Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Конкуренция как средство реализации предпринимательства
Одной из движущих сил предпринимательства является конкуренция. Существуют разнообразные формы и методы конкурентной борьбы, которые по-разному влияют на предпринимательскую деятельность и конкурентоспособность фирмы. Конкуренция играет важную роль как важнейший фактор развития рыночной системы в целом, заставляя предпринимателей мобилизовать всю энергию и способности для повышения конкурентоспособности своих предприятий. Одновременно конкуренция выступает наряду с механизмом взаимодействия спроса и предложения элементом механизма рыночного саморегулирования. 9.1. Сущность конкуренции Конкуренция (от лат. сопсигеге — сталкиваюсь, соревнуюсь) как экономическая категория — борьба (в том числе соревнование, столкновение, взаимодействие) между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за извлечение максимальной прибыли. В случае столкновения интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается доказать свои преимущества, обеспечить более выгодное и стабильное положение, в том числе за счет ослабления или даже банкротства конкурирующих предприятий. Конкуренция — важнейший элемент механизма рыночного саморегули- рования. Она лежит в основе предпринимательских решений относи, тельно цен, объемов продаж, рыночной стратегии в целом. Конкуренция — экономический закон, выражающий устойчивые причинно-следственные связи между товаропроизводителями, с одноіі стороны, и потребителями их продукции — с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты, повышать качество товаров и услуг, то есть бороться за рост их конкурентоспособности. Не случайно Й. Шумпетер определял конкуренцию как борьбу старого и нового. Методами этой борьбы могут быть: - рост качества товаров и услуг; - обновление ассортимента продукции, его дизайна; - предоставление предпродажных, гарантийных и сервисных услуг; - временное снижение цен; - заключение соглашений с конкурентами по условиям товарной финансовой политики и пр. Сущность конкуренции наиболее полно раскрывается в ее функциях. Она способствует: - расширению предприятиями масштабов производства, повышению производительности труда и за счет этого снижению затрат производства на единицу продукции, а следовательно, и цены; - экономии ресурсов (природных, материальных, трудовых, финансовых и др.); - внедрению достижений науки и техники в производство, что обусловливает рост производительности труда; - улучшению качества продукции и обслуживания (в том числе послепродажного) потребителей; - перераспределению капитала между отраслями и выравниванию нормы прибыли в разных сферах и отраслях экономики; - созданию условий для банкротства отсталых и ненужных обществу предприятий (их продукции), росту на этой основе безработицы; - возникновению экономических кризисов; - усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, то есть обогащению одних и разорению других (побеждает сильнейший); - монополизации экономики. Таким образом, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные1 стороны, влияющие на экономическое поведение предпринимателя. Их соотношение зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства. 1 Необходимо отметить, что некоторые отрицательные стороны являются таковыми только с определенной точки зрения, то есть относительными. Например, терпит банкротство предприятие, выпускающее продукцию, которую никто не покупает. Следовательно, она не нужна обществу. Поэтому крах подобного предприятия — трагедия только для его хозяина и занятых на нем работников. А для общества, напротив, это хорошо, поскольку из экономики уходит расточитель трудовых и материальных ресурсов. Аналогично и в отношении экономических кризисов. Для отдельных предприятий и работников — это жизненный крах. А для общества в целом — благо, форма развития производительных сил, предпосылка перехода на качественно новую технологическую и техническую базу развития, что влечет за собой и соответствующие изменения в производственных отношениях, социальной структуре общества. 9.2. Формы и методы конкурентной борьбы Сущность конкуренции и ее функций изменяются в процессе эволюции экономической системы. Свободная конкуренция властвовала на низшей стадии капитализма. ппя нее характерны: большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей, свободный доступ товаропроизводителей к любому виду деятельности. В этих условиях процесс ценообразования происходил вследствие свободного (без любых ограничений) и стихийного взаимодействия спроса, предложения и цен, что означает саморегулирование экономической системы, ценовой характер конкурентной борьбы. Товаропроизводители ориентируются на удовлетворение потребностей потребителей. Идеальной моделью в этой схеме является ситуация, когда потребитель всегда прав и полностью исключается его дискриминация. При свободной конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг и услуг. В продолжительном промежутке времени цены тяготеют к общественно необходимым затратам производства. Свободная конкуренция проявляется в форме внутриотраслевой и межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция — борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли народного хозяйства и изготовляют однородную или взаимозаменяемую продукцию. Основным методом борьбы при такой конкуренции является снижение затрат производства. Чтобы оно не приводило к уменьшению или исчезновению прибыли, предприятия должны внедрять в производство последние достижения науки и техники, новые формы и системы заработной платы, совершенствовать формы организации производства и труда и т. п. Другим важным методом конкурентной борьбы в условиях внутриотраслевой конкуренции является улучшение качества продукции. Это дает возможность несколько повысить цены по сравнению с ценами конкурентов, если качество их продукции ниже. Межотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в разных отраслях народного хозяйства и выпускают разнородные виды продукции. Из-за разных условий производства в отраслях предприниматели получают при одинаковых затратах капитала неодинаковую норму и массу прибыли. Поэтому товаропроизводители, получающие меньше прибыли, стараются перекинуть свои капиталы в отрасли, где она выше. Это осуществляется путем перепрофилирования производства, продажи акций менее перспективных отраслей через механизм фондовой биржи и приобретения акций более перспективных предприятий и др. В современных условиях межотраслевой перелив преобладающей части капитала происходит в границах многоотраслевых концернов и конгломератов. С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную. Монополистическая конкуренция ведется между крупными компания-Ми (внутри монополизированного сектора, между членами групповых монополий) и средними / мелкими фирмами. Это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, получение государственных контрактов, кредитов, владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и т. п.). Ее важнейшими чертами являются установлю ние монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей (монопольной сверхприбыли, то есть выше среднеотраслевой нормы прибыли). Чтобы получить эти прибыли, крупные компании-монополисты используют рекламу, расширяют количество послепродажных услуг, улучшают качество продукции, ее полезные свойства и др. Вообще компания-монополист не может беспредельно повышать цены, поскольку это приводит к сокращению спроса на ее продукцию, следовательно, и объ ема продаж. Ценовая конкуренция — борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат на производство, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают заниженные цены до тех пор, пока товар не завоюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), ценовым уступкам, сезонным распродажам и т. п. Важной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация (например, диктат транспортных компаний при перевозке сельскохозяйственной продукции, которая быстро портится), при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам. Неценовая конкуренция — борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, которые предопределяют новые потребительские свойства товара, улучшение качества продукции, ее ассортимента. Кроме того, для завоевания больших рынков сбыта компании удлиняют сроки гарантийного обслуживания, предоставляют покупателям привлекательный кредит и др. Большей частью неценовой характер конкуренция имеет в условиях господства олигополистической структуры рынка (то есть контроля нескольких крупных компаний над производством и сбытом продукции определенного вида). В данном случае конкуренции присуща определенная стабильность цен (поскольку происходит их согласование между несколькими могущественными компаниями), которая получила форму "лидерства в ценах". Чтобы предотвратить проникновение других предприятий на свой рынок, крупные компании осуществляют патентование и лицензирование новых изобретений, угрожают введением новых производственных мощностей и перенасыщением рынков товарами и т. п. Неценовая конкуренция полнее выражает интересы потребителей. Разновидностью несовершенной конкуренции является нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами (подкуп чиновников, промышленный шпионаж, заключение тайных соглашений о единой политике цен и даже диверсии против конкурентов). 9.3. Конкурентоспособность предприятия В отличие от конкурентоспособности товара, которая может иметь как кратко-, так и долгосрочный характер, конкурентоспособность предприятия следует оценивать лишь в продолжительном периоде. Она означает наличие важных отличий данного предприятия от предприятий-конкурентов по уровню эффективности хозяйственной деятельности, формой проявления которой является способность приспосабливаться к условиям экономической конъюнктуры и удовлетворять своими товарами и услугами спрос потребителей. К. числу важнейших факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, относятся: - внедрение в производство достижений науки и техники; - рост объемов производства и емкости рынка; - совершенствование системы действующих на предприятии стимулов к труду; - позиции конкурирующих предприятий и др. Современная теория и практика предпринимательства указывают, что основным средством повышения конкурентоспособности является реструктуризация на различных уровнях экономической системы: - на национальном уровне она предполагает перераспределение доли отделенных секторов в валовом внутреннем продукте, занятости, экспорте и импорте, ресурсном обеспечении, льготах и пр.; - отраслевая реструктуризация означает снятие с производства или модернизацию неконкурентоспособных, нерентабельных изделий, разработку и освоение новой продукции, совершенствование технологий; - реструктуризация предприятий означает вхождение на рынок новых предпринимателей, быстрый рост высокоэффективных компаний, свертывание или модернизацию убыточных предприятий. Отличия между предприятиями-конкурентами по уровню эффективности хозяйственной деятельности определяют на основе анализа стратегических показателей их развития. К таковым принадлежат динамика активов, динамика продаж и динамика прибыли: - активы — совокупность имущества, фондов (машин, оборудования, зданий, сооружений, материальных запасов, вложений в ценные бумаги, банки, патенты и др.), ресурсов предпринимателей; - динамика активов — отношение прироста общей суммы активов в отчетный период к общей сумме активов предыдущего периода; - динамика продаж — отношение прироста продажи товаров и услуг в текущем году к объему продаж в предыдущем году; ~ динамика прибыли — отношение прироста прибыли в текущем году к объему прибыли в предыдущем году. Конкретной формой эффективности хозяйственной деятельности предприятия являются показатели рентабельности {прибыльность, доходность) предпринимательской деятельности, которая измеряется как кРатное от деления величины прибыли на объем затрат. Для оценки конкурентоспособности предприятия наиболее подходи і коэффициент чистой прибыли: Чистая прибыль после уплаты налогов Коэффициент чистой прибыли = Выручка от продаж Для достижения успеха в реализации предпринимательской идеи главная задача — найти для предприятия место на рынке. Наилучший вариант такого поиска — выявление еще не освоенного конкурентами рынка. С этой целью предварительно проводят сегментацию рынка. Важными объектами сегментации являются конкурирующие предприятия на рынке, отдельные группы товаров и услуг и потребители. При проведении сегментации рынка предприниматель должен найти такую группу покупателей, потребности которых будут постоянно возрастать, а предприятие сможет их наиболее полно удовлетворять, обеспечивая тем самым стабильный рост прибылей. На этом этапе предпринимательской деятельности основная задача заключается в выявлении конкурирующих предприятий, товаров-аналогов или товаров-заменителей, способных заменить изготовляемые его предприятием товары. После этого определяют сильные и слабые стороны конкурентов, обосновывают их вероятные тактику и стратегию. Чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурента, необходимо знать: - рыночную нишу, которую он занимает; - объем его товарооборота; - качество и количество товаров, на которые преимущественно ориентировано предприятие; - форму и дизайн продукции, наличие торговой марки; - гарантийный и послегарантийный сроки обслуживания покупателей; - организацию сбыта, в частности, условия и сроки снабжения товарами, размещение складских помещений, способы транспортировки и стоимость этих операций и др.; - если товары конкурирующих предприятий экспортируются за границу, необходимо выяснить, в какие страны, какую рыночную нишу они там занимают и т. д. Анализ конкурирующих товаров завершается определением их конкурентоспособности — способности отвечать требованиям потребителей по сравнению с другими конкурирующими товарами. Существует множество методик определения конкурентоспособности продукции. К числу наиболее прогрессивных, к примеру, можно отнеси известную систему "шесть сигм"(Six Sigma). Созданная компанией "Моторола" в конце 80-х годов прошлого века, эта система направлена на устранение ошибок и дефектов в производстве продукции и таким образом обеспечивает выход продукции с заданными параметрами конкурентоспособности. Система основана на статистических методах. Стандарт "шесть сигм" — это такой уровень эффективности, при котором на каждый миллион возможных неисправностей или операций приходится чуть больше трех фактических дефектов, при этом потери предприятия составляют не более 10% от объема ее продаж (ОП) (см. табл. 9.1). Таблица 9.1
К началу XXI века стало очевидно, что теория и практика конкурентоспособности закончила пожинать плоды классических разработок в области традиционных маркетинга и менеджмента. Все решения, направленные на повышение уровня.конкурентных преимуществ в XXI веке, из эксклюзивного знания превратились в стандартный набор инструментов. Предпринимательство в этом смысле стало однородным на всей нашей планете. Все труднее становится создать конкурентное преимущество за счет редкости ресурса, ограниченности информации, надежности охраны новаций. Информационные сети мгновенно предоставляют любую информацию о ценах, качестве, сроках и стоимости доставки товаров как к потребителям, так и конкурентам. Все это проявляется в растущем товарном изобилии, при этом товары все более приближаются друг к другу по качественным характеристикам, поскольку так же быстро распространяется информация о технологических новациях. Никакое конкурентное преимущество не сможет существовать относительно длительный срок. Еще в 1997 году о наступлении переломного момента в развитии конкурентоспособности заявил Питер Друкер. Его идеи имеют принципиальное значение для теории и практики создания конкурентных преимуществ. Согласно П. Друкеру: - в современных условиях создание конкурентных преимуществ, во-первых, должно быть поставлено на поток. То есть инновации в бизнесе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше; - во-вторых, мало создать новый продукт — надо еще убедить покупателя в том, что этот продукт адекватен его образу жизни, совместим с ним физиологически и духовно. Неудивительно, что ставка в решении подобных задач делается не на технологии, не на организацию, не на маркетинг и даже не на стратегию. Революционность происходящего состоит в том, что все поставлено на человека и его главный современный ресурс — творчество. Причем если Десять лет назад думали, что генерировать новации должны единицы одаренных изобретателей, то теперь речь идет о командном творчестве, которое, в свою очередь, также становится объектом предпринимательства, для чего уже стали создаваться креативные1 компании. 1 Суть креативного мышления заключается в выводе предмета исследования за Рамки существующего контекста. Например, конструкторы, совершенствуя в традиционной манере какой-либо инструмент, скажем, дрель, разрабатывают более Удобную рукоятку, добавляют электронные регулировки скорости и т. п. А согласно креативному мышлению, потребителю нужен не столько сам инструмент, сколько результат его работы. В нашем случае — это дырки. Причем, инструмент, с помощью которого они сделаны, значения не имеет. Выводы 1. Конкуренция — борьба между производителями (продавцами) товаров и услуг за наивыгоднейшие условия производства и сбыта, которые обеспечивают извлечение максимальной прибыли. Основные функции конкуренции: стимулировать предпринимателей к расширению масштабов производства, экономить ресурсы, внедрять в производство достижения НТР и НТП, улучшать качество продукции; содействовать перераспределению капитала внутри отрасли и между отраслями; способствовать созданию условий для банкротства неэффективных предприятий, возникновению экономических кризисов, монополизации производства и др. 2. На низшей стадии капитализма господствовала свободная ("чистая", "совершенная") конкуренция, для которой были характерны большое количество конкурентов-производителей (продавцов) и покупателей, свободный доступ предприятий к любому виду деятельности, невозможность любого из них влиять на уровень цен и др. Свободная конкуренция приобретает форму внутриотраслевой (борьба между предприятиями-производителями одной отрасли путем снижения затрат производства и соответственно цен на товары и услуги, улучшения качества продукции) и межотраслевой (борьба между товаропроизводителями разных отраслей путем усиленной эксплуатации наемных работников и др.). 3. На высшей стадии капитализма основными формами конкуренции являются монополистическая (монополизация производства и сбыта отдельной могущественной компанией, которая диктует уровень цен, присваивает монопольно высокие прибыли) и олигополистическая (со стороны нескольких крупных компаний, которые совместно контролируют производство и сбыт определенных, товаров, стараются не допустить проникновения в отрасль других предприятий) — виды несовершенной конкуренции (к их числу относится и нечестная конкуренция). 4. Конкурентоспособность предприятия — наличие важных отличий данного предприятия от конкурирующих по уровню эффективности хозяйственной деятельности, в частности, способности приспосабливаться к экономической конъюнктуре и удовлетворять своими товарами и услугами спрос потребителей. Основными показателями эффективности хозяйственной деятельности являются: динамика активов, продаж, прибылей, коэффициент чистой прибыли, уровень и стабильность доходов по акциям. Вопросы для повторения 1. Каковы основные положительные и отрицательные стороны конкуренции? 2. Чем внутриотраслевая конкуренция отличается от межотраслевой? 3. Какие методы конкурентной борьбы используют в условиях свободной конкуренции? 4. Чем монополистическая конкуренция отличается от олигополисти-ческой? 5. Чем отличается ценовая конкуренция от неценовой? 6. В чем состоит сущность нечестной конкуренции? 7. Каковы основные показатели конкурентоспособности предприятия? Date: 2015-12-13; view: 1125; Нарушение авторских прав |