Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каламистские направления и секты





Подобно тому, как мусульмане с точки зрения фикха и того, что связано с ветвями религии и научными проблемами, созда­ли различные направления и потому разделились на разнообраз­ные секты - на джафаритов, зайдитов, ханафитов, шафеитов, маликитов, ханбалитов, - каждая из которых имеет свой фикх, подобно этому мусульмане в соответствии с вероисповедными проблемами и положениями, связанными с верой и убеждени­ем, также распались на различные секты, каждой из которых присущи свои мировоззренческие основоположения и принципы. Наиболее важные каламистские направления - шиизм, мутазилизм, ашаризм и мурджизм.

Здесь, возможно, возникнет вопрос и проявится сожаление, почему мусульмане в каламистских вопросах и вопросах фикха распались на такое множество сект и потеряли свое каламистское и фикхийское единство.

Разногласия в каламистских проблемах становятся причи­ной того, что мусульмане не будут иметь единства в исламском воззрении.

Разногласия же в проблемах фикха становятся причиной того, что мусульмане также потеряют гармоничность и единство дей­ствий.

Этот вопрос и это сожаление, безусловно, к месту. Но необ­ходимо указать на два момента. Первый момент состоит в том, что разногласия мусульман в вопросах калама и фикха находят­ся не на таком уровне, чтобы полностью поколебать основания единства их мировоззрения и практического поведения. Миро­воззренческая и практическая их общность настолько сильна и разнообразна, что их различия не могут нанести решающий удар.

Второй момент заключается в том, что, несмотря на все един­ства и союзы по идейным принципам, идейное и теоретическое разногласие в обществах неизбежно. До той поры, пока основа­ние и корень противоречий являются способом понимания, а не способом достижения корыстных целей, противоречия даже по­лезны, т.е. они обусловливают движение, поиски, споры, иссле­дования и прогресс. Там же, где противоречия сочетаются с фанатизмом, с эмоциональными нелогическими покровительствованиями и тенденциозностью, и усилия людей, вместо того чтобы быть направленными на исправление своего поведения, затрачиваются на унижение и оклеветание противника и на то, чтобы строить козни против него, - там противоречия стано­вятся причиной бедствий и несчастий.

В шиизме люди обязаны следовать живому муджтахиду [ [12] ]. Муджтахиды обязаны размышлять над вопросами веры, прояв­лять усердие в их решении и не ограничиваться тем, что остав­лено в наследство предшественниками и великими людьми. Усердие и самостоятельность мышления сами по себе ведут к противоречиям во взглядах. Но эти противоречия придали ши­итскому фикху жизнь и динамичность.

Следовательно, не любое противоречие осуждаемо, осужда­емо только то противоречие, которое исходит от злого умысла и корыстолюбия, или оно имеет место в отношении тех проблем, которые пробивают брешь в основании пути мусульман, как, например, проблема имамата и руководства, а не как частные и неосновные проблемы.

Но исследование истории мысли мусульман показывает, ка­кие противоречия исходили из злого умысла и корыстолюбия, а какие являются естественным свойством мусульманской интел­лектуальной мысли. А также - разве все каламистские пробле­мы следует считать частью основных проблем, а все пробле­мы фикха следует отнести к неосновным проблемам? Или не допустимо ли, чтобы каламистский вопрос с данной точки зре­ния не был подлинным, а проблема фикха обладала бы подлин­ностью? Но это - споры, которые выходят за рамки задач на­стоящего урока.

Прежде чем приступить к повествованию о каламистских на­правлениях, необходимо указать на одно течение, которое су­ществует в исламском мире. Представители этого течения, бу­дучи исламскими учеными, в принципе стали противниками ка­лама, т.е. противниками интеллектуального спора о принципиальных исламских проблемах, и считали его ересью и недозво­ленным занятием. Они известны под названием хадисистов. Во главе хадисистов стоит Ахмад ибн Ханбал, являющийся одним из суннитских имамов-факихов.

Ханбалиты принципиально против калама, включая мутазилитский и ашаритский, не говоря уже о шиитском каламе. В пер­вую очередь они противники логики и философии. Ханбалит Ибн Таймийа, относящийся к числу выдающихся личностей суннит­ского мира, дал фетва [ [13] ] о недозволенности калама и логики. Джал ад-Дину Сийути, также являющемуся хадисистом, принадлежит книга «Оберегание логики и калама от логики и калама» («Савн ал-мантики ва ал-калами ан ал-мантики ва ал-калами»).


Малик ибн Анас - еще один из суннитских имамов - также считал недопустимым любое рассуждение и исследование о ве­роисповедных проблемах.

Мы позицию шиизма по этому вопросу изложили и объяснили во введении к пятому тому книги «Принципы философии и ме­тод рационализма».

Наиболее значимые каламистские направления, как ранее ука­зывалось, это - шиизм, мутазилизм, ашаризм и мурджизм. Не­которые причисляли к каламистским направлениям также ха-раджизм и батинизм, т.е. исмаилизм. [ [14] ]

Но с нашей точки зрения, ни одно из этих двух последних течений нельзя отнести к каламистким направлениям.

Что касается хараджитов, то они выражали особые взгляды о принципах религии. Возможно, что именно с их стороны был поставлен первый вопрос о принципах религии, т.е. именно они выдвинули некоторые идеи об имамате и неверии грешников и считали носителей этих воззрений вероотступниками. Но, во-первых, хараджиты не обосновали какую-либо самостоятель­ную дискурсивную школу мысли, другими словами, они не со­здали в исламском мире какую-либо систему воззрений. Во-вто­рых, с нашей шиитской точки зрения, идейные отклонения хараджитов доходят до той меры, что трудно причислять их к мусульманам. То, что облегчает дело, - это то, что хараджиты потерпели крах и только одна их секта, называемая «ибазийа», имеет немногочисленных последователей. Ибазиты были наи­более умеренной сектой хараджитов и потому до сих пор не по­терпели крах.

Батиниты на основе поиска внутреннего смысла также на­столько вмешивались в исламские идеи, что, можно сказать, они исказили ислам. По этой причине мусульмане мира не готовы считать их составной частью исламских сект.

Около тридцати лет тому назад в Каире был основан «Дом сближения исламских направлений». Шиитеко-имамитское, зайдитское, ханафитское, шафеитское, маликитское и ханбалитское направления каждое в отдельности имели там представите­ля. Исмаилиты очень стремились направить своего представи­теля. Но их старания не были восприняты другими мусульмана­ми.

Батиниты, несмотря на многочисленные свои отклонения от ислама, в отличие от хараджитов, не имевших школу и систему идей, обладают каламистской и философской школой, достой­ной внимания. Среди них появились значительные личности -мыслители, и от них также остались в наследство книги, дос­тойные внимания. В последнее время востоковеды проявляют большую благосклонность к наследию и взглядам батинитов.

К числу выдающихся личностей исмаилизма относится На-сири Хусрав Алави - известный персоязычный поэт, умерший в 481 г. хиджры [ [15] ]. Известны и популярны его книги «Джами' ал-хикматайн» («Гармония двух мудростей»), «Ваджх-и дин» («Лицо веры»), «Хан ал-ихван» («Скатерть друзей»). [ [16] ]

К плеяде исмаилитских мыслителей относится Абу Хатим Рази, умерший в 332 г. хиджры, автор книги «А'лам ан-нубувва» («Извещение о пророчестве»). Другим исмаилитским мыслите­лем является Абу Йакуб Сиджистани - автор книги «Кашф ал-махджуб» («Открытие сокрытого»), умерший во второй поло­вине четвертого века хиджры. Персидский перевод этой его книги издан в последнее время.

 

Другой известной исмаилитской личностью является Хамид ад-Дин Кирмани - ученик Абу Йакуба Сиджистани. Хамид ад-Дин на основаниях исмаилизма составил много книг. [ [17] ]


Другим исмаилитским мыслителем является Абу Ханифа Ну'-ман ибн Сабит, известный как Кадий Ну'ман и как Абу Ханифа Ши'и (последователь исмаилизма). Этот муж был хорошо на­читан и осведомлен в фикхе и Хадисе. Его известная книга «Да-'аим ал-ислам» («Основания ислама») несколько лет тому на­зад была издана в Тегеране литографическим способом.

УРОК ТРЕТИЙ

МУТАЗИЛИЗМ (1)

Свое обсуждение - по причине, которую разъясним потом - начнем с мутазилизма.

Секта мутазилитов возникла в конце первого или в начале второго века хиджры. Очевидно, что наука калам, как и все дру­гие науки, постепенно развилась и достигла совершенства.

Мы сначала упомянем в виде перечня принципы воззрений мутазилитов, выражаясь лучше, упомянем подлинные отличи­тельные особенности школы мутазилитов, затем вспомним их известные личности с указанием истории их жизни, потом изло­жим эволюцию их взглядов.

У мутазилизма много проблем. Они не ограничиваются чис­то религиозными делами, в которых, с точки зрения муитазилитов, следует веровать и быть убежденным, а охватывают так­же целую серию природных, социальных, антропософских и фи­лософских проблем, непосредственно не относящихся к сфере вероисповедных проблем. Но все эти проблемы, конечно же, определенным образом связаны с проблемами вероисповеда­ния. По мнению мутазилитов, исследование проблем вероиспо­ведания без исследования этих проблем недостижимо.

Сами мутазилиты пять проблем считают принципами мута­зилизма:

1. Единобожие, т.е. отсутствие у Бога множества атрибутов.

2. Справедливость, т.е. Бог справедлив, Он не тиран.

3. Обещание и увещевание, т.е. Бог обещал рабам своим воз­даяние за повиновение и угрожал наказать за грехи. Подобно тому, как обещание воздаяния повинующимся не терпит нару­шения, подобно этому и угроза наказания грешников за грехи не нарушаема. Следовательно, прощение достижимо только тогда, когда раб Божий покаялся. Прощение без покаяния никогда не совершается.

4. Промежуточное состояние, т.е. грешник, совершивший ве­ликий грех (например, пьяница, прелюбодей, лжец и им подоб­ные), не есть ни верующий, ни неверующий. Грех есть состоя­ние между неверием и верой.

5. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого. Осо­бый взгляд мутазилитов на повеление одобряемого и запреще­ние порицаемого состоит в том, что, во-первых, путь познания добрых и дурных действий не монополия шариата. Интеллект также способен распознать хотя бы часть добрых и дурных по­ступков. Во-вторых, все это не обусловлено существованием имама, а есть задача всех мусульман, независимо от того, есть имам, или его нет. Есть только некоторые виды действий, вы­полнение которых является обязанностью имамов и руководи­телей дел мусульман, вроде установления шариатских преде­лов, защиты границ исламских стран и других исламских прави­тельственных дел.


Мутазилитские мутакаллимы иногда писали самостоятель­ные книги об этих пяти принципах, как известная книга Кадия Абд ал-Джаббара Мутазили (современника Сахиба ибн Аббада и Сайда Мортазы Алам ал-Худа) под названием «Ал-Усул ал-Хамса» («Пятеричный принцип»).

Как наблюдается, только принцип единобожия и принцип спра­ведливости могут быть рассмотрены как составные элементы вероисповедных и религиозных проблем. Три других принципа являются только дифиниенсами школы мутазилитов. Даже прин­цип справедливости является составной частью вероисповед­ных принципов, хотя он относится к аксиомам Корана и необходимортям религии. Но он потому принят в качестве составной части пятеричного принципа, что является дифиниенсом их шко­лы. Иначе и принцип знания, и принцип могущества (то, что Бог знающ и могуществен) также принадлежат к необходимостям ислама и являются составной частью вероисповедных проблем.

В шиизме принцип справедливости также считается одним из пятеричных вероисповедных принципов. Естественно, возни­кает вопрос, какова специфика принципа справедливости, что он считался составной частью вероисповедных принципов, хотя справедливость - один из атрибутов Бога. Подобно тому, как Всевышний Бог - справедлив, подобно этому Он знающ, могу­ществен, живой, познающий, слышащий и видящий. Во все это также следует верить и быть уверенным. Так почему же толь­ко справедливости отдано предпочтение?

Ответ состоит в том, что справедливость не имеет никако­го предпочтения перед другими атрибутами Бога. Шиитские му­такаллимы потому считали этот принцип частью вероисповед­ных принципов шиитов, что ашариты, в своем большинстве яв­ляющиеся суннитами, отрицали этот принцип, не отвергая прин­ципы знания, жизни, воли и др. Поэтому вера в справедливость считается элементом вероисповедных принципов шиитов, как она является элементом вероисповедных дифиниенсов мутази­литов.

Пять упомянутых принципов составляют основную линию ка-ламистской школы мутазилитов, иначе, как сказано, особые воз­зрения мутазилитов не ограничиваются этими пятью принципа­ми. Мутазилиты по многим проблемам теологии, природоведе­ния, социологии и человековедения выработали особые воззре­ния, которые сейчас нет возможности перечислить.







Date: 2015-12-12; view: 463; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию