![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Необходимость, возможность и невозможность
Еще одной важной проблемой философии является вопрос о «необходимости, возможности и невозможности», известный под названием «троичная материя». Логики говорят, что если отнесем предикат к субъекту и, например, скажем, что «А ест В», то отношение В к А будет иметь одно из трех качеств. Или эта связь есть необходимая связь, т.е. безусловная, неизбежная, непреложная связь. Другими словами, это такая связь, принять противоположность которой разум отказывается. Или дело обстоит наоборот, т.е. связь есть невозможная связь, т.е. невозможно, чтобы предикат стал акцидентом субъекта. Другими словами, разум отказывается принять ее самою?. Или эта связь такова, что может быть положительной, а может быть и отрицательной, т.е. она может быть и доказана, и отвергнута. Другими словами, разум не отказывается принять ни ее самою, ни ее противоположность. Например, если будем иметь в виду связь числа четыре с четностью, то это есть необходимая, непреложная связь. Разум отказывается принять ее противоположность. Разум говорит, что число четыре - четное число и по необходимости, и по неизбежности. Следовательно, то, что господствует над этой связью, есть необходимость и неизбежность. Но если мы скажем, что число пять - четное, то связь есть невозможная связь, т.е. число пять не может быть четным, и разум наш, познающий это значение, отказывается его принять. Стало быть, связь, господствующая между числом пять и четностью, есть невозможная и недопустимая связь. Но если скажем, что погода сегодня солнечная, то связь есть некая возможная связь, т.е. природа дня не влечет за собой ни того, что он неизбежно должен быть солнечным, ни того, что неизбежно должен быть облачным. В соответствии с природой дня оба варианта возможны. Здесь связь между днем и облачностью - возможная связь. Следовательно, связь, предполагаемая нами между любым субъектом и любым предикатом, в сущности не выходит за рамки этих трех состояний, которые иногда по особому соображению также называют «материей». То, что мы здесь сказали, было рассуждение логиков. Философы, исследования которых относятся к бытию, говорят, что какое бы «значение» и «понятие» мы ни имели бы в виду и ни установили субъектом, и ни отнесли бы к нему бытие в качестве предиката, связь не выходит за рамки одного из трех видов. Или связь бытия с тем понятием и значением есть необходимая связь, т.е. та вещь необходимо и неизбежно существует. Мы ее называем необходимосущей. В философии дебаты о Боге упоминаются под названием спора о необходимосущем. Философские доказательства предписывают, что сущее, небытие которого невозможно, а бытие которого необходимо, неизбежно существует. Или если связь бытия с тем значением отрицательна и недопустима, т.е. недопустимо, чтобы она существовала, напротив, неизбежным и необходимым образом она должна не быть, то мы ее называем невозможносущей, как тело, которое в одно единое «теперь» бывает и сферическим, и кубическим. Или если связь бытия с тем значением есть возможная связь, т.е. то значение является сущностью, которая не отвергает ни бытия, ни небытия, то мы ту вещь считаем возможносущей. Все вещи мира, как человек, животное, дерево, вода и т.п., возникающие в качестве единой цепи следствий и затем уничтожающиеся, являются возможносущими. Другая проблема, относящаяся к необходимости и возможности, состоит в том, что любое по сущности своей возможносущее становится необходимосущим через свою причину, но необходимо-сущее - через иное, а не по сущности своей, т.е. любое возможно-сущее неминуемо возникает и становится необходимосущим через иное, если появляется вся совокупность его причин и условий. Но если вся совокупность причин и условий его возникновения не появляется - даже если одно из условий и один из элементов его причины отсутствуют, - то оно становится невозможносущим через иное. Поэтому философы говорят: «Вещь, если не будет необходимой, не возникает, т.е. до тех пор, пока бытие вещи не доходит до ступени необходимости и неизбежности, она не возникает». Следовательно, все, что возникало и будет возникать, появляется в силу неизбежности и необходимости одного строгого и непреложного порядка. Поэтому господствующий над миром и вещами порядок есть неизбежный, необходимый, строгий и непреложный порядок. По терминологии современных философов, господствующий над миром порядок есть некий джабрийский - детерминистский порядок. [ [9] ] При обсуждении проблемы причины и следствия мы говорили, что, по нашему мнению, принцип единства причины и следствия порождает особый порядок и олицетворяет в нашем рассудке некую особую связь между основами и их ветвями, между причинами и следствиями. Теперь же скажем, что этот принцип, согласно которому каждое возможносущее становится необходимым благодаря своей причине, с одной стороны, связан с причиной и следствием, с другой - с необходимостью и возможностью, и придает нашей мыслительной системе о мире особый оттенок. Этот оттенок состоит в том, что наша мыслительная система есть некая необходимая, неизбежная, непреложная система. Философы выражают эту идею краткой формулой: «Принцип необходимости есть причинно-следственный принцип». Если мы примем в естествознании принцип целевой причины, т.е. если примем, что природа в ходе своего изменения и движения преследует (имеет) какую-то цель и все цели завершаются в одной основной цели, которая есть цель целей, то господствующий в мире порядок вновь приобретает другой новый оттенок. Мы здесь не приступим к обсуждению проблемы цели, которая чрезвычайно притягательна и важна, и оставляем ее для обсуждения на профессиональных уроках философии. Наши дебаты об универсальных проблемах философии здесь заканчиваются. Но все еще остаются вопросы, с которыми следует коротко познакомиться вместе с универсальными проблемами, как проблемы единого и многого, потенции и действия, субстанции и акциденции, идеального и материального и др. Надеемся, что у нас в будущем появиться подходящий момент, чтобы обсудить и их. Калам Date: 2015-12-12; view: 568; Нарушение авторских прав |