Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
Содержание лекционных занятий Модуль 1. Формирование взглядов на проблему «экология человека» Тема 1.1. Введение.
Все живые организмы самым тесным образом связаны с условиями существования. Некоторые из них могут даже активно воздействовать на свое природное окружение, трансформируя среду своего обитания. Примером подобной "деятельности" служит, например, "зоогенный ландшафт" - сурчинные бутаны среди степи, термитники в южноамериканской пампе, бобровые плотины и пруды. Но любая деятельность животных зависит от природных процессов, к которым живые организмы приспосабливаются длительное время. Поэтому изменение хода этих процессов неизбежно приводит или к быстрой гибели видов животных, или к их перестройке, что в конечном итоге ведет к исчезновению одних и появлению новых видов. И только люди, сумевшие объединиться для коллективного труда, создав язык как средство общения, научившись изготавливать орудия труда, одежду и жилище, подчинив себе огонь, смогли не только выстоять в борьбе с природой, но и поставить себе на службу многие природные процессы и явления. В ходе взаимодействия общества с природой человек был не только ее соавтором и сотворцом, но иногда и безжалостным победителем, не ведая того, что подобные победы обернутся жестоким поражением. Для того чтобы с более глубоким пониманием подойти к решению современных проблем взаимоотношения людей и окружающей их среды, целесообразно оглянуться в прошлое и проследить, как складывались эти взаимоотношения на разных этапах развития человеческого общества. В принципе такой анализ безбрежен, и поэтому требуются определенные ограничения путем сужения круга рассматриваемых процессов и явлений. Особый интерес представляют те из них, которые можно проследить на протяжении всей истории человечества - от начальных этапов ее становления до наших дней. Что же характеризует экологию человеческих сообществ на всех стадиях их развития? Во-первых, численность отдельных общностей людей и всего человечества. Во-вторых, возрастная и половая структура этих общностей. В-третьих, уровень здоровья составляющих общности людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее распространенные причины смерти и наиболее характерные болезни. В-четвертых, специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления. Пятая важная особенность человеческих общностей - тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту. Шестая специфическая черта жизни людей в любую эпоху - система расселения. Для того чтобы более глубоко понять характер взаимопонимания общности людей с окружающей средой, необходимо знать и седьмую особенность их жизни - культурные и гигиенические навыки. Анализ указанных выше характеристик (особенно первой, четвертой и пятой) позволяет получить значение некоторых важных величин, которые в количественной форме отражают взаимодействие человека со средой его обитания. Наибольший интерес среди них представляют плотность населения, площадь взаимодействия человека со средой в процессе трудовой деятельности, в быту и на отдыхе, энергетическая мощность отдельных общностей людей и всего человечества в разные исторические эпохи, характер и величина отходов хозяйственной и бытовой деятельности людей, оценочные величины воздействия отдельных общностей людей и всего человечества на региональные и глобальную экосистемы. Тема 1.2. Место экологии человека в системе наук.
Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов жизнедеятельности населения. Для решения столь важной проблемы специалисты в этой области вынуждены обращаться за информацией для своих исследований ко многим научным дисциплинам и, в первую очередь, к тем, на стыке которых возникла эта наука. Экология человека — это наука, изучающая закономерности воздействия на население конкретных регионов природных, социальных, бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а также причины их возникновения. Какие же мотивы движут исследователями-экологами в их многотрудной деятельности? Ответ на этот вопрос очень прост: цель экологии человека (как, впрочем, и любой науки) — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях. Практическая задача экологии человека — создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека. Особого внимания при решении этой задачи заслуживает демографическое поведение населения и нарушение его здоровья.
Экология человека и пограничные науки. Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует. Важная роль здесь принадлежит философии и таким общественным наукам, как демография, социология, региональная экономика. Из исторических наук необходимо назвать общую историю, этнографию и этническую антропологию, археологию. Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле — географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии. Медицина в этой системе наук представлена общей гигиеной, медицинской статистикой, организацией здравоохранения, эпидемиологией и др.; биология — антропологией, генетикой, микробиологией, ботаникой, зоологией, почвоведением. Таков далеко не полный перечни, дисциплин, в которых должен ориентироваться каждый специалист, пытающийся установить связи между жизнедеятельностью людей и совокупностью природных и социально-бытовых условий территории их проживания (рис. 2.1). При изучении индустриальных районов, где процессы жизнедеятельности находятся под интенсивным воздействием техногенных факторов, возникает необходимость ознакомиться с технологией наиболее развитых там производств. Важно подчеркнуть, что применять в качестве инструмента познания весь этот комплекс научных дисциплин можно для решения различных, иногда довольно далеких одна от другой проблем. Рассмотрение места экологии человека в системе наук совершенно естественно начать с философского осмысления проблемы воздействия факторов среды на население. Сформировалось научное направление — философия человека.
Его основатель — И.Т.Фролов (1929—1999) писал: «...одним из путей развития научного исследования проблемы человека в наши дни является определение «стыковых», «пограничных» точек, в которых перекрещиваются социальные и биологические методы, имеющие целью преодолеть их дуализм, их во многом пока что взаимоисключающий характер». Необходима единая комплексная наука о человеке, которая может служить, по мнению И. Т. Фролова, «регулятивным принципом для размышлений о современных проблемах исследования человека и его будущего в связи с развитием научно-технической революции. Эти проблемы связаны с необходимостью комплексного научного подхода к человеку, усиления взаимодействия между представителями разных наук, так или иначе изучающих человека, включая не только науки общественные и гуманитарные (философию, социологию, этику, эстетику, педагогику и др.), но и естественные — медицинские, психофизиологические, генетические». Ученый заострил внимание на биосоциальной сущности человека. Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии понятия — рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст — одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности населения того или иного региона. Экологическая демография, население и природные ресурсы, население и продовольственный вопрос, население и окружающая среда, население и урбанизация, население и здравоохранение, население и войны являются пограничными между демографией и экологией человека. Практическим осуществлением идеи о тесном взаимодействии антропоэкологии и демографии стало создание в системе Российской академии наук Центра демографии и экологии человека. Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей. В начале становления отечественной экологии человека постоянно подчеркивалось, что социальное поведение людей, взаимоотношения между членами различных человеческих общностей оказывают самое непосредственное воздействие на жизнедеятельность людей. Ряд социологических проблем может рассматриваться и в рамках экологии человека. К их числу относятся: социальные группы и коллективы, этнические общности, экологические общности, профессиональные общности, социология народонаселения, социология образа и качества жизни, социология медицины и здравоохранения. Логические связи экологии человека с экономическими науками достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэколоическом исследовании. Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика. Рассматривая связи между антропоэкологией и другими научными направлениями, целесообразно остановиться на такой важной дисциплине, как районная планировка и градостроительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населенных мест, города и городские агломерации. Особый вид деятельности, в котором весьма плодотворны контакты проектировщиков и антропоэкологов — планировка и застройка зон отдыха, туристских центров и заповедных территорий. К числу особых проблем относятся реконструкция и восстановление городов и населенных мест, благоустройство населенных мест. Некоторые исследователи даже ставят знак равенства между экологией человека и гражданским строительством. Так, французский архитектор Р. Леру озаглавил свою книгу «Экология человека: наука о жилищном строительстве» (М., 1970). В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из работ археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии. Последняя дисциплина занимает промежуточное положение между историческими и биологическими науками. Из числа исторических наук для экологии человека наибольший интерес представляют археология регионов, палеоэкология и палеопатология человека, этническая экология, этническая антропология, этнография отдельных стран и народов. Логика антропоэкологических исследований указывает на необходимость тесного взаимодействия экологии человека и психологии. Антропоэкологов интересуют разделы психологии: социальная психология, процессы социализации, социальные нормы и ценности, психология классов и крупных социальных общностей, психология малых групп, отклоняющееся поведение, этнопсихология. При рассмотрении связей экологии человека с науками о Земле возникает необходимость проанализировать структуру не только географии, но и многих наук, которые в свое время отпочковались от географии, а в настоящее время заняли твердые позиции в ряду самостоятельных наук. В их числе: геодезия и картография, геофизика, геология, почвоведение, водное хозяйство, космическое землеведение (изучение природных ресурсов Земли аэрокосмическими средствами). В этой системе наук для специалистов по экологии человека наибольший интерес представляет география. В нашей стране за последние несколько десятков лет исторически сложилась ситуация, при которой географы, особенно медико-географы, внесли наиболее ощутимый вклад в становление и развитие отечественной экологии человека. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией. Информация об этих компонентах природы и природных явлениях содержится в справочниках, ежегодниках, монографиях, статьях, подготовленных специалистами, которые занимаются различными разделами наук о Земле. Для этих же целей используются сведения таких отраслей народного хозяйства, как лесное и сельское хозяйство, водное хозяйство и мелиорация. Назовем те разделы географии, сведения из которых самым непосредственным образом используются для определения влияния компонентов и факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения: медицинская география, экономическая и социальная география, физическая география, ландшафтоведение, страноведение, география театров военных действий. Экология человека самым тесным образом связана с биологией. Целесообразно сконцентрировать внимание на тех биологических дисциплинах, теория, методы и результаты которых представляют наибольший интерес для антропоэкологов. Специалисты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике. Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Антропоэкологи широко используют материалы следующих разделов медицины: история медицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена питания, радиационная гигиена. Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. Гигиеническая наука призвана изыскивать пути охраны здоровья человека от вредного влияния физических и химических факторов среды путем научно обоснованного гигиенического нормирования содержания вредных веществ в окружающей среде. Наиболее близка к экологии человека социальная гигиена — наука об общественном здоровье, которая должна не только наблюдать динамику здоровья населения, но и выявлять факторы, определяющие эту динамику, способствовать развитию положительно влияющих на здоровье факторов и устранению отрицательных. Близость экологии человека и гигиены в последние годы подчеркивается тем, что в медицинских вузах появился предмет — экология человека, а некоторые медицинские научно-исследовательские институты гигиенического профиля переименованы в институты экологии человека. Тем не менее при сходстве целей и задач экологии человека и гигиены между ними сохраняются определенные различия, связанные в первую очередь с историей формирования этих наук. Особенность экологии человека — ее близость к общественным наукам (экономике, социологии, истории) и наукам географического цикла. Современная гигиена сосредоточена преимущественно на разработке разного рода нормативов и мер профилактики нарушений здоровья, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды. Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии заразных болезней — науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпидемиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанный на применении статистических показателей. Подводя краткий итог рассмотрения положения экологии человека в системе наук, следует подчеркнуть, что специалист, занимающийся антропоэкологией, должен разбираться в широком круге проблем, относящихся к различным областям знания. Такая многоаспектность экологии человека хотя и создает определенные трудности для исследователя, в то же время делает ее весьма привлекательной для людей, мыслящих глубоко и комплексно. В связи с этим необходимо назвать еще одно важное направление в науке — общую теорию систем (ОТС), созданную австрийским биологом Людвигом фон Берталанфи (1901 — 1972). ОТС служит стержнем исследований по экологии человека. В наши дни чаще употребляют такие термины, как системный анализ, системный подход, которые в методическом, терминологическом, понятийном отношении гораздо богаче, чем исходные положения общей теории систем, но в основе массового «системного движения» в современной науке лежат идеи JI. фон Берталанфи. Использование в работах по экологии человека такого ключевого для этой науки понятия, как антропоэкосистема, связано с проникновением в нее системного подхода. Методы исследования. В ходе развития экологии человека сформировались ее теоретические основы, методологические положения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Теория и практика антропоэкологических исследований базируются на осмыслении, переработке и совершенствовании методов других дисциплин. Для формирования методических основ экологии человека важно понимание ее как науки о законах развития пространственно- временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обусловленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими. В процессе изучения тех или иных антропоэкосистем на основе сведений различных наук необходимо интерпретировать полученную информацию в сугубо антропоэкологическом аспекте, используя идеи и приемы, присущие именно экологии человека. Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования. Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека. Среди этих методов — оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной информации и ее верификацию (проверку результатов). Большое значение имеет правильный выбор формы представления полученных результатов. При современном состоянии статистических материалов и степени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания. Оценивание среды обитания населения — один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оценивание служит важным способом получения необходимой информации. Если объективные данные, выраженные в четкой количественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследователи используют метод оценок. В основу использования разного рода оценок положена здравая мысль о том, что в условиях неопределенности лучше получить приближенные ответы на наиболее важные вопросы, чем пытаться осуществлять какого-либо мероприятия, не имея никакой информации. Проведение любого мероприятия при отсутствии информации напоминает перестановку мебели в темной комнате. Оценивание — это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценивание нацелено на прогнозирование развития процесса или явления и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целенаправленное его изменение. В последнее время в экологии человека предпринимаются попытки использовать математическое моделирование, представляющее собой один из подходов к описанию некоторого реального объекта с помощью языка математики. Математическая модель реализуется на современной вычислительной технике в виде программ. Эти программы строятся по алгоритмам вычислений, реализуют соответствующие численные методы. В результате натурное моделирование дополняется математическим моделированием.
Тема 1.3. Аксиомы экологии человека.
Функция антропоэкологии, как и любой науки, — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Ее непосредственные цели — описание, объяснение и прогноз развития антропоэкологических процессов и явлений на основе открываемых ею закономерностей. В экологии человека существуют эмпирические и теоретические уровни исследования и организации знания. Элементы эмпирического знания — факты, констатирующие качественные и количественные характеристики процессов и явлений в системе окружающая среда <=> общность людей. В большинстве научных дисциплин устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью законов, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций. В экологии человека эмпирические и теоретические законы еще не сформулированы. Н.Ф.Реймерс (1992) писал: «Робость теоретического мышления в биологии, а преемственно и в изначально сильно биологизированной экологии, связана с едва ли достаточно глубоко обоснованной уверенностью, что в этих науках нет общих законов кипа общей и частной теории относительности, квантовой электродинамики или ньютоновой механики. <...> Однако существует довольно много экологических обобщений, достаточно надежно предсказывающих новые факты, а логические закономерности остаются важными обобщениями. Жизнь намного сложнее физических явлений и несводима к ним. Потому она и требует более разветвленной сети обобщений. Физике — физиково, биологии — Сшологиево, а экологии — экологиево. Такова объективная структура знания». Примером экологических законов могут служить широко цитируемые в различных изданиях четыре закона экологии известного американского биолога Барри Коммонера. Законы эти на первый взгляд очень просты: 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа знает лучше; 4) ничто не дается даром. По сути дела, это даже не законы, а аксиомы, т. е. положения, принимаемые без логического доказательства в силу непосредственной убедительности. Но за видимой простотой этих положений скрыт глубокий смысл.
В книге Б.Коммонера «Замыкающийся круг» (1974) выдвинутые им законы достаточно подробно комментируются. В 1971 г., когда книга вышла в Нью-Йорке, комментарии, видимо, были необходимы, но сегодня — треть века спустя, — мы воспринимаем их как афоризмы и практически мало нуждаемся в их объяснении. Хотя, конечно, глубинная сущность этих законов полностью раскрывается только при их профессиональном анализе. В начале 90-х годов XX в. Н.Ф.Реймерс собрал и обобщил сто двадцать девять теорем и два десятка следствий, имеющих отношение к проблемам экологии. Сходную работу проделал и И. И. Дедю в «Экологическом энциклопедическом словаре» (1989). Некоторые законы, приведенные в работах Н. Ф. Реймерса, имеют непосредственное отношение к антропоэкологии. Закон бумеранга, или Закон обратной связи взаимодействия человек—биосфера П.Дансеро (четвертый закон Б.Коммонера — «ничто не дается даром») констатирует постоянную обратную связь между природой и человеком. Исторические изменения связей между природой и человеком приводили к одновременным переменам в природе и формах хозяйства: формы хозяйства менялись вследствие тех затруднений, которые проистекали от перемен в природе. В свою очередь перемены в хозяйстве вызывали цепные реакции в природе. По Б.Коммонеру, «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен». Правило демографического (технико-социально-экономического) насыщения утверждает, что в глобальной или регионально изолированной совокупности количество народонаселения всегда соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека. Фактически это означает максимальное «давление жизни» и давление среды жизни, что соответствует закону ограниченного роста. Однако человечество создает давление на среду не столько биологически, сколько техногенно. Вместо демографического насыщения как такового возникает насыщение разрушительной техникой. Правило ускорения исторического развития сводится к следующему: чем стремительнее под воздействием антропогенных причин изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем скорее по принципу обратной связи происходит перемена в социально-экологических свойствах человека, экономическом и техническом развитии общества (знак процесса может быть положительным и отрицательным). Поскольку производительные силы общества опосредуют связь между природой и обществом, а антропогенные воздействия являются движущей силой при ускорении эволюции и быстро меняют само общество, трёхчленная система «природа—производительные силы—производительные отношения» развивается с тенденцией к самоускорению процессов. В ответ на ухудшающиеся показатели среды жизни возникают механизмы, стремящиеся ее улучшить (смена поколений техники, ресурсосберегающее наукоемкое производство, демографическое регулирование). В свое время В. И. Вернадский прозорливо заметил: «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое явление, а с другой — расширить охват его со всех точек зрения». Исследование крупных проблем или комплекса проблем представляет собой так называемое сквозное направление в науке. Антропоэкологические исследования — пример сквозного научного направления, интегрирующего данные географических, медицинских, биологических, экономических, социологических, политологических наук. Теории, законы и парадигмы этих наук. Теории, законы и парадигмы этих наук оказали существенное влияние на формирование антропоэкологической аксиоматики. Экология человека впитала многие идеи и теории из смежных научных направлений. В становлении ее теории большую роль сыграли крупные обобщения в области медико-биологических и графо-геологических наук. Но, как и любая наука, она нуждается в собственных законах, постулатах или иных теоретических ориентирах, которые могли бы стать организующим началом ее теории, фактов, гипотез. В связи с этим была предпринята попытка сформулировать ряд положений, раскрывающих основные антропоэкологические закономерности. Экология человека — дисциплина сложная, многоаспектная, требующая от специалиста знания многих пограничных, а иногда и далеких от нее научных дисциплин. В то же время теоретические основы экологии человека можно представить в виде ряда простых аксиом. На самом деле эти аксиомы основаны на фундаментальных исследованиях многих наук и являются и определенной мере результатами трудов, многочисленных дискуссий крупных ученых. Антропоэкологическая наука включает тринадцать аксиом, лежащих в основе экологии человека. 1. Человечество, с одной стороны, — биологический вид, часть природы, с другой — носитель созданной им цивилизации. Поэтому в основе его развития два главных процесса — биологическая эволюция и культурный прогресс. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле. Ученые полагают, что в современном физическом облике, получившем в исторической антропологии название «кроманьонец», человек появился около пятидесяти тысяч лет назад, обособившись от предшествовавшего ему «неандертальца», который уже умел пользоваться огнем. Ранние гоминиды (австралопитеки и др.), употреблявшие каменные орудия труда, появились несколько миллионов лет назад. От человекообразных обезьян и ранних гоминид он отличался развитым мышлением, способным к абстракциям, развитой речью и эквивалентной ей знаковой системой коммуникации, способностью делать разнообразные орудия труда. В отличие от животных человек сохраняет свои основные видовые морфофункциональные характеристики независимо от природных условий. Человека биологического изучают многие дисциплины, в том числе анатомия, физиология, генетика, морфофункциональная антропология, биология человека. Другие дисциплины (история, социология, экономика, этнография, демография) изучают человека социального как участника общественно-исторического развития, творца материальной и духовной культуры на Земле. В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе и в нем воспроизводящееся и развивающееся. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, языка, эстетические вкусы, способ мышления формируют поведение и разум человека, делают из него представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек — единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств, где он выступает как индивид. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть, прежде всего, права личности. Обособленное изучение двух различных ипостасей человека — биологической и социальной — удобны в методическом отношении: они позволяют выделить наиболее важные для данной науки особенности человека. Но для некоторых системных дисциплин важна именно двуединая сущность человека. Так, базой исследования основных закономерностей экологии человека и эволюции человеческого рода служит твердое понимание того, что человек — биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Жизнедеятельность человека обусловлена как биологическими процессами в его организме, его анатомией и физиологией, так и навыками, полученными при общении с другими людьми (обучение, совместный труд, отношения в семье), т.е. в процессе социализации. Важную роль в его биосоциальной эволюции имеет тот факт, что человек в ходе индивидуального развития опирается на свои генетические особенности, на присущие ему способности к усвоению языков и т.д. Из понимания биосоциальной сущности человека следует понимание и всех остальных положений экологии человека. 2. Главный биологический фактор физического выживания человека в меняющихся условиях — адаптация. Для того чтобы не только выжить на Земле, но и заселить все ее экологические ниши (от экваториальных влажных лесов и пустынь до арктических тундр и суровых высокогорий), человеческие общности вынуждены были адаптироваться к новым условиям.
Биологическая адаптация — эволюционно возникшее приспособление человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей организма под воздействием меняющихся условий среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса — фенотипическую (или индивидуальную) адаптацию и генотипическую, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания человеческих общностей признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в компенсаторных физиологических изменениях, которые помогают организму сохранить в новых условиях равновесие со средой. Когда человек возвращается к прежним условиям существования, компенсаторные физиологические изменения исчезают. При генотипической адаптации в организме происходят глубокие морфофизиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наследственных характеристик популяций, этнических групп и рас. В качестве примеров наследственно закрепленных признаков можно назвать многие особенности строения тела, большинство из которых стали признаками определенных рас или групп населения. Широкая грудная клетка с сильно развитыми легкими позволяет жителям высокогорий компенсировать сниженное атмосферное давление и недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе. В холодных районах планеты у коренного населения массивное туловище и относительно короткие конечности, что является биологически выгодным в условиях низких температур и сильных ветров. У обитателей тропических равнин черный цвет кожи и плотный волосяной покров на голове, которые предохраняют их от воздействия солнечных лучей. У жителей сухих степей и пустынь сформировался узкий разрез глаз. Уменьшение приспособительных возможностей организма представляет одновременно и снижение уровня здоровья. Истощение по тем или иным причинам механизмов адаптации делает весьма проблематичным нормальное существование людей, и даже их выживание. Проблемы адаптации встают особенно остро при освоении пионерных районов и переселении туда людей с территорий, контрастных по природным условиям. 3. Социализация каждого человека — единственная возможность обеспечить жизнеспособность любой общности людей. Люди — существа социально организованные. Совместными усилиями человеческие общности смогли не только сохранить себя на Земле, но и создать высокоразвитые цивилизации. Совместное существование с другими людьми и их осмысленная деятельность возможны для человека только тогда, когда он разделяет главные принципы жизнеустройства своей общины, рода, племени, этноса. Любой человек в быту, труде, на отдыхе, в семейных отношениях, приверженный религиозным догмам, испытывающий политические пристрастия, соответствует определенным стереотипам, сложившимся в той группе или той общности людей, к которой он принадлежит. Для того чтобы занять свое место в любом обществе, человек должен пройти социализацию. Социализация — это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализацию можно рассматривать как активное приспособление индивида (группы индивидов) к социальной среде. Это приспособление проявляется в обеспечении условий, способствующих удовлетворению потребностей человека, реализации его интересов, достижения жизненных целей. Социализация включает приспособление, прежде всего, к условиям и характеру труда, а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, бытовой обстановке. Она осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов. Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание. В деятельности человека осуществляется как расширение ее видов, так и выделение в каждом из видов главного, его осмысление и т.д.
При общении людей происходит расширение круга знакомых, обогащение содержания общения, углубление познания окружающих, развитие соответствующих навыков. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр. В любой общности людей социализация человека начинается с его рождения и продолжается практически всю жизнь. Ее можно разделить на три стадии: дотрудовая (охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности и включающая раннее детство и период обучения), трудовая (условные границы — период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности) и послетрудовая, которая относится к периоду старости человека. В наши дни этот период совпадает, как правило, с пенсионным возрастом. 4. Человеческие общности могут существовать и развиваться только благодаря совместной деятельности людей. Наши человекообразные предки и сам человек завоевывали себе место на Земле и процессе коллективных действий, разделения обязанностей между членами семьи, рода, племени, этноса. В одиночку выжить и остаться человеком невозможно. Это подтверждается большим числом примеров. Так, маленькие дети, в силу различных причин оставшиеся на длительное время без общения с другими людьми (например, младенцы, воспитанные животными), а затем попавшие снова в человеческое общество, не могли в нем жить. Все сообщество людей и каждая человеческая группа объединены общественной жизнью. Все внешне многообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. При этом деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Она направлена на осмысление, изменение и преобразование окружающей действительности. Обычно выделяют четыре формы совместной деятельности — материальную, духовную, управленческую и обслуживающую (или гуманитарную). 5. Накопление и распространение хозяйственно-культурной информации — непременное условие развития человечества. Вся история цивилизации — череда гениальных открытий, изобретений, интеллектуальных прорывов. Справедливо замечено, что изобретатель колеса был не менее талантлив, чем изобретатель парового двигателя. Люди изобрели охотничий лук и поворотный гарпун, соху и плуг, парус и ветряную мельницу, ткацкий и книгопечатный станки, паровой двигатель и т.д. Они научились добывать и обрабатывать металлы, использовать силу текущей воды, построили плотины и каналы для орошения засушливых земель, создали великие произведения архитектуры и изобразительного искусства, открыли законы природы. В обществе возникли религиозные учения и философские концепции. Все эти достижения человеческого гения первоначально принадлежали отдельным людям, потом сведения о них, а также о материальных объектах (керамических изделиях, оружии, сельскохозяйственных культурах и пр.) постепенно распространялись по всей планете. Особенно наглядно этот процесс можно проследить на примере распространения сельскохозяйственных культур. Огромную работу проделал Н. И. Вавилов, изучая центры происхождения и пути распространения культурных растений. Овладение людьми наиболее совершенными навыками трудовой деятельности, использование орудий труда и оружия, предметов домашнего обихода, домашних животных — все это примеры передачи и получения хозяйственно-культурной информации. Далеко не всегда необходимые сведения получались легко и просто. Часто необходимая информация добывалась и передавалась с опасностью для жизни. Как авантюрный роман выглядит история получения в Европе секрета китайского фарфора или похищения шелковичного червя. Тем не менее совершенно очевидно, что для успешного развития хозяйства и совместного существования люди должны постоянно общаться, а также использовать знания, умения, навыки дальних и ближних соседей. Прогресс в хозяйственно-культурной деятельности людей возможен только благодаря накоплению и распространению информации сначала внутри одной общности, постепенно распространяющейся среди других групп населения. Успеха достигают те общности людей, которые живут в едином информационном поле с остальным человечеством. 6. Антропоэкологический прогресс — это постоянно происходящее взаимодействие человеческих общностей с окружающей средой и последовательная смена результатов этого взаимодействия с момента появления человека на Земле. Природные условия были важнейшим фактором формирования современного человека. Около 1 млн. лет назад изменения климата в сторону его иссушения привели к сокращению (почти до полного исчезновения) лесов и распространению степей и саванн на значительных пространствах тропических областей. В этой связи у предков человека, вся жизнь которых была связана с тропическим лесом, в ряде районов Тропической Африки оказались нарушенными самые главные экологические связи. Вместо лазания у них начала вырабатываться новая система передвижения — бипедализм, т. е. ходьба и бег только на двух ногах, а также появилась необходимость в отыскании новых видов пищи, свойственных степям и саваннам. Предок человека встал на ноги и освободил передние конечности. С вынужденным переходом от сбора растительных плодов к охоте на диких животных, вероятно, появилась необходимость в изготовлении каменных орудий. Следующим шагом на эволюционной лестнице было совершенствование обработки камня, использование огня от природных источников, а потом и получение огня. Далее процесс взаимодействия человека с окружающей средой расширялся и становился всеобъемлющим. Таким образом, можно сделать вывод, что человечество на протяжении всего периода своего становления, заселения планеты и продвижения к вершинам современной цивилизации постоянно находится под воздействием совокупности факторов окружающей среды. Не только природные условия влияли на человека, но и он сам активно воздействовал на природное окружение. В результате создалась новая, искусственная среда обитания, которая в свою очередь существенно повлияла на различные стороны жизнедеятельности человека. Влияние внешних факторов на человеческие общности вызывает формирование определенного демографического поведения и уровня здоровья. В свою очередь, в человеческих общностях возникают ответные реакции на этот процесс. Находясь под влиянием окружающей среды, люди сами активно воздействуют на нее, что приводит к ее трансформации. Изложенное выше позволяет определить одно из важнейших понятий экологии человека — антропоэкологический процесс. Его | VII. составляют взаимодействие людей с окружающей средой и результаты этого взаимодействия. Он возник в далеком прошлом и продолжался на протяжении всей истории земной цивилизации. Но мере освоения космического пространства антропоэкологический процесс захватит ближний и дальний космос. В связи с ним необходимо говорить о всеобщности и постоянстве существования антропоэкологического процесса. 7. Ускорение темпов социально-технологического развития и экологической напряженности — неотъемлемая особенность эволюции человечества. Эта аксиома является модификацией «правила ускорения исторического развития» Н. Ф. Реймерса. Чем стремительнее под воздействием многообразной деятельности людей изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем быстрее происходят перемены в социальной, демографической, профессиональной структуре и санологических свойствах человеческих общностей, экономическом и техническом развитии общества. Вспомним, что наиболее древний предок человека, научившийся изготовлять примитивные каменные орудия, появился на 5емле около 2—2,5 млн. лет назад, огонь от естественных источников люди стали использовать около 200 тыс. лет назад, а сами люди научились получать огонь около 50 тыс. лет назад. Эпоха примитивного земледелия и скотоводства (неолит) заняла около 10 тыс. лет. Каждый этап овладения все новыми силами природы и создание все более совершенных средств производства был значительно короче предыдущего. Использование мускульной силы рабов, а потом и домашних животных продолжалось около 5 тыс. лет. Потом появились ветряные и водяные двигатели и они определяют и характер производства. Господство парового двигателя продолжалось 150—200 лет. Эра двигателя внутреннего сгорания насчитывает менее 100 лет. Электроэнергия широко вошла в производство и быт более 70 лет назад. Около 50 лет прошло с начала использования атомной энергии в мирных целях, что во многом изменило производство, экономику и, главное, психологию людей.
В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ), а сегодня невозможно представить мир без спутниковой связи, космической съемки земной поверхности, космических систем спасения людей, космической геодезии и т.д. Три десятилетия назад началась широкая компьютеризация общества, и всего несколько лет большое число людей стали использовать Интернет. Любые технологические нововведения не только облегчают жизнь людей и служат «двигателями прогресса», но и оказывают мощное, подчас негативное воздействие на природную среду и на человека. Развитие скотоводства в Средиземноморье уже в древние времена стало причиной гибели лесов в этом регионе. Вы плавка металла также была сопряжена с уничтожением лесов для получения древесного угля. Тепловая энергетика и автомобильный транспорт служат источником загрязнения окружающей среды окислами серы, азота, углерода и пр. Использование атомной энергии сопровождается ядерными авариями, накоплением радиоактивных отходов. Запуск технологических объектов в космическое пространство приводит к загрязнению обширных территорий высокотоксичными остатками ракетного топлива и накоплению и околоземном пространстве космического мусора. Неумеренное пользование компьютерами и сотовой связью становится фактором риска для здоровья людей, особенно детей. Скорость изменения среды обитания человека и самого человека непрерывно нарастает, при этом увеличиваются темпы накопления негативных явлений в окружающей среде, на которые общество должно реагировать, нейтрализовать их или выводить за пределы своей жизненной среды. Велика вероятность того, что на определенном этапе социально-технологической эволюции скорость накопления отрицательных изменений в окружающей среде крупного региона или всей планеты превысит положительные результаты технологического развития и это приведет к региональной или глобальной экологической катастрофе. 8. Научно-технический прогресс — причина роста числа факторов риска и их усложнения. При этом защита людей от факторов риска — источник появления новых негативных факторов. В первобытную эпоху люди во всем зависели от капризов природы (холод, жара, ураганы, лесные и степные пожары, засухи, наводнения и др.) и вызываемых ими губительных последствий. Люди погибали во время стихийных бедствий. Голод и смерть были уделом охотничьих племен при изменении путей миграции промысловых животных. Жители сельскохозяйственных районов страдали в засушливые годы из-за неурожаев, падежа скота. Жители городов и целых стран становились жертвами распространения инфекционных заболеваний. Испытывая постоянное давление внешних условий, люди на протяжении всей своей истории для уменьшения или предотвращения негативных воздействий факторов окружающей среды искали средства защиты от них. Они строили жилища, создавали защищенные поселения, формировали устойчивые к засухе и заморозкам агроценозы. Люди совершенствовали транспорт и энергетические установки, постоянно улучшали средства связи и т.д. Можно сказать, что они формировали искусственную среду обитания, или «броню цивилизации». «Броня цивилизации» не только защищает людей от факторов риска, но и, в свою очередь, ее компоненты сами формируют новые факторы риска, влияние которых необходимо непрерывно принять или минимизировать. Развитие цивилизации требовало концентрации людей в городах, но высокая скученность населении и средневековых городах способствовала распространению Инфекционных заболеваний. Эпидемии чумы, сыпного тифа, натуральной оспы уносили множество жизней. Благоприятные условия жизни, бытовой комфорт, производство необходимых для жизни товаров напрямую связаны с развитием энергетики. Но тепловые электростанции являются одними из основных источников загрязнения среды обитания человека. Вообще современная цивилизация немыслима без использования электроэнергии, но сильные электромагнитные поля представляют собой фактор риска для нормальной жизнедеятельности людей.
Человек стремится быстрее преодолевать большие пространства, а в результате транспортные средства, в первую очередь автотранспорт, в больших городах становиться источником токсичных выбросов, шума, травматизма. В промышленно развитых странах, где «броня цивилизации» надежно защищает людей от природных катаклизмов, население подвергается негативным воздействиям постоянно увеличивающегося числа техногенных факторов. Горожане постоянно испытают последствия загрязнения воздуха, воды, продуктов питания, влияния радиации, электромагнитных полей, шума, вибрациии, эмоциональных перегрузок, психологических стрессов. Таким образом, на ранних этапах становления человечества и в регионах с примитивным хозяйством люди испытывают прессинг природных факторов, которые становятся причинами голода, болезней, смерти. В промышленно развитых странах население подвергается преимущественно воздействию постоянно увеличивающегося числа техногенных факторов риска. 9. Одни и те же факторы окружающей среды могут влиять на жизнедеятельность людей как положительно, так и отрицательно. Происходит двоякое влияние факторов среды на людей. Сочетание природных, социально-политических, экономических, культурных, технологических и других элементов окружающей среды в зависимости от их характеристик и взаимодействия могут и положительно, и отрицательно влиять на человеческие общности и на отдельных людей, на их физическое и психическое состояние, социальное благополучие, демографическое поведение. Строительство ирригационных сооружений в засушливых районах повышает урожаи, но оросительные каналы превращаются в места выплода кровососущих насекомых — переносчиков опасных болезней. Другой пример, в Норильском промышленном районе на севере Красноярского края, где большую часть года господствуют низкие температуры воздуха, физиологическое состояние человека чрезвычайно осложняется из-за постоянно дующих вет ров. Поэтому сильный ветер в описанной ситуации можно рассматривать как фактор, крайне отрицательно влияющий на население. Но Норильский промышленный район характеризуется огромным объемом техногенных выбросов в приземный слой атмосферы (1,9 млн. т в год), рассеивание которых происходит только благодаря сильным ветрам. В редкие периоды со штилевой погодой концентрации двуокиси серы достигают 40 ПДК, концентрации других загрязнений — в 4 раза превышают санитарно-гигиенические нормы. В этой связи понятно, что сильный ветер в Норильске становится положительным фактором. Если обратиться к примерам из другой сферы, например, социально-психологической, то и здесь можно найти множество подтверждений этой аксиомы. Так, великим благом для всех людей в государстве является патриотизм его граждан, т. е. отношение народа к Родине, выражающееся в готовности служить ей, защищать ее от врагов. Но патриотизм, доведенный до абсурда — ультранационализм, шовинизм — большое несчастье для жителей страны, позор для них. Воздействие факторов окружающей среды на население может проявиться в изменении демографического поведения и состояния здоровья как непосредственно после контакта с фактором риска, так и через много лет и даже в следующих поколениях. Человек постоянно находится под влиянием различных факторов риска. Вдыхание ядовитых газов, очень высокие концентрации тяжелых металлов в продуктах питания, контакт с высоковирулентным возбудителем инфекции, получение высокой дозы радиоактивного облучения, влияние мощных электромагнитных полей, и прочее могут привести к изменению состояния здоровья в течение очень короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов). В то же время соприкосновение с веществом, обладающим канцерогенным действием, обычно приводит к возникновению онкологического заболевания через много лет. Ряд наследственных болезней возникает у детей, родители которых подвергались, например, радиоактивному облучению. Факторы риска влияют не только на общественное здоровье, но и на демографическое поведение. Так, в группе людей, получавших повышенную дозу радиации на протяжении короткого или длительного периода, могут измениться намерения в отношении вступления в брак или рождения ребенка. Интенсивное химическое загрязнение местности становится причиной экологической миграции людей. Опыт показывает, что решение об отъезде из экологически неблагополучного региона может быть принято сразу после появления вредного фактора или по прошествии времени в связи с изменившимися семейными обстоятельствами, например болезнью детей. Поэтому уместно говорить о несинхронности последствий для человека воздействия факторов риска. 11. Высокий уровень социально-экономического развития обычно обеспечивает высокое качество здоровья подавляющего большинства населения, но одновременно служит причиной накопления в человеческой общности лиц с тяжелыми недугами из-за устранения влияния естественного отбора. Затяжные социально-экономические кризисы в результате природных или социальных катастроф сопровождаются эпидемиями, ростом заболеваемости, высокой смертностью, в первую очередь хронических больных, снижением продолжительности жизни всего населения, особенно мужской его части. Социально-экономическое развитие — важный фактор формирования общественного здоровья. Тяжелые социально-экономические условия или их ухудшение в результате природных или социальных катастроф всегда сопровождаются снижением качества общественного здоровья (снижается продолжительность жизни, растет заболеваемость, инвалидность и т.д.). При этом начинают действовать механизмы естественного и социального отбора, которые удаляют из популяции в первую очередь людей с тяжелыми нарушениями здоровья. Гармоничное социально-экономическое развитие стран и регионов ведет к формированию развитой социально-бытовой инфраструктуры, сбалансированному питанию населения, появлению свободного времени для занятий спортом, способствует совершенствованию системы здравоохранения и в результате всегда сопровождается улучшением качества общественного здоровья (увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости, инвалидности, временной нетрудоспособности). При этом благодаря успехам науки становится возможным спасать жизнь больных и ослабленных людей, которые раньше были обречены на смерть. Таким образом, высокий уровень развития здравоохранения влияет на накопление и человеческих общностях хронических больных, страдающих тяжелыми, в том числе генетическими, нарушениями, врожденными пороками развития, изменениями со стороны психики и т.д. 12. Увеличение численности человечества — необходимое условие освоения планеты и ее заселения. Однако рост населения Земли и увеличение постоянно растущих его потребностей не могут продолжаться бесконечно из-за ограниченности ресурсов биосферы. В наше время особенно остро встала проблема роста численности населения Земли. У этой проблемы есть различные аспекты. Так, Ф.Хайек (1992) писал, что демографический рост чреват социальными опасностями постольку, поскольку он опережает рост культурного разнообразия. Соображение это весьма актуально, но есть и другие очень важные стороны демографической проблемы, а именно вопрос о природных ресурсах. Биосфера Земли представляет собой систему с исчерпаемыми ресурсами чистой воды, пригодных для сельского хозяйства земель, удобных для строительства территорий, ископаемого энергетического и промышленного сырья, которые к тому же интенсивно истощаются неразумным ведением хозяйства, Особенно остро стоит проблема чистой воды. В истории были кровавые стычки из-за распределения воды в засушливых районах. По мнению ученых, еще более мрачная ситуация ждет человечество впереди. «Все знают, что население планеты растет, соответствующего увеличения питьевой воды не происходит на региональном уровне, это может закончиться конфликтом»,- считают эксперты ООН. Ректор Университета ООН Ганс вам Гинкель предсказывает, что «международные и гражданские войны из-за воды угрожают стать основным элементом политической жизни XXI века». Кроме того, рост населения постоянно coпровождается вспышками острозаразных болезней, войнами, конфликтами из-за дефицита ресурсов. Дефицит ресурсов ограничивает рост численности населения Земли. При современных формах аграрной и промышленной деятельности он не может продолжаться до бесконечности. В этой связи приходится говорить о пределах социально-экономического и демографического роста как в отдельных регионах, так и всей планете.
13. Социально-политическое и экологическое сотрудничество между всеми странами — альтернатива глобальной катастрофе. Заключительная в ряду антропоэкологических аксиом касается глобальных проблем человечества, которые многократно обсуждались самых различных уровнях — от Римского клуба до Организации Объединенных Наций. Современные тенденции нарастающего использования природных ресурсов, потребления энергии, продуктов питания и товаров способны истощить ресурсы, ухудшить состояние окружающей среды и экономическое положение большинства населения. При этом необходимо учитывать, что народы и государства Земли связаны между собой так тесно, что последствия действий, предпринятых в какое-то время в одной части планеты, могут проявиться в другое время в других ее частях, этому мероприятия, преследующие узкие природоохранные на чаще всего оказываются неэффективными. Принимаемые решения должны учитывать самый широкий контекст, длительную временную перспективу. Преодоление на определенный срок пределов социально-экономического и демографического роста предусматривают следующие пути: 1) переход на новые ресурсосберегающие технологии; 2) поиск принципиально новых ресурсов питания, энергии, производства; 3) разумная и добровольная стабилизация численности населения. В последнее время нее процесса, в той или иной мере, происходят в странах с развитой экономикой и технологией, но население этих стран составляет меньшинство человечества и они используют большую часть природных ресурсов Земли.
Тема 1.4. Антропоэкосистемы - объект исследования экологии человека.
Для того чтобы решать антропоэкологические проблемы, целесообразно определить, существует ли самостоятельный объект экологии человека, какова его структура, чем он отличается о
|