Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЕдинобожиеОбсуждение свое начнем с принципа единобожия. Единобожие имеет ступени и виды: сущностное единобожие, атрибутивное единобожие, актное единобожие, культовое единобожие. Сущностное единобожие означает, что сущность Бога едина, не имеет подобия и противоположности, все остальное - Его творение, они и по степени, и по рангу находятся ниже Его совершенства; более того, они недостойны сравнения с Ним. Священные аяты «Нет вещи Ему подобной» и «Нет никого, равного Ему» выражают это сущностное единобожие. Атрибутивное единобожие означает, что Божественные атрибуты, вроде знания, могущества, жизни, воли, познания, слышания, видения, не являются сущностями, отличными от сущности Господа, а являются самой Его сущностью, в том смысле, что сущность Господа такова, что эти атрибуты для него истинны, или (другими словами) она такова, что следы этих атрибутов упорядочены в нем. Фактное единобожие, т.е. не только все сущности, но и все дела (даже дела человеческие) совершаются по желанию и воле Бога и особым образом исходят от желания Его святой сущности. Культовое единобожие, т.е. кроме сущности Бога ничего не достойно поклонения и почитания. Почитание чего-либо, кроме Бога, равно политеизму и выходу за пределы исламского единобожия. По одной точке зрения, культовое единобожие отличается от всех других видов единобожия, ибо те три вида связаны с Богом, этот вид - с Его рабами. Другими словами, единство сущности, неимение подобия и противоположности, единство по атрибутам и единство по деятельности суть Его достоинства и атрибуты. Но культовое единобожие есть необходимость поклонения единому началу. Следовательно, культовое единобожие есть достоинство рабов, а не Бога. Но истина заключается в том, что культовое единобожие также есть достоинство Бога, ибо культовое единобожие означает единство Бога, достойного обожествления. Следовательно, только Он является единственным истинным объектом поклонения. Слова «Нет бога, кроме Аллаха» охватывают все ступени единобожия. Первоначальный смысл этого слова сводится к культовому поклонению. Сущностное и культовое единобожие являются элементами первых принципов исламской веры, т.е. если чья-либо вера по этим двум принципам ущербна, он не будет считаться членом мусульманской общины. Никто из мусульман не выступает против этих двух принципов. В последнее время секта ваххабитов, основанная Мухамма-дом ибн Вахаббом - приверженцем ханбалита Ибн Таймии Шами, стала претендовать на то, что некоторые воззрения мусульман, как вера в заступничество, и отдельные их действия, как прибегание к помощи и поддержке пророков и святых, противоречат культовому единобожию. Но остальные мусульмане не считают их противоречащими культовому единобожию. Стало быть, разногласие ваххабитов с прочими мусульманами состоит не в том, что Бог ли является единственным сущим, достойным поклонения, или не-Бог, - например, достойны ли пророки и святые также поклонения или нет? Нет сомнения в том, что не-Бог не достоин поклонения. Разногласие состоит в том, что являются ли просьба о заступничестве и прибегание к помощи поклонением или не являются? Следовательно, конфликт основан на малой, а не на большой посылке. Исламские ученые обстоятельными и аргументированными разъяснениями опровергли теорию ваххабитов. Атрибутивное единобожие - это то, что является предметом разногласия мутазилитов и ашаритов. Ашариты отрицают атрибутивное единобожие, мутазилиты же поддерживают его. Акт-ное единобожие также является предметом разногласия мутазилитов и ашаритов, с той только разницей, что дела здесь обстоят наоборот, т.е. ашариты являются приверженцами актного единобожия, а мутазилиты отрицают его. Мутазилиты, называя себя монотеистами и считая единобожие одним из своих пятеричных принципов, имели в виду атрибутивное единобожие, а не сущностное и культовое единобожие (ибо эти два вида единобожия не являются предметами разногласия), а также не актное единобожие, ибо, во-первых, мутазилиты отрицают актное единобожие, а во-вторых, излагают свое мнение об актном единобожии под названием «принципа справедливости», являющегося вторым принципом их пятеричного принципа. Ашариты и мутазилиты относительно атрибутивного и актного единобожия твердо стоят на совершенно противоположных полюсах. Мутазилиты, являясь приверженцами атрибутивного единобожия, актное единобожие отрицают, ашариты - наоборот. Каждая из этих сект по этому поводу приводила разные аргументы. Мы в соответствующей главе разъясним особый взгляд шиитов на эти два вида единобожия.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ МУТАЗИЛИТЫ (2)
|