Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип справедливости
На прошлом уроке коротко указали на пятеричный принцип мутазилитов и дали разъяснения об их первом принципе, т.е. о принципе единобожия. Теперь очередь объяснить второй их принцип — принцип справедливости. Конечно, очевидно, что ни одна из исламских сект не отрицает справедливость в качестве одного из атрибутов Бога. Никто не говорил, что Бог не справедлив. Разногласие мутазилитов с их противниками (т.е. ашаритами) сводится к объяснениям и разъяснениям о справедливости. Ашариты объясняют справедливость таким образом, что, с точки зрения мутазилитов, равно ее отрицанию. Ашариты абсолютно не согласны, чтобы они назывались ниспровергателями и противниками справедливости. Взгляд мутазилитов на справедливость состоит в том, что некоторые дела суть справедливость в границах своей сущности, а некоторые - насилие в пределах своей сущности. Например, вознаграждение покорного и наказание непокорного есть справедливость в границах своей сущности. И Бог справедлив потому, что покорного вознаграждает, а непокорного наказывает, и невозможно, чтобы Он действовал вопреки этому. Наказание покорного и вознаграждение непокорного есть насилие в пределах своей сущности, и невозможно, чтобы Бог совершил подобное действие. Насилием также является вынуждение раба совершить грех или сотворение его немощным, а затем сотворение греха его руками - и его наказание. Бог никогда не совершает насилие; насилие для Бога непристойно и недопустимо, оно против Его божественного достоинства. Но ашариты убеждены, что ни одно дело в пределах своей сущности не является справедливостью или насилием. То, что делает Бог, - сама справедливость. Допустим, что Бог наказывает покорных и вознаграждает непокорных - это есть сама справедливость. Точно так же справедливо, если Бог сотворит людей немощными, а затем, совершив их руками грех, наказывает их. Это действие в границах своей сущности не есть насилие. Если предположим, что Бог действует подобным образом, тем не менее, это сама справедливость. «То, что делает повелитель - сладко». Являясь по этой причине сторонниками справедливости, мутазилиты отрицают единобожие в действиях. Они говорят, что вывод актного единобожия состоит в том, что люди сами не являются творцами своих действий, напротив, творцами действий является Бог. Знаем, что люди в День Страшного Суда получат от Бога воздаяние и наказание. Следовательно, если Бог является творцом действий людей и одновременно вознаграждает и наказывает их за действия ими не совершенные, а совершенные самим Богом, то это насилие и противоречит божественной справедливости. Мутазилиты считают, что актное единобожие противоречит принципу справедливости. Поэтому мутазилиты, в отличие от ашаритов, отрицающих свободу и волю, по отношению к человеку признают принцип свободы и воли и усердно его защищают. Мутазилиты в завершении постановки проблемы справедливости, означающей, что некоторые действия суть справедливость в пределах своей сущности, а некоторые другие суть насилие в пределах своей сущности, и разум повелевает, что справедливость есть добро и следует ее совершать, а насилие - зло, и его не следует совершать, выдвинули другой, более общий и универсальный, принцип. Он есть принцип сущностной красоты и сущностной безобразности действий. Например, правдивость, честность, целомудрие и праведность суть сущностно добро, а ложь, предательство, распутство, беспечность суть сущностно зло. Следовательно, действия сами по себе и до вынесения Богом суждения о них обладают сущностной красотой и сущностной безобразностью. Отсюда мутазилиты пришли к другому принципу о человеческом разуме. Он состоит в том, что человеческий разум в познании красоты и безобразности вещей суверенен, т.е. и без разъяснения шариатского законоведа, может познать красоту и безобразность некоторых действий. Ашариты были не согласны с эти положением. Проблема сущностных и интеллектуальных красоты и безобразности, признаваемая мутазилитами и отвергаемая шиитами, породила в качестве своего продолжения много других проблем, часть которых была связана с теологией, а часть ~ с антропософией, вроде того, имеют ли действия Бога (по более емкому выражению, сотворение и создание вещей) цель и намерение или не имеют? Мутазилиты говорили, что если в действиях нет цели и намерения, то они безобразны и интеллектуально не возможны. Какова непосильная обязанность? Возможно ли, чтобы Бог возложил на человека дело, превышающее его терпение? Мутазилиты и это признали безобразным и невозможным. Способен ли верующий на неверие или нет? Способен ли неверующий на верование [ [18] ] или нет? Ответ мутазилитов на все эти вопросы положителен. Ибо если верующий не способен на неверие, а неверующий - на верование, то их воздаяние и наказание безобразно. Ашариты по всем этим вопросам придерживаются точки зрения, противоположной философии и мутазилизму.
Date: 2015-12-12; view: 484; Нарушение авторских прав |