Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональная сфера





Подростковый возраст - период повышенной эмоциональности, что проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

Воля: происходит заметное развитие волевых качеств.

Мотивационная сфера

Интересы. Проблема интересов – «ключ ко всей проблеме психологического развития подростка», с точки зрения Л.С. Выготского.

Видоизменение интересов подростков на двух фазах подросткового возраста (Л.С. Выготский):

- негативная фаза: свертывание, отмирание прежней системы интересов. Следствием этого являются внешне наблюдаемые отрицательные проявления (снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, раздражительность, беспокойство, недовольство собой);

- позитивная фаза: зарождение новых, более широких и глубоких интересов; интерес к переживаниям других людей и к своим собственным; к философским вопросам (происхождение мира, человека); обращенность в будущее, зарождение мечты. Из новых интересов путем дифференциации выбирается ядро интересов: вначале - под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком. Возникновение избирательных, постоянных (стержневых), по определению Л.И. Божович, личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», подталкивает подростка к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее, организованнее, гармоничнее. Стремление занять иную позицию, более самостоятельную, вызвано желанием воспитать в себе и проявить особые качества личности.

Во время смены интересов иногда может показаться, что у подростка вообще отсутствуют какие-либо интересы - это разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством, которую Л.Н. Толстой назвал "пустыней отрочества".

Группы интересов – «доминант» подростка (Л.С. Выготский):

ü «эгоцентрическая доминанта» - интерес к собственной личности;

ü «доминанта дали» - большая значимость отдаленных событий по сравнению с текущими и ближайшими;

ü «доминанта усилия» - тяга к сопротивлению, преодолению, волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах – упрямстве, хулиганстве;

ü «доминанта романтики» - стремление к неизведанному, рискованному, приключениям.

Типы направленности личности ( по основаниюотношения к себе и обществу):

ü гуманистическая - отношение подростка к себе и обществу положительные;

ü эгоистическая - считает себя более значимым, чем общество;

ü депрессивная - сам для себя никакой ценности не представляет, отношение к обществу условно положительное;

ü суицидальная - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Основные потребности подростков: в общении со сверстниками; самостоятельности и независимости; самоутверждении; деятельности, имеющей личностный смысл; «эмансипации» от взрослых и признанию своих прав со стороны других людей. Базальная потребность возраста – понимание (чтобы подросток был открыт для понимания, должны быть удовлетворены потребности предыдущих периодов развития).

С амосознание

Изменения самосознания в подростковом возрасте:

ü младший подростковый возраст: формирование особой формы подростковогосамосознания – чувства взрослости – субъективного представления о себе как о человеке, принадлежащем к миру взрослых;

ü старший подростковый возраст: формирование нового уровня самосознания, характеризующегося появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

ü к концу подросткового возраста формируются: достаточно развитое самосознание; переход от оценки, основанной на мнении взрослых к самооценке; способность к постановке перспективных задач развития; стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных.

Центральное новообразование подросткового возраста: "Я - концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

Для подросткового возраста характерны: критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, негативное отношение к себе, заниженная самооценка.

Уровень притязаний – завышенный. При неадекватном представлении о своих возможностях происходят многочисленные конфликты с взрослыми.

Характер

Характер многих подростков становится акцентуированным - крайним вариантом нормы, для которого характерно заострение отдельных свойств, указывающих на слабые места характера. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением.

Две степени акцентуации характера в зависимости от степени выраженности:

ü явная акцентуация: крайний вариант нормы с наличием довольно постоянных черт определенного типа характера; при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении;

ü скрытая акцентуация: обычный вариант нормы, слабо выраженный или не проявляющийся совсем в обыденных, привычных условиях; проблемы возникают под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Существуют две классификации типов акцентуаций характера - К. Леонгарда и А.Е. Личко.

Основные типы акцентуаций характера:

ü лабильный: резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

ü астенический: тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

ü сензитивный: робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

ü психастенический: высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию ритуальных действий;

ü шизоидный: отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания, недостаток интуиции в процессе общения;

ü эпилептоидный: недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

ü неустойчивый (экстравертированный): склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

ü конформный: чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Date: 2016-02-19; view: 387; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию