Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причина и следствие
Старейшей проблемой философии является проблема причины и следствия. В отличие от проблем подлинности бытия и субъективного бытия, занимающих высокое место в некоторых философских системах и неизвестных другим мелким системам, или в отличие от проблемы потенции и действия, играющей важную роль в философии Аристотеля, или в отличие от проблемы устойчивости и изменчивости, нашедшей подобающее место в философии Садр ал-мута'аллихина, проблема причины и следствия упоминается в любой философской системе. «Причинность» есть вид связи между двумя вещами, одну из которых называем причиной, а другую - следствием. Но причинно-следственная связь есть вид чрезвычайно глубокой связи. Связь причины и следствия состоит в том, что причина есть создатель следствия. То, что следствие получает от бытия, ~ это полнота и реальность его бытия. Поэтому если нет причи-ны, нет и следствия. Мы не знаем такую связь в других отношениях, чтобы если одна из двух сторон связи отсутствовала, то не существовала бы и другая сторона. Поэтому потребность следствия в причине - это самая сильная потребность, потребность в основе бытия. Поэтому если мы хотим дать определение причины, то должны сказать: «Причина есть то, в чем следствие нуждается в своем бытии». Одна из проблем причины и следствия состоит в том, что каждое явление есть следствие и любое следствие нуждается в причине. Следовательно, любое явление нуждается в причине, т.е. если нечто в своей сущности не есть само бытие и бытие стало его акцидентом, проявившись в нем, то это произошло в результате действия некоего фактора, называемого причиной. Стало быть, ни одно явление не происходит без причины. Гипотеза, противоположная этой теории, состоит в том, что предполагается, что какое-то явление может появиться без причины. Эта гипотеза называется «неожиданностью» и «случайностью». Философия принимает принцип причинности и усиленно отрицает теорию «неожиданности» и «случайности». Идея о том, что любое явление есть следствие и нуждается в причине, представляет собой предмет согласия философов и мутакаллимов. Однако мутакаллимы подобное явление интерпретируют как «возникшее», а философы - как «возможное», т.е. мутакаллимы говорят, что любое «возникшее» есть следствие и нуждается в причине, а философы говорят, что любое «возможное» является следствием и нуждается в причине. Эти две различных интерпретации дают различные результаты, на что мы указали при обсуждении проблемы возникшего и изначального. Другая проблема причины и следствия состоит в том, что каждая причина порождает только особое следствие, а не любое следствие, и каждое следствие проистекает только от особой причины, а не от любой причины. Другими словами, между сущими мира существуют особые зависимости. Поэтому не каждая вещь может стать источником любой вещи и не каждая вещь может происходить от любой вещи. Мы в своих простых опытах твердо убеждены в той истине, что прием пищи есть причина сытости, питьё воды - причина утоления жажды, учение уроков - причина грамотности. Поэтому если мы хотим достичь названные следствия, то прибегаем к их особым причинам. Для насыщения мы никогда не прибегаем к питью воды или к изучению уроков, а для приобретения грамотности не считаем достаточным прием пищи. Философия доказывает; что среди всех проистекающих в мире явлений существует подобная неоспоримая связь, и излагает эту идею в следующем выражении: Между любой причиной и ее следствием господствуют особая связь и отношение, которых между другой причиной и следствием нет. Этот принцип является важнейшим принципом, который, по нашему мнению, устанавливает порядок в мире и представляет мир в нашем мышлении не в форме совокупности хаоса, в котором ни одна вещь не есть условие другой вещи, а в форме налаженной и упорядоченной системы, каждая часть которой имеет свое особое место и ни одна ее часть не может занять места другой. Другой аспект проблемы причины и следствия состоит в том, что в философии Аристотеля причина имеет четыре вида: действующая причина, целевая причина, материальная причина, формальная причина. В отношении созданных человеком вещей эти четыре причины - истинны наилучшим способом. Например, если будем строить дом, строитель и его действия суть действующая причина, проживание в том доме — целевая причина, строительный материал для дома — материальная причина, фигура строительства, соответствующая жилищу, а не складу, к примеру, или бане, или мечети, - формальная причина. С точки зрения Аристотеля, любое природное явление, например, и некий камень, и некое растение, и некий человек, в точности обладают этими четырьмя причинами. К числу проблем причины и следствия относится то, что причина в терминологии ученых-естествоведов, т.е. в терминологии естествознания, немного отличается от терминологии метафизики и метафизиков. С точки зрения метафизики, теперь называемой нами философией, причина - это производитель бытия, т.е. философы причиной другой вещи называют ту вещь, которая является производителем этой другой вещи. Иначе они не называли бы ее причиной. Иногда они ее называют «готовящей». Но ученые-естествоведы даже в случае, когда связь между двумя вещами является исключительно связью между побуждением и движением, пользуются словом «причина». Поэтому в терминологии ученых-естествоведов строитель есть причина дома, ибо строитель при посредстве ряда передвижений и перемещений наконец стал источником строительства некоего дома. Но ученые-теологи никогда не считают строителя причиной дома, ибо строитель не создатель дома, потому что материалы дома ранее существовали и дело строителя сводилось только к тому, чтобы придать им строй. А также отец и мать, в соответствии с терминологией ученых-естествоведов, по отношению к своему ребенку считаются причинами. Но в соответствии с терминологией философов они называются «предпосылками», «готовящими» и «исполнителями», т.е. не считаются причиной. Другая проблема в отношении причины и следствия состоит в том, что цепь причин (конечно же, причин по терминологии философов, а не ученых-естествоведов, т.е. причин бытия, а не причин движения) конечна, и невозможно, чтобы она была бесконечной, т.е. если бытие некоей вещи исходит из некоей причины и обусловлено ею, если эта причина также обусловлена другой причиной, если и эта причина обусловлена другой причиной, то могут быть тысячи, миллионы и миллиарды причин и следствий; каждая причинно-следственная связь подобным образом будет исходить от другой и идти вверх, но в конце концов они завершаются причиной, которая существует по своей сущности, а не по какой-то другой причине, ибо цепь бесконечных причинных связей невозможна. Философы выстраивают множество доказательств о невозможности непрерывных бесконечных причин. Они, облегчая это выражение, говорят: непрерывность причин невозможна. Еще более облегчая выражение, они говорят: непрерывность невозможна, - имея, конечно, в виду, что непрерывность бесконечных причин невозможна. Слово «тасалсул» (непрерывность) восходит к корню «силсила», означающему «цепь». Следовательно, «тасалсул» (непрерывность) означает становление бесконечных причин цепью. Философы систему и порядок причин и следствий уподобили звеньям цепи, по порядку идущим друг за другом.
УРОК ДЕСЯТЫЙ Date: 2015-12-12; view: 497; Нарушение авторских прав |