Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единобожие





Обсуждение свое начнем с принципа единобожия. Единобо­жие имеет ступени и виды: сущностное единобожие, атрибутив­ное единобожие, актное единобожие, культовое единобожие.

Сущностное единобожие означает, что сущность Бога еди­на, не имеет подобия и противоположности, все остальное - Его творение, они и по степени, и по рангу находятся ниже Его со­вершенства; более того, они недостойны сравнения с Ним. Свя­щенные аяты «Нет вещи Ему подобной» и «Нет никого, рав­ного Ему» выражают это сущностное единобожие.

Атрибутивное единобожие означает, что Божественные ат­рибуты, вроде знания, могущества, жизни, воли, познания, слышания, видения, не являются сущностями, отличными от сущ­ности Господа, а являются самой Его сущностью, в том смыс­ле, что сущность Господа такова, что эти атрибуты для него истинны, или (другими словами) она такова, что следы этих ат­рибутов упорядочены в нем.

Фактное единобожие, т.е. не только все сущности, но и все дела (даже дела человеческие) совершаются по желанию и воле Бога и особым образом исходят от желания Его святой сущно­сти.

Культовое единобожие, т.е. кроме сущности Бога ничего не достойно поклонения и почитания. Почитание чего-либо, кро­ме Бога, равно политеизму и выходу за пределы исламского единобожия.

По одной точке зрения, культовое единобожие отличается от всех других видов единобожия, ибо те три вида связаны с Бо­гом, этот вид - с Его рабами. Другими словами, единство сущ­ности, неимение подобия и противоположности, единство по ат­рибутам и единство по деятельности суть Его достоинства и атрибуты. Но культовое единобожие есть необходимость покло­нения единому началу. Следовательно, культовое единобожие есть достоинство рабов, а не Бога.

Но истина заключается в том, что культовое единобожие также есть достоинство Бога, ибо культовое единобожие озна­чает единство Бога, достойного обожествления. Следователь­но, только Он является единственным истинным объектом по­клонения. Слова «Нет бога, кроме Аллаха» охватывают все ступени единобожия. Первоначальный смысл этого слова сво­дится к культовому поклонению.

Сущностное и культовое единобожие являются элементами первых принципов исламской веры, т.е. если чья-либо вера по этим двум принципам ущербна, он не будет считаться членом мусульманской общины. Никто из мусульман не выступает про­тив этих двух принципов.

В последнее время секта ваххабитов, основанная Мухамма-дом ибн Вахаббом - приверженцем ханбалита Ибн Таймии Шами, стала претендовать на то, что некоторые воззрения мусульман, как вера в заступничество, и отдельные их действия, как прибегание к помощи и поддержке пророков и святых, про­тиворечат культовому единобожию. Но остальные мусульмане не считают их противоречащими культовому единобожию. Ста­ло быть, разногласие ваххабитов с прочими мусульманами со­стоит не в том, что Бог ли является единственным сущим, дос­тойным поклонения, или не-Бог, - например, достойны ли проро­ки и святые также поклонения или нет? Нет сомнения в том, что не-Бог не достоин поклонения. Разногласие состоит в том, что являются ли просьба о заступничестве и прибегание к по­мощи поклонением или не являются? Следовательно, конфликт основан на малой, а не на большой посылке. Исламские ученые обстоятельными и аргументированными разъяснениями опро­вергли теорию ваххабитов.

Атрибутивное единобожие - это то, что является предметом разногласия мутазилитов и ашаритов. Ашариты отрицают атри­бутивное единобожие, мутазилиты же поддерживают его. Акт-ное единобожие также является предметом разногласия мута­зилитов и ашаритов, с той только разницей, что дела здесь об­стоят наоборот, т.е. ашариты являются приверженцами актного единобожия, а мутазилиты отрицают его. Мутазилиты, называя себя монотеистами и считая единобожие одним из своих пяте­ричных принципов, имели в виду атрибутивное единобожие, а не сущностное и культовое единобожие (ибо эти два вида единобо­жия не являются предметами разногласия), а также не актное единобожие, ибо, во-первых, мутазилиты отрицают актное еди­нобожие, а во-вторых, излагают свое мнение об актном едино­божии под названием «принципа справедливости», являющего­ся вторым принципом их пятеричного принципа.

Ашариты и мутазилиты относительно атрибутивного и акт­ного единобожия твердо стоят на совершенно противоположных полюсах. Мутазилиты, являясь приверженцами атрибутивного единобожия, актное единобожие отрицают, ашариты - наобо­рот. Каждая из этих сект по этому поводу приводила разные аргументы. Мы в соответствующей главе разъясним особый взгляд шиитов на эти два вида единобожия.

 

 

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ

МУТАЗИЛИТЫ (2)

Date: 2015-12-12; view: 438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию