Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Финансы и налоги





В достижении рентабельной работы предприятия значительную роль играют финансы и налоги — финансы предприятия обслуживают круго­оборот капитала, а через механизм налогообложения государство изымает у предприятий значительную часть предпринимательского дохода. Чтобы эф­фективно выполнить эти функции, предпринимателю необходимо осуще­ствлять финансовое планирование, умело управлять финансами.

15.1. Финансовые ресурсы предприятия и финансовый менеджмент

Финансы предприятиясовокупность денежных ресурсов, которые ис­пользуются для процесса расширенного воспроизводства средств производства, рабочей силы и существующих отношений экономической собственности.

Финансы предприятия должны выполнять, прежде всего, функцию воспроизводства. Поскольку одним из его элементов выступает воспроиз­водство существующих на предприятии отношений экономической соб­ственности (или производственных отношений), сущность финансов предприятия еще определяют как совокупность денежных отношений при формировании и использовании денежных ресурсов, обеспечении взаимных расчетов между субъектами предпринимательства: работниками; постав­щиками сырья, материалов и комплектующих изделий; государством; банками; акционерами; лизинговыми компаниями; покупателями това­ров и услуг; страховыми компаниями и пр.


По отношению к движению капитала финансы должны обеспечивать эффективный кругооборот основного и оборотного капиталов.

Второй важной функцией финансов предприятия является контроль­ная, которая состоит в финансовом контроле за рациональным использо­ванием ресурсов (материачьных, трудовых, денежных), поиске путей повы­шения эффективности производства. Рациональное использование ресурсов предусматривает вместе с тем предупреждение и предотвращение непроиз­водительных затрат, комплекс мероприятий по борьбе с убыточностью.

Еше в середине XX столетия считалось, что финансисты на предпри­ятиях ведут дела с банками и готовят управленческие решения в соответ­ствии с принципами и нормами бухгалтерского учета.

Глобализация информатизации производства и маркетинга, совре­менные изменения на финансовых рынках превратили финансы в инст-■ румент, которым должны владеть менеджеры всех уровней организации

Финансы на предприятии выполняют несколько задач:

- в рамках стратегического планирования они помогают определить цены и условия инвестирования ресурсов для получения соответст­вующего дохода при заданной степени риска;

- управление активами способствует приведению в соответствие объема и комбинации используемых ресурсов с потребностями предприятия;

- управление затратами помогает предпринимателю планировать дос­тижение целей по доходам и прибыли;

оптимизация денежных потоков позволяет с помощью финансовых инструментов разделить встречные финансовые потоки, расходы и доходы, их эффективность, направление и перспективу.

Успешная реализация вышеперечисленных задач позволяет предпри­нимателю решить одну из основных задач эффективного финансового менеджмента на современных конкурентных рынках: найти соответствие уровня дохода и уровня риска для разумного использования финансовых ресурсов.

' Финансы предприятий, являясь частью финансовой системы страны, оказывают существенное влияние на динамику ее экономического роста.

/Примером этой взаимосвязи может послужить анализ причин амери-I канского кризиса конца XX — начала XXI века. В 90-х годах аыери- 9 канские финансисты посчитали наиболее привлекательным для инве- Щ стиций сектор, получивший название "новой экономики". Расчеты |: показывали возможность их быстрого возврата со значительной при-I былью на основе резкого роста производительности труда, который fобеспечат новые технологии. Период девяностых годов показал, что в эти инвестиции намного превышали возможности их возврата. А рост І производительности обеспечивают в основном только шесть амери-1 канских отраслей: розничная и оптовая торговля, производство 1 компьютеров, полупроводников, торговля ценными бумагами и теле-• коммуникации. В остальных отраслях циклические колебания в сто- ■ рону роста или падения производительности компенсируют друг дру-I га. В результате потерь инвесторов в 90-х годах резко ухудшились I макроэкономические показатели американских локальных рынков и ^иностранные инвесторы вывели из фондовых рынков США с мая 2001 Ягода по май 2002 года более 60% своих активов.


Таким образом, характеристика финансов как системы (совокупности) денежных отношений, показывает потребность в управлении ими для достиже­ния основных целей как предприятия, гак и общества в целом.


Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятиясовокупность форм, методов и средств управления денежными ресурсами и денежными отношениями с целью максимизации прибыли.

Сущность финансового менеджмента раскрывается через выполняе­мые им функции:

- осуществление инвестиционной политики на предприятии (разработка инвестиционных программ, поиск источников самофинансирования предприятия, определение потребностей в финансовых ресурсах и др.);

- выпуск ценных бумаг, выплата процентов и дивидендов (разработка рекомендаций по выпуску разных видов акций и облигаций, установ­ление правил взаимоотношений между акционерами, ведение перего­воров с инвестиционными банками и т. п.);

- получение ссуд и кредитов и уплата долгов по ним;

- анализ финансовой отчетности и доклад акционерам о результатах финансовой деятельности;

- прогнозирование денежных поступлений на счет предприятия и упла­ты долгов;

- определение платежеспособности торговых, сбытовых организаций, расчет сроков реализации продукции.

Ответственность за выполнение этих функций на крупных предпри­ятиях несет один из руководителей компании, а в средних и мелких фирмах — заместитель директора по финансам. Им подчиняются служба внутреннего аудита или контролер, и казначей.

К функциям казначея, как правило, относится управление внешними денежными отношениями и финансами, охватывающими поставщиков и покупателей продукции, кредиторов, инвестиционные банки и др. По­этому он осуществляет управление оборотными фондами предприятия и материально-производственными запасами, расчетами с клиентами, дви­жением денег, привлечением внешних источников финансирования, управлением ценными бумагами.

Функции контролера выполняет в малых и средних предприятиях, как правило, главный бухгалтер, а в крупных — служба внутреннего аудита. В его обязанности входят:

- контроль за ведением производственного учета на предприятии;

- сбор и обработка данных бухгалтерского учета;

- ведение и анализ финансового состояния и отчетности (баланса, от­чета о прибылях и убытках и др.), контроль за правильностью этих процессов;

- контроль за денежными платежами и поступлениями, в том числе за движением заработной платы и налогов;

- инвентаризация;

- оценка финансового состояния фирмы на текущий период и бли­жайшую перспективу и др.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показа­телей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности


фирмы как предпринимательского партнера, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика:

- сильное финансовое состояние — это эффективное использование ре­сурсов, способность полностью и в сроки ответить по своим обяза­тельствам, достаточность собственных средств для исключения высо­кого риска, хорошие перспективы получения прибыли и др.;

- слабое финансовое положение выражается в неудовлетворительной платежной готовности предприятия, низкой эффективности исполь­зования ресурсов, неэффективном размещении средств, их иммоби­лизации. Ухудшение финансового состояния приводит к его банкрот­ству, то есть неспособности исполнить свои обязательства.


Финансовое состояние предприятия может изменяться под влиянием внутренних и внешних факторов. К числу первых относятся качество ме­неджмента, имущественное положение фирмы. Внешними выступают: изме­нения налоговой системы, кредитной политики, конъюнктуры рынка и т. п.

Основная цель анализа финансового состояния — выявление и оцен­ка тенденций развития финансовых процессов на предприятии. Эта ин­формация необходима:

- менеджеру — для разработки адекватных управленческих решений по снижению риска или повышению доходности;

- инвестору — для решения вопроса о целесообразности инвестирования;

- банкам — для определения условий кредитования фирмы и т. д.

К числу основных объектов финансового менеджмента относятся ин­вестиционная политика и источники ресурсов для ее реализации. Поэто­му рассматривая финансы как совокупность денежных или финансовых ресурсов, важно выяснить их источники, на основе которых осуществля­ется процесс расширенного воспроизводства предприятия.

В рыночной экономике финансовые ресурсы предприятия получили название "денежный капитал". Они представляют собой совокупность всех видов денежных средств и финансовых активов предприятия.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит, как было отмечено выше, в момент учреждения предприятия при образова­нии уставного фонда. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств — основных и оборотных, — которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих пред­приятиях выступает выручка от реализованной продукции (оказанных ус­луг), различные части которой в процессе распределения принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формиру­ются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов дея­тельности) и амортизационных отчислений.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут привлекаться на финансовом рынке, посредством продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитных инвестиций.

Финансовые ресурсы разделяют на собственные и привлеченные:

- к собственным относятся средства:

• полученные от выпуска и реализации акций и облигаций;


резервный капитал, получаемый посредством отчислений от при­были и их инвестирования в производство;

• паевые взносы членов трудового коллектива;

• часть уставного капитала, который состоит из взносов основателей в оборотные фонды. Собственный денежный капитал мо;жет уве­личиваться путем последующих выпусков акций;

- к привлеченным финансовым ресурсам принадлежит капитал, полу­ченный на рынках ссудного и акционерного капитала, а также арен­дованные предприятием средства труда. Возможности для привлече­ния финансовых ресурсов этих рынков определяются объемами внешних и внутренних инвестиций.


В условиях нарастающей глобализации, развития международных фи­нансовых, предпринимательских отношений возрастает значение привле­чения финансовых ресурсов из-за рубежа.

Управление финансовыми ресурсами предусматривает, прежде всего, достижение оптимального соотношения собственного и привлеченного капиталов, то есть рациональной структуры денежного капитала. И с этой точки зрения важнейшая задача финансового менеджмента — выход на самофинансирование предприятия.

Самофинансирование предприятия — обеспечение из собственных ис­точников как текущих затрат, так и инвестиций в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. I Необходимо отметить, что доля ссуд в общих финансовых фондах ■'американских корпораций за период 1960—2000 годы возрастала. с Особенно быстро увеличивалась доля краткосрочного долга в начале | нового века.

Источником самофинансирования выступает, прежде всего, ускорен­ная амортизация, то есть денежное выражение процесса перенесения стоимости основных производственных фондов на готовый продукт по мере их не только физического, но и морального изнашивания (мораль­ного старения). Другими словами, ускоренная амортизация — это списа­ние в первые годы эксплуатации новых средств труда непропорционально большей части их стоимости относительно срока службы. Физическое изнашивание означает потерю физических свойств и качеств основного капитала, а моральное — его старение и обесценивание вследствие появ­ления более совершенных основных фондов, связанных с внедрением достижений НТР.

I За счет амортизационных отчислений в США в середине 90-х годов

Iпрошлого века формировалось почти 65% общего объема инвестиций.

І В России же нормы амортизации приблизительно в 2 раза ниже, чем

І в развитых странах мира. Поэтому в девяностые годы показатель

I финансирования инвестиций за счет амортизационных отчислений

3 снизился у нас почти в 5 раз и упал до 12%.

Одним из источников финансирования является также увеличение

части нераспределенной прибыли, из которой формируются страховой и

резервный фонды.


Таким образом, финансовый менеджмент имеет больше значения для:

- определения потребностей в финансовых ресурсах, разработки инве­стиционной политики и обоснования форм, методов и средств ее реа­лизации;

- планирования инвестиций на текущий, средний и длительный сроки;

- разработки начальной формы планирования инвестиций — инвести­ционного проекта, основными этапами подготовки и реализации ко­торого являются предшествующее технико-экономическое обоснова­ние, его экспертиза, принятие и процесс эксплуатации;

- обоснования политики оптимального объединения собственных и привлеченных средств, а также методов и способов его воплощения на практике, в частности, привлечения финансовых ресурсов на наи­более выгодных условиях;

- разработки дивидендной политики и средств ее реализации, которые воплощаются в управлении портфелем ценных бумаг.

Исходный пункт реализации финансового менеджмента — финансо­вое планирование.

15.2. Сущность и механизм финансового планирования на предприятии

Финансовое планированиесоставная часть финансового менеджмен­та, которая предусматривает: определение стратегической цели в управле­нии финансами; разработку и практическую реализацию финансовых планов на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и текущий (до 1 года) периоды и конкретных действий для внедрения этой стратегии. Финансовый план показывает цену реализации целей и задач всех пла­нов и программ предприятия.

Система финансового планирования предприятия включает в себя процессы формирования бюджетов, их структуры, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утвер­ждения и контроля исполнения бюджетов.

Бюджетная система предприятия может включать:

- бюджет фонда оплаты труда;

- бюджет материальных затрат;

- бюджет амортизации;

- бюджет прочих расходов;

- бюджет погашения кредитов;

- налоговый бюджет и пр.

К числу основных финансовых документов, в которых воплощается фи­нансовое планирование, относится бюджет денежных доходов-расходов, прогнозирование объемов ожидаемой прибыли, инвестиций, размера диви­дендов, внешних заимствований и пр.

В долгосрочное финансовое планирование входят следующие основ­ные элементы: f определение потребностей в денежных ресурсах;


- определение оптимального соотношения между собственным и при­влеченным капиталами, путей и условий получения долгосрочных кредитов;

- разработка инвестиционного плана;

- долгосрочное планирование ликвидности баланса предприятия, то есть соотношение между активами и пассивами.

Финансовый план предприятия представляет собой, как правило, ба­ланс доходов и расходов. Равенство доходной и расходной частей дос­тигается регулированием соотношения расходов (отчислений в резерв­ный фонд, фонд накоплений, выплат дивидендов и других отчислений кроме платежей в бюджет, погашения ссуд и кредитов) с доходами и заемными средствами. Финансист (финансовый менеджер) имеет воз­можность регулировать финансовое состояние предприятия и реализо­вать определенную финансовую стратегию. На основе плана доходов и расходов составляется таблица денежных потоков (на год, квартал, ме­сяц, иногда — на день).

Важнейшими принципами при разработке финансовых планов являются:

- инвестиции (в том числе капиталовложения) с продолжительными сроками окупаемости должны осуществляться за счет стабильных и долгосрочных поступлений из внутренних источников финансиро­вания;

- необходимо избирать наиболее дешевые способы инвестирования, а кредиты брать лишь в случаях, когда они дешевле собственных ис­точников самофинансирования;

- следует избирать те варианты инвестиций, которые дают наивысшую рентабельность и эффективность;

- плановые показатели производства, сбыта товаров и услуг должны соответствовать объемам платежеспособного спроса и его структуре;

- наиболее рискованные инвестиции следует осуществлять за счет соб­ственных источников финансирования;

- при составлении финансовых планов, в частности, при разработке инвестиционной политики, необходимо следить, чтобы доля самофи­нансирования в общем объеме инвестиций, прежде всего, крупных предприятий, составляла приблизительно 75%.

Цель инвестиционной политики предприятия — достижение при­быльной деятельности предприятия в процессе расширения воспроизвод­ства. Главный принцип инвестирования — соизмерение затрат и резуль­татов, то есть эффективность.

Планирование инвестиций первоначально приобретает форму инве­стиционного проекта, подготовка и реализация которого проходит сле­дующие этапы:

- предварительное технико-экономическое обоснование. Охватывает воз­
никновение самой идеи изготовления нового товара (следовательно,
построения нового завода) или проведения реконструкции старого
предприятия (для производства старых товаров, но более высокого


качества) и предшествующие экономические расчеты основных сто­рон проекта, его сравнение с другими проектами;

- подготовка комплексного технико-экономического обоснования. Преду­сматривает расчет уставного фонда, себестоимости готовой продук­ции, определение возможного уровня цен, ожидаемых прибылей, эко­номической эффективности, баланса доходов и затрат на время функционирования предприятия и др.;

- оценка (экспертиза) инвестиционного проекта. Означает изучение его обоснованности как специалистами самого предприятия, так и неза­висимыми экспертами (например, Министерством экономики), по­тенциальными инвесторами, кредиторами и др.;

- принятие проекта. Предусматривает его обсуждение и одобрение все­ми заинтересованными сторонами;

- реализация проекта. Охватывает строительство определенного объекта, наблюдение и контроль за этим процессом, внесение в него в случае необходимости оперативных изменений;

- эксплуатация построенного объекта и постоянный мониторинг его эф­фективности, сравнение с показателями технико-экономического об­основания.

Анализ инвестиционного проекта в процессе его подготовки и реализа­ции осуществляют по следующим основным направлениям:

- технико-экономическому — определяют самые эффективные варианты внедрения техники и технологии;

- маркетинговому — составляют комплексную характеристику рынка сбыта продукции и рынка закупки предметов труда и комплектующих изделий, прежде всего цен на этих рынках;

- социологическому — оценивают существующие законодательство (рас­поряжения, указы — "административно-правовую среду"), политиче­ский климат, социальную обстановку и т. п.;

- экологическому — выявляют возможное отрицательное влияния будущего предприятия (или его отделения, филиала) на окружающую среду, а так­же основные способы ликвидации или ослабления такого влияния;

- экономическому — определяют эффективность производства, то есть сопоставляют затраты и результаты данного проекта.

Эффективность инвестиций имеет два основных измерения:

- как сугубо экономический показатель, который характеризует соот­ношение полученного результата и затрат, осуществленных в соответ­ствии с инвестиционным проектом;

- как социально-экономический показатель: улучшение условий жизни людей, окружающей среды, снижение уровня безработицы, развитие личности и др.

Основными факторами, влияющими на уровень эффективности инве­стиций, выступают:

- размеры инвестиций;

- сфера реализации инвестиционного проекта;


- величина процента за кредит;

- ставки налогов на прибыль предприятия и на добавочную стоимость;

- уровень производительности труда и организации производства;

- профессионализм менеджеров и предпринимателя и др.

■ Согласно расчетам специалистов института макроэкономических ис-{р следований РАН за последние 30 лет в стране сложилась, например, 1 такая зависимость: каждый 1% роста объемов производства требуе? 11,5% роста инвестиций.

Главный показатель эффективности инвестицийприбыльность, а на

короткое время — ликвидность, то есть способность преобразования ак­тивов предприятия, его ценностей в наличные деньги, платежеспособ­ность предприятия.

Эффективность инвестиционного проекта отражает также показатель наименьших затрат, рассчитываемый как объем затрат на самый деше­вый вариант проекта.

Еще один важный показатель эффективности инвестиционного про­екта — внутренняя норма доходности (или окупаемости), определяемая как расчетная процентная ставка, по которой чистая приведенная стои­мость равняется нулю. Другими словами — это расчетная процентная ставка, по которой доходы от инвестиционного проекта равняются затра­там на него.

К производным показателям эффективности инвестиционного проек­та относятся показатели наименьших затрат (рассчитывается как размеры затрат на проект по самому дешевому варианту) и рентабель­ности (определяется как соотношение между всеми дисконтирован­ными доходами от проекта и всеми дисконтированными затратами на него).

Дисконтирование — процесс, обратный начислению сложного про­цента. Дисконтирование затрат означает установление эквивалента сум­мы, которая будет выплачиваться в будущем. Эта сумма зависит от нор­мы банковского процента и срока дисконтирования.

Например, вы собираетесь через три года купить и оборудовать. торговый павильон за 10 тыс. долл. Если эти деньги поместить в коммерческий банк, который выплачивает 15% годовых, то через три года сумма возрастет до 15,1 тыс. (1,153), или примерно в 1,5 | раза (последняя цифра - коэффициент дисконтирования). Таким об-| разом, нынешний эквивалент суммы в 10 тыс. долл. будет состав­лять приблизительно 6700 долл.

Вместе с тем объем денежных ресурсов для финансирования расши­ренного воспроизводства зависит, прежде всего, от размеров налогов, расчет которых является одной из важнейших функций финансового планирования. Исходя из этого, проанализируем роль налогов в финан­совой системе предприятия, в управлении финансами.


15.3. Роль налогов в финансовой системе предприятия

Налоги — обязательные платежи в бюджет, которые изымаются госу­дарством у физических и юридических лиц. Налоги выполняют следующие функции.

- фискальную (аккумулирование государственных доходов, необходимых для выполнения государственных функций);

- регулирующую (изменение источников и размеров инвестиций, уров­ня цен, структуры отраслей народного хозяйства путем изменения налоговых ставок, внедрения одних налогов и изменения дру­гих и др.);

- стимулирующую (стимулирование внедрения достижений науки и тех­ники в производство, создание эффективных стимулов для деятельно­сти предприятий и т. п.);

- распределительную (перераспределение национального дохода в пользу бедных слоев населения).

Основные принципы налогообложения:

- обязательность;

- стабильность (налоги лучше всего выполняют свои функции при ус­ловии неизменности налоговых ставок и основных видов налогов на протяжении не менее 5—7 лет):

- прогрессивность ставок (налоговое бремя должно относительно рав­номерно распределяться в зависимости от величины получаемых до­ходов);

- простота (система налогообложения должна быть простой, понятной для плательщиков, а содержание налоговых служб — недорогим) и др.

Существуют прямые и косвенные налоги.

Прямой налогналог, который непосредственно изымают из доходов и имущества конкретного физического или юридического лица.

Косвенный налогналог на товары и услуги, который частично или полностью переносят на их цену или фиксируют в виде тарифов.

Под налоговой системой понимается совокупность взимаемых в госу­дарстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и ме­тодов их построения.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отлича­ются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных Уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообраз­ных форм с множеством национальных особенностей.

Период становления современной российской налоговой системы можно отнести к 1991—2000 годам. Введение частей I и II Налогового кодекса РФ (2001—2002) обозначили начало трансформационного этапа ее развития.

На первом этапе единая система налогообложения предприятий, ор­ганизаций, граждан, единые налоги, действовавшие на всей территории СССР, были преобразованы в налоговую систему Российской Федера-


Экономическая характеристика налоговых систем включает в себя сле­дующие показатели.

Налоговый гнет (налоговое бремя)отношение общей суммы налого­вых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется по­средством бюджета.

Для измерения налоговой нагрузки сотрудниками Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения введено понятие "полной ставки налогообложения" (ПСН). Оно показывает, какая часть добавочной стоимости изымается в госбюджет, и рассчитывается как отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавочной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг.

Другой экономический показатель, характеризующий налоговую сис­тему, — соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли. Величина данного показателя в странах с развитой налоговой экономи­кой составляет 12: 1, в России — примерно 2:1.

В налоговых системах развитых стран принимаются меры по оптими­зации соотношения между прямыми и косвенными налогами. В развиваю­щихся странах доля косвенных налогов высока, поскольку механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами.

Опыт развитых стран свидетельствует, что налоги выполняют стиму­лирующую роль тогда, когда максимальная ставка на прибыль не превы­шает 35%. В случае превышения этой ставки стимулирующая функция налогов уменьшается, а усиливаются социальная и регулирующая, и предпринимательская активность затухает или же расцветают незаконные формы предпринимательства.

Стимулирующая функция налогов значительно усиливается в случае предоставления государством налоговых кредитов, отсрочки от уплаты налогов и др., то есть налоговых 'льгот. Налоговые льготычастичное или полное увольнение отдельных категорий физических и юридических лиц от уплаты налогов. Основным видом налоговых льгот выступает налого­вый инвестиционный кредит — скидка с общей суммы налога на прибыль, которая зависит от части реинвестированной прибыли, то есть инвести­ций, дополнительных к прежним.

Отсрочка от уплаты налогов предоставляется, как правило, вновь соз­данным предприятиям.

щ Так, во Франции новые акционерные компании в первые два года полно-§ стью освобождаются от уплаты налогов, после этого только к нача-§лу шестого года облагается налогами лишь 25% прибылей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в процессе трансформации налоговой системы необходимо учитывать и строго со­блюдать базовые принципы налогообложения:

- определенности;

- эффективности;

- справедливости,

- запрета "юридического двойного налогообложения", налогообложения главных факторов производства, налоговой дискриминации иностран­ных предпринимателей.


На этих принципах должна основываться налоговая политика и новые налоговые законы. Суды должны разрешать налоговые споры в духе дан­ных налоговых принципов.

Выводы

1. Финансы предприятия — совокупность денежных отношений меж­ду различными экономическими субъектами по поводу формирования и использование денежных ресурсов для осуществления процесса расши­ренного воспроизводства на предприятии. Основные функции финансов — воспроизводственная и контрольная.

2. Финансовый менеджмент — совокупность форм, методов и средств управления денежными отношениями и финансовыми ресурсами с це­лью максимизации прибыли. Основными функциями финансового ме­неджмента (управления) выступают: осуществление инвестиционной по­литики на предприятии; выпуск ценных бумаг и выплата дивидендов и процентов; получение ссуд и кредитов, уплата долгов по ним; анализ финансовой документации и подготовка отчета перед акционерами о результатах финансовой деятельности; прогнозирование денежных поступ­лений на счета предприятия и погашения задолженностей; определение платежеспособности торговых, сбытовых организаций, расчет сроков реализации продукции. Эти функции распределяются большей частью между директором по финансам, казначеем и главным бухгалтером.

3. Финансовые ресурсы предприятия разделяют на собственные и привлеченные. При управлении финансами необходимо оптимизировать соотношение между ними, добиваться самофинансирования предприятия (обеспечения покрытия текущих затрат и инвестиций из собственных источников). К источникам самофинансирования относятся: ускоренная амортизация, увеличение части нераспределенной прибыли.

4. В число основных задач финансового менеджмента в сфере финан­сирования входят: разработка инвестиционной политики; планирование инвестиций (в том числе разработка инвестиционного проекта); обосно­вание политики оптимального использования собственных и привлечен­ных средств; разработка дивидендной политики и средств ее реализации.

5. Финансовое планирование (как исходный пункт финансового ме­неджмента) — процесс определения стратегической цели в управлении финансами, разработки и реализации финансовых планов на разные сроки. Различают долго-, среднесрочное и оперативное (текущее) финан­совое планирование, каждое из которых содержит ряд элементов и осно­вывается на финансовых принципах.

6. Налоги — обязательные платежи в бюджет, которые взимаются го­сударством с физических и юридических лиц. Основные функции нало­гов: фискальная, регулирующая, стимулирующая и распределительная. Главные принципы налогообложения: обязательность, стабильность, прогрессивность, простота.

7. В соответствии с законодательством РФ налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного.

8. К основным типам налогов относятся прямые и косвенные. Пря­мыми налогами с предприятий (взимаются с их доходов и имущества)


являются налог на прибыль предприятий, их имущество и землю. Кос­венные налоги (налоги на товары и услуги) с предприятий — налог на добавочную стоимость, акцизы, таможенные тарифы.

Вопросы для повторения

1. В чем состоит сущность финансов и чем они отличаются от денег?

2. Объясните сущность финансового менеджмента.

3. Охарактеризуйте основные функции финансового менеджмента.

4. Назовите основные источники финансовых ресурсов, в том числе источники самофинансирования.

5. В чем состоит сущность финансового планирования и каковы его основные этапы?

6. Назовите основные принципы разработки финансовых планов.

7. Каковы структура и сущность прямых налогов с предприятий?

8. Каковы структура и сущность косвенных налогов с предприятий?







Date: 2015-12-13; view: 449; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.052 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию