Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логическое ударение
Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов в фразе. Так, например, в строке из басни Крылова «Борона и Лисица»: «Лисица видит сыр» — слово «сыр» — главное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением. Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего сановной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей. «Ударение, — писал Станиславский,— указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»1 Логическое ударение достигается различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на выделяемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста. Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором. Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:
Уж небо осенью дышало, Уж ре же солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял н оябрь уж у двора.
Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого. Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» — произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он уступил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим. Логическим ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла, и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово. Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных слов и посмотрим, как эта фраза будет восприниматься.
У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого). У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время). У меня вчера очень болела голова (не просто болела, а очень сильно). У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел). У меня вчера очень болела голова (голова, а не что-то другое).
Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова. Логическим ударением выделяются: 1. Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:
Был мальчик, звали его Филипп. (Л. Толстой «Филиппок»)
2. Слова, содержащие противопоставление:
Деревья весело шумели, «когда вернулась к нам весна; и только ель одна меж ними была безмолвна и мрачна. Деревья жалобно шумели, когда настали холода; лишь ель молчала равнодушно и зеленела, как всегда. (А. Плещеев «Ель»)
3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в нераспространенном
Подули студеные ветры. (И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)
Побежали оба Мороза... («Два мороза»)
4. Существительное в родительном падеже при сочетании с другим существительным:
Вот уже темнеют реки, тянет кверху дым костра. (А. Твардовский «Осень»)
5. Существительное, стоящее после прилагательного: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит... (А. Пушкин «Зимнее утро») Однако, если читающий хочет особо выделить признак предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:
Январь. Начало года. Морозец во дворе. Хорошая погода бывает в январе: (Н Саконская «В гостях у Ленина»)
6. Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного: Мороз десятиградусный трещит в аллеях парка. (3. Александрова «Лыжники»)
7. Пояснение при глаголе:
Мигом команда моя разбежалась... (Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
8. Слова, выражающие сравнения:
Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз. (С. Маршак «Елка»)
9. Слова, обозначающие перечисление или счет:
Проходят, встают предо мною деревни, поля и леса, и месяц над самой трубою, и липа напротив крыльца. (М. Исаковский «У самой границы»)
10. Обращение, стоящее в начале фразы:
Соседка, слышала ль ты добрую молву? (И. Крылов «Мышь и крыса»)
Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:
Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою! (Русская народная сказка «Колобок») Не плачь, зайчик! (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)
11. Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д.:
Баран разбежался — да бац, бац, начал осаживать волка по бокам. (Русская народная сказка «Зимовье зверей»)
12. Слова, выражающие вопрос:
13. Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление: Поз дняя осень. Или: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. (А. Пушкин)
Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необоснованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постановке логического ударения только на рифмующихся словах смысл четверостишия будет искажен:
Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.
И, наоборот, при верном выделении наиболее важных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:
Лучше б сне г да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. (А. Фет «Осень»)
Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, от этихправил допустимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста). Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»:
Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет —
логическое ударение можно сделать не на существительном «сердце», а на прилагательном «пустое», если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы. Задания
1. На каждое правило подобрать два примера, выписать в тетрадь, проставить логическое ударение и прочитать вслух. 2. Прочитать следующие предложения несколько раз, выделяя логическим ударением подчеркнутое слово:. - Мы идем по темному ельнику. Мы идем то темному ельнику. Мы идем по темному ельнику. Мы идем по темному ельнику.
3. Прочитать фразы, выделяя логическое ударение:
Кто кинул луком в Луку? Кинул луком Клим в Луку. Что сделал Клим? Кинул луком Клим в Луку. Чем Клим кинул в Луку? Кинул луком Клим в Луку.
4. Списать текст в тетрадь, подчеркнуть слова, которые выделяются логическим ударением, и объяснить, почему именно эти слова следует выделить:
Date: 2016-02-19; view: 32178; Нарушение авторских прав |