Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование сезонных колебаний





Пример 15. Требуетсяпостроить для прогнозирования пассажироотока Юго-Восточной железной дороги. Условные данные для расчетов приведены в табл. 59. Заметим, что график (см. рис. 42) свидетельствует о наличии слабо возрастающего тренда и аддитивной сезонной компоненты.

Т а б л и ц а 59

Пассажиропоток ЮВЖД (чел.)

  Период Г о д
           
Январь – февраль            
Март – апрель            
Май – июнь            
Июль – август            
Сентябрь – октябрь            
Ноябрь – декабрь            

Рис. 42. Динамика пассажиропотока

Решение в Excel

1. Ввод исходных данных и оформление их в виде таблицы, удобной для расчета оценок сезонной компоненты.

2. Расчет оценок сезонной компоненты для аддитивной модели.

2.1. Расчет скользящих средних.

2.2. Вычисление сезонной компоненты в виде разницы фактических значений и скользящих средних.

2.3. Оформление результатов расчетов в виде табл. 60.

Т а б л и ц а 60

Расчет оценок сезонной компоненты в аддитивной модели

 

Год Период Фактические данные Скользящая средняя Оценка сезонной компоненты
         
  Январь – февраль  
Март – апрель  
Май – июнь  

Окончание табл. 60

         
  Июль – август   141819,3 133914,7
Сентябрь – октябрь   142433,7 -3115,7
Ноябрь – декабрь   142658,0 -61658,0
  Январь – февраль   143140,3 -21091,3
Март – апрель   146660,7 -30062,7
Май – июнь   147228,0 -23085,0
Июль – август   147664,0 149192,0
Сентябрь – октябрь   148410,7 -5688,7
Ноябрь – декабрь   149276,2 -65660,2
  Январь – февраль   150156,5 -23627,5
Март – апрель   152825,8 -31034,8
Май – июнь   153542,8 -24117,8
Июль – август   153790,3 159081,7
Сентябрь – октябрь   154080,8 -7056,8
Ноябрь – декабрь   154544,5 -69443,5
  Январь – февраль   154824,7 -26552,7
Март – апрель   155396,8 -30823,8
Май – июнь   155564,0 -24458,0
Июль – август   156062,3 160242,7
Сентябрь – октябрь   156597,0 -8570,0
Ноябрь – декабрь   156792,8 -68701,8
  Январь – февраль   157127,0 -25647,0
Март – апрель   158671,0 -32923,0
Май – июнь   159390,8 -26279,8
Июль – август   159573,8 165995,2
Сентябрь – октябрь   160478,7 -8132,7
Ноябрь – декабрь   160871,0 -71682,0
  Январь – февраль   161759,5 -24850,5
Март – апрель   162158,0 -34056,0
Май – июнь   163229,3 -24787,3
Июль – август   164515,5 163444,5
Сентябрь – октябрь  
Ноябрь – декабрь  

 

3. Расчет средних значений сезонной компоненты аддитивной модели.

3.1. Формирование из оценок сезонной компоненты, полученных в предыдущем пункте, табл. 61, удобной для расчета средних значений этой же компоненты.

3.2. Расчет итоговых значений сезонной компоненты.

3.3. Определение средних значений итоговой компоненты.

3.4. Определение корректирующего коэффициента

.

3.5. Расчет скорректированных значений сезонной компоненты путем вычитания корректирующего коэффициента из средних оценок сезонной компоненты (сумма скорректированных значений равна нулю).

 

Т а б л и ц а 61

Расчет значений сезонной компоненты в аддитивной модели

Показатель Год Номер периода
           
    133914,7 -3115,7 -61658,0
  -21091,3 -30062,7 -23085,0 149192,0 -5688,7 -65660,2
  -23627,5 -31034,8 -24117,8 159081,7 -7056,8 -69443,5
  -26552,7 -30823,8 -24458,0 160242,7 -8570,0 -68701,8
  -25647,0 -32923,0 -26279,8 165995,2 -8132,67 -71682,0
  -24850,5 -34056,0 -24787,3 163444,5
Итого за период (за все годы)   -121769,0 -158900 -122728,0 931870,7 -32563,8 -337146
Средняя оценка сезонной компоненты -24353,8 -31780,1 -24545,6 155311,8 -6512,7 -67429,1
Скорректированная сезонная компонента -24468,9 -31895,1 -24660,7 155196,7 -6627,8 -67544,2

 

4. Вычисление основных составляющих сезонной модели.

4.1. Элиминирование влияния сезонной компоненты путем вычитания ее значения из каждого уровня исходного временного ряда.

4.2. Построение по данным элиминированного временного ряда трендовой модели с помощью МНК (см. Вывод итогов 15).

 

ВЫВОД ИТОГОВ 15          
             
Регрессионная статистика        
Множественный R 0,823671          
R-квадрат 0,678433          
Нормированный R-квадрат 0,668976          
Стандартная ошибка 5265,595          
Наблюдения            
             
Дисперсионный анализ        
  df SS MS F Значимость F
Регрессия   1,99E+09 1,99E+09 71,73237 6,84E-10  
Остаток   9,43E+08        
Итого   2,93E+09        
             
  Коэффи-циенты Стандартная ошибка t-статис-тика P-Зна-чение Нижние 95% Верхние 95%
Y-пересечение 140667,5 1792,415 78,4793 5,09E-40 137024,9 144310,1
Переменная X 1 715,4998 84,47961 8,469497 6,84E-10 543,8167 887,1829

 

4.3. Получение расчетных значений по трендовой модели

.

4.4. Расчет значений уровня ряда по аддитивной модели.

4.5. Оформление результатов расчетов в виде табл. 62.

 

Т а б л и ц а 62

Расчетные значения аддитивной тренд-сезонной модели

Пассажиро- поток, Сезонная компонента, Десезонали-зированный пассажиропоток, Расчетные значения (линейный тренд) Расчетные значения пассажиропотока
    -24468,9 142831,9 141383,0 116914,1
    -31895,1 147147,1 142098,5 110203,3
    -24660,7 145909,7 142814,0 118153,3
    155196,7 120537,3 143529,5 298726,2
    -6627,8 145945,8 144245,0 137617,1
    -67544,2 148544,2 144960,5 77416,3
    -24468,9 146517,9 145676,0 121207,1
    -31895,1 148493,1 146391,5 114496,3
    -24660,7 148803,7 147107,0 122446,3
    155196,7 141659,3 147822,5 303019,2
    -6627,8 149349,8 148538,0 141910,1
    -67544,2 151160,2 149253,5 81709,3
    -24468,9 150997,9 149969,0 125500,1
    -31895,1 153686,1 150684,5 118789,3
    -24660,7 154085,7 151400,0 126739,3
    155196,7 157675,3 152115,5 307312,2
    -6627,8 153651,8 152831,0 146203,1
    -67544,2 152645,2 153546,5 86002,3
    -24468,9 152740,9 154262,0 129793,1
    -31895,1 156468,1 154977,5 123082,3
    -24660,7 155766,7 155693,0 131032,3
    155196,7 161108,3 156408,5 311605,2
    -6627,8 154654,8 157124,0 150496,1
    -67544,2 155635,2 157839,5 90295,3
    -24468,9 155948,9 158555,0 134086,1
    -31895,1 157643,1 159270,5 127375,3
    -24660,7 157771,7 159986,0 135325,3
    155196,7 170372,3 160701,5 315898,2
    -6627,8 158973,8 161417,0 154789,1
    -67544,2 156733,2 162132,5 94588,3
    -24468,9 161377,9 162848,0 138379,1
    -31895,1 159997,1 163563,5 131668,3
    -24660,7 163102,7 164279,0 139618,3
    155196,7 172763,3 164994,5 320191,2
    -6627,8 165401,8 165710,0 159082,1
    -67544,2 164450,2 166425,5 98881,3

 

5. Оценка качества построенной модели.

5.1. Расчет суммы квадратов отклонений фактических значений пассажиропотока от среднего значения.

5.2. Расчет суммы квадратов отклонений расчетных от фактических значений пассажиропотока.

5.3. Оформление результатов расчетов в виде табл. 63.

Т а б л и ц а 63

Расчет квадратов отклонений

    1263178477,0 2099305,7
    1493994282,7 25489018,1
    1066363538,4 9583349,4
    14842494753,4 528640296,8
    212757878,7 2892943,9
    5315025617,8 12842899,7
    1014755182,8 708794,6
    1391754216,5 4417001,1
    885730348,2 2878790,3
    20435210769,8 37984760,0
    125042093,8 659127,9
    4940434183,2 3635506,6
    749402791,7 1058636,6
    1031259041,5 9010008,1
    599232320,6 7212990,4
    25270754371,6 30911637,8
    47337457,8 673824,6
    4733883388,2 812338,5
    657010816,0 2313739,3
    860320597,0 2222093,6
    519758936,5 5432,0
    26374012622,8 22088353,4
    34541741,0 6096605,5
    4331380219,3 4858925,1
    502845742,3 6791740,3
    792772849,8 2648202,5
    432358090,4 4903108,2
    29468795929,5 93524877,7
    2428056,5 5968880,4
    4188059987,3 29152393,9
    288837578,4 2161180,7
    665754671,6 12718699,6
    239080316,0 1383670,0
    30295413777,8 60354679,2
    23714735,6 94942,8
    3248797336,5 3901787,9
Сумма: 188344494718,2 942700542,1

 

5.4. Расчет величины по формуле

.

Таким образом, аддитивная модель объясняет 99 % общей вариации уровней временного ряда пассажиропотока за рассматриваемый промежуток времени.

6. Расчет прогнозных значений для каждого сезонного периода 2006 г. и оформление результатов в виде табл. 64.

Т а б л и ц а 64

Прогнозирование пассажиропотока, чел.

Год Период Прогнозные значения тренда Сезонная компонента Прогнозные значения пассажиропотока
  Январь – февраль   -24469  
Март – апрель   -31895  
Май – июнь   -24661  
Июль – август      
Сентябрь – октябрь   -6628  
Ноябрь – декабрь   -67544  

 

7. Построение графика (рис. 43), отражающего динамику пассажиропотока

Рис. 43. Прогнозная динамика пассажиропотока ЮВЖД

Сезонная декомпозиция в STATISTICA

11. Ввод исходных данных.

12. Вызов модуля «Прогноз/Серия времени» (Статистика / Дополнительные Линейные/Нелинейные модели / Прогноз/Серия времени).

13. Выбор переменных для анализа (Variables / Var1).

14. Переход в окно Seasonal Decomposition (Census 1)/Advance – Сезонная декомпозиция/ Дополнительно, см. рис. 44. Здесь необходимо сделать показанные на рисунке установки: Seasonal model – Additive (Сезонная модель – аддитивная); Seasonal lag (Сезонный лаг, т.е. длина сезонного периода) – 6; Number of backups per variable (Число дублирований каждой переменной) – 6.

 

 

Рис. 44. Окно Seasonal Decomposition (Census 1) – Сезонная декомпозиция

15. Выбор опции Summary: Seasonal decomposition (Результаты сезонной декомпозиции), появится таблица, представленная на рис. 48. В данной таблице содержатся: Var 1 – фактические данные; Moving Averages – скользящие средние; Diffrncs – разности; Seasonal Factors – сезонная составляющая; Adjusted Series – ряд, скорректированный на сезонную составляющую; Smoothed Trend-c. – сглаженная тренд-циклическая компонента (рассчитывается как взвешенная скользящая средняя (с весами ) ряда, скорректированного на сезонную составляющую); Irreg. Compon. – нерегулярная составляющая (получается как разность между значениями ряда, скорректированного на сезонную составляющую, и значениями сглаженной тренд-циклической компоненты).

Рис. 45. Окно Seasonal decomposition: Additive season

(Сезонная декомпозиция: Аддитивная модель)

Пример 16. Известно, что стоимость репетиторских услуг зависит от спроса на такие услуги, который распределен по периодам подготовки к вступительным экзаменам по математике. Условно можно выделить четыре периода: 1) август – октябрь (низкая стоимость); 2) ноябрь – декабрь (средняя стоимость); 3) январь – март (стоимость выше средней); апрель – июль (высокая стоимость). Усредненные значения стоимости репетиторских услуг в г. Воронеже за шесть лет с разбивкой по указанным периодам приведены в табл. 65. Абитуриенты решили построить модель сезонных колебаний для расчета ожидаемой стоимости репетиторских услуг в 2006 г. Построенный ими график на рис. 46 свидетельствует о наличии сезонных колебаний с лагом, равным четырем, с общей тенденцией роста стоимости репетиторских услуг и увеличением амплитуды колебаний. Поскольку амплитуда сезонных колебаний увеличивается, то целесообразно для данного ряда строить мультипликативную модель.

Date: 2016-02-19; view: 635; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию