Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Этика предпринимательства и социальная ответственность в бизнесе





К числу важнейших факторов, определяющих успешность предпри­нимательской деятельности относятся:

- ее культура (культура управленческой деятельности, деловая культура) и этика (общечеловеческая и деловая), формирование благоприятных трудовых отношений на предприятии;

- социальная ответственность предпринимателя;

- с точки зрения психологии — соотношение степени риска и возна­граждения, возможные потери не только в финансовой области, но и в личной,семейной жизни.

7.1. Культура предпринимательской деятельности

Культура предпринимательской деятельности — составная часть эко­номической культуры, культуры вообще и воплощается, прежде всего, в сФере управления.

Культура предпринимательской деятельностисовокупность матери-°льно-духовных достижений в предпринимательстве, определяемых, с одной сгпороны, материально-производственными процессами на предприятии, а с


другойэкономическими отношениями между людьми. Эта культура во. площается в системе социальных норм и ценностей, сознании, знания); в профессионализме и природе труда, мировоззрении, морально-этических нормах деятельности, поведении.

Преуспевающим предпринимателям присущи следующие психологии^ ские качества:

- уверенность в благоприятном исходе;

- эмоционально-психологическая устойчивость;

- готовность принять ответственность и проявить решительность;

- новаторское, креативное мышление;

- настойчивость в достижении поставленной цели;

- стремление к выполнению более сложной работы;

- получение удовлетворения от достижения цели;

- стремление к разумному риску;

- самообладание;

- устойчивые способности к преодолению препятствий;

- высокий уровень самоорганизации и стремление постоянно совер­шенствовать уровень профессионализма;

- умение ставить реальные цели, сопоставлять их с ресурсной базой, усложнять их после достижения успеха и осознавать причины неудач;

- навыки стратегического и тактического планирования.

Важнейшими среди этих качеств и черт являются личная ответствен­ность за решение поставленных проблем, формирование целей предпри­нимательской деятельности и их достижение на основе планирования.

I При исследовании причин банкротств и выживания новых предприятий в США в 70-х годах XX века оказалось, что не обанкротились в ос-■новном. те фирмы, которые были созданы предпринимателями с высшим 1 внутренним контролем, то есть теми, кто считает, что события в ібизнесе зависят не от влияния внешних сил, а от их собственного :поведения.

Летом 2002 года в ЕС была создана Европейская академия бизнеса и общества, задача которой — воспитание социальной ответственности менеджеров. Со временем она должна объединить 250 учебных заведе­ний Европы. Причиной создания новой системы бизнес-образования, по мнению ее учредителей — ряда корпораций (Royal Dutch-Shell, Johnson & Johnson, Volkswagen и др.), послужил рост коррупцион­ных скандалов в американских предпринимательских структурах, свидетельствующих о том, что бизнес начал разрушать себя. Совре­менное законодательство не закрывает лазейки для получения пред-принимательскогр дохода неэтическими способами. Поэтому традици­онные программы подготовки менеджеров устарели. Например, МВА в основном учит бизнес-ценностям с позиций интересов акционеров. Удержать от соблазнов человека может только осознание необходи­мости ответственности перед обществом.

Важнейшим моментом в принятии решения стать предпринимателем является осознание степени риска и возможной неудачи. Предприниматели рискуют карьерой, не только финансовым, но и семейным благополучи ем. Финансовые неудачи могут иметь серьезные эмоциональные послед­ствия, негативно сказаться на здоровье. Основные элементы предприни-


мательского риска — общая склонность к риску вообще, понимание воз­можности неудач, системное осознание их последствий.

-Двумя основными альтернативами предпринимательской деятельно­сти являются:

с одной стороны, получение крупного вознаграждения, но и большая

вероятность неудачи;

- с другой — скромное вознаграждение, но меньшая возможность неудачи.

Опыт развития предпринимательства показал, что успешной является деятельность тех предпринимателей, которые рискуют умеренно по срав­нению с теми, кто рискует недостаточно или сверх всякой меры.

В управлении материально-производственными процессами важными звеньями культуры предпринимательской деятельности являются:

- культура труда (то есть соблюдение требований эксплуатации техни­ки, технологическая дисциплина и др.);


- информационная культура (знания об эффективном использовании информатизации, компьютерная грамотность и т. п.).

В управлении экономическими процессами важную роль играют знание и владение навыками:

- научной организации производства и труда, которые относятся к эле­ментам организационно-экономической культуры;

- финансовых, контрактных, организационно-экономических отноше­ний между субъектами предпринимательской деятельности — элемен­ты технико-экономической культуры;

- технологий привлечения наемных работников к участию в прибыли предприятия (продажа им акций, облигаций и т. п.) — элементы культуры трудовых отношений.

Культура предпринимательской деятельности должна опираться на такие социальные ценности, как равенство, справедливость, уважение, согласие, порядок.

Различают также материальные и духовные, личностные и институ­циональные элементы культуры предпринимательской деятельности:

- к материальным относят уровень развития предприятия, в частности, управленческой и информационной техники;

- к духовным — совокупность профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление;

- к личностным — вид предпринимательской деятельности, возмож­ность обогащения, степень экономической свободы и др.;

- к институциональным — социальные ценности и нормы, в том числе веру и убеждения.

Для повышения деловой культуры и этики предпринимательства це­лесообразно создать общенациональную программу "Культура предпри­нимательской деятельности", в рамках которой необходимо:

1) изучить традиционные национальные черты предпринимательства и этику нравственных ценностей в деловых отношениях в историческом аспекте.

і Например, еще Владимир Мономах ввел устав, согласно которому про-I цент за кредит не должен превышать 20%, что препятствовало раз-


витию паразитического предпринимательства. Впервые эту мысль вы­сказывал Древнегреческий фиЛОСОф АрИСТОТеЛЬ. Современные МИрОЕЬ.'і

■религии осуждают незаконно нажитое богатство, а честно приобре­тенное призывает использовать в гуманных целях;

2) формировать у широкой общественности положительное мнение о предпринимательской деятельности, поддерживать в средствах массовом информации тех предпринимателей, которые испытали неудачи и т. д.

7.2. Этика предпринимательства

Незаурядную роль в успешной предпринимательской деятельности играет этика предпринимательства, которая означает комплекс норм и правій морального поведения руководите*™, и умение соединять профессиональные прин­ципы управления с общечеловеческими, базируется на уважении к действую­щему законодательству, честности, соблюдении данного слова и т. п.

Важный элемент этики предпринимательства (и одновременно принцип управления) — выполнение руководителем предприятия взятых на себя обяза­ тельств. При этом нередко одним предпринимателем дается другому лишь устное обязательство (слово), которое, как правило, четко выполняется.

Основными методами влияния предпринимателя или менеджера на лю­дей с целью их побуждения к высокоэффективной работе являются:

- личностный (личные качества руководителя);

- поведенческий (стиль руководства, манера поведения с подчиненными). В его рамках выделяют: демократический, автократический и либераль­ный методы;


- ситуационный.

При этом важно придерживаться таких принципов взаимодействия ру­ководителя с подчиненными, как ориентация на человеческие качества сотрудников (их чувства, стремления), привлечение их со временем к управлению производством, собственностью и др.

Реализация этих принципов в практике предпринимательства разра­ботана в современных теориях мотивации. Данные теории лежат в основе механизмов долговременного воздействия на работников в целях актива­ции их трудового потенциала.

Их можно подразделить на:

- содержательные, к которым относятся теории Абрахама Маслоу, Дэ­вида Мак Клейна, Фредерика Берцберга. В их основе лежат механиз­мы внутренних побуждений, потребностей;

- процессуальные: теория ожиданий, теория справедливости и модели моти­вации Портела-Лоунера. Они основываются, прежде всего, на том, как ведут себя люди с учетом уровня их воспитания, образования, культуры.

Стартовая позиция мотивационного процесса — наличие неудовле­творенности в том, что ориентирует работника на достижение своих це­лей, на удовлетворение потребностей.

Процесс мотивации имеет следующую логическую последователь­ность: неудовлетворенная потребность —> цель —» действие —> достижение цели. Изучение этого процесса дает возможность предпринимателю соз­дать такую систему мотивации персонала, которая, основываясь на кри­тическом анализе потребностей, целей, побуждений сотрудников, позво­лит применять оптимальные мотивы и стимулы их эффективной работы. Примером такой системы может служить план Скэнлона (табл. 7.1).


Эффективность мотивации зависит от многих факторов, но главный из них — оплата труда — основа благополучного существования работ­ника и его семьи. Переменная часть заработной платы работника позво­ляет получить дополнительные средства от повышения уровня его трудо­вого вклада в конечный результат работы предприятия.

В условиях развитых рыночных отношений предприниматели приме­няют различные системы оплаты труда: повременные, сдельные, сме­шанные, комиссионные, с участием в прибыли (Скэнлона, Ракера, Ип-рошеар и др.), с приобретением акций предприятия.

Дифференцируя уровень оплаты, предприниматели должны соблю­дать оптимальный разрыв между минимальной и максимальной заработ­ной платой. Его уровень определяется многими факторами и различается по странам. Например, японские предприниматели устанавливают 8—9 кратный разрыв в оплате труда руководителя предприятия и начинающе­го работника, американские — увеличивают его до 20. Важно знать, что незначительный разрыв порождает уравниловку, высокийтрудовую апа­тию. Обе проблемы ведут к снижению заинтересованности в производи­тельности и качестве труда.

В конце прошлого века многие предприниматели стали применять как действенный стимул к труду фактор гибкого рабочего времени в виде скользящих графиков выхода на работу, изменения продолжительности отпусков или их дробления, сокращения продолжительности рабочего дня или недели при условии выполнения производственных заданий и т. д. Специалисты в организации труда считают, что на различные простои и перерывы зачастую приходится до 25% рабочего времени.



Использование фактора времени позволяет сократить расходы на оп. лату времени простоев, активизируя личную заинтересованность работ­ника в повышении эффективности труда.

Французские предприниматели внедрили гибкие графики работы на 75% предприятий, немецкие — на 68-, шведские — на 66%.

Особое место в материальном и моральном стимулировании занимает поощрение на разработку инновационных предложений. На предприятиях соз­даются специальные фонды для поощрения изобретателей и новаторов, куда отчисляют 10—25% экономического эффекта от реализации новаций.

Исследователи теории и практики мотивации персонала постоянно разрабатывают новые мотивы и стимулы, позволяющие сохранить цен­ных сотрудников, оградить их от перехода к конкурентам.

Так, в рейтинге самых заботливых компаний США 2 0 00 года гервые места занимали "SAS Institute", которая направляла 15% фонда за­работной платы в пенсионные фонды, обеспечивала гибкий график работы сотрудников, имела фитнес-центр для них; и "Cisco Systems", которая установила web-камеры в офисах, позволявшие работникам наблюдать за своими детьми.

Современное производство требует от работников все более адекват­ного экономического мышления, творчества и самостоятельности при выполнении возложенных на них функций. С учетом этого предпринима­тель может доверять подчиненным и предоставлять им свободу в выпол­нении обязанностей в зависимости от их способности к самоконтролю.

При выборе предпринимателем мотивационных средств привлечения работника к осознанной высокопроизводительной работе важную роль играет оптимальный комплекс стимулов. Его основные элементы:

- внедрение прогрессивных форм и систем заработной платы;

- участие в принятии управленческих решений, в том числе по управ­лению собственностью;

- внедрение бригадной формы организации труда, при которой члены бригады несут коллективную ответственность за качество продукции, распределение заработной платы и т. п.;

- планирование продвижения по службе (планирование карьеры);

- регулярное информирование руководителями предприятия работни­ков о результатах их работы (качества, производительности и т. п.);

- стимулирование осознания работниками важности выполняемой работы;

- развитие рационализаторской работы сотрудников (так, в середине 80-х годов прошлого века на предприятиях японской компании 'Тойота" на одного занятого работника приходилось 35 рационализаторских предложений). Руководители должны положительно воспринимать любые, даже незначительные, инициативы по улучшению производ­ственного процесса;

- создание внутри предприятий временных творческих групп для разра­ботки и реализации инновационных решений на принципах интра-пренерства;

- рациональное соединение поощрений и взысканий. Поощрять следует лишь за качественно выполненную работу и как можно быстрее (что­бы не было продолжительного интервала между результатами эффек-


тивной работы и поощрением). Соответственно, взыскание за совер­шение нарушений работниками любого уровня (в том числе руково­дящих звеньев) следует осуществлять также оперативно.

Контролируя работу подчиненных,, следует придерживаться следую­щих норм:

избегать мелочной опеки работника; _ индивидуально подходить к похвалам за любой успех; _ путем контроля помогать тем работникам, которые добросовестно отно­сятся к своим обязанностям, но временно не справляются с ними; _ строго и требовательно контролировать деятельность тех работников, которые могут работать более продуктивно, но не делают этого, ими­тируя процесс эффективной работы; _ при невыполнении взятых на себя обязательств к нарушителям при­меняют разные санкции с целью полного возмещения причиненных убытков тем субъектам предпринимательской деятельности, которые их понесли.

'^Определенное представление об этике предпринимательства дают г требования по ведению бизнеса, принятые в американской корпора-■ ции "IBM":

не вводить в заблуждение никого, с кем имеешь дело;

не использовать "IBM" для запугивания или угроз;

относиться одинаково ко всем продавцам и покупателям;

не унижать конкурентов;

по меньшей мере контактировать с конкурентами;

не использовать незаконно полученную конфиденциальную информацию;

не нарушать авторских прав и лицензий;

не использовать подкуп, подарки и развлечения, которые могут (рассматриваться как обязательства.

7.3. Социальная ответственность бизнеса

В широком смысле под ответственностью предпринимателей понима­ется обязанность, необходимость совершить определенные действия, на­правленные на восстановление неисполненных установленных (договорных) обязанностей (обязательств), нарушенных прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства. Соответственно хозяйствующие субъ­екты, в т. ч. государственные органы, должны нести ответственность пе­ред предпринимателями за невыполнение договорных обязательств, при­нятие решений, нарушающих права предпринимателей.

Социальная ответственность бизнеса — одна из несущих конструкций в системе целей деятельности предприятий, прежде всего, крупных фирм и компаний. Сегодня такой целью стало не получение максимально воз­можной прибыли, а удовлетворение социальных потребностей и интере­сов всех слоев населения. Это подтверждают и данные об интенсивном расширении номенклатуры товаров и услуг для населения, росте числа потребителей этих благ и пр.

Американский экономист Дж. Гэлбрейт утверждает, что целью дея­тельности крупных корпораций США являются высшие цели цивилиза­ции: защита людей от нужды, эксплуатации и злоупотреблений, сохране­ние национальных ресурсов, прогресс науки и т. п.


Другие западные ученые называют приоритетными целями предпрп. нимательской деятельности постоянный экономический рост, достиже­ние высшей производительности труда. В то же время швейцарский эко­номист Ч. Тавел из пяти основных целей современной корпорации (со­циальная ответственность бизнеса, управление, рост объемов продаж, максимизация прибыли и ответственность перед потребителями) считает главными рост объемов продаж и увеличение прибылей.

Все это свидетельствует о том, что вопрос о социальной ответствен­ности бизнеса следует рассматривать в неразрывной взаимосвязи с дру­гими целями. Доминирующей среди них является присвоение макси­мальной прибыли. Рост нормы и массы прибыли — главная цель пред­принимателей и критерий эффективности производства. Из прибыли (которая составляет разность между объемом продаж и себестоимостью продукции) отчисляют налоговые платежи в бюджет, выплачивают диви­денды, осуществляют расширенное воспроизводство и т. п.

Социальная ответственность предпринимателя не ограничивается из­готовлением качественных товаров и предоставлением соответствующих услуг, которые удовлетворяли бы общественно необходимые потребности населения. Это лишь одно из важнейших направлений обеспечения та­кой ответственности. К другим направлениям относятся:

- создание надлежащих условий работы для трудоспособного населения;

- сохранение окружающей среды;

- установление заработной платы на уровне стоимости рабочей силы;

- выплата налогов в фонд социального страхования и др.

То есть достижение основной цели предприятия должно одновременно сопровождаться реализацией других — производных целей: экономиче­ского роста, увеличения производительности труда, изготовления качест­венных товаров и предоставления услуг для удовлетворения обществен­ных потребностей.

Однако извлечение прибыли не всегда сопровождается социальной ответственностью бизнеса.

I В США, по данным многолетних социологических исследований, от 20 до 50% потребителей (в среднем до Vj) недовольны качеством това­ра и предоставленными услугами. Аналогичная ситуация наблюдается и в России, где по оценкам специалистов некачественными продают­ся около половины проверенных продуктов.

За результаты своей хозяйственной деятельности предприниматели несут юридическую ответственность, которая представляет собой установ­ленную правовыми нормами обязанность компенсировать убытки при неис­полнении ими (или ненадлежащем исполнении) установленных нормами пра­ва или договорами обязательств.

Применяются гражданско-правовая, административная, уголовная, а также дисциплинарная, материальная и моральная ответственность пред­принимателей. Они, как субъекты рыночной экономики, участники гра­жданского оборота несут в первую очередь гражданскую ответственность, представляющую собой установленные гражданским законодательством юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения пре­дусмотренных обязанностей и обязательств.


Уголовная ответственностьодин из видов ответственности пред-.инимателей, возникающий при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с положе­ниями Уголовного кодекса РФ. Основанием для уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все призна­ки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь в гл. 92 "Преступления в сфере экономической деятельности".

I Как показали события последнего времени, проблема совершенство-Sвания норм предпринимательского поведения становится все более |актуальной в российских деловых кругах. В начале 2003 года в Мо-I скве с участием Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE), российского К отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаций (IABC), •< Московской межбанковской валютной биржи, Федеральной комиссии по: рынку ценных бумаг РФ и Московской Международной Бизнес-Ассоциации % прошло несколько мероприятий, посвященных внедрению в практику I российских компаний цивилизованных правил, принципов и норм пред-Япринимательских отношений.

В 2002 году Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ разра­ботала первый национальный Кодекс корпоративного поведения, опре­деляющий этические стандарты во взаимоотношениях акционеров и ме­неджмента компаний.

Выводы

1. Культура управленческой деятельности — совокупность прогрес­сивных гуманистических материально-духовных достижений в управле­нии, с одной стороны, материально-производственными процессами на предприятии, отношением людей к природе; а с другой — экономиче­скими отношениями между людьми. В частности, важную роль играет внедрение технико-технологической, информационной культуры, пере­довых форм и методов производства и труда, прогрессивных форм кон­трактных отношений между разными формами предприятий и т. п.

2. Среди комплекса стимулов к работе первоочередную роль играют: а) внедрение бригадной формы организации труда; б) внедрение про­грессивных форм и систем заработной платы; в) перспектива карьеры; г) оптимальное соединение поощрений и взысканий; д) постоянная ин­формированность работников о производительности и качестве их рабо­ты; е) стимулирование рационализаторских предложений.

3. С целью побуждения людей к эффективной работе используют лично­стный, поведенческий и ситуационный методы влияния, а в рамках пове­денческого — демократический, автократический и либеральный стили ру­ководства. Среди личностных качеств предпринимателя важнейшую роль играют такие черты, как активность, оптимизм, трудолюбие, доброта, энту­зиазм и др. Чаще всего распоряжение следует отдавать в форме просьбы, убеждения и лишь в нестандартных ситуациях — в приказном порядке.

4. Этика предпринимательской деятельности — определенный комплекс норм и правил морального поведения руководителя, его умение соединять профессиональные требования управления с общегуманитарными принци­пами, базирующиеся на соблюдении действующего законодательства, чест­ности, выполнении обещаний и взятых на себя обязательств и др.


з. Основной целью прсІШрИНИматЄльской деятельности является из­влечение максимальной прИбЫЛи, требующее одновременно ориентации на достижение таких прои:л!ОДНых целей, как увеличение производитель­ности труда, изготовление качественных товаров, удовлетворение обще­ственных потребностей.

6- Предприниматели НеСут юридическую ответственность, которая представляет собой устан0ВЛенную правовыми нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия при неисполнении ими уста­новленных нормами права (законами) и договорами обязанностей и обя­зательств. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяется гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринима­телей, а также дисциплинарная, материальная, моральная.







Date: 2015-12-13; view: 1015; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию