творческих групп для разработки и реализации инновационных решений на принципах интра-пренерства; - рациональное соединение поощрений и взысканий. Поощрять следует лишь за качественно выполненную работу и как можно быстрее (чтобы не было продолжительного интервала между результатами эффек- тивной работы и поощрением). Соответственно, взыскание за совершение нарушений работниками любого уровня (в том числе руководящих звеньев) следует осуществлять также оперативно. Контролируя работу подчиненных,, следует придерживаться следующих норм: избегать мелочной опеки работника; _ индивидуально подходить к похвалам за любой успех; _ путем контроля помогать тем работникам, которые добросовестно относятся к своим обязанностям, но временно не справляются с ними; _ строго и требовательно контролировать деятельность тех работников, которые могут работать более продуктивно, но не делают этого, имитируя процесс эффективной работы; _ при невыполнении взятых на себя обязательств к нарушителям применяют разные санкции с целью полного возмещения причиненных убытков тем субъектам предпринимательской деятельности, которые их понесли. '^Определенное представление об этике предпринимательства дают г требования по ведению бизнеса, принятые в американской корпора-■ ции "IBM": не вводить в заблуждение никого, с кем имеешь дело; не использовать "IBM" для запугивания или угроз; относиться одинаково ко всем продавцам и покупателям; не унижать конкурентов; по меньшей мере контактировать с конкурентами; не использовать незаконно полученную конфиденциальную информацию; не нарушать авторских прав и лицензий; не использовать подкуп, подарки и развлечения, которые могут (рассматриваться как обязательства. 7.3. Социальная ответственность бизнеса В широком смысле под ответственностью предпринимателей понимается обязанность, необходимость совершить определенные действия, направленные на восстановление неисполненных установленных (договорных) обязанностей (обязательств), нарушенных прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства. Соответственно хозяйствующие субъекты, в т. ч. государственные органы, должны нести ответственность перед предпринимателями за невыполнение договорных обязательств, принятие решений, нарушающих права предпринимателей. Социальная ответственность бизнеса — одна из несущих конструкций в системе целей деятельности предприятий, прежде всего, крупных фирм и компаний. Сегодня такой целью стало не получение максимально возможной прибыли, а удовлетворение социальных потребностей и интересов всех слоев населения. Это подтверждают и данные об интенсивном расширении номенклатуры товаров и услуг для населения, росте числа потребителей этих благ и пр. Американский экономист Дж. Гэлбрейт утверждает, что целью деятельности крупных корпораций США являются высшие цели цивилизации: защита людей от нужды, эксплуатации и злоупотреблений, сохранение национальных ресурсов, прогресс науки и т. п. Другие западные ученые называют приоритетными целями предпрп. нимательской деятельности постоянный экономический рост, достижение высшей производительности труда. В то же время швейцарский экономист Ч. Тавел из пяти основных целей современной корпорации (социальная ответственность бизнеса, управление, рост объемов продаж, максимизация прибыли и ответственность перед потребителями) считает главными рост объемов продаж и увеличение прибылей. Все это свидетельствует о том, что вопрос о социальной ответственности бизнеса следует рассматривать в неразрывной взаимосвязи с другими целями. Доминирующей среди них является присвоение максимальной прибыли. Рост нормы и массы прибыли — главная цель предпринимателей и критерий эффективности производства. Из прибыли (которая составляет разность между объемом продаж и себестоимостью продукции) отчисляют налоговые платежи в бюджет, выплачивают дивиденды, осуществляют расширенное воспроизводство и т. п. Социальная ответственность предпринимателя не ограничивается изготовлением качественных товаров и предоставлением соответствующих услуг, которые удовлетворяли бы общественно необходимые потребности населения. Это лишь одно из важнейших направлений обеспечения такой ответственности. К другим направлениям относятся: - создание надлежащих условий работы для трудоспособного населения; - сохранение окружающей среды; - установление заработной платы на уровне стоимости рабочей силы; - выплата налогов в фонд социального страхования и др. То есть достижение основной цели предприятия должно одновременно сопровождаться реализацией других — производных целей: экономического роста, увеличения производительности труда, изготовления качественных товаров и предоставления услуг для удовлетворения общественных потребностей. Однако извлечение прибыли не всегда сопровождается социальной ответственностью бизнеса. I В США, по данным многолетних социологических исследований, от 20 до 50% потребителей (в среднем до Vj) недовольны качеством товара и предоставленными услугами. Аналогичная ситуация наблюдается и в России, где по оценкам специалистов некачественными продаются около половины проверенных продуктов. За результаты своей хозяйственной деятельности предприниматели несут юридическую ответственность, которая представляет собой установленную правовыми нормами обязанность компенсировать убытки при неисполнении ими (или ненадлежащем исполнении) установленных нормами права или договорами обязательств. Применяются гражданско-правовая, административная, уголовная, а также дисциплинарная, материальная и моральная ответственность предпринимателей. Они, как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота несут в первую очередь гражданскую ответственность, представляющую собой установленные гражданским законодательством юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных обязанностей и обязательств. Уголовная ответственность — один из видов ответственности пред-.инимателей, возникающий при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ. Основанием для уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь в гл. 92 "Преступления в сфере экономической деятельности". I Как показали события последнего времени, проблема совершенство-Sвания норм предпринимательского поведения становится все более |актуальной в российских деловых кругах. В начале 2003 года в Мо-I скве с участием Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE), российского К отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаций (IABC), •< Московской межбанковской валютной биржи, Федеральной комиссии по: рынку ценных бумаг РФ и Московской Международной Бизнес-Ассоциации % прошло несколько мероприятий, посвященных внедрению в практику I российских компаний цивилизованных правил, принципов и норм пред-Япринимательских отношений. В 2002 году Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ разработала первый национальный Кодекс корпоративного поведения, определяющий этические стандарты во взаимоотношениях акционеров и менеджмента компаний. Выводы 1. Культура управленческой деятельности — совокупность прогрессивных гуманистических материально-духовных достижений в управлении, с одной стороны, материально-производственными процессами на предприятии, отношением людей к природе; а с другой — экономическими отношениями между людьми. В частности, важную роль играет внедрение технико-технологической, информационной культуры, передовых форм и методов производства и труда, прогрессивных форм контрактных отношений между разными формами предприятий и т. п. 2. Среди комплекса стимулов к работе первоочередную роль играют: а) внедрение бригадной формы организации труда; б) внедрение прогрессивных форм и систем заработной платы; в) перспектива карьеры; г) оптимальное соединение поощрений и взысканий; д) постоянная информированность работников о производительности и качестве их работы; е) стимулирование рационализаторских предложений. 3. С целью побуждения людей к эффективной работе используют личностный, поведенческий и ситуационный методы влияния, а в рамках поведенческого — демократический, автократический и либеральный стили руководства. Среди личностных качеств предпринимателя важнейшую роль играют такие черты, как активность, оптимизм, трудолюбие, доброта, энтузиазм и др. Чаще всего распоряжение следует отдавать в форме просьбы, убеждения и лишь в нестандартных ситуациях — в приказном порядке. 4. Этика предпринимательской деятельности — определенный комплекс норм и правил морального поведения руководителя, его умение соединять профессиональные требования управления с общегуманитарными принципами, базирующиеся на соблюдении действующего законодательства, честности, выполнении обещаний и взятых на себя обязательств и др. з. Основной целью прсІШрИНИматЄльской деятельности является извлечение максимальной прИбЫЛи, требующее одновременно ориентации на достижение таких прои:л!ОДНых целей, как увеличение производительности труда, изготовление качественных товаров, удовлетворение общественных потребностей. 6- Предприниматели НеСут юридическую ответственность, которая представляет собой устан0ВЛенную правовыми нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия при неисполнении ими установленных нормами права (законами) и договорами обязанностей и обязательств. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяется гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей, а также дисциплинарная, материальная, моральная. Date: 2015-12-13; view: 1015; Нарушение авторских прав |