Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самосознание. Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте:





Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте:

- Ориентация на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников.

- Она становится более адекватной и дифференцированной.

- Снижение уровня самооценки, появление у детей более критического отношения к себе.

- Более полное, объективное и обоснованное оценивание своей деятельности, чем своих возможностей.

У неуспевающих детей в младшем школьном возрастесуществует специфика в динамике развития самооценки (А.И. Липкина): в 1-2 классах они не соглашаются с позицией отстающих, стремятся сохранить высокую самооценку; к 4 классу самооценка резко снижается, количество детей, считающих себя более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в 3 раза, что связано с нереализованной потребностью выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус.

Факторы формирования самооценки младшего школьника:

- Оценка результатов учебной деятельности (центральная проблема в младшем школьном возрасте) часто является оценкой личности в целом, и определяет социальный статус ребенка.

- Особенности общения учителя с классом.

- Стиль семейного воспитания: дети с завышенной самооценкой воспитываются в семье по типу «кумир семьи»; с высокой - в семьях с достаточным уровнем внимания к ребенку, и требовательностью по отношению к нему; с заниженной – в ситуации гипоопеки, бесконтрольности, равнодушия к детям.

- Развитие рефлексии ребенка.

Проблемы формирования самооценки:

- У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка.

- У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях, они смиряются с низкой успеваемостью и не ставят перед собой высоких целей. У них возникает чувство собственной неполноценности, безнадежности.

- Уровень завышенной и заниженной самооценки изменить крайне сложно.

Основные проблемы личностного развития современного младшего школьника: снижение активности, любознательности, недоразвитие мотивационно-потребностной сферы, воли, произвольности, высокий уровень тревожности, аффективной напряженности, неверие в себя, незначимость эмоциональных и нравственных ценностей, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, опережение роста материальных потребностей по сравнению с духовными, недостаточное личностное, социальное развитие, неблагоприятный прогноз изменений в сфере формирования личности ребенка.

Личностные результаты обучающихся (по ФГОС), которые должны быть сформированы в образовательном процессе: ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества ребенка.

Требования ФГОС к личностным результатам начального общего образования:

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической принадлежности;

· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

· принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

· формирование основ моральных и нравственных ценностей российского общества;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной детской литературы и искусства.

Задачи начального образования по личностному развитию младших школьников: формирование основ гражданской идентичности личности, развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитие самостоятельности, инициативы, ответственности личности как условие ее самоактуализации.

 

6. Развитие межличностных отношений младших школьников Когда ребенок приходит в школу, то, у него, как подчеркивал Д.Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. В школе возникает новая структура отношений «ребенок - дети», «ребенок-взрослый». Особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками: - Вначале ребенок поглощен только учебой, он мало входит в контакт с одноклассниками и некоторое время чувствует себя чужим в группе, по сравнению с детским садом, где в процессе коллективных игр он постоянно общался со сверстниками. Происходит сужение круга общения со сверстниками. - Восприятие одноклассников происходит «через учителя»: на них обращают внимание, когда во время уроков педагог оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. - Отсутствие подлинных межличностных отношений, коллективных уз. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. - На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Устанавливаются более тесные контакты с одноклассниками, основанные на нравственной оценке их поведения, понимании их личности, формируются дружеские группировки, «малые группы», отношения в которых становятся для ученика значимыми - В общешкольном коллективе младшие школьники вначале чувствуют себя беспомощными «малышами», тогда как в детском саду сами опекали и заботились о них.

Проблемы в отношениях со сверстниками у современных детей по результатам исследований: рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности; отсутствие у детей интереса к общению друг с другом; формирование детских сообществ негативной направленности.


  Особенности взаимоотношений младших школьников с взрослыми Система отношений «ребенок-взрослый» дифференцируется. Система «ребенок – учитель» определяет отношения ребенка с родителями и детьми, она становится центром жизни ребенка, пронизывает всю его жизнь. Личность учителя имеет первостепенное значение, он является для ребенка главным и беспрекословным авторитетом. Позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада. Отношения с воспитателем были более интимными, он выполнял по отношению к ребенку в какой-то степени функции родителей, а отношения с учителем складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными, что несколько сковывает начинающих учеников, создает напряжение. В учителе воплощены требования общества. Отношения в школе построены на четко определенных отношениях, основанных на принятых правилах. На втором-третьем году обучения личность учителя становится менее значимой.

Основные проблемы взаимоотношений взрослых и детей в современном мире: отношение взрослых к детям как к усваивающим нормы взрослых, не являющимся реально действующей частью общества, равными субъектами отношений; отстранение взрослых от детей, отсутствие постоянных контактов с ними; потеря ответственности взрослых за детей; слабое владение навыками общения с детьми; «перенос» взрослыми на детей собственных личных проблем; недоверие детей к сообществу взрослых.

Требования к личностным результатам начального общего образования по формированию межличностных отношений младших школьников:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избегать конфликтов.

Основная цель начального образования в области развития межличностных отношений младших школьников: формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе позитивного отношения к окружающим, уважения к ним.

Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач, которые могут быть реализованы учителем начальных классов: 1. Вовлечение в общественную жизнь самых различных детей, чтобы сформировать актив класса именно из ребят с общественными интересами, ответственных и инициативных. 2. Понимание особенностей взаимоотношений, ценностей малых групп своего коллектива, лидеров, влияние через них на членов группы, учет их мнений и желаний при выборе актива. 7. Возрастные новообразования младших школьников. Личностные новообразования младших школьников, которые выделяют разные авторы: - произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия (Д.Б. Эльконин); - различные формы произвольной регуляции (самоконтроль, самооценка, социальное соподчинение и др.), потребность в познании, потребность в социальной компетентности, потребность в самостоятельности (Г.М. Бреслав); - чувство компетентности (Э. Эриксон). Обобщая, в качестве основных можно выделить следующие психологические новообразования младших школьников: - произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; - осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.  

Контрольные вопросы и практические задания:

  1. Для кого познавательного процесса является сензитивным младший школьный возраст?
  2. Каковы основные личностные изменения у детей младшего школьного возраста?
  3. Какие изменения происходят у детей младшего школьного возраста в системе «ребенок-взрослый»?
  4. В чем особенности отношения детей младшего школьного возраста к учителю?
  5. Каков характер и динамика изменений отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста?
  6. Назовите основные новообразования у детей младшего школьного возраста.
  7. Прокомментируйте выражение У. Глассера: «Школа – это место, где богатые становятся богаче, а бедные беднее».
  8. Согласны ли вы с мнением У. Глассера о том, что решение всех проблем социального спектра в обществе - это достижение ребенком успеха в школе. Почему он придавал этому такое значение? Как бы Вы могли в своей будущей профессиональной деятельности помочь ребенку достичь успеха?
  9. Ш. А. Амонашвили писал о том, что «мы часто видим, как учащиеся, переходя из класса в класс, все больше тяготятся бременем учения, как многие из них избегают его». Согласны ли вы с этим утверждением? Проанализируйте основные факторы, причины формирования данной проблемы. В чем причины нежелания учиться у учащихся начальной школы? Как бы Вы могли в своей будущей профессиональной деятельности сформировать у детей позитивное отношение к учебе?
  10. Выделите основные семейные, школьные и личностные факторы, определяющие хорошую и плохую успеваемость ребенка в начальной школе. Объясните их влияние на успеваемость ребенка. Как бы Вы могли в своей будущей профессиональной деятельности повлиять на эти факторы?
  11. Как вы думаете, почему у Г. Эберлейн было мнение о том, что «когда учеба приносит детям радость, школа не является проблемой»? Обоснуйте данное утверждение. Что бы Вы могли в своей будущей профессиональной деятельности сделать для того, чтобы ребенок переживал в школе положительные эмоции?
  12. Выделите основные проблемы и их причины у детей младшего школьного возраста в сфере развития познавательных процессов, личности и межличностных отношений. Предложите основные способы профилактики и коррекции данных проблем.
  13. Опишите психологический портрет благополучного, успешного ребенка младшего школьного возраста.
  14. Напишите эссе на тему «Современный младший школьник» как результат Ваших размышлений об этом периоде детского развития.
  15. Выделите основные аспекты в деятельности педагога начальной школы в плане формирования психологического благополучия младших школьников и формирования коллектива класса с позитивным характером отношений.
  16. Понаблюдайте за конкретными детьми младшего школьного возраста, пообщайтесь с ними, проведите диагностику их психического развития. На основе этого составьте их психологический портрет, наметьте пути коррекции имеющихся у них проблем.
  17. Проведите диагностику классного коллектива детей начальной школы. Опишите коллектив, выделите способы оптимизации отношений, коррекции имеющихся у них проблем.
  18. Составьте психологический портрет учителя начальной школы, оптимальный с точки зрения решения профессиональных задач. Какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать? Кто из учителей прошлого или современности является для Вас этой оптимальной моделью? Проведите самоанализ, выделите, что у Вас уже сформировано для будущей эффективной профессиональной деятельности, и что необходимо развивать. Определите для себя цели, задачи профессионального развития. Что Вы можете делать для достижения данных целей в процессе обучения в университете?
  19. Составьте рекомендации родителям детей младшего школьного возраста по оптимизации развития ребенка.

 


1. Андрущенко, Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. пособие для студ. вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. - М.: AcademiA, 2003. - 91 с

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. / С.А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России,1994.- 224 с.

3. Берк, Л. Е.. Развитие ребенка []: научное издание / Л. Е. Берк. - 6-е изд. - М.: Питер, 2006. - 1056 с.

4. Божович, Л.И.. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 398 с.

5. Веракса, Н.Е.. История возрастной психологии. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Академия, 2008. - 304 с.

6. Выготский, Л.С.. Психология развития человека: сборник научных трудов / Л.С. Выготский. - М.: Смысл: ЭКСМО, 2003. - 1135 с.

7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2009. - 509 с

8. Карпова, С. И.. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет [Текст] / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 180 с.

9. Комплексное сопровождение развития учащихся: Программы, развивающиеся занятия, рекомендации / сост. Е. В. Меттус. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.

10. Крайг, Г. Психология развития: научное издание / Г. Крайг, Д. Бокум; ред. Т. В. Прохоренко. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 939 с.

11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2006. - 464 с.

12. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка: научное издание / Н. Ньюкомб; Пер. с англ. В. Белоусов. - 8-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002. - 639 с.

13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. - М.: Высшее образование, 2007. - 460 с.

14. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.-448 с.

15. Пахальян,В.Э.. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст: Учеб. пособие для студ. вузов / В. Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006. - 237 с.

16. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 528 с.

17. Смирнова, Е. О.. Детская психология: учеб. для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Дошк. пед. и пихология" / Е.О. Смирнова. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 298 с.

18. Славина Л.С. Трудные дети. – М.: Изд-во «ИПП», Воронеж:НПО «МОДЭК», 1998.- 445 с.

19. Эльконин,Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Психология" / Б.Д. Эльконин. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 144 с

20. Эльконин,Д.Б.. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 384 с.

21. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2005 - Т. 2. - 454 с.

Фурманов, И.А.. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и пед. / И.А.Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: ВЛАДОС, 2010. Младший школьный возраст (7-13 лет)

Литература

Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? – М., 1993.

Глассер У. Школы без неудачников.– М., 1991.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М., 1992.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.– М., 1972.

Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: Проблемы начинающих учителей.– М., 1983.

Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей.– М., 1985.

Жамкочьян М. Сквозь психологический "кристалл". / Знание – сила – 1994 – № 7.

Жамкочьян М. "Я плохой", или Проблема идентификации в школе. / Знание – сила – 1994 – № 8.

Жамкочьян М. Личность в современной школе. / Знание – сила – 1994 – № 9.

Жамкочьян М. Власть в школе, или Паноптикум. / Знание – сила – 1994 – №10.

Жамкочьян М. Страх и бегство. / Знание – сила – 1994 – №11.

Жамкочьян М. Стратегии успеха. / Знание – сила – 1994 – №2.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.– М., 1993.

Липман М. Пикси: Философские новеллы для детей. – Новосибирск, 1995.

Лосева В., Луньков А....Ими вы растете. / Знание – сила – 1994 – №10.

Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.

Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 1991.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.– М., 1991.

Одаренные дети: Пер. с англ. – М., 1991.

Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. / Вопр. психол. – 1994 – №3.

Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.

Родари Д. Грамматика фантазии.– М., 1978.

Рябцева С.Л. Диалог за партой.– М., 1989.

Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире.– М., 1991.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.– М., 1988.

Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.– М., 1991.

Литература

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.– М., 1991.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.– М., 1988.

Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).– М., 1991.

Кон И.С. Психология ранней юности.– М., 1989.

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.– М., 1990.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.– М., 1983.

Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.

Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.– М., 1990.

Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

Снайдер Д. Курс выживания для подростков.– Екатеринбург, 1992.

Цукерман Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей. // Знание – сила – 1995 – №5.

Ячевский А. На пути к зрелости.– М., 1992.

Литература ко всему курсу

Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. // Принцип развития в психологии. – М., 1978.

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.

Бауэр М. Психологическое развитие младенца.: Пер. с англ. – М., 1979.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? – М., 1993.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – М., 1984.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

Гладкий А. Современная педагогическая мифология. / Знание – сила. – 1994. – №11.

Глассер У. Школы без неудачников. – М., 1991.

Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. – М., 1993.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.

Данкел С. Позы спящего. – Нижний Новгород, 1994.

Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ./ Под ред. Е.Р.Слободской. – Новосибирск, 1994.

Джайнотт Х.Д. Родители и дети. – М., 1986.

Добсон Ч.Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. – М., 1991.

Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. – М., 1985.

Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: Проблемы начинающих учителей. – М., 1983.

Жамкочьян М. Сквозь психологический "кристалл". / Знание – сила – 1994 – № 7.

Жамкочьян М. "Я плохой", или Проблема идентификации в школе. / Знание – сила – 1994 – № 8.

Жамкочьян М. Личность в современной школе. / Знание – сила – 1994 – № 9.

Жамкочьян М. Власть в школе, или Паноптикум. / Знание – сила – 1994 – №10.

Жамкочьян М. Страх и бегство. / Знание – сила – 1994 – №11.

Жамкочьян М. Стратегии успеха. / Знание – сила – 1994 – №2.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 1988.

Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.

История зарубежной психологии (30 –60 гг ХХ в.). Тексты. – М., 1986.

Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). – М., 1991.

Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. – 1994 – №3.

Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. – 1993 – №3.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. – М., 1992.

Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в раннем возрасте. – Прага, 1984.

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.

Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. – М., 1991.

Липман М. Пикси: Философские новеллы для детей. – Новосибирск, 1995.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.

Лосева В., Луньков А....Ими вы растете. / Знание – сила – 1994 – №10.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М., 1994.

Макарова Е. В начале было детство. – М., 1990.

Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. – М., 1987.

Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. / Вопр. психол. – 1994 – N6.

Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.

Немов Р.С. Психология. – М., 1990.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.

Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – Дубна, 1995.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.

Одаренные дети: Пер. с англ. – М., 1991.

Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. / Вопр. психол. – 1994 – №3.

Осорина М. "Черная простыня летит по городу", или зачем дети рассказывают страшные истории. // Популярная психология: Хрестоматия. – М., 1990.

Пантина Н.С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. / Вопр. психол. – 1993 – № 3.

Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М., 1986.

Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития./ Вопр. психол. – 1994 – №1.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990.

Работы советских психологов периода 18-45 гг. – М., 1980.

Работы советских психологов периода 46-80 гг. – М., 1981.

Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.

Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1978.

Рябцева С.Л. Диалог за партой. – М., 1989.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – Екатеринбург, 1992.

Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М., 1991.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. – М., 1993.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. – М., 1994.

Цукерман Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей. / Знание – сила. – 1995 – №5.

Чуковский К. От двух до пяти. – М., 1990.

Шмурак Ю. Пренатальная общность. / Человек. – 1993 – №6.

Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – М., 1994.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.

Экман П. Почему дети лгут? – М., 1993.

 

Тема 3.13. Психическое развитие в подростковом возрасте

1. Социальная ситуация развития.

2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

3. Особенности психофизиологического развития подростков

4. Познавательное развитие подростков

5. Развитие личности подростков

6. Межличностные отношения подростков

7. Кризис подросткового возраста

8. Проблемы подросткового возраста







Date: 2016-02-19; view: 870; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.052 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию