Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменчивое и устойчивое
Одна из других философских проблем - это проблема изменчивости и устойчивости, близкая по своей сущности к спорам о возникшем и извечном. Изменчивость - это разнообразие, устойчивость же - единообразие. Без всякого сомнения, мы всегда являемся свидетелями изменения и разнообразия в мире. Мы сами, пришедшие в мир, постоянно переходим из одного состояния в другое и коротаем периоды, и будем коротать, пока не завершатся смертью. Таково и состояние земли, рек, деревьев, животных, звезд, солнечной системы и галактик. Разве эти изменения внешни и относятся к фигурам, формам и акциденциям мира, или они глубоки и основательны и в мире нет никакого устойчивого явления? Больше того, разве совершающиеся в мире изменения происходят одним толчком и моментально или разворачиваются постепенно и во времени? Эта проблема также является старой проблемой, и она обсуждалась в философии Древней Греции. Демокрит, признаваемый отцом атомической теории и также известный как «смеющийся философ», утверждал, что все изменения и метаморфозы поверхностны, ибо основу бытия природы составляют атомные частицы и они изначально и вечно находятся в одном состоянии и неизменны. Наблюдаемые нами изменения подобны изменениям, наблюдаемым нами в куче камешков, которые иногда соединяются в такой форме, а иногда в другой форме, что во всяком случае не приводит к изменению в их сущности и истинности. Это видение известно как «машинное» видение, и эта философия - один из видов механической философии. Но есть другой греческий философ по имени Гераклит, который, напротив, утверждал, что ни одна вещь в двух моментах не находится в одном и том же состоянии. Ему принадлежит выражение: «В одну и ту же реку дважды войти нельзя», ибо во втором моменте уже тот индивид - не тот индивид и та река — не та река. Без сомнения, эта философия потому заняла место на точке, противоположной философии Демокрита, что рассматривает все вещи в состоянии потока и исчезновения. Тем не менее, с точки зрения антимеханицизма, т.е. с точки зрения так называемого динамизма, она никаких разъяснений не дает. В философии Аристотеля нет никаких суждений относительно того, что все части природы йодвержены изменению. Речь у него идет только о том, какие изменения постепенны и временны, а какие моментальны. Постепенные изменения в этой философии называются движением, а изменения, происходящие моментально, - возникновением и исчезновением, т.е. моментальное появление называется возникновением, а моментальное тление - исчезновением. Поскольку с точки зрения Аристотеля и его последователей основные изменения мира, особенно изменения, происходящие в субстанции, совершаются моментально, постольку этот мир называется миром возникновения и исчезновения. Там, где изменения происходят моментально, т.е. совершаются исключительно в один миг, в ином от него мире устойчивое сохраняет свое бытие. Следовательно, если изменения будем считать моментальными, то по отношению к тому, что эти изменения совершаются в одном «теперь», а в ином «теперь», т.е. в другом времени, они устойчивы, подобные изменчивые вещи являются относительно изменчивыми и относительно устойчивыми. Следовательно, если изменение совершается путем движения, то изменение абсолютно. А если изменение происходит путем возникновения и исчезновения, путем «теперь», то изменение относительно. Стало быть, с точки зрения аристотеликов, в природе нет абсолютно однородной вещи (в отличие отточки зрения демокритиков), и все изменчиво. Но поскольку в природе главными являются субстанции, движение которых моментально, постольку мир обладает относительной устойчивостью и относительной изменчивостью, и устойчивость над миром господствует больше, чем изменчивость. Аристотель и аристотелики, как мы знаем, классифицируя вещи особым образом, в целом считали, что вещи составляют десять родов, или находятся под десятью родами, называемыми категориями. Порядок категорий таков: субстанция, количество, качество, «где?», положение, «когда?», отношение, обладание, действие и страдание. По мнению аристотеликов, движение совершается только в категориях количество, качество и «где?». В остальных категориях нет движения. Все изменения других категорий совершаются моментально; иными словами, другие категории обладают относительной устойчивостью. С учетом того, что само движение существует не постоянно, т.е. иногда существует, а иногда не существует, относительная устойчивость господствует и над теми тремя категориями, которым движение присуще. Стало быть, согласно философии Аристотеля, устойчивость имеет место больше, чем изменчивость, а однородность (единообразие) - больше, чем многообразие. Ибн Сина был уверен, что движение совершается и в категории положения, т.е. он доказал, что некоторые движения - как, например, движение сферы вокруг своей оси - относятся к виду движения в категории положения, а не к виду движения в категории «где?». Поэтому после Ибн Сины понятие движения в категории «где?» применялось к пространственному движению. То, что было открыто Ибн Синой и принято другими, было не открытием существования еще одного вида движения, а было объяснением сущности того вида движения, считаемого другими разновидностью движения в категории «где?». Ибн Сина доказал, что оно из вида движения в категории положения. К числу основных изменений, произошедших в исламской философии, относится доказательство Садр ал-мута'аллихином существования субстанциального движения. Садр ал-мута'аллихин доказал, что даже в соответствии с аристотелевским принципом материи и формы мы должны принять, что субстанции мира находятся в состоянии постоянного и непрерывного движения. В субстанциях мира нет и мига устойчивости и однообразия, и акциденции (девять других категорий) как свойства субстанций находятся в постоянном движении. С точки зрения Садр ал-мута'аллихина, природа равна движению, а движение равно непрерывному, постоянному и непрекращающемуся возникновению и уничтожению. В соответствии с принципом субстанциального движения образ аристотелевского мира становится совершенно другим. Согласно этому принципу, природа и материя равны движению, а время есть мера и протяженность этого субстанциального движения. Устойчивое же равно заприродности. Все, что существует, есть либо абсолютная изменчивость (природа), либо абсолютная устойчивость (заприродное бытие). Устойчивость природы - это устойчивость порядка, а не устойчивость бьгйия и существования, т.е. над миром господствует безусловный и ненарушаемый порядок. Однако содержание порядка, находящегося внутри порядка, изменчиво, оно даже есть само изменение. И бытие этого мира, и его порядок исходят из того, что находится за природой. И если бы строй мира не был бы другим, связь прошлого и будущего мира, являющегося неустойчивой и изменчивой материей, прекратилась бы: Изменилась вода этого ручейка многократно, Но образ луны и образ звезд в ней неизменны. На шестом уроке указали, что первичное деление бытия, т.е. деление, которое непосредственно есть деление сущего как такового, относится к области первой философии. Теперь скажем, что проблема устойчивого и изменчивого до Садр ал-мута'аллихина находилась в области физики, ибо любое суждение и любое деление, относящееся к телу поскольку оно тело, связано с физикой. Говорилось, что это тело бывает либо устойчивым, либо изменчивым. Другими словами, оно или покоящееся, или движущееся. Иначе говоря, движение и покой - из акциденции тела. Стало быть, дебаты об устойчивом и изменчивом исключительно должны приводиться в физике. Но после открытия принципа подлинности бытия и установления субстанциального движения Садр ал-мута'аллихином [стало ясно, что] стихии мира являются движущимися, поскольку они движущиеся, и изменяющимися, поскольку они изменяющиеся, т.е. тело не есть некая вещь, чтобы движение исключительно стало ее акцидентом и иногда отнялось бы от нее, дабы состояние отсутствия ее движения нами называлось бы покоем. Напротив, стихия мира суть само есть движение. Противоположной точкой субстанциального движения является устойчивость, а не покой. Покой истинен в случае акцидентальных движений, состояние «небытия» которых нами называется покоем. Но в случае сущностного субстанциального движения покой не необходим. Противоположная точка такого субстанциального движения, являющегося самой субстанцией, - это субстанции, сама сущность которых составляет устойчивость. Они суть сверхпространственные и сверхвременные сущие, свободные от силы, способности, пространственных и временных измерений. Поэтому это не тело, чтобы оно было либо устойчивым, либо изменчивым, а есть сущее как таковое, являющееся либо самой устойчивостью (сверхматериальные сущие), либо самой текучестью, самим становлением, превращением и постоянным возникновением (мир природы). Следовательно, подобно тому, как бытие и существование в сущности своей делится на необходимое и возможное, подобно этому оно в сущности своей делится на устойчивое и текучее. Поэтому, с точки зрения Садр ал-мута'аллихина, в физике достойно упоминания только часть движения, т.е. акцидентальное движение тела, противоположной точкой которого является покой. Но о других движениях или о тех же самых движениях, не являющихся акцидентами природного тела, обсуждения и исследования должны осуществляться в первой философии. Садр ал-мута'аллихин темы движения включил в разделы об универсалиях книги «Путешествия» и привел вместе с обсуждением проблемы потенции и действий, хотя было бы правильнее выделить самостоятельную главу о них. Один из важнейших результатов этого великого открытия, основанного на том, что бытие в своей сущности делится на устойчивое и текучее, и устойчивое и текучее бытие суть два вида бытия, состоит в том, что «становление» и «превращение» представляют собой истинную ступень бытия. Несмотря на то, что мы в некотором отношении можем считать «становление» соединением и сочетанием бытия и небытия, тем не менее, это соединение и сочетание не суть истинные соединения, а некий вид умозрения и аллегории. [ [8] ] Истина состоит в том, что именно открытие подлинности бытия и относительности сущности позволяет нам познать эту важную истину, т.е. если бы не существовала подлинность бытия, то, во-первых, невозможно было бы представить себе субстанциальное движение, во-вторых, «текучесть, становление и превращение, являющиеся истинными ступенями бытия», были бы не представляемы. В новой европейской философии проблема движения нашла свое место другими путями. Некоторые философы убедились, что движение есть основной атрибут природы. Другими словами, согласно их убеждению, природа равна «становлению». Но ввиду того, что эта мысль покоилась не на подлинности бытия и его сущностном делении на устойчивое и изменчивое, эти философы полагали, что «становление» есть то же самое что совмещение противоречащих вещей, считаемое древними мыслителями невозможным. Они также думали, что результатом «становления» является отмена принципа идентичности, считаемого древними мыслителями бесспорным. Эти философы говорили, что господствующим принципом в философских взглядах древних мыслителей был «принцип устойчивости». Поскольку древние мыслители считали сущие устойчивыми, постольку полагали, что действие вещей совершается между «бытованием» и «небытованием». Поэтому из этих двух идей достоверной должна быть только одна. Принцип невозможности совмещения и снятия двух противоречащих вещей означает либо постоянное бытование, либо постоянное небытование, третьего деления здесь не дано. А также, поскольку древние философы считали вещи устойчивыми, постольку полагали, что любая вещь постоянно тождественна сама себе (принцип идентичности). Но в связи с открытием принципа движения и изменения в природе и того, что природа непрерывно находится в состоянии «становления», эти два принципа теряют силу, ибо «становление» есть совмещение бытования и небытования; и там, где вещь есть и бытование, и небытование, там «становление» воплощено. Вещь в состоянии становления и есть, и не есть. Вещь на стадии становления в каждый миг сама есть не-сама; сама в то же самое время, что есть сама, не есть сама; сама отрицается самой. Следовательно, если господствующий над вещами принцип есть принцип бытования и небытования, то и принцип невозможности совмещения противоречащих сущих и принцип идентичности являются истинными. Но поскольку господствующим принципом является принцип становления, постольку ни один из этих принципов не может быть истинным. Другими словами, принцип невозможности совмещения противоречащих сущих и принцип идентичности, безраздельно господствовавшие над умами древних мыслителей, вытекали из другого принципа, также, безусловно, господствовавшего над умами древних мыслителей. И это принцип есть принцип устойчивости. В связи с обнаружением с помощью естественных наук несостоятельности принципа устойчивости и эти два принципа естественным образом теряют свою ценность. То, что мы сказали, есть мнение многих новых философов - от Гегеля до современных. Но мы видим, что Садр ал-мута'аллихин приходит к мысли о несостоятельности принципа устойчивости другим путем, и движение, открываемое им, означает, что природа равна изменчивости, а устойчивость - абстракции. В то же время он, подобно новым философам, никогда не заключает и не говорит, что поскольку природа равна «становлению» и изменению, постольку она сама равна текучести и превращению, и потому принцип невозможности совмещения и снятия противоречащих сущих абсурден. Он, считая «становление» видом совмещения бытия и небытия, в то же время рассматривает его и как вид совмещения двух противоречащих сущих. Почему? Причина такого суждения заключается в том, что им открыт более важный принцип, сводящийся к тому, что бытие по своей сущности распадается на устойчивое и текучее бытии. Устойчивое бытие есть одна из ступеней бытия, а не некое соединение бытия и небытия. Текучее бытие также есть другая ступень бытия, а не какое-то соединение бытия и небытия. Образование «становления» из бытия и небытия не есть совмещение двух противоречащих сущих, подобно тому, как оно также не есть отрицание вещью своей сущности. Ошибки новых философов обусловлены двумя причинами. Одна из них - незнание деления бытия на устойчивое и текучее, другое - ограниченность их представлений о принципах противоречия и противоположности.
УРОК ДЕВЯТЫЙ Date: 2015-12-12; view: 1724; Нарушение авторских прав |