Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первый вопрос
Вероятно, первым вопросом, ставшим предметом спора, скандала, «почему?» и «зачем?», был вопрос о фатальности и суверенности. И это было довольно естественно, ибо если вопрос связан с судьбой людей, то он становится предметом интереса любого здравомыслящего человека. Возможно, не найти общества, где его люди достигли бы ступени совершенства мышления, а этот вопрос не обсуждался бы в нем. Во-вторых, священный Коран в этом отношении имеет много аятов, которые становятся двигателями мыслей по этому основному вопросу. [ [11] ] Поэтому нет никаких оснований, чтобы мы искали другой источник постановки этого вопроса в исламском мире. Для того чтобы отрицать подлинность исламских наук и исламского просвещения, востоковеды обычно любым способом стремятся найти для всех наук, возникших среди мусульман, источник вне исламского мира, особенно в христианском мире. Поэтому они любым способом пытаются доказать, что основной источник калама - внешний источник. И это подобно тому, что они осуществили по отношению к исламским наукам синтаксис, просодии (возможно, по отношению к риторике, стилистике, поэтике) и мистицизм. Проблема фатальности и суверенности одновременно есть и проблема рока и предопределения, т.е. ввиду того, что она связана с человеком, есть проблема фатальности и суверенности, а ввиду того, что связана с Богом, есть проблема рока и предопределения. Сама эта проблема породила спор о справедливости, ибо в ней просматривается, с одной стороны, явная связь между фатальностью и насилием, с другой - между суверенностью и справедливостью. Спор о справедливости вызвал к жизни спор о сущностной красоте и безобразности действий. В свою очередь, этот спор породил дискуссии об интеллекте и интеллектуальной самодостаточности. Все это обусловило спор о мудрости, т.е. спор о том, что сущность Бога обладает мудрой целью и намерением. Постепенно спор распространился на фактное, а затем и на атрибутивное единобожие, что разъясним впоследствии. Проведение каламистских дебатов в дальнейшем получило значительное развитие и распространение; оно распространилось на многие философские вопросы, вроде споров о субстанции и акциденции, об образовании тела из неделимых частиц (атомов), о пустоте и др. Ибо мутакаллимы постановку этих проблем считают необходимым в качестве введения к проблемам, связанным с принципами религии, особенно с проблемами, связанными с началом жизни и воскресением. Поэтому многие проблемы, относившиеся к сфере философии, вошли и в сферу науки калам. По этой причине философия и калам теперь имеют много общих проблем. Если кто-то изучит книги по каламу, особенно каламистские книги, сочиненные в седьмом и последующих веках, то обнаружит, что большинство исламских каламистских вопросов те же самые, что поставили философы, особенно исламские, в своих книгах. Исламская философия и исламский калам оказали друг на друга большое влияние. Одно из этих влияний состоит в том, что калам силой поставил перед философией много новых воп-росов. Философия, в свою очередь, стала причиной того, что расширился круг калама, в том смысле, что необходимость постановки многих философских проблем в сфере калама была признана неизбежной. Быть может, в будущем мы с помощью Бога достигнем успеха и приведем образцы обоего вида взаимовлияния калама и философии, на что указали.
Date: 2015-12-12; view: 473; Нарушение авторских прав |