Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четыре желания
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, 'Веселый и говорит отцу: — Уж как веселю зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была. — Запиши твое желание в мою карманную книжку,— оказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды—румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. (К. Ушинский) 5. Проследить правильность постановки логических ударений при чтении товарищем стихотворения: Весна
Зима недаром злится, И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захвати, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. (Ф. Тютчев)
Паузы Речь произносится говорящим и воспринимается слушающим не как сплошной поток слов. Она разделяется остановками на группы слов, тесно связанных между собой по смыслу. Эти группы слов принято называть речевыми звеньями, а остановки между ними — паузами. При разметке текста в процессе подготовки к выразительному чтению одно речевое звено Отделяется от другого вертикальной чертой /. Короткие паузы обозначаются одной чертой /, средние — двумя //, длинные — тремя ///.
Паузы вносят в речь ясность, четкость и выразительность. Нельзя, например, уловить смысл фразы, если она будет прочитана без пауз: «Я хочу слышать старую песню и унылым речитативом, стараясь сохранить своеобразную мелодию песни он рассказывает» (М. Горький «Песня о Соколе»)
Правильная постановка пауз определяется ясным пониманием содержания произведения. Наверно сделанная пауза может извратить смысл предложения или вообще лишить его смысла.
Возьмем для примера фразу:
Сегодня состоится беседа: / как обучать детей русскому языку / в шесть часов тридцать минут. Если эту фразу прочитать без паузы перед словами «в шесть часов», она прозвучит бессмысленно: Сегодня состоится беседа: / как обучать детей русскому языку в шесть часов тридцать минут.
Слушатель поймет, что беседа будет идти о том, как можно обучать детей русскому языку в течение шести часов тридцати минут, а не то, что эта беседа состоится в шесть часов тридцать минут. Паузы расчленяют речь, отделяя одно речевое звено от другого, и объединяют ее внутри одного речевого звена. Слова, стоящие перед паузой и после нее, разъединяются:
Выпал первый снег, / и все кругом стало белым. (Е. Чарушин «Что за зверь?»)
Первое речевое звено: «Выпал первый снег» — разъединяется со вторым: «и все кругом стало белым» — паузой. Слова, стоящие между паузами, объединяются в смысловое целое. Объединенные паузами слова: «Выпал первый снег» — имеют определенный смысл, они сообщают о наступлении зимы. Слова второго речевого звена, объединенные паузами, также приобретают смысловое единство. Они рисуют зимнюю картину: «все кругом стало белым». Паузы бывают различной длины. Их длительность зависит от того, насколько речевые звенья связаны между собой по смыслу. Если речевые звенья связаны тесно, то пауза между ними будет короткой, если же между ними нет тесной смысловой связи, то пауза будет продолжительной. Чем меньше смысловая связь между речевыми звеньями, тем паузы длиннее:
Настало утро. // Проснулась Катя / и скорей на крыльцо... (Е. Чарушин «Что за зверь?»)
В первом предложении сообщается о наступлении утра. Во втором рисуется поведение проснувшейся девочки. Речевое звено первого предложения: «Настало утро»—не имеет тесной смысловой связи с двумя речевыми звеньями второго предложения: «Проснулась Катя и скорей «а крыльцо», поэтому пауза между ними будет длительной. Во втором предложении речевые звенья имеют более тесную смысловую связь: оба они рисуют поведение Кати: она «проснулась и скорей на крыльцо», поэтому пауза между ними будет короткой. Паузы обусловливаются физиологической потребностью человека, грамматическим строем речи, эмоциями читающего и формой произведения. Наша речь произносится на выдохе. Чтобы сделать выдох, необходимо раньше сделать вдох. Вдох прервет речь. Происходит остановка — пауза. Физиологическую потребность в постановке пауз необходимо подчинить логике речи: делать вдох (или добор воздуха) в тех местах, где по смыслу возможна остановка. Паузы между речевыми звеньями, объединяющие слова в слитные сочетания, называются логическими паузами. Логическая пауза вносит в речь порядок. Она придает фразе стройность и завершенность, дает возможность слушателю осознать сказанное и подготовиться к дальнейшему восприятию. Чтецу такая пауза помогает успокоиться, приучает его владеть собой. Логическая пауза не означает остановки мысли. Во время нее внимание читающего продолжает сосредоточиваться, на тексте. Он «как бы подыскивает более точные и убедительные слова для передачи своего отношения к содержанию произведения»1. Логические паузы большей частью совпадают со знаками препинания, поэтому некоторые исследователи называют их грамматическими. Знаки препинания имеют большое значение для выяснения логики речи. Они помогают понять смысл предложения, указывают на завершенность мысли, на переход от одной мысли к другой, дают возможность разобраться в мыслях и намерениях - автора. Поэтому при постановке логических пауз надо быть очень внимательным к знакам препинания. Например, точке, обозначающей законченность мысли, будет соответствовать длительная пауза; точка с запятой, свидетельствующая о частичной завершенности мысли, потребует паузы менее длительной; на запятой, указывающей на дальнейшее развитие мысли, пауза будет значительно короче и т. д. Однако интонация не всегда совпадает с пунктуацией, поэтому в выразительном чтении нельзя механически делать паузы на знаках препинания. Логические паузы могут быть поставлены независимо от знаков препинания в местах, где эти знаки отсутствуют: 1. Между группами слов подлежащего и сказуемого: Одна девочка / ушла из дома в лес. (Л. Толстой «Три медведя»)
2. Перед соединительными союзами и, или, да: А медведи пришли домой голодные / и захотели обедать. (Там же)
Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдет ненадолго норма поклевать / да опять на гнездо. (К. Ушинский «Курица и утята»)
3. Между группой пояснительных слов: В село «Красное» / на Урале прибыла экспедиция.
4. При инверсии (необычном порядке слов):
И лучших дней / воспоминанья Пред ним теснилися толпой... (М. Лермонтов «Демон»)
Логические паузы могут не ставиться на знаках препинания: 1. Перед обращением, стоящим в середине или в конце фразы: — Ну, что, брат Софрон, каково у тебя дела идут? — Здравствуйте, батюшка Аркадий Павлыч. (И. Тургенев «Бурмистр»)
2. Перед короткими вводными словами: — Начнем, пожалуй,— хладнокровно и с самоуверенной улыбкой промолвил рядчик. (И. Тургенев «Певцы»)
3. Перед словами-сравнениями: Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. (Русская народная сказка «Снегурочка»)
Если логическая пауза передает мысль, то для передачи чувства служит пауза психологическая. Психологическая пауза — это очень действенное средство речевой выразительности. Она делает речь аркой, эмоционально окрашенной, дает возможность слушателю почувствовать идейно-эстетическую сущность произведения, пережить то, о чем в нем рассказывается, подготавливает его к эмоциональному восприятию дальнейшего чтения. По определению Станиславского, психологическая пауза — это «красноречивое молчание», во время которого продолжается работа мысли чтеца, длятся его переживания, связанные с содержанием произведения. Психологическая пауза не всегда совпадает со знаками препинания. По усмотрению чтеца, она может быть поставлена в любом месте текста (в начале, конце, середине) и быть любой длины. Однако психологическая пауза всегда должна быть строго мотивирована, обусловлена внутренним смыслам произведения и душевным состоянием чтеца, стремлением вызвать у слушателя определенные переживания, взволновать его. Иначе это будет не пауза, а «дыра на художественном произведении»1. Чем значительнее переживания, чем сильнее внутреннее напряжение чтеца, тем длиннее пауза. Психологической паузой выделяются слова, передающие напряжение:
Катится колобок, навстречу ему / волк. (Русская народная сказка «Колобок»)
Неожиданная остановка перед словом «волк» напрягает внимание слушателя, вызывает чувство настороженности, что соответствует психологическому характеру предложения. Психологическая пауза делается для подчеркивания необычного состояния или неожиданного действия:
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг / запечалилась. (Русская народная сказка «Снегурочка»)
Чтобы обратить внимание слушателя на необычность состояния Снегурочки, которая загрустила с наступлением весны, когда все радуются и веселятся, делается психологическая пауза перед словом «запечалилась», хотя никаких знаков препинания перед этим словам нет и логический строй фразы остановки не требует. На пороге сидит его старуха, А перед нею / разбитое корыто. (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Передача неожиданного конца сказки становится особенно яркой и выпуклой при постановке психологической паузы перед словами «разбитое корыто». Психологическая пауза, сделанная перед словами, которые чтец особенно хочет выделить, запечатлеет их в сознании слушателя: Беда в том, что в сливах есть / косточки. (Л. Толстой «Косточка»)
Выделение психологической паузой слава «косточки» заостряет внимание слушателя на главном и психологически подготавливает его к восприятию дальнейшего рассуждения. Использование психологической паузы способствует выразительной передаче состояния раздумия, растерянности, процесса припоминания: Читай Тараса... / как его? / Найди. / Она говорит / — хорошо... / Кому хорошо? А были люди, / Тарас этот — /а? / Да-а, / это — люди... (М. Горький «В людях»)
Психологическая пауза должна предшествовать началу чтения любого произведения. Такая пауза необходима чтецу для того, чтобы он мог собраться с мыслями, успокоиться; она сосредоточивает внимание слушателя, подготавливает аудиторию к чтению. В конце чтения также необходима пауза. Эта пауза создает определенное настроение, удерживает на некоторое время внимание слушателей, дает ему возможность побыть под впечатлением услышанного. Помимо пауз, которые диктуются смысловой и психологической необходимостью, существуют паузы, постановка которых обусловлена формой произведения. Это ритмические (или стихотворные) паузы. Ритмические паузы встречаются только в стихах. Они играют конструктивную роль, отделан стихотворные строчки друг от друга и таким образом, организуя их ритмически: Крошка-сын / к отцу пришел, / и опросила кроха: / — Что такое / Хорошо / и что такое / плохо? / (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»)
Ритмические паузы ставятся обязательно после каждой стихотворной строчки независимо от логического смысла стиха. Если такие паузы не делать, то многие стихотворения будут звучать как проза. Например, стихи Н. Некрасова: В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили.
Делая ритмические паузы, необходимо одновременно соблюдать в стихотворениях паузы логические и психологические, иначе содержание стихотворения может быть не понято слушателем. Он воспримет только ритмико-мелодическое звучание стиха, а не его смысл:
Все прошло: с зимой холодной / Нужда, голод настает.... (И. Крылов «Стрекоза и Муравей») Прочитанное только с соблюдением ритмических пауз двустишие теряет вложенный в него автором смысл. Получится, что не нужда и голод приходят с наступлением зимы, ачто холодной зимой все проходит. Чтобы ритмическая пауза не разрушала логического смысла, голос перед ней надо не понижать, как три выражении законченной мысли, а наоборот, повышать, чтобы заставить слушателя ждать продолжения. Если стихотворные строчки длинные, то каждая- из них делится в середине постоянной паузой (цезурой).Эта пауза обязательно должна соответствовать логическому строению стиха:
Дубовый листок / оторвался от ветки родимой И в степь укатился, / жестокою бурей гонимый; Засох и увял он / от холода, зноя и горя И вот, наконец / докатился до Черного моря. (М. Лермонтов «Листок»)
Ритмическая пауза и цезура (при несовпадении с логической и психологической паузой) не связаны с дыханием. Сопровождение их вдохом или доборам воздуха приведет к нарушению целостного восприятия смысла предложений.
Задания 1. Разбить текст на речевые звенья:
Date: 2016-02-19; view: 3240; Нарушение авторских прав |