Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интонация
Главным средством речевой выразительности является интонация. Под интонацией понимают разнообразные оттенки голоса чтеца, отражающие интеллектуальную и эмоциональную сторону речи. В повседневной жизни интонация говорящего зависит от его стремления предельно ясно передать свою мысль и чувства слушающему, с тем чтобы соответственно воздействовать на него. Выражая просьбу, говорящий фразу «Пойди сюда» скажет ласково, просительно; выражая приказание, скажет решительно, строго; выражая гаев, произнесет фразу возмущенно, раздраженно и т. д. В обыденной жизни интонации рождаются непроизвольно, как бы сами собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства. При чтении художественного произведения интонация возникает вследствие ясного осмысления теиста читающим (понимания им замысла и намерения автора, осознанного отношения к описываемым в произведении событиям, героям, их поступкам) и стремления верно передать его слушателям. В зависимости от того, с какой интонацией произнесена та или иная фраза, то или иное слово текста, они соответственно будут восприняты слушателем. Если интонация не выражает правильно сути фразы, если она не является результатом глубокого проникновения читающего в текст и осмысления его, то восприятие читаемого текста слушателем будет неверным. В отличие от грамматики, где принято говорить о трах видах интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной, теория выразительного чтения признает существование бесчисленного множества интонаций. Интонаций столько же, сколько чувств. Чем про изведение богаче, тем разнообразнее и богаче интонации при его передаче. Вспомним отрывок из русской народной сказки «Колобок»: «Катится колобок, навстречу ему волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою!..» Сколько здесь может быть разнообразных интонаций, посредством которых слушатель подводится к ясному пониманию текста. В чтении первых слов: «Катится колобок», рисующих начало путешествия колобка, ушедшего от дедушки и бабушки, отразится стремление читающего заинтересовать слушателей приключениями колобка. В словах «навстречу ему...», выражающих приближающуюся опасность, чувствуется настороженность. В слове «волк», содержащем угрозу колобку, прозвучит предостережение. Обращение волка к колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем!», в котором заключена прямая угроза колобку, зазвучит резко, решительно, злобно. В ответе колобка: «Не ешь меня, серый волк, и тебе песенку спою»—слышится просьба, обещание, желание задобрить злого волка и вместе с тем лукавство, стремление обмануть его.
Задания
1. Произнести следующие пословицы и скороговорки, передавал удивление, радость, возмущение, гордость, злость, ласку:
На горе Арарат растет крупный виноград. Конь везет не кнутом, а овсом. Топор одевать, топор обувать. У бедного шуба овечья, а душа человечья. Нос вытащит — хвост увязнет, хвост вытащит нос увязнет. Красна птица пером, а человек — ученьем. И обед не в обед, когда хозяйки нет. У Фили были, у Фили жили, Филю же и побили.
2. Предложить товарищу прочитать указанные ниже пословицы с различным намерением (порадовать, наставить, осудить и т. д.), дать оценку тому, насколько верно он передал их:
В марте курочка под порожком водицы напьётся. Март с водой, апрель с травой. В апреле земля преет- На лошадь не плеть покупают, а овес.
Сыпь коню мешком, так не будешь ходить пешком. Не гони коля кнутом, а гони овсом.
3. Прочитать отрывок, передавая вопросительную интонацию; выразить удивление, огорчение: Конь Что ты ржешь, мой конь ретивый, Что ты шею опустил, Не потряхиваешь гривой, Не грызешь своих удил? Алл я тебя не холю? Али ешь овса не вволю? Али сбруя не красна? Аль поводья не шелковы, Не серебряны подковы, Не злачены стремена? (А. Пушкин)
4. Прослушать чтение товарищем приведенных ниже фраз и дать оценку:
Идем завтра в поход? Идем завтра в поход. Идем завтра в поход!
5. Прочитать предложения и подумать, почему они произносятся по-разному:
Дети решили задачу? Дети решили задачу. Дети решили задачу! Мы можем по радио слушать Москву. Мы можем по радио слушать Москву? Мы можем по радио слушать Москву!
Date: 2016-02-19; view: 2075; Нарушение авторских прав |