Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личностные новообразования подросткового возраста
Возрастные границы периода: (10 (11) -14 (15) лет) 1. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью, между двумя культурами – миром детей и миром взрослых. В этом, по мнению К. Левина, проявляется маргинальность подростка: он уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, что вызывает у него состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей. Основное противоречие подросткового периода: настойчивое стремление подростка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Основная задача развития в подростковом и юношеском возрастах, по Э. Эриксону: личностное самоопределение, достижение идентичности. Ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте Разные ученые выделяют в качестве ведущей деятельности подросткового возраста следующие ее виды: общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин), самоутверждение (Г.М. Бреслав), общественно - полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность (Д.И. Фельдштейн). Главная тенденция общения - переориентация с родителей и учителей на сверстников. В обществе сверстников реализуется главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым». Роль общения в жизни подростков: ü получение информации; ü формирование социальной компетентности, навыков социального взаимодействия, умения подчиняться и отстаивать свои права; ü социальное сравнение; ü развитие чувства солидарности, эмоциональной поддержки, самоуважения. Возможность общения со сверстниками в подростковом возрасте определяет привлекательность занятий и интересов. Характер отношений со сверстниками влияет на отношение к школьному обучению. Общение в подростковом возрасте включает 2 противоречивых потребности: ü в принадлежности к группе: подросток стремится внешне ничем не отличаться от сверстников, проявляет конформность - склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность, подчинение мнению большинства, что связано с потребностью в безопасности и является механизмом психологической защиты; ü в обособленности: «отражает» потребность подростка считать себя уникальной личностью. Дружеские отношения со сверстниками регламентированы моральным "кодексом", предписывающим подросткам четкий стиль поведения. Динамика мотивов общения со сверстниками в подростковом возрасте: - 10-11 лет: желание быть в среде сверстников, делать что-то вместе; - 12-13 лет: занять определенное место в коллективе сверстников; - 14-15 лет: стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. 3. Особенности психофизиологического развития подростков Основная особенность развития в подростковом возрасте: резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Физиологически он стоит в 1 ряду с эмбриональным и младенческим периодами как время чрезвычайно быстрых физиологических изменений. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Особенности психофизиологических изменений в подростковом возрасте: интенсивное физическое и физиологическое развитие, связанное с активизацией и сложным взаимодействием гормонов роста и половых гормонов (у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17, у девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше). Следствием данной перестройки организма является некоторая непропорциональность тела, подростковая угловатость. Date: 2016-02-19; view: 600; Нарушение авторских прав |