Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зеленый шум





Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

 

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;

А рядом, новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростника малая,

Шумит высокий клен...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

 

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

(И. Некрасов)

 

4. Внимательно прочитать текст, сделать разметку пауз, про­слушать чтение товарища и указать ему на недостатки:

 

Человек под снегом

 

Поехал Арефий за дровами в лес и запоздал. Подня­лась метель. Показалось ему, что он не по той дороге едет. Он и пошел отыскивать дорогу.

Снег был глубокий. Арефий выбился из сил, завяз в сугробах. Его снегом и занесло.

Лошадь постояла, отдохнула и пошла домой с возом.

Дома увидели, что лошадь пришла одна. Поехали ис­кать Арефия. Поездили, поискали, да так ни с чем и во­ротились. На другой день опять ездили искать и также ничего не нашли.

Уже на третий день ехал по дороге охотник с соба­кой. Собака и почуяла что-то недалеко от дороги. Нача­ла она лапами снег разгребать. Охотник пошел посмот­реть, что тут такое есть. Видит — собака выкопала нору, а из норы пар идет.

Принялся он разгребать и видит — яма, а в яме че­ловек лежит и спит. Охотник прикрыл поскорее яму снежком и поехал в деревню.

Собрался народ. Откопали Арефия, привезли домой. Дома его сначала долго оттирали и согревали.

(С. Аксаков)

 

Темп

Темп—это скорость речи, ее замедление или убыст­рение.

Как и все средства речевой выразительности, темп зависит от содержания произведения и тех задач, кото­рые ставит перед собой читающий. Так, передаче стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в ко­тором повествуется о трагической судьбе князя Олега, будет способствовать темп медленный1:

 

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их селы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам...

 

Верное воспроизведение веселой «Песенки друзей» С. Маршака, рисующей радостное настроение детей, по­требует быстрого темпа:

 

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья...

 

Для того чтобы правильно шить теми, очень важно понимать характер героев, их индивидуальные особен­ности, внешность, поведение. Так, чтение строк, в кото­рых дан образ Мороза-воеводы из поэмы Н. Некрасова «Мороз, красный нос» — могущественного хозяина при­роды,— потребует замедленного темпа, ибо замедленный темп наиболее точно способствует воссозданию в вооб­ражении слушателя образа величественного сказочного Мороза:

Идет — по деревьям шатает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

 

Передача образа дьяка из рассказа Н. Гоголя «Ночь перед рождеством» — вертлявого, льстивого, трусливо­го — потребует, напротив, темпа быстрого, так мак с по­мощью такого темпа можно наиболее правдиво и точно передать характерные особенности изображаемого пи­сателем героя:

 

1 Места, где темп замедляется, подчеркивают прерывистой чер­той ------, где убыстряется — волнистой.

 

Ах, боже.мой, стороннее лицо! — закричал в испуге дьяк.— Что теперь, если застанут особу моего звания?

Передаче тяжелых переживаний, грусти, тоски будет способствовать замедленный темп, передаче радостного, веселого настроения - быстрый.

Надо иметь в виду, что внимание слушателя легче сосредоточивать на тех местах, которые произносятся медленно. Поэтому наиболее важное, значительное сле­дует читать медленнее:

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(И. Крылов «Стрекоза и Муравей»)

 

Несколько замедленным темпом следует читать на­чальную фразу любого произведения, с тем чтобы сосре­доточить внимание слушателя, а также последнюю, чтобы дать слушателю возможность почувствовать оконча­ние чтения.

Говоря о необходимости разнообразить темп при чтении, надо помнить, что бывают случаи, когда для пе­редачи отдельных сцен, раздумий, сообщений требуется однообразный теми. Так, фраза; «А дождь шел, шел шел...», передающая однообразное действие, может быть донесена до сознания слушателя в том случае, если она будет произнесена в однообразном темпе.

 

Задания

 

1. Произнести пословицы и поговорки в медленном, среднем и быстром темпе:

 

Ныне гуляшки, завтра гуляшки—находишься без рубашки.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Деньги смогут многое, а правда — все.

Наш Филат не бывает виноват.

Ел не ел, а за столом сидел.

Авось да небось, хоть вовсе брось.

Злое зелье не уйдет в землю.

У Фомушки денежки — Фомушка-Фома,

У Фомушки нет денежек — Фомка-Фома.

 

2. Прочитать сказку. Переписать текст в тетрадь и подчеркнуть места, где темп замедляется или убыстряется:

 







Date: 2016-02-19; view: 2775; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию