Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Каламистские направления и секты
Подобно тому, как мусульмане с точки зрения фикха и того, что связано с ветвями религии и научными проблемами, создали различные направления и потому разделились на разнообразные секты - на джафаритов, зайдитов, ханафитов, шафеитов, маликитов, ханбалитов, - каждая из которых имеет свой фикх, подобно этому мусульмане в соответствии с вероисповедными проблемами и положениями, связанными с верой и убеждением, также распались на различные секты, каждой из которых присущи свои мировоззренческие основоположения и принципы. Наиболее важные каламистские направления - шиизм, мутазилизм, ашаризм и мурджизм. Здесь, возможно, возникнет вопрос и проявится сожаление, почему мусульмане в каламистских вопросах и вопросах фикха распались на такое множество сект и потеряли свое каламистское и фикхийское единство. Разногласия в каламистских проблемах становятся причиной того, что мусульмане не будут иметь единства в исламском воззрении. Разногласия же в проблемах фикха становятся причиной того, что мусульмане также потеряют гармоничность и единство действий. Этот вопрос и это сожаление, безусловно, к месту. Но необходимо указать на два момента. Первый момент состоит в том, что разногласия мусульман в вопросах калама и фикха находятся не на таком уровне, чтобы полностью поколебать основания единства их мировоззрения и практического поведения. Мировоззренческая и практическая их общность настолько сильна и разнообразна, что их различия не могут нанести решающий удар. Второй момент заключается в том, что, несмотря на все единства и союзы по идейным принципам, идейное и теоретическое разногласие в обществах неизбежно. До той поры, пока основание и корень противоречий являются способом понимания, а не способом достижения корыстных целей, противоречия даже полезны, т.е. они обусловливают движение, поиски, споры, исследования и прогресс. Там же, где противоречия сочетаются с фанатизмом, с эмоциональными нелогическими покровительствованиями и тенденциозностью, и усилия людей, вместо того чтобы быть направленными на исправление своего поведения, затрачиваются на унижение и оклеветание противника и на то, чтобы строить козни против него, - там противоречия становятся причиной бедствий и несчастий. В шиизме люди обязаны следовать живому муджтахиду [ [12] ]. Муджтахиды обязаны размышлять над вопросами веры, проявлять усердие в их решении и не ограничиваться тем, что оставлено в наследство предшественниками и великими людьми. Усердие и самостоятельность мышления сами по себе ведут к противоречиям во взглядах. Но эти противоречия придали шиитскому фикху жизнь и динамичность. Следовательно, не любое противоречие осуждаемо, осуждаемо только то противоречие, которое исходит от злого умысла и корыстолюбия, или оно имеет место в отношении тех проблем, которые пробивают брешь в основании пути мусульман, как, например, проблема имамата и руководства, а не как частные и неосновные проблемы. Но исследование истории мысли мусульман показывает, какие противоречия исходили из злого умысла и корыстолюбия, а какие являются естественным свойством мусульманской интеллектуальной мысли. А также - разве все каламистские проблемы следует считать частью основных проблем, а все проблемы фикха следует отнести к неосновным проблемам? Или не допустимо ли, чтобы каламистский вопрос с данной точки зрения не был подлинным, а проблема фикха обладала бы подлинностью? Но это - споры, которые выходят за рамки задач настоящего урока. Прежде чем приступить к повествованию о каламистских направлениях, необходимо указать на одно течение, которое существует в исламском мире. Представители этого течения, будучи исламскими учеными, в принципе стали противниками калама, т.е. противниками интеллектуального спора о принципиальных исламских проблемах, и считали его ересью и недозволенным занятием. Они известны под названием хадисистов. Во главе хадисистов стоит Ахмад ибн Ханбал, являющийся одним из суннитских имамов-факихов. Ханбалиты принципиально против калама, включая мутазилитский и ашаритский, не говоря уже о шиитском каламе. В первую очередь они противники логики и философии. Ханбалит Ибн Таймийа, относящийся к числу выдающихся личностей суннитского мира, дал фетва [ [13] ] о недозволенности калама и логики. Джал ад-Дину Сийути, также являющемуся хадисистом, принадлежит книга «Оберегание логики и калама от логики и калама» («Савн ал-мантики ва ал-калами ан ал-мантики ва ал-калами»). Малик ибн Анас - еще один из суннитских имамов - также считал недопустимым любое рассуждение и исследование о вероисповедных проблемах. Мы позицию шиизма по этому вопросу изложили и объяснили во введении к пятому тому книги «Принципы философии и метод рационализма». Наиболее значимые каламистские направления, как ранее указывалось, это - шиизм, мутазилизм, ашаризм и мурджизм. Некоторые причисляли к каламистским направлениям также ха-раджизм и батинизм, т.е. исмаилизм. [ [14] ] Но с нашей точки зрения, ни одно из этих двух последних течений нельзя отнести к каламистким направлениям. Что касается хараджитов, то они выражали особые взгляды о принципах религии. Возможно, что именно с их стороны был поставлен первый вопрос о принципах религии, т.е. именно они выдвинули некоторые идеи об имамате и неверии грешников и считали носителей этих воззрений вероотступниками. Но, во-первых, хараджиты не обосновали какую-либо самостоятельную дискурсивную школу мысли, другими словами, они не создали в исламском мире какую-либо систему воззрений. Во-вторых, с нашей шиитской точки зрения, идейные отклонения хараджитов доходят до той меры, что трудно причислять их к мусульманам. То, что облегчает дело, - это то, что хараджиты потерпели крах и только одна их секта, называемая «ибазийа», имеет немногочисленных последователей. Ибазиты были наиболее умеренной сектой хараджитов и потому до сих пор не потерпели крах. Батиниты на основе поиска внутреннего смысла также настолько вмешивались в исламские идеи, что, можно сказать, они исказили ислам. По этой причине мусульмане мира не готовы считать их составной частью исламских сект. Около тридцати лет тому назад в Каире был основан «Дом сближения исламских направлений». Шиитеко-имамитское, зайдитское, ханафитское, шафеитское, маликитское и ханбалитское направления каждое в отдельности имели там представителя. Исмаилиты очень стремились направить своего представителя. Но их старания не были восприняты другими мусульманами. Батиниты, несмотря на многочисленные свои отклонения от ислама, в отличие от хараджитов, не имевших школу и систему идей, обладают каламистской и философской школой, достойной внимания. Среди них появились значительные личности -мыслители, и от них также остались в наследство книги, достойные внимания. В последнее время востоковеды проявляют большую благосклонность к наследию и взглядам батинитов. К числу выдающихся личностей исмаилизма относится На-сири Хусрав Алави - известный персоязычный поэт, умерший в 481 г. хиджры [ [15] ]. Известны и популярны его книги «Джами' ал-хикматайн» («Гармония двух мудростей»), «Ваджх-и дин» («Лицо веры»), «Хан ал-ихван» («Скатерть друзей»). [ [16] ] К плеяде исмаилитских мыслителей относится Абу Хатим Рази, умерший в 332 г. хиджры, автор книги «А'лам ан-нубувва» («Извещение о пророчестве»). Другим исмаилитским мыслителем является Абу Йакуб Сиджистани - автор книги «Кашф ал-махджуб» («Открытие сокрытого»), умерший во второй половине четвертого века хиджры. Персидский перевод этой его книги издан в последнее время.
Другой известной исмаилитской личностью является Хамид ад-Дин Кирмани - ученик Абу Йакуба Сиджистани. Хамид ад-Дин на основаниях исмаилизма составил много книг. [ [17] ] Другим исмаилитским мыслителем является Абу Ханифа Ну'-ман ибн Сабит, известный как Кадий Ну'ман и как Абу Ханифа Ши'и (последователь исмаилизма). Этот муж был хорошо начитан и осведомлен в фикхе и Хадисе. Его известная книга «Да-'аим ал-ислам» («Основания ислама») несколько лет тому назад была издана в Тегеране литографическим способом. УРОК ТРЕТИЙ МУТАЗИЛИЗМ (1) Свое обсуждение - по причине, которую разъясним потом - начнем с мутазилизма. Секта мутазилитов возникла в конце первого или в начале второго века хиджры. Очевидно, что наука калам, как и все другие науки, постепенно развилась и достигла совершенства. Мы сначала упомянем в виде перечня принципы воззрений мутазилитов, выражаясь лучше, упомянем подлинные отличительные особенности школы мутазилитов, затем вспомним их известные личности с указанием истории их жизни, потом изложим эволюцию их взглядов. У мутазилизма много проблем. Они не ограничиваются чисто религиозными делами, в которых, с точки зрения муитазилитов, следует веровать и быть убежденным, а охватывают также целую серию природных, социальных, антропософских и философских проблем, непосредственно не относящихся к сфере вероисповедных проблем. Но все эти проблемы, конечно же, определенным образом связаны с проблемами вероисповедания. По мнению мутазилитов, исследование проблем вероисповедания без исследования этих проблем недостижимо. Сами мутазилиты пять проблем считают принципами мутазилизма: 1. Единобожие, т.е. отсутствие у Бога множества атрибутов. 2. Справедливость, т.е. Бог справедлив, Он не тиран. 3. Обещание и увещевание, т.е. Бог обещал рабам своим воздаяние за повиновение и угрожал наказать за грехи. Подобно тому, как обещание воздаяния повинующимся не терпит нарушения, подобно этому и угроза наказания грешников за грехи не нарушаема. Следовательно, прощение достижимо только тогда, когда раб Божий покаялся. Прощение без покаяния никогда не совершается. 4. Промежуточное состояние, т.е. грешник, совершивший великий грех (например, пьяница, прелюбодей, лжец и им подобные), не есть ни верующий, ни неверующий. Грех есть состояние между неверием и верой. 5. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого. Особый взгляд мутазилитов на повеление одобряемого и запрещение порицаемого состоит в том, что, во-первых, путь познания добрых и дурных действий не монополия шариата. Интеллект также способен распознать хотя бы часть добрых и дурных поступков. Во-вторых, все это не обусловлено существованием имама, а есть задача всех мусульман, независимо от того, есть имам, или его нет. Есть только некоторые виды действий, выполнение которых является обязанностью имамов и руководителей дел мусульман, вроде установления шариатских пределов, защиты границ исламских стран и других исламских правительственных дел. Мутазилитские мутакаллимы иногда писали самостоятельные книги об этих пяти принципах, как известная книга Кадия Абд ал-Джаббара Мутазили (современника Сахиба ибн Аббада и Сайда Мортазы Алам ал-Худа) под названием «Ал-Усул ал-Хамса» («Пятеричный принцип»). Как наблюдается, только принцип единобожия и принцип справедливости могут быть рассмотрены как составные элементы вероисповедных и религиозных проблем. Три других принципа являются только дифиниенсами школы мутазилитов. Даже принцип справедливости является составной частью вероисповедных принципов, хотя он относится к аксиомам Корана и необходимортям религии. Но он потому принят в качестве составной части пятеричного принципа, что является дифиниенсом их школы. Иначе и принцип знания, и принцип могущества (то, что Бог знающ и могуществен) также принадлежат к необходимостям ислама и являются составной частью вероисповедных проблем. В шиизме принцип справедливости также считается одним из пятеричных вероисповедных принципов. Естественно, возникает вопрос, какова специфика принципа справедливости, что он считался составной частью вероисповедных принципов, хотя справедливость - один из атрибутов Бога. Подобно тому, как Всевышний Бог - справедлив, подобно этому Он знающ, могуществен, живой, познающий, слышащий и видящий. Во все это также следует верить и быть уверенным. Так почему же только справедливости отдано предпочтение? Ответ состоит в том, что справедливость не имеет никакого предпочтения перед другими атрибутами Бога. Шиитские мутакаллимы потому считали этот принцип частью вероисповедных принципов шиитов, что ашариты, в своем большинстве являющиеся суннитами, отрицали этот принцип, не отвергая принципы знания, жизни, воли и др. Поэтому вера в справедливость считается элементом вероисповедных принципов шиитов, как она является элементом вероисповедных дифиниенсов мутазилитов. Пять упомянутых принципов составляют основную линию ка-ламистской школы мутазилитов, иначе, как сказано, особые воззрения мутазилитов не ограничиваются этими пятью принципами. Мутазилиты по многим проблемам теологии, природоведения, социологии и человековедения выработали особые воззрения, которые сейчас нет возможности перечислить. Date: 2015-12-12; view: 463; Нарушение авторских прав |