Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип справедливости





На прошлом уроке коротко указали на пятеричный принцип мутазилитов и дали разъяснения об их первом принципе, т.е. о принципе единобожия. Теперь очередь объяснить второй их прин­цип — принцип справедливости.

Конечно, очевидно, что ни одна из исламских сект не отрица­ет справедливость в качестве одного из атрибутов Бога. Никто не говорил, что Бог не справедлив.

Разногласие мутазилитов с их противниками (т.е. ашаритами) сводится к объяснениям и разъяснениям о справедливости. Ашариты объясняют справедливость таким образом, что, с точ­ки зрения мутазилитов, равно ее отрицанию. Ашариты абсолют­но не согласны, чтобы они назывались ниспровергателями и про­тивниками справедливости.

Взгляд мутазилитов на справедливость состоит в том, что неко­торые дела суть справедливость в границах своей сущности, а не­которые - насилие в пределах своей сущности. Например, вознаг­раждение покорного и наказание непокорного есть справедливость в границах своей сущности. И Бог справедлив потому, что покорно­го вознаграждает, а непокорного наказывает, и невозможно, чтобы Он действовал вопреки этому. Наказание покорного и вознаграж­дение непокорного есть насилие в пределах своей сущности, и не­возможно, чтобы Бог совершил подобное действие. Насилием так­же является вынуждение раба совершить грех или сотворение его немощным, а затем сотворение греха его руками - и его наказа­ние. Бог никогда не совершает насилие; насилие для Бога неприс­тойно и недопустимо, оно против Его божественного достоинства.

Но ашариты убеждены, что ни одно дело в пределах своей сущности не является справедливостью или насилием. То, что делает Бог, - сама справедливость. Допустим, что Бог наказы­вает покорных и вознаграждает непокорных - это есть сама спра­ведливость. Точно так же справедливо, если Бог сотворит лю­дей немощными, а затем, совершив их руками грех, наказывает их. Это действие в границах своей сущности не есть насилие. Если предположим, что Бог действует подобным образом, тем не менее, это сама справедливость. «То, что делает повелитель - сладко».

Являясь по этой причине сторонниками справедливости, мутазилиты отрицают единобожие в действиях. Они говорят, что вывод актного единобожия состоит в том, что люди сами не являются творцами своих действий, напротив, творцами действий является Бог. Знаем, что люди в День Страшного Суда получат от Бога воздаяние и наказание. Следовательно, если Бог явля­ется творцом действий людей и одновременно вознаграждает и наказывает их за действия ими не совершенные, а совершен­ные самим Богом, то это насилие и противоречит божественной справедливости. Мутазилиты считают, что актное единобожие противоречит принципу справедливости.

Поэтому мутазилиты, в отличие от ашаритов, отрицающих свободу и волю, по отношению к человеку признают принцип свободы и воли и усердно его защищают.

Мутазилиты в завершении постановки проблемы справедливос­ти, означающей, что некоторые действия суть справедливость в пределах своей сущности, а некоторые другие суть насилие в пре­делах своей сущности, и разум повелевает, что справедливость есть добро и следует ее совершать, а насилие - зло, и его не следует совершать, выдвинули другой, более общий и универсальный, прин­цип. Он есть принцип сущностной красоты и сущностной безобразности действий. Например, правдивость, честность, целомудрие и праведность суть сущностно добро, а ложь, предательство, рас­путство, беспечность суть сущностно зло. Следовательно, дей­ствия сами по себе и до вынесения Богом суждения о них обла­дают сущностной красотой и сущностной безобразностью.

Отсюда мутазилиты пришли к другому принципу о челове­ческом разуме. Он состоит в том, что человеческий разум в по­знании красоты и безобразности вещей суверенен, т.е. и без разъяс­нения шариатского законоведа, может познать красоту и безобраз­ность некоторых действий. Ашариты были не согласны с эти поло­жением.

Проблема сущностных и интеллектуальных красоты и безоб­разности, признаваемая мутазилитами и отвергаемая шиитами, породила в качестве своего продолжения много других проблем, часть которых была связана с теологией, а часть ~ с антропософи­ей, вроде того, имеют ли действия Бога (по более емкому выраже­нию, сотворение и создание вещей) цель и намерение или не име­ют? Мутазилиты говорили, что если в действиях нет цели и наме­рения, то они безобразны и интеллектуально не возможны.

Какова непосильная обязанность? Возможно ли, чтобы Бог воз­ложил на человека дело, превышающее его терпение? Мутазилиты и это признали безобразным и невозможным. Способен ли верую­щий на неверие или нет? Способен ли неверующий на верование [ [18] ] или нет? Ответ мутазилитов на все эти вопросы положителен. Ибо если верующий не способен на неверие, а неверующий - на верова­ние, то их воздаяние и наказание безобразно. Ашариты по всем этим вопросам придерживаются точки зрения, противоположной философии и мутазилизму.

 







Date: 2015-12-12; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию