Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре желания





 

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, 'Веселый и говорит отцу:

— Уж как веселю зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

— Запиши твое желание в мою карманную книж­ку,— оказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы
все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, на­брал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером ска­зал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы же­лал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды—румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зи­ме, и о лете.

(К. Ушинский)

5. Проследить правильность постановки логических ударений при чтении товарищем стихотворения:

Весна

 

Зима недаром злится,
Прошла ее пора,—
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захвати,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

(Ф. Тютчев)

 

Паузы

Речь произносится говорящим и воспринимается слу­шающим не как сплошной поток слов. Она разделяется остановками на группы слов, тесно связанных между со­бой по смыслу. Эти группы слов принято называть рече­выми звеньями, а остановки между ними — паузами. При разметке текста в процессе подготовки к выразительному чтению одно речевое звено Отделяется от другого вертикальной чер­той /. Короткие паузы обозначаются одной чертой /, средние — двумя //, длинные — тремя ///.



 

Паузы вносят в речь ясность, четкость и выразитель­ность. Нельзя, например, уловить смысл фразы, если она будет прочитана без пауз: «Я хочу слышать старую песню и унылым речитативом, стараясь сохранить свое­образную мелодию песни он рассказывает»

(М. Горький «Песня о Соколе»)

 

Правильная постановка пауз определяется ясным пониманием содержания произведения. Наверно сделан­ная пауза может извратить смысл предложения или вообще лишить его смысла.

 

Возьмем для примера фразу:

 

Сегодня состоится беседа: / как обучать детей русскому языку / в шесть часов тридцать минут.

Если эту фразу прочитать без паузы перед словами «в шесть часов», она прозвучит бессмысленно:

Сегодня состоится беседа: / как обучать детей рус­скому языку в шесть часов тридцать минут.

 

Слушатель поймет, что беседа будет идти о том, как можно обучать детей русскому языку в течение шести часов тридцати минут, а не то, что эта беседа состоится в шесть часов тридцать минут.

Паузы расчленяют речь, отделяя одно речевое звено от другого, и объединяют ее внутри одного речевого звена. Слова, стоящие перед паузой и после нее, разъе­диняются:

 

Выпал первый снег, / и все кругом стало белым.

(Е. Чарушин «Что за зверь?»)

 

Первое речевое звено: «Выпал первый снег» — разъеди­няется со вторым: «и все кругом стало белым» — паузой.

Слова, стоящие между паузами, объединяются в смысловое целое. Объединенные паузами слова: «Вы­пал первый снег» — имеют определенный смысл, они со­общают о наступлении зимы. Слова второго речевого звена, объединенные паузами, также приобретают смы­словое единство. Они рисуют зимнюю картину: «все кру­гом стало белым».

Паузы бывают различной длины. Их длительность зависит от того, насколько речевые звенья связаны меж­ду собой по смыслу. Если речевые звенья связаны тес­но, то пауза между ними будет короткой, если же меж­ду ними нет тесной смысловой связи, то пауза будет

продолжительной. Чем меньше смысловая связь между речевыми звеньями, тем паузы длиннее:

 

Настало утро. // Проснулась Катя / и скорей на крыльцо...

(Е. Чарушин «Что за зверь?»)

 

В первом предложении сообщается о наступлении утра. Во втором рисуется поведение проснувшейся девочки. Речевое звено первого предложения: «Настало утро»—не имеет тесной смысловой связи с двумя рече­выми звеньями второго предложения: «Проснулась Ка­тя и скорей «а крыльцо», поэтому пауза между ними бу­дет длительной. Во втором предложении речевые звенья имеют более тесную смысловую связь: оба они рисуют поведение Кати: она «проснулась и скорей на крыльцо», поэтому пауза между ними будет короткой.

Паузы обусловливаются физиологической потреб­ностью человека, грамматическим строем речи, эмоция­ми читающего и формой произведения. Наша речь про­износится на выдохе. Чтобы сделать выдох, необходимо раньше сделать вдох. Вдох прервет речь. Происходит ос­тановка — пауза. Физиологическую потребность в поста­новке пауз необходимо подчинить логике речи: делать вдох (или добор воздуха) в тех местах, где по смыслу возможна остановка.



Паузы между речевыми звеньями, объединяющие слова в слитные сочетания, называются логическими паузами. Логическая пауза вносит в речь порядок. Она придает фразе стройность и завершенность, дает возможность слушателю осознать сказанное и подгото­виться к дальнейшему восприятию. Чтецу такая пауза помогает успокоиться, приучает его владеть собой. Ло­гическая пауза не означает остановки мысли. Во время нее внимание читающего продолжает сосредоточивать­ся, на тексте. Он «как бы подыскивает более точные и убедительные слова для передачи своего отношения к содержанию произведения»1.

Логические паузы большей частью совпадают со зна­ками препинания, поэтому некоторые исследователи называют их грамматическими. Знаки препинания име­ют большое значение для выяснения логики речи. Они помогают понять смысл предложения, указывают на завершенность мысли, на переход от одной мысли к дру­гой, дают возможность разобраться в мыслях и намере­ниях - автора. Поэтому при постановке логических пауз надо быть очень внимательным к знакам препинания. Например, точке, обозначающей законченность мысли, будет соответствовать длительная пауза; точка с запя­той, свидетельствующая о частичной завершенности мы­сли, потребует паузы менее длительной; на запятой, ука­зывающей на дальнейшее развитие мысли, пауза будет значительно короче и т. д.

Однако интонация не всегда совпадает с пунктуаци­ей, поэтому в выразительном чтении нельзя механиче­ски делать паузы на знаках препинания. Логические паузы могут быть поставлены независимо от знаков пре­пинания в местах, где эти знаки отсутствуют:

1. Между группами слов подлежащего и сказуемого:

Одна девочка / ушла из дома в лес.

(Л. Толстой «Три медведя»)

 

2. Перед соединительными союзами и, или, да:

А медведи пришли домой голодные / и захотели обедать.

(Там же)

 

Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдет ненадолго норма поклевать / да опять на гнездо.

(К. Ушинский «Курица и утята»)

 

3. Между группой пояснительных слов:

В село «Красное» / на Урале прибыла экспедиция.

 

4. При инверсии (необычном порядке слов):

 

И лучших дней / воспоминанья

Пред ним теснилися толпой...

(М. Лермонтов «Демон»)

 

Логические паузы могут не ставиться на знаках пре­пинания:

1. Перед обращением, стоящим в середине или в конце фразы:

— Ну, что, брат Софрон, каково у тебя дела идут?

— Здравствуйте, батюшка Аркадий Павлыч.

(И. Тургенев «Бурмистр»)

 

2. Перед короткими вводными словами:

— Начнем, пожалуй,— хладнокровно и с самоуве­ренной улыбкой промолвил рядчик.

(И. Тургенев «Певцы»)

 

3. Перед словами-сравнениями:

Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.

(Русская народная сказка «Снегурочка»)

 

Если логическая пауза передает мысль, то для пе­редачи чувства служит пауза психологическая.

Психологическая пауза — это очень действенное средство речевой выразительности. Она делает речь ар­кой, эмоционально окрашенной, дает возможность слу­шателю почувствовать идейно-эстетическую сущность произведения, пережить то, о чем в нем рассказывается, подготавливает его к эмоциональному восприятию дальнейшего чтения. По определению Станиславского, пси­хологическая пауза — это «красноречивое молчание», во время которого продолжается работа мысли чтеца, длятся его переживания, связанные с содержанием про­изведения.

Психологическая пауза не всегда совпадает со зна­ками препинания. По усмотрению чтеца, она может быть поставлена в любом месте текста (в начале, конце, середине) и быть любой длины. Однако психологиче­ская пауза всегда должна быть строго мотивирована, обусловлена внутренним смыслам произведения и ду­шевным состоянием чтеца, стремлением вызвать у слу­шателя определенные переживания, взволновать его. Иначе это будет не пауза, а «дыра на художественном произведении»1. Чем значительнее переживания, чем сильнее внутреннее напряжение чтеца, тем длиннее пауза.

Психологической паузой выделяются слова, передаю­щие напряжение:

 

Катится колобок, навстречу ему / волк.

(Русская народная сказка «Колобок»)

 

Неожиданная остановка перед словом «волк» напрягает внимание слушателя, вызывает чувство настороженности, что соответствует психологическому характеру пред­ложения.

Психологическая пауза делается для подчеркивания необычного состояния или неожиданного действия:

 

Прошла зима. Начало пригревать весеннее сол­нышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг / запечалилась.

(Русская народная сказка «Снегурочка»)

 

Чтобы обратить внимание слушателя на необычность состояния Снегурочки, которая загрустила с наступле­нием весны, когда все радуются и веселятся, делается психологическая пауза перед словом «запечалилась», хотя никаких знаков препинания перед этим словам нет и логический строй фразы остановки не требует.

На пороге сидит его старуха,

А перед нею / разбитое корыто.

(А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

Передача неожиданного конца сказки становится особенно яркой и выпуклой при постановке психологиче­ской паузы перед словами «разбитое корыто».

Психологическая пауза, сделанная перед словами, которые чтец особенно хочет выделить, запечатлеет их в сознании слушателя:

Беда в том, что в сливах есть / косточки.

(Л. Толстой «Косточка»)

 

Выделение психологической паузой слава «косточки» заостряет внимание слушателя на главном и психологически подготавливает его к восприятию дальнейшего рассуждения.

Использование психологической паузы способствует выразительной передаче состояния раздумия, растерян­ности, процесса припоминания:

Читай Тараса... / как его? / Найди. / Она гово­рит / — хорошо... / Кому хорошо?

А были люди, / Тарас этот — /а? / Да-а, / это — люди...

(М. Горький «В людях»)

 

Психологическая пауза должна предшествовать на­чалу чтения любого произведения. Такая пауза необходима чтецу для того, чтобы он мог собраться с мысля­ми, успокоиться; она сосредоточивает внимание слуша­теля, подготавливает аудиторию к чтению.

В конце чтения также необходима пауза. Эта пауза создает определенное настроение, удерживает на неко­торое время внимание слушателей, дает ему возмож­ность побыть под впечатлением услышанного.

Помимо пауз, которые диктуются смысловой и пси­хологической необходимостью, существуют паузы, поста­новка которых обусловлена формой произведения. Это ритмические (или стихотворные) паузы. Ритми­ческие паузы встречаются только в стихах. Они играют конструктивную роль, отделан стихотворные строчки друг от друга и таким образом, организуя их ритми­чески:

Крошка-сын /

к отцу пришел, /

и опросила кроха: /

— Что такое /

Хорошо /

и что такое /

плохо? /

(В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»)

 

Ритмические паузы ставятся обязательно после каж­дой стихотворной строчки независимо от логического смысла стиха. Если такие паузы не делать, то многие стихотворения будут звучать как проза. Например, сти­хи Н. Некрасова:

В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили.

 

Делая ритмические паузы, необходимо одновременно соблюдать в стихотворениях паузы логические и психологические, иначе содержание стихотворения может быть не понято слушателем. Он воспримет только ритмико-мелодическое звучание стиха, а не его смысл:

 

Все прошло: с зимой холодной /

Нужда, голод настает....

(И. Крылов «Стрекоза и Муравей»)

Прочитанное только с соблюдением ритмических пауз двустишие теряет вложенный в него автором смысл. По­лучится, что не нужда и голод приходят с наступлением

зимы, ачто холодной зимой все проходит. Чтобы ритмическая пауза не разрушала логического смысла, голос перед ней надо не понижать, как три выражении закон­ченной мысли, а наоборот, повышать, чтобы заставить слушателя ждать продолжения.

Если стихотворные строчки длинные, то каждая- из них делится в середине постоянной паузой (це­зурой).Эта пауза обязательно должна соответство­вать логическому строению стиха:

 

Дубовый листок / оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, / жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он / от холода, зноя и горя

И вот, наконец / докатился до Черного моря.

(М. Лермонтов «Листок»)

 

Ритмическая пауза и цезура (при несовпадении с ло­гической и психологической паузой) не связаны с дыха­нием. Сопровождение их вдохом или доборам воздуха приведет к нарушению целостного восприятия смысла предложений.

 

Задания

1. Разбить текст на речевые звенья:

 






Date: 2016-02-19; view: 1611; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию