Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности мотивационной сферы личности младшего школьника





Мотивационная сфера, является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, ядром личности, позволяет понять желания, потребности ребенка.

Особенности развития потребностей младших школьников:

 

Особенности мотивационной сферы личности младшего школьника Мотивационная сфера, является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, ядром личности, позволяет понять желания, потребности ребенка. Особенности потребностей младших школьников: - Сохраняется потребность в игре. Для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности важным является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр. - Потребность в движении. Ребенок постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу, что мешает ему сосредоточиться на уроке. Многие дети, сдерживая себя на уроке, проявляют особую подвижность на перемене, причем так усиленно бегают и прыгают, что утомляются и этим снижают свою работоспособность на уроке. Учителю необходимо уметь организовать досуг детей, включив их в подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке. - Потребность во внешних впечатлениях в начале обучения остается основной движущей силой развития. На ее основе быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные - в овладении знаниями, умениями, навыками. В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения. Особенности развития мотивов, связанных с учебной деятельностью. - Формирование более устойчивой структуры мотивов под влиянием новой ведущей деятельности. - Ведущими становятся мотивы учебной деятельности, которые могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы: познавательные, социальные, достижения успеха, избегания неудачи. Доминирующим мотивом у младших школьников является получение высокой отметки, потому что с ней связано положительное отношение к ребенку педагога, родителей, одноклассников, общее психологическое благополучие, отношение к себе, статус в группе сверстников. Мотивы получения высокой отметки могут быть различными: - Познавательная мотивация – учебно-познавательные мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности, возникающие в процессе обучения - стремление получать знания, овладевать способами самостоятельного приобретения знаний, самосовершенствоваться. Проблемой является то, что в начальной школе даже среди хорошо успевающих учеников мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Задача учителя: помочь ребенку пережить положительные эмоции от открытия нового, от процесса обучения, что позволит сформироваться учебно-познавательным мотивам, адекватным структуре учебной деятельности. Интерес к содержанию связан с новизной материала, сменой видов деятельности, наглядностью, игровыми элементами. - Мотивы, находящиеся как бы за пределами учебного процесса - широкие социальные мотивы и личные. Социальные мотивы - мотивы, влияющие на учение, но не связанные с учебной деятельностью. Они связаны со следующими факторами: подтверждением статуса школьника, чувством долга, ответственностью, необходимостью получить образование, хорошо работать, после окончания школы поступить в институт, быть грамотным, полезным обществу человеком, получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа, овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками и т.д. Данные мотивы могут являться существенной предпосылкой для развития чувства долга перед обществом и при умелом руководстве педагога могут быть не только осознаваемыми, но и действенными. Ряд социальных мотивов возникает под влиянием учебной деятельности: похвала учителя, выставленная оценка становятся все более значимыми для ученика, так как во многом обусловливают его благополучие. Стимулирует успешное обучение мнение коллектива, его положительный «настрой» по отношению к учебе. Задача учителя по формированию учебной мотивации младших школьников: - учитывать настрой класса и его влияние на учащихся, формировать позитивное отношение класса к учебе; - развитие положительных, социально значимых мотивов учения как первостепенного   фактора в развитии личности младшего школьника. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей у детей с высокой успеваемостью - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Она наряду с познавательной мотивацией является наиболее ценной. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Особенно интенсивно она развивается у неуспевающих учеников на протяжении всего обучения в начальных классах, сопровождаясь тревожностью, страхом в оценочных ситуациях, придавая учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

фактора в развитии личности младшего школьника.


Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей у детей с высокой успеваемостью - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Она наряду с познавательной мотивацией является наиболее ценной.

Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольство учителя, санкции родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Особенно интенсивно она развивается у неуспевающих учеников на протяжении всего обучения в начальных классах, сопровождаясь тревожностью, страхом в оценочных ситуациях, придавая учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное - не получение знаний, а какая-то награда.

Особенности развития мотивов поведения в младшем школьном возрасте, характеризующие личность ученика, связаны с развитием нравственных мотивов поведения посредством идеалов, которые имеют ряд особенностей: носят конкретный характер; неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений; подражание лишь внешней стороне поступков героев.

Эмоционально-волевая сфера личности

Особенности развития чувств в младшем школьном возрасте: - Развитие осознанности и сдержанности чувств, контроля поведения, требующихся для участия в учебной деятельности на уроках и общении с учителем и коллективом в процессе обучения. - Эмоциональное состояние ребенка определяет процесс и результат его учебной деятельности, потребность, которую он в ней удовлетворяет. В первую очередь – оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих. - Игры продолжают доставлять удовольствие ребенку, но их содержание и сообразно связанные с ними чувства тоже становятся иными - пробуждается потребность, интерес к играм с правилами, настольным и спортивным играм, требующим смекалки, с элементами соревнования. - Положительные чувства возникают и от решения интеллектуальной игровой задачи, и в процессе спортивного соперничества. - Развитие нравственных чувств детей в ролевых коллективных играх, где отражаются разнообразные стороны общественной жизни, взаимоотношения между людьми, разрешаются конфликтные ситуации. - Осознание своих чувств и, соответственно, понимание чувств людей, еще не совсем сформировано. Дети часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или других чувств окружающих, что влечет за собой и неадекватную ответную реакцию ребенка. - Моторные реакции, выражающие чувства, характерные для дошкольника и для первоклассника, начинают заменяться речевыми, которые становятся более выразительными. - Общий эмоциональный тонус, настроение характеризуют жизнерадостность, бодрость, оживление. - Неудовлетворение уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и при отсутствии внимания учителя закрепляться как отрицательные черты характера (грубость, недоброжелательность и т.д.). - Сохраняется также и большая впечатлительность. Драматические события, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекая от учебы. - Проявляется большая дифференцировка в направленности чувств по сравнению с ребенком дошкольного возраста. - Развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. К III классу интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма. - Развитие интеллектуальных чувств в процессе учебной деятельности, связанной с преодолением трудностей, успехами и неудачами, от чего возникает различная гамма переживаний. Возникновение интеллектуальных чувств связано с потребностью в познании нового, в соответствии с познавательным интересом. Развитию интеллектуальных чувств способствуют: - Опора на яркие представления, наглядность, а затем радость и удовлетворение возникают у ребенка уже от проникновения в суть фактов, в причинно-следственные зависимости. - Учебный материал, требующий большого умственного напряжения. Интеллектуальные чувства при правильной организации обучения становятся для ребенка потребностью. - Развитие эстетических чувств в процессе восприятия художественных произведений. Важно, чтобы педагог выделял и подчеркивал эстетическую сторону художественного произведения, что будет способствовать развитию способности детей дать эмоциональную оценку произведения, воспитывать эстетические чувства, понимание художественной ценности произведения.  

Воля


В процессе обучения ребенку необходимо постоянно действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу, благодаря чему у него формируются и совершенствуются:

- Произвольность действий, волевые действия, требующие преодоления внешних или внутренних препятствий, достижения новых и более сложных целей.

- Формируются волевые качества личности – самостоятельность, выдержка, настойчивость.

Важнейшее условие формирования волевых поступков и волевых черт характер - развитие потребностно - мотивационной сферы, совершение волевых актов в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами.

Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств, присущих людям







Date: 2016-02-19; view: 1631; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию