Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И — э— а — о — у — ы
Такие же упражнения проделываются и с йотированными звуками е — я —ё — ю. Упражнения на согласные звуки. После того как произношение гласных будет хорошо отработано, можно переходить к тренировке с согласными звуками. К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например: би — бе — ба — бо — бу — бы, ри — ре — ра — ро — ру — ры. Сочетания согласных и гласных звуков произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с убыстрением темпа тихо, громче и, наконец, громко. Когда проговаривание двойных сочетаний согласных и гласных звуков будет усвоено, следует начать упражнения с более сложным тройным сочетанием — гласный звук с двумя согласными — с одной и другой стороны: бим — бем — бам — бом — бум — бым, лир — лер — лар — лор — лур — лыр. Упражнения проделываются так же, как и предыдущие. Большую пользу для выработки хорошей дикции приносят упражнения,на проговаривание слов со сложным сочетанием звуков или с двойными звуками: взлет, взойдет, брандспойт, громоотвод, баллада, водопровод, перевоплощение и др. Упражнения на проговаривание таких слов проделываются по тому же принципу, что и упражнения на гласные и согласные звуки. Выработке отчетливого произношения способствуют упражнения на произнесение скороговорок. Выбранная для проговаривания скороговорка сначала внимательно прочитывается про себя, с тем чтобы читающий не механически проговаривал ее, а ясно понимал содержание. Затем скороговорка произносится беззвучно с четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, быстрее и громче и, наконец, громко и быстро. «Скороговорку,— учил Станиславский,— надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе». Во избежание механического разучивания скороговорок следует произносить их с определенной направленностью: удивить, возмутить, предостеречь, сообщить и т.п. Только после отработки произношения одной скороговорки можно переходить к проговариванию следующей. Для упражнений сначала надо подбирать скороговорки короткие и простые, а затем более длинные и сложные. Во время упражнений на скороговорках обязательно следить за дыханием. В случае, если читающему трудно дается произношение какого-либо звука, нужно проводить дополнительные упражнения на специально подобранных скороговорках и набольших текстах, в которых этот звук часто повторяется. Например, на звук ш: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». На звуки щ и ч: И сейчас же щенки, щетин Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!» (К. Чуковский)
Хорошим материалом для работы по выработке дикции являются специально подобранные небольшие рассказы и стихотворения, сложные с фонетической стороны. Эти рассказы и стихотворения произносятся очень отчетливо, с активной артикуляцией: Ходит конь по бережку, Вороной по зеленому. Он головушкой помахивает, Черной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает, Все колечушки-то бряк! бряк! бряк! Золотые они— звяк, звяк, звяк. (Народная песенка)
Упражнения по дикции проделываются в хорошо проветренном помещении. Длительность упражнений не больше 15 минут. Задания
1. Произнести скороговорки, исходя из сделанных выше указаний:
Топоры остры до поры. Осип охрип, Архип осип.
Водовоз вёз воду из-под водопровода. Тридцать при вагона в ряд тараторят, тарахтят. Шумели и шушукались верхи шумящих сосен. Широка река, как Ока. Как Ока? Так как Ока широка.
На болоте, на лугу стоит кринка творогу, Прилетели две тетери, поклевали, улетели.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели.
Променяла Парасковья карася на три пары чистокровных поросят; побежали поросята по росе; простудились поросята, но не все.
Шестнадцать шли мышей и шесть несли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Везут Сенька с Санькой Соньку на санках. Санки — скок. Сеньку — с ног, Саньку — в бок, Соньку — в лоб; все — в сугроб.
Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокол, кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокола кипит укроп.
На лугу под горкой лежит сырок с красивой красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
2. Разучить скороговорки с товарищем (или группой товарищей) и провести с ним упражнения по дикции на скороговорках:
Сороки да чечетки — большие трещотки. Без наук, как без рук. Так не так, а не перетакивать стать. Попытка не пытка, спрос не беда. Скажи, да укажи, да в рот положи. Лучше ногою запутаться, чем языком. На языке мед, а под языком лед. У осы не усы, не усища, а усики. Гуляй, гуляй, да дела те забывай; Гуляй, гуляй, да не загуливайся; Хвастай, хвастай, да не завирайся.
3. Произнести скороговорку с изменением порядка слов в ней:
У кольца нет конца. Нет конца у кольца. Конца нет у кольца
4. Прочитать про себя приведенный ниже отрывок. Осмыслить содержание и прочитать вслух четко, ясно, с хорошей артикуляцией:
Можем железо ножницами резать, краном висящим тяжести тащим; молот паровой гнёт и рельсы травой. Олово плавим, машинами правим. Работа всякого нужна одинаково. (В. Маяковский «Кем быть?») 5. Провести упражнения на гласные и согласные звуки с товарищем (или группой товарищей). Вопросы для повторения
1. Какие разделы входят в технику речи? 2. Чем дыхание при чтении отличается от обычного, физиологического дыхания? 3. Какое дыхание при чтении считается правильным? 4. Какова особенность реберно-диафрагматического дыхания? 5. Какие упражнения способствуют воспитанию правильного дыхания? 6. Что такое голос? 7. Какими свойствами обладает голос? 8. Какое значение имеет голос для чтения? 9. Какие упражнения способствуют развитию голося? 10. Что такое дикция? 11. Каково значение дикции для выразительного чтения? 12. Какие упражнения способствуют отработке произношения гласных звуков? 13. Какие упражнения способствуют отработке произношения согласных звуков? 14.Как проводятся упражнения по дикции на скороговорках?
Раздел III СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ К средствам речевой выразительности относятся интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи, дополняют и обусловливают друг друга. Например, передача речи Михайлы Иваныча— большого, сердитого, ревущего «страшным голосом» — потребует голоса низкого, громкого, темпа замедленного (сказка «Три медведя» Л. Толстого). Воспроизведение речи Мишутки — маленького медвежонка, который «пищал тоненьким голосам»,— будет наиболее верным, если чтец повысит голос, ослабит его силу и убыстрит теми. Вдумчивое, внутренне обусловленное использование всех средств речевой выразительности дают возможность чтецу верно и ярко передать произведение слушателям и сделать чтение подлинно выразительным.
Date: 2016-02-19; view: 2428; Нарушение авторских прав |