Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оцениваем, сохраняем, воспроизводим





 

Любую новую информацию наш мозг сначала оценивает и относит к какой-то определенной группе: о́бразной (зрительные и ассоциативные образы) или речевой (устная и письменная речь). По ряду причин информация из речевой группы запоминается хуже, чем информация группы о́бразной. Еще хуже запоминается точная информация: числовые ряды (например, номер автомобиля или банковской карты), даты, формулы, точные термины. К точной информации обычно образов не возникает, поэтому и запомнить ее сложнее.

Однако запомнить можно абсолютно любые данные, нужно только использовать принципы мнемотехники, а также руководствоваться следующими правилами сохранения информации:

Появляющиеся при оценке информации произвольные коды-образы нельзя соединять между собой в ассоциации.

«Кодировать» информационные объекты в образы (зрительные, буквенные, если это цифры, слуховые) следует очень быстро.

Повысить шансы вспомнить нужную информацию можно по системе «стимул-сигнал»: создать определенный стимул для сохранения и воспроизведения данных, который будет воспринят мозгом и «зарегистрирован» в нем. При необходимости вспомнить информацию нужно создать второй стимул, который побуди́т мозг выдать требуемую информацию в короткие сроки. Стимулы – это внешние сигналы, подкрепленные нашими эмоциями.

Воспроизведение, как и память, может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае речь идет о целенаправленном воспроизведении материала, во втором – о случайном его припоминании по ассоциации. Чтобы стимулировать вспоминание той или иной информации, лучше всего воспользоваться методом промежуточных результатов: припомнить события, факты и образы, непосредственно или через ассоциации связанные с требуемыми сведениями. Это поможет процессу вспоминания и воспроизведения.

Иногда при попытке воспроизведения в мозгу включается так называемый «блок забывания», когда вспомнить то, что вам нужно, решительно не представляется возможным. Действительно, в некоторых случаях процесс припоминания неосуществим из-за того, что информация вообще не закрепилась в долговременной памяти. В большинстве же ситуаций процесс воспроизведения просто идет по ложному пути, поэтому вспомнить требуемое никак не удается. Обычно так происходит, когда человек устал, раздражен, отвлекается на внешние раздражители. В этом случае лучше игнорировать попытку воспроизвести информацию и вернуться к ней спустя некоторое время.

 

6.4. Ошибки вспоминания и узнавания: как их преодолеть?

 

Процесс извлечения из памяти необходимых сведений сопровождается сначала узнаванием нужного вам объекта, а затем его воспроизведением. Обычно при воспроизведении возможны такие ошибки, как перепутывание сведений или объектов (контамина́ция) и додумывание информации, которую вы так и не смогли полностью вспомнить (конфабуля́ция).

Причиной их обычно становятся неправильное или неполное понимание материала, который мы пытались запомнить, отсутствие интереса к данным сведениям или невозможность в ближайшем будущем применять их на практике. Также ошибки узнавания и воспроизведения информации могут быть вызваны стрессовой ситуацией или переутомлением.

Чтобы избежать этих и других возможных трудностей, следует знать важные закономерности запоминания.

Согласно данным многолетних исследований, люди помнят 90 процентов сказанного и при этом сделанного, 70 процентов того, что говорят сами, 50 процентов всего того, что видели и слышали, 30 процентов только увиденного и 20 процентов только услышанного. Из всей же прочитанной информации в памяти сохраняется только 10 процентов.

Нужно проявлять интерес только к тем сведениям, которые вам важно знать, не стараясь запоминать больше, чем следует. При этом запоминать новую информацию нужно осознанно, выделяя важные и второстепенные детали.

Чтобы улучшить процент запоминаемости прочитанного, пересказывайте материал вслух. Оптимально работает схема «одно прочтение – три пересказа».

Всю нужную вам информацию оценивайте и выстраивайте в логической последовательности, не нужно запоминать ее хаотично.

Старайтесь улучшать свою речь, это развивает и мышление в целом, и память в частности.

Большинство ошибок запоминания и воспроизведения случается из-за нашей невнимательности или же попыток выучить материал в беспокойном состоянии.

Нужно чаще прибегать к о́бразной памяти, создавая мысленные ассоциации и руководствуясь эмоциональным запоминанием.

Всегда следует верить в то, что всякая трудность преодолима и любую информацию можно выучить и запомнить. Это хорошо стимулирует мыслительные способности.

Незнакомый материал не нужно пытаться заучить сразу и целиком. Разбивая его на части, вы экономите свое время и лучше усваиваете нужные данные.

Незначительные факты и мелкие детали хорошо запоминаются утром, примерно с 5 до 8 часов утра. Существенные факты и важная информация лучше усваивается после полудня.

 

 







Date: 2015-12-13; view: 366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию