Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины





 

Автор Название Место издания Год издания Кол-во экз.
20.1168641Э-400 Габов Ю.А., Кист В.Э, Аполлонский С.М. и др. Экология человека.Монография Алматы      
20.1Я73 П84 Б.Б.Прохоров Экология человека. Учебник Москва, Изд.центр «Академия»    
28.08 Л-84 Луканин В.Н . Промышленно-транспортная экология: Учебник Б.м.: Высшая школа    
28.081я73Н 62 Никонаров А.М.   Глобальная экология.: Учебное пособие Б.м.: ПРИОР    
28.68Н 731 Новиков Г.А.   Очерк истории экологии животных.: Учебное пособие Б.м.: Наука    
28.081я73О-28 А.С.Степановских. Общая экология Б.м.: ЮНИТИ-ДАНА    
28.08я73Т 57 Тонкопий М.С.   Экология и экономика природопользования: Учебник - Б.м.: ЭкономикС    
28.081я73Ф33 Федоров А.И.   Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учебное пособие Б.м.: ВЛАДОС    
28.08Ф954 Фурсов В.И.   Экологические проблемы окружающей среды Б.м.: Ана тілі    
28.081Г952 Гуриков Д.Е.   Экология - наука для всех Б.м.: Кайнар    
28.62И 75 Иорданский Н.Н.   Развитие жизни на земле: Пособие для учителей Б.м.: Просвещение    
28.08И 883   Использование и охрана природных ресурсов Казахстана Б.м.: Наука    
28.081я73К 69 Константинов В.М.   Экологические основы природопользования Б.м.: Высшая школа    
28.081я73К 68 Коробкин В.И.   Экология Б.м.: Феникс    
28.081я73К 68 К. Ш. Диярова Арал: сегодня и завтра Б.м.: Кайнар    
28.08Б20 Баландин Р.К Перестройка биосферы Б.м.: Высшая школа    
28.081.1я2 Б637 Д,С,Орлов [и др.] Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: краткий толковый словарь Б.м.: Высшая школа    
28.081Я73В 15 Валова В.Д.   Основы экологии: Учебное пособие Б.м.: Дашков и К    
28.581В 40   Взаимоотношения компонентов биогеоценозов в южно-таежных ландшафтах: Сборник научных трудов Б.м.: КГУ    
28.088В87 Второв П.П.   Эталоны природы: Проблемы выбора и охраны Б.м.: Мысль    
28.081Г 68 Горелов А.А Экология Б.м.: Центр    
28/8 Лосев А.В. Социавльная экология;-. Б.М:ВЛАЛОС    
28.08 Луканин В.Н Промышленная транспортная экология: Учеб Б,М Высшая школа    
28.081 М27 Данило Ж. Социальная экология Б.М.Просвещение    
28.081. 1я2.Б637 Д.С Орлов Деградация. Охрана: краткий толковый словарь Б.м.Высшая школа    

 

 

Содержание лекционных занятий

Модуль 1. Формирование взглядов на проблему «экология человека»

Тема 1.1. Введение.

 

Все жи­вые ор­га­низ­мы са­мым тес­ным об­ра­зом свя­за­ны с ус­ло­вия­ми су­ще­ст­во­ва­ния. Не­ко­то­рые из них мо­гут да­же ак­тив­но воз­дей­ст­во­вать на свое при­род­ное ок­ру­же­ние, транс­фор­ми­руя сре­ду сво­его оби­та­ния. При­ме­ром по­доб­ной "дея­тель­но­сти" слу­жит, на­при­мер, "зоо­ген­ный ланд­шафт" - сур­чин­ные бу­та­ны сре­ди сте­пи, тер­мит­ни­ки в юж­но­аме­ри­кан­ской пам­пе, боб­ро­вые пло­ти­ны и пру­ды. Но лю­бая дея­тель­ность жи­вот­ных за­ви­сит от при­род­ных про­цес­сов, к ко­то­рым жи­вые ор­га­низ­мы при­спо­саб­ли­ва­ют­ся дли­тель­ное вре­мя. По­это­му из­ме­не­ние хо­да этих про­цес­сов не­из­беж­но при­во­дит или к бы­ст­рой ги­бе­ли ви­дов жи­вот­ных, или к их пе­ре­строй­ке, что в ко­неч­ном ито­ге ве­дет к ис­чез­но­ве­нию од­них и по­яв­ле­нию но­вых ви­дов.

И толь­ко лю­ди, су­мев­шие объ­е­ди­нить­ся для кол­лек­тив­но­го тру­да, соз­дав язык как сред­ст­во об­ще­ния, нау­чив­шись из­го­тав­ли­вать ору­дия тру­да, оде­ж­ду и жи­ли­ще, под­чи­нив се­бе огонь, смог­ли не толь­ко вы­сто­ять в борь­бе с при­ро­дой, но и по­ста­вить се­бе на служ­бу мно­гие при­род­ные про­цес­сы и яв­ле­ния. В хо­де взаи­мо­дей­ст­вия об­ще­ст­ва с при­ро­дой че­ло­век был не толь­ко ее со­ав­то­ром и со­твор­цом, но ино­гда и без­жа­ло­ст­ным по­бе­ди­те­лем, не ве­дая то­го, что по­доб­ные по­бе­ды обер­нут­ся жес­то­ким по­ра­же­ни­ем.

Для то­го что­бы с бо­лее глу­бо­ким по­ни­ма­ни­ем по­дой­ти к ре­ше­нию со­вре­мен­ных про­блем взаи­мо­от­но­ше­ния лю­дей и ок­ру­жаю­щей их сре­ды, це­ле­со­об­раз­но ог­ля­нуть­ся в про­шлое и про­сле­дить, как скла­ды­ва­лись эти взаи­мо­от­но­ше­ния на раз­ных эта­пах раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва. В прин­ци­пе та­кой ана­лиз без­бре­жен, и по­это­му тре­бу­ют­ся оп­ре­де­лен­ные ог­ра­ни­че­ния пу­тем су­же­ния кру­га рас­смат­ри­вае­мых про­цес­сов и яв­ле­ний. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют те из них, ко­то­рые мож­но про­сле­дить на про­тя­же­нии всей ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва - от на­чаль­ных эта­пов ее ста­нов­ле­ния до на­ших дней.

Что же ха­рак­те­ри­зу­ет эко­ло­гию че­ло­ве­че­ских со­об­ществ на всех ста­ди­ях их раз­ви­тия? Во-пер­вых, чис­лен­ность от­дель­ных общ­но­стей лю­дей и все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Во-вто­рых, воз­рас­тная и по­ло­вая струк­ту­ра этих общ­но­стей. В-треть­их, уро­вень здо­ро­вья со­став­ляю­щих общ­но­сти лю­дей, ко­то­рый мо­жет быть вы­ра­жен че­рез сред­нюю про­дол­жи­тель­ность жиз­ни, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные при­чи­ны смер­ти и наи­бо­лее ха­рак­тер­ные бо­лез­ни. В-чет­вер­тых, спе­ци­фи­ка пи­та­ния лю­дей ка­ж­дой эпо­хи, ка­ло­рий­ность пи­щи, спо­со­бы ее при­го­тов­ле­ния. Пя­тая важ­ная осо­бен­ность че­ло­ве­че­ских общ­но­стей - тип тру­до­вой дея­тель­но­сти, ме­ха­низ­мы и ору­дия тру­да, ис­точ­ни­ки энер­гии, ис­поль­зуе­мые в хо­зяй­ст­ве и бы­ту. Шес­тая спе­ци­фи­че­ская чер­та жиз­ни лю­дей в лю­бую эпо­ху - сис­те­ма рас­се­ле­ния. Для то­го что­бы бо­лее глу­бо­ко по­нять ха­рак­тер взаи­мо­по­ни­ма­ния общ­но­сти лю­дей с ок­ру­жаю­щей сре­дой, не­об­хо­ди­мо знать и седь­мую осо­бен­ность их жиз­ни - куль­тур­ные и ги­гие­ни­че­ские на­вы­ки. Ана­лиз ука­зан­ных вы­ше ха­рак­те­ри­стик (осо­бен­но пер­вой, чет­вер­той и пя­той) по­зво­ля­ет по­лу­чить зна­че­ние не­ко­то­рых важ­ных ве­ли­чин, ко­то­рые в ко­ли­че­ст­вен­ной фор­ме от­ра­жа­ют взаи­мо­дей­ст­вие че­ло­ве­ка со сре­дой его оби­та­ния. Наи­боль­ший ин­те­рес сре­ди них пред­став­ля­ют плот­ность на­се­ле­ния, пло­щадь взаи­мо­дей­ст­вия че­ло­ве­ка со сре­дой в про­цес­се тру­до­вой дея­тель­но­сти, в бы­ту и на от­ды­хе, энер­ге­ти­че­ская мощ­ность от­дель­ных общ­но­стей лю­дей и все­го че­ло­ве­че­ст­ва в раз­ные ис­то­ри­че­ские эпо­хи, ха­рак­тер и ве­ли­чи­на от­хо­дов хо­зяй­ст­вен­ной и бы­то­вой дея­тель­но­сти лю­дей, оце­ноч­ные ве­ли­чи­ны воз­дей­ст­вия от­дель­ных общ­но­стей лю­дей и все­го че­ло­ве­че­ст­ва на ре­гио­наль­ные и гло­баль­ную эко­си­сте­мы.

Тема 1.2. Место экологии человека в системе наук.

 

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего оби­тания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходи­мость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процес­сов жизнедеятельности населения. Для решения столь важной про­блемы специалисты в этой области вынуждены обращаться за информацией для своих исследований ко многим научным дис­циплинам и, в первую очередь, к тем, на стыке которых возникла эта наука.

Экология человека — это наука, изучающая закономерности воз­действия на население конкретных регионов природных, социальных, бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи, ре­лигию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так­же причины их возникновения.

Какие же мотивы движут исследователями-экологами в их мно­готрудной деятельности? Ответ на этот вопрос очень прост: цель экологии человека (как, впрочем, и любой науки) — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оп­тимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Практическая задача экологии человека — создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и со­циально комфортной среды обитания человека. Особого внимания при решении этой задачи заслуживает демографическое поведе­ние населения и нарушение его здоровья.

 

 

Экология человека и пограничные науки. Теоретически и прак­тически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует. Важная роль здесь принадлежит философии и таким общественным наукам, как де­мография, социология, региональная экономика. Из историче­ских наук необходимо назвать общую историю, этнографию и эт­ническую антропологию, археологию. Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования ин­формации и методов ряда наук о Земле — географии, геологии, геофизики, геохимии, климатологии, гидрологии. Медицина в этой системе наук представлена общей гигиеной, медицинской статистикой, организацией здравоохранения, эпидемиологией и др.; биология — антропологией, генетикой, микробиологией, бота­никой, зоологией, почвоведением. Таков далеко не полный пере­чни, дисциплин, в которых должен ориентироваться каждый спе­циалист, пытающийся установить связи между жизнедеятельностью людей и совокупностью природных и социально-бытовых условий территории их проживания (рис. 2.1).

При изучении индустриальных районов, где процессы жизне­деятельности находятся под интенсивным воздействием техноген­ных факторов, возникает необходимость ознакомиться с техноло­гией наиболее развитых там производств. Важно подчеркнуть, что применять в качестве инструмента познания весь этот комплекс научных дисциплин можно для решения различных, иногда довольно далеких одна от другой проблем.

Рассмотрение места экологии человека в системе наук совер­шенно естественно начать с философского осмысления пробле­мы воздействия факторов среды на население. Сформировалось научное направление — философия человека.

 

Рис. 2.1. Взаимодействие экологии человека с другими науками

 

Его основатель — И.Т.Фролов (1929—1999) писал: «...одним из путей развития научного исследования проблемы человека в наши дни является определение «стыковых», «пограничных» точек, в которых перекре­щиваются социальные и биологические методы, имеющие целью преодолеть их дуализм, их во многом пока что взаимоисключа­ющий характер». Необходима единая комплексная наука о челове­ке, которая может служить, по мнению И. Т. Фролова, «регуля­тивным принципом для размышлений о современных проблемах исследования человека и его будущего в связи с развитием науч­но-технической революции.

Эти проблемы связаны с необходи­мостью комплексного научного подхода к человеку, усиления взаимодействия между представителями разных наук, так или иначе изучающих человека, включая не только науки общественные и гуманитарные (философию, социологию, этику, эстетику, педа­гогику и др.), но и естественные — медицинские, психофизиоло­гические, генетические». Ученый заострил внимание на биосоци­альной сущности человека.

Экология человека тесно связана с большинством обществен­ных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах. Ключевые для демографии поня­тия — рождаемость, смертность, детская смертность, продолжи­тельность жизни, средний возраст — одновременно важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоро­вья и жизнеспособности населения того или иного региона.

Экологическая демография, население и природные ресурсы, население и продовольственный вопрос, население и окружающая среда, население и урбанизация, население и здравоохранение, население и войны являются пограничными между демографией и экологией человека. Практическим осуществлением идеи о тес­ном взаимодействии антропоэкологии и демографии стало созда­ние в системе Российской академии наук Центра демографии и экологии человека.

Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных обществен­ных явлений и закономерности социального поведения людей. В начале становления отечественной экологии человека постоян­но подчеркивалось, что социальное поведение людей, взаимоот­ношения между членами различных человеческих общностей ока­зывают самое непосредственное воздействие на жизнедеятельность людей.

Ряд социологических проблем может рассматриваться и в рамках экологии человека. К их числу относятся: социальные груп­пы и коллективы, этнические общности, экологические общно­сти, профессиональные общности, социология народонаселения, социология образа и качества жизни, социология медицины и здравоохранения.

Логические связи экологии человека с экономическими наука­ми достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэколоическом исследовании. Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: миро­вые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение про­изводительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика.

Рассматривая связи между антропоэкологией и другими науч­ными направлениями, целесообразно остановиться на такой важ­ной дисциплине, как районная планировка и градостроительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной плани­ровки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населен­ных мест, города и городские агломерации. Особый вид деятель­ности, в котором весьма плодотворны контакты проектировщи­ков и антропоэкологов — планировка и застройка зон отдыха, туристских центров и заповедных территорий. К числу особых про­блем относятся реконструкция и восстановление городов и насе­ленных мест, благоустройство населенных мест. Некоторые иссле­дователи даже ставят знак равенства между экологией человека и гражданским строительством. Так, французский архитектор Р. Ле­ру озаглавил свою книгу «Экология человека: наука о жилищном строительстве» (М., 1970).

В исследованиях по экологии человека используется истори­ческий метод, а также информация из работ археологов, этногра­фов и специалистов по этнической антропологии. Последняя дис­циплина занимает промежуточное положение между историче­скими и биологическими науками. Из числа исторических наук для экологии человека наибольший интерес представляют архео­логия регионов, палеоэкология и палеопатология человека, эт­ническая экология, этническая антропология, этнография отдель­ных стран и народов.

Логика антропоэкологических исследований указывает на не­обходимость тесного взаимодействия экологии человека и психо­логии. Антропоэкологов интересуют разделы психологии: соци­альная психология, процессы социализации, социальные нормы и ценности, психология классов и крупных социальных общно­стей, психология малых групп, отклоняющееся поведение, этно­психология.

При рассмотрении связей экологии человека с науками о Зем­ле возникает необходимость проанализировать структуру не толь­ко географии, но и многих наук, которые в свое время отпочко­вались от географии, а в настоящее время заняли твердые пози­ции в ряду самостоятельных наук. В их числе: геодезия и картография, геофизика, геология, почвоведение, водное хозяй­ство, космическое землеведение (изучение природных ресурсов Земли аэрокосмическими средствами). В этой системе наук для специалистов по экологии человека наибольший интерес пред­ставляет география. В нашей стране за последние несколько десят­ков лет исторически сложилась ситуация, при которой географы, особенно медико-географы, внесли наиболее ощутимый вклад в становление и развитие отечественной экологии человека.

В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопро­сы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, раститель­ностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией. Информация об этих компонентах природы и природ­ных явлениях содержится в справочниках, ежегодниках, моно­графиях, статьях, подготовленных специалистами, которые за­нимаются различными разделами наук о Земле. Для этих же целей используются сведения таких отраслей народного хозяйства, как лесное и сельское хозяйство, водное хозяйство и мелиорация.

Назовем те разделы географии, сведения из которых самым не­посредственным образом используются для определения влияния компонентов и факторов окружающей среды на жизнедеятель­ность населения: медицинская география, экономическая и со­циальная география, физическая география, ландшафтоведение, страноведение, география театров военных действий.

Экология человека самым тесным образом связана с биологи­ей. Целесообразно сконцентрировать внимание на тех биологи­ческих дисциплинах, теория, методы и результаты которых пред­ставляют наибольший интерес для антропоэкологов. Специали­сты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследствен­ным болезням и аномалиям у человека, экологической физиоло­гии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологиче­ской токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэко­логии, биокибернетике.

Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Антропоэкологи широко ис­пользуют материалы следующих разделов медицины: история ме­дицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неин­фекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, ком­мунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена пита­ния, радиационная гигиена.

Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, тре­бования и санитарные мероприятия, направленные на оздоров­ление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Гигиеническая наука призвана изыскивать пути охраны здоровья человека от вредного влияния физических и химических факто­ров среды путем научно обоснованного гигиенического нормиро­вания содержания вредных веществ в окружающей среде. Наибо­лее близка к экологии человека социальная гигиена — наука об общественном здоровье, которая должна не только наблюдать динамику здоровья населения, но и выявлять факторы, опреде­ляющие эту динамику, способствовать развитию положительно влияющих на здоровье факторов и устранению отрицательных.

Близость экологии человека и гигиены в последние годы под­черкивается тем, что в медицинских вузах появился предмет — экология человека, а некоторые медицинские научно-исследова­тельские институты гигиенического профиля переименованы в институты экологии человека.

Тем не менее при сходстве целей и задач экологии человека и гигиены между ними сохраняются оп­ределенные различия, связанные в первую очередь с историей формирования этих наук. Особенность экологии человека — ее близость к общественным наукам (экономике, социологии, исто­рии) и наукам географического цикла. Современная гигиена со­средоточена преимущественно на разработке разного рода норма­тивов и мер профилактики нарушений здоровья, которые возни­кают в результате загрязнения окружающей среды.

Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы иссле­дования от эпидемиологии заразных болезней — науки, изуча­ющей закономерности эпидемического процесса и разрабатыва­ющей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпи­демиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных бо­лезней среди населения, основанный на применении статисти­ческих показателей.

Подводя краткий итог рассмотрения положения экологии че­ловека в системе наук, следует подчеркнуть, что специалист, за­нимающийся антропоэкологией, должен разбираться в широком круге проблем, относящихся к различным областям знания. Такая многоаспектность экологии человека хотя и создает определен­ные трудности для исследователя, в то же время делает ее весьма привлекательной для людей, мыслящих глубоко и комплексно. В связи с этим необходимо назвать еще одно важное направление в науке — общую теорию систем (ОТС), созданную австрийским биологом Людвигом фон Берталанфи (1901 — 1972). ОТС служит стержнем исследований по экологии человека.

В наши дни чаще употребляют такие термины, как системный анализ, системный подход, которые в методическом, терминологическом, понятий­ном отношении гораздо богаче, чем исходные положения общей теории систем, но в основе массового «системного движения» в современной науке лежат идеи JI. фон Берталанфи. Использование в работах по экологии человека такого ключевого для этой науки понятия, как антропоэкосистема, связано с проникновением в нее системного подхода.

Методы исследования. В ходе развития экологии человека сфор­мировались ее теоретические основы, методологические поло­жения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Теория и практика антропоэкологических ис­следований базируются на осмыслении, переработке и совер­шенствовании методов других дисциплин.

Для формирования методических основ экологии человека важ­но понимание ее как науки о законах развития пространственно- временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обуслов­ленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими.

В процессе изучения тех или иных антропоэкосистем на ос­нове сведений различных наук необходимо интерпретировать полученную информацию в сугубо антропоэкологическом ас­пекте, используя идеи и приемы, присущие именно экологии человека.

Для решения научных и прикладных задач по экологии челове­ка исследования проводятся на различных пространственных уров­нях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб как используемых картографических источников, так и картографического оформ­ления окончательных результатов исследования.

Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора ин­формации, которые сложились в науках, послуживших базой фор­мирования экологии человека.

Среди этих методов — оценивание, моделирование, карто­графирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной ин­формации и ее верификацию (проверку результатов). Большое зна­чение имеет правильный выбор формы представления получен­ных результатов.

При современном состоянии статистических материалов и сте­пени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания.

Оценивание среды обитания населения — один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оце­нивание служит важным способом получения необходимой ин­формации. Если объективные данные, выраженные в четкой ко­личественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследо­ватели используют метод оценок.

В основу использования разного рода оценок положена здра­вая мысль о том, что в условиях неопределенности лучше полу­чить приближенные ответы на наиболее важные вопросы, чем пытаться осуществлять какого-либо мероприятия, не имея ни­какой информации. Проведение любого мероприятия при отсут­ствии информации напоминает перестановку мебели в темной комнате.

Оценивание — это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценива­ние нацелено на прогнозирование развития процесса или явле­ния и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целена­правленное его изменение.

В последнее время в экологии человека предпринимаются попытки использовать математическое моделирование, представ­ляющее собой один из подходов к описанию некоторого реаль­ного объекта с помощью языка математики. Математическая модель реализуется на современной вычислительной технике в виде программ. Эти программы строятся по алгоритмам вычис­лений, реализуют соответствующие численные методы. В резуль­тате натурное моделирование дополняется математическим мо­делированием.

 

Тема 1.3. Аксиомы экологии человека.

 

Функция антропоэкологии, как и любой науки, — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Ее непосредственные цели — описание, объяснение и прогноз развития антропоэкологических процессов и явлений на основе открываемых ею закономерностей. В экологии человека су­ществуют эмпирические и теоретические уровни исследования и организации знания. Элементы эмпирического знания — факты, констатирующие качественные и количественные характеристи­ки процессов и явлений в системе окружающая среда <=> общность людей.

В большинстве научных дисциплин устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с по­мощью законов, часто имеющих вероятностный характер. Теорети­ческий уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций. В экологии человека эмпирические и тео­ретические законы еще не сформулированы.

Н.Ф.Реймерс (1992) писал: «Робость теоретического мышле­ния в биологии, а преемственно и в изначально сильно биологизированной экологии, связана с едва ли достаточно глубоко обо­снованной уверенностью, что в этих науках нет общих законов кипа общей и частной теории относительности, квантовой элект­родинамики или ньютоновой механики. <...> Однако существует довольно много экологических обобщений, достаточно надежно предсказывающих новые факты, а логические закономерности остаются важными обобщениями. Жизнь намного сложнее физи­ческих явлений и несводима к ним. Потому она и требует более разветвленной сети обобщений. Физике — физиково, биологии — Сшологиево, а экологии — экологиево. Такова объективная струк­тура знания».

Примером экологических законов могут служить широко цити­руемые в различных изданиях четыре закона экологии известного американского биолога Барри Коммонера. Законы эти на первый взгляд очень просты: 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа знает лучше; 4) ничто не дается даром. По сути дела, это даже не законы, а аксиомы, т. е. положения, прини­маемые без логического доказательства в силу непосредственной убедительности. Но за видимой простотой этих положений скрыт глубокий смысл.

 

В книге Б.Коммонера «Замыкающийся круг» (1974) выдвину­тые им законы достаточно подробно комментируются. В 1971 г., когда книга вышла в Нью-Йорке, комментарии, видимо, были необходимы, но сегодня — треть века спустя, — мы воспринима­ем их как афоризмы и практически мало нуждаемся в их объясне­нии. Хотя, конечно, глубинная сущность этих законов полностью раскрывается только при их профессиональном анализе.

В начале 90-х годов XX в. Н.Ф.Реймерс собрал и обобщил сто двадцать девять теорем и два десятка следствий, имеющих отношение к проблемам экологии. Сходную работу проделал и И. И. Дедю в «Экологическом энциклопедическом словаре» (1989). Некоторые законы, приведенные в работах Н. Ф. Реймерса, имеют непосред­ственное отношение к антропоэкологии.

Закон бумеранга, или Закон обратной связи взаимодействия человек—биосфера П.Дансеро (четвертый закон Б.Коммонера — «ничто не дается даром») констатирует постоянную обратную связь между природой и человеком. Исторические изменения связей между природой и человеком приводили к одновременным переменам в природе и формах хозяйства: формы хозяйства менялись вследствие тех затруднений, которые проистекали от перемен в природе. В свою очередь перемены в хозяйстве вызывали цепные реакции в природе.

По Б.Коммонеру, «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по это­му векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен».

Правило демографического (технико-социально-экономического) насыщения утверждает, что в глобальной или регионально изоли­рованной совокупности количество народонаселения всегда соот­ветствует максимальной возможности поддержания его жизне­деятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека. Фактически это означает максимальное «давление жиз­ни» и давление среды жизни, что соответствует закону ограни­ченного роста. Однако человечество создает давление на среду не столько биологически, сколько техногенно. Вместо демографи­ческого насыщения как такового возникает насыщение разруши­тельной техникой.

Правило ускорения исторического развития сводится к следу­ющему: чем стремительнее под воздействием антропогенных при­чин изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем скорее по принципу обратной связи происходит перемена в социально-экологических свойствах человека, эконо­мическом и техническом развитии общества (знак процесса может быть положительным и отрицательным). Поскольку производительные силы общества опосредуют связь между природой и обществом, а антропогенные воздействия являются движущей силой при ускорении эволюции и быстро меняют само общество, трёхчленная система «природа—производительные силы—производительные отношения» развивается с тенденцией к самоускорению процессов. В ответ на ухудшающиеся показатели среды жизни возникают механизмы, стремящиеся ее улучшить (смена поколе­ний техники, ресурсосберегающее наукоемкое производство, демографическое регулирование).

В свое время В. И. Вернадский прозорливо заметил: «Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое

явление, а с другой — расширить охват его со всех точек зрения». Исследование крупных проблем или комплекса проблем представляет собой так называемое сквозное направление в науке. Антропоэкологические исследования — пример сквозного науч­ного направления, интегрирующего данные географических, медицинских, биологических, экономических, социологических, политологических наук. Теории, законы и парадигмы этих наук. Теории, законы

и парадигмы этих наук оказали существенное влияние на формирование антропоэкологической аксиоматики.

Экология человека впитала многие идеи и теории из смежных научных направлений. В становлении ее теории большую роль сыг­рали крупные обобщения в области медико-биологических и графо-геологических наук. Но, как и любая наука, она нуждается в собственных законах, постулатах или иных теоретических ориенти­рах, которые могли бы стать организующим началом ее теории, фактов, гипотез. В связи с этим была предпринята попытка сфор­мулировать ряд положений, раскрывающих основные антропоэкологические закономерности.

Экология человека — дисциплина слож­ная, многоаспектная, требующая от специалиста знания многих пограничных, а иногда и далеких от нее научных дисциплин. В то же время теоретические основы экологии человека можно представить в виде ряда простых аксиом. На самом деле эти аксиомы основаны на фундаментальных исследованиях многих наук и являются и определенной мере результатами трудов, многочисленных дис­куссий крупных ученых. Антропоэкологическая наука включает три­надцать аксиом, лежащих в основе экологии человека.

1. Человечество, с одной стороны, — биологический вид, часть природы, с другой — носитель созданной им цивилизации. Поэтому в основе его развития два главных процесса — биологическая эволюция и культурный прогресс.

В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопита­ющих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.

Ученые полагают, что в современном физическом облике, полу­чившем в исторической антропологии название «кроманьонец», человек появился около пятидесяти тысяч лет назад, обособив­шись от предшествовавшего ему «неандертальца», который уже умел пользоваться огнем.

Ранние гоминиды (австралопитеки и др.), употреблявшие каменные орудия труда, появились несколько миллионов лет назад. От человекообразных обезьян и ранних гоминид он отличался развитым мышлением, способным к абст­ракциям, развитой речью и эквивалентной ей знаковой системой коммуникации, способностью делать разнообразные орудия труда. В отличие от животных человек сохраняет свои основные видовые морфофункциональные характеристики независимо от природных условий. Человека биологического изучают многие дисцип­лины, в том числе анатомия, физиология, генетика, морфофунк­циональная антропология, биология человека.

Другие дисциплины (история, социология, экономика, этно­графия, демография) изучают человека социального как участника общественно-исторического развития, творца материальной и духовной культуры на Земле. В социальном смысле человек — су­щество, возникшее в коллективе и в нем воспроизводящееся и развивающееся. Исторически сложившиеся нормы права, мора­ли, быта, языка, эстетические вкусы, способ мышления форми­руют поведение и разум человека, делают из него представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек — единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств, где он выступает как индивид. Признанные в между­народных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть, прежде всего, права личности.

Обособленное изучение двух различных ипостасей человека — биологической и социальной — удобны в методическом отноше­нии: они позволяют выделить наиболее важные для данной науки особенности человека. Но для некоторых системных дисциплин важна именно двуединая сущность человека. Так, базой исследо­вания основных закономерностей экологии человека и эволюции человеческого рода служит твердое понимание того, что человек — биосоциальное существо, генетически связанное с другими фор­мами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами.

Жизнедеятельность человека обусловлена как биологическими процессами в его организме, его анатомией и физиологией, так и навыками, полученными при общении с другими людьми (обу­чение, совместный труд, отношения в семье), т.е. в процессе со­циализации. Важную роль в его биосоциальной эволюции имеет тот факт, что человек в ходе индивидуального развития опирает­ся на свои генетические особенности, на присущие ему способности к усвоению языков и т.д. Из понимания биосоциальной сущности человека следует понимание и всех остальных положе­ний экологии человека.

2. Главный биологический фактор физического выживания человека в меняющихся условиях — адаптация. Для того чтобы не только выжить на Земле, но и заселить все ее экологические ниши (от экваториальных влажных лесов и пустынь до арктических тундр и суровых высокогорий), человеческие общности вынуждены были адаптироваться к новым условиям.

 

 

Биологическая адаптация — эволюционно возникшее приспо­собление человека к условиям среды, выражающееся в изменении внешних и внутренних особенностей организма под воздействием меняющихся условий среды. В процессе приспособления организма к новым условиям выделяют два процесса — фенотипическую (или индивидуальную) адаптацию и генотипическую, осуществляемую путем естественного отбора полезных для выживания человеческих общностей признаков. При фенотипической адаптации организм непосредственно реагирует на новую среду, что выражается в ком­пенсаторных физиологических изменениях, которые помогают орга­низму сохранить в новых условиях равновесие со средой. Когда человек возвращается к прежним условиям существования, компен­саторные физиологические изменения исчезают.

При генотипической адаптации в организме происходят глу­бокие морфофизиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в качестве новых наслед­ственных характеристик популяций, этнических групп и рас. В ка­честве примеров наследственно закрепленных признаков можно назвать многие особенности строения тела, большинство из кото­рых стали признаками определенных рас или групп населения. Широкая грудная клетка с сильно развитыми легкими позволяет жителям высокогорий компенсировать сниженное атмосферное давление и недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе.

В холод­ных районах планеты у коренного населения массивное туловище и относительно короткие конечности, что является биологически выгодным в условиях низких температур и сильных ветров. У обитателей тропических равнин черный цвет кожи и плотный волосяной покров на голове, которые предохраняют их от воздействия солнечных лучей. У жителей сухих степей и пустынь сформировал­ся узкий разрез глаз.

Уменьшение приспособительных возможностей организма пред­ставляет одновременно и снижение уровня здоровья. Истощение по тем или иным причинам механизмов адаптации делает весьма проблематичным нормальное существование людей, и даже их выживание. Проблемы адаптации встают особенно остро при освоении пионерных районов и переселении туда людей с терри­торий, контрастных по природным условиям.

3. Социализация каждого человека — единственная возможность обеспечить жизнеспособность любой общности людей. Люди — су­щества социально организованные. Совместными усилиями чело­веческие общности смогли не только сохранить себя на Земле, но и создать высокоразвитые цивилизации. Совместное существова­ние с другими людьми и их осмысленная деятельность возможны для человека только тогда, когда он разделяет главные принципы жизнеустройства своей общины, рода, племени, этноса. Любой человек в быту, труде, на отдыхе, в семейных отношениях, при­верженный религиозным догмам, испытывающий политические пристрастия, соответствует определенным стереотипам, сложив­шимся в той группе или той общности людей, к которой он при­надлежит. Для того чтобы занять свое место в любом обществе, человек должен пройти социализацию.

Социализация — это процесс становления личности, обуче­ния и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образ­цов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализацию можно рассматривать как активное приспособле­ние индивида (группы индивидов) к социальной среде. Это при­способление проявляется в обеспечении условий, способствующих удовлетворению потребностей человека, реализации его интере­сов, достижения жизненных целей.

Социализация включает приспособление, прежде всего, к усло­виям и характеру труда, а также к характеру межличностных отно­шений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, бытовой обстановке. Она осуществляется как в ходе целе­направленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельность, общение, самосознание. В деятельности человека осуществляется как расширение ее ви­дов, так и выделение в каждом из видов главного, его осмысле­ние и т.д.

 

При общении людей происходит расширение круга зна­комых, обогащение содержания общения, углубление познания окружающих, развитие соответствующих навыков. В сфере само­сознания осуществляется формирование образа собственного «я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей соци­альной принадлежности, социальной роли, формирование само­оценки и пр.

В любой общности людей социализация человека начинается с его рождения и продолжается практически всю жизнь. Ее можно разделить на три стадии: дотрудовая (охватывающая период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности и включающая ран­нее детство и период обучения), трудовая (условные границы — период зрелости человека, его активного участия в трудовой дея­тельности) и послетрудовая, которая относится к периоду старости человека. В наши дни этот период совпадает, как правило, с пенсионным возрастом.

4. Человеческие общности могут существовать и развиваться только благодаря совместной деятельности людей. Наши человеко­образные предки и сам человек завоевывали себе место на Земле и процессе коллективных действий, разделения обязанностей между членами семьи, рода, племени, этноса. В одиночку выжить и остаться человеком невозможно. Это подтверждается большим числом примеров. Так, маленькие дети, в силу различных причин оставшиеся на длительное время без общения с другими людьми (например, младенцы, воспитанные животными), а затем попав­шие снова в человеческое общество, не могли в нем жить.

Все сообщество людей и каждая человеческая группа объеди­нены общественной жизнью.

Все внешне многообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. При этом деятель­ность определяется как специфически человеческая форма актив­ного отношения к окружающему миру. Она направлена на осмыс­ление, изменение и преобразование окружающей действительно­сти. Обычно выделяют четыре формы совместной деятельности — материальную, духовную, управленческую и обслуживающую (или гуманитарную).

5. Накопление и распространение хозяйственно-культурной инфор­мации — непременное условие развития человечества. Вся история цивилизации — череда гениальных открытий, изобретений, ин­теллектуальных прорывов. Справедливо замечено, что изобрета­тель колеса был не менее талантлив, чем изобретатель парового двигателя. Люди изобрели охотничий лук и поворотный гарпун, соху и плуг, парус и ветряную мельницу, ткацкий и книгопечат­ный станки, паровой двигатель и т.д. Они научились добывать и обрабатывать металлы, использовать силу текущей воды, построили плотины и каналы для орошения засушливых земель, создали великие произведения архитектуры и изобразительного искусства, открыли законы природы. В обществе возникли религиозные уче­ния и философские концепции.

Все эти достижения человеческого гения первоначально при­надлежали отдельным людям, потом сведения о них, а также о материальных объектах (керамических изделиях, оружии, сель­скохозяйственных культурах и пр.) постепенно распространялись по всей планете. Особенно наглядно этот процесс можно просле­дить на примере распространения сельскохозяйственных культур. Огромную работу проделал Н. И. Вавилов, изучая центры проис­хождения и пути распространения культурных растений.

Овладение людьми наиболее совершенными навыками трудо­вой деятельности, использование орудий труда и оружия, предме­тов домашнего обихода, домашних животных — все это примеры передачи и получения хозяйственно-культурной информации. Да­леко не всегда необходимые сведения получались легко и просто. Часто необходимая информация добывалась и передавалась с опас­ностью для жизни. Как авантюрный роман выглядит история по­лучения в Европе секрета китайского фарфора или похищения шелковичного червя. Тем не менее совершенно очевидно, что для успешного развития хозяйства и совместного существования люди должны постоянно общаться, а также использовать знания, уме­ния, навыки дальних и ближних соседей. Прогресс в хозяйственно-культурной деятельности людей возможен только благодаря накоп­лению и распространению информации сначала внутри одной об­щности, постепенно распространяющейся среди других групп населения. Успеха достигают те общности людей, которые живут в едином информационном поле с остальным человечеством.

6. Антропоэкологический прогресс — это постоянно происходящее взаимодействие человеческих общностей с окружающей средой и по­следовательная смена результатов этого взаимодействия с момен­та появления человека на Земле. Природные условия были важ­нейшим фактором формирования современного человека. Около

1 млн. лет назад изменения климата в сторону его иссушения при­вели к сокращению (почти до полного исчезновения) лесов и распространению степей и саванн на значительных пространствах тропических областей. В этой связи у предков человека, вся жизнь которых была связана с тропическим лесом, в ряде районов Тро­пической Африки оказались нарушенными самые главные эколо­гические связи. Вместо лазания у них начала вырабатываться но­вая система передвижения — бипедализм, т. е. ходьба и бег только на двух ногах, а также появилась необходимость в отыскании но­вых видов пищи, свойственных степям и саваннам. Предок чело­века встал на ноги и освободил передние конечности. С вынуж­денным переходом от сбора растительных плодов к охоте на ди­ких животных, вероятно, появилась необходимость в изготовлении каменных орудий. Следующим шагом на эволюционной лестнице было совершенствование обработки камня, использование огня от природных источников, а потом и получение огня. Далее про­цесс взаимодействия человека с окружающей средой расширял­ся и становился всеобъемлющим. Таким образом, можно сделать вывод, что человечество на протяжении всего периода своего становления, заселения планеты и продвижения к вершинам со­временной цивилизации постоянно находится под воздействием совокупности факторов окружающей среды.

Не только природные условия влияли на человека, но и он сам активно воздействовал на природное окружение. В результа­те создалась новая, искусственная среда обитания, которая в свою очередь существенно повлияла на различные стороны жизнедея­тельности человека.

Влияние внешних факторов на человеческие общности вызывает формирование определенного демографического поведения и уровня здоровья. В свою очередь, в человеческих общностях воз­никают ответные реакции на этот процесс. Находясь под влияни­ем окружающей среды, люди сами активно воздействуют на нее, что приводит к ее трансформации.

Изложенное выше позволяет определить одно из важнейших понятий экологии человека — антропоэкологический процесс. Его | VII. составляют взаимодействие людей с окружающей средой и результаты этого взаимодействия. Он возник в далеком прошлом и продолжался на протяжении всей истории земной цивилизации. Но мере освоения космического пространства антропоэкологический процесс захватит ближний и дальний космос. В связи с ним необходимо говорить о всеобщности и постоянстве существования антропоэкологического процесса.

7. Ускорение темпов социально-технологического развития и эко­логической напряженности — неотъемлемая особенность эволюции человечества. Эта аксиома является модификацией «правила уско­рения исторического развития» Н. Ф. Реймерса. Чем стремитель­нее под воздействием многообразной деятельности людей изме­няется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем быстрее происходят перемены в социальной, демографиче­ской, профессиональной структуре и санологических свойствах человеческих общностей, экономическом и техническом развитии общества.

Вспомним, что наиболее древний предок человека, научив­шийся изготовлять примитивные каменные орудия, появился на 5емле около 2—2,5 млн. лет назад, огонь от естественных источ­ников люди стали использовать около 200 тыс. лет назад, а сами люди научились получать огонь около 50 тыс. лет назад. Эпоха примитивного земледелия и скотоводства (неолит) заняла около

10 тыс. лет. Каждый этап овладения все новыми силами природы и создание все более совершенных средств производства был значи­тельно короче предыдущего. Использование мускульной силы ра­бов, а потом и домашних животных продолжалось около 5 тыс. лет.

Потом появились ветряные и водяные двигатели и они определяют и характер производства. Господство парового двигателя продол­жалось 150—200 лет. Эра двигателя внутреннего сгорания насчитывает менее 100 лет. Электроэнергия широко вошла в производство и быт более 70 лет назад. Около 50 лет прошло с начала использования атомной энергии в мирных целях, что во многом изменило производство, экономику и, главное, психологию людей.

 

В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ), а се­годня невозможно представить мир без спутниковой связи, кос­мической съемки земной поверхности, космических систем спа­сения людей, космической геодезии и т.д. Три десятилетия назад началась широкая компьютеризация общества, и всего несколько лет большое число людей стали использовать Интернет.

Любые технологические нововведения не только облегчают жизнь людей и служат «двигателями прогресса», но и оказывают мощное, подчас негативное воздействие на природную среду и на человека. Развитие скотоводства в Средиземноморье уже в древние времена стало причиной гибели лесов в этом регионе. Вы плавка металла также была сопряжена с уничтожением лесов для получения древесного угля. Тепловая энергетика и автомобильный транспорт служат источником загрязнения окружающей среды окислами серы, азота, углерода и пр. Использование атомной энергии сопровождается ядерными авариями, накоплением радиоактивных отходов. Запуск технологических объектов в космическое пространство приводит к загрязнению обширных территорий высокотоксичными остатками ракетного топлива и накоплению и околоземном пространстве космического мусора. Неумеренное пользование компьютерами и сотовой связью становится факто­ром риска для здоровья людей, особенно детей.

Скорость изменения среды обитания человека и самого чело­века непрерывно нарастает, при этом увеличиваются темпы на­копления негативных явлений в окружающей среде, на которые общество должно реагировать, нейтрализовать их или выводить за пределы своей жизненной среды.

Велика вероятность того, что на определенном этапе социально-технологической эволюции ско­рость накопления отрицательных изменений в окружающей среде крупного региона или всей планеты превысит положительные результаты технологического развития и это приведет к регио­нальной или глобальной экологической катастрофе.

8. Научно-технический прогресс — причина роста числа факто­ров риска и их усложнения. При этом защита людей от факторов риска — источник появления новых негативных факторов.

В первобытную эпоху люди во всем зависели от капризов при­роды (холод, жара, ураганы, лесные и степные пожары, засухи, наводнения и др.) и вызываемых ими губительных последствий. Люди погибали во время стихийных бедствий. Голод и смерть были уделом охотничьих племен при изменении путей миграции про­мысловых животных. Жители сельскохозяйственных районов стра­дали в засушливые годы из-за неурожаев, падежа скота. Жители городов и целых стран становились жертвами распространения инфекционных заболеваний.

Испытывая постоянное давление внешних условий, люди на протяжении всей своей истории для уменьшения или предотвра­щения негативных воздействий факторов окружающей среды ис­кали средства защиты от них. Они строили жилища, создавали защищенные поселения, формировали устойчивые к засухе и за­морозкам агроценозы. Люди совершенствовали транспорт и энергетические установки, постоянно улучшали средства связи и т.д. Можно сказать, что они формировали искусственную среду обитания, или «броню цивилизации».

«Броня цивилизации» не только защищает людей от факторов риска, но и, в свою очередь, ее компоненты сами формируют новые факторы риска, влияние которых необходимо непрерывно принять или минимизировать. Развитие цивилизации требовало концентрации людей в городах, но высокая скученность населе­нии и средневековых городах способствовала распространению Инфекционных заболеваний. Эпидемии чумы, сыпного тифа, натуральной оспы уносили множество жизней. Благоприятные условия жизни, бытовой комфорт, производство необходимых для жизни товаров напрямую связаны с развитием энергетики. Но тепловые электростанции являются одними из основных источников загрязнения среды обитания человека. Вообще современная цивилизация немыслима без использования электроэнергии, но силь­ные электромагнитные поля представляют собой фактор риска для нормальной жизнедеятельности людей.

 

Человек стремится быстрее преодолевать большие пространства, а в результате транспортные средства, в первую очередь автотранспорт, в больших городах становиться источником токсичных выбросов, шума, травматизма.

В промышленно развитых странах, где «броня цивилизации» надежно защищает людей от природных катаклизмов, население подвергается негативным воздействиям постоянно увеличивающегося числа техногенных факторов. Горожане постоянно испытают последствия загрязнения воздуха, воды, продуктов питания, влияния радиации, электромагнитных полей, шума, вибрациии, эмоциональных перегрузок, психологических стрессов.

Таким образом, на ранних этапах становления человечества и в регионах с примитивным хозяйством люди испытывают прес­синг природных факторов, которые становятся причинами голода, болезней, смерти. В промышленно развитых странах население подвергается преимущественно воздействию постоянно увеличивающегося числа техногенных факторов риска.

9. Одни и те же факторы окружающей среды могут влиять на жизнедеятельность людей как положительно, так и отрицательно. Происходит двоякое влияние факторов среды на людей. Сочетание природных, социально-политических, экономических, культур­ных, технологических и других элементов окружающей среды в зависимости от их характеристик и взаимодействия могут и поло­жительно, и отрицательно влиять на человеческие общности и на отдельных людей, на их физическое и психическое состояние, социальное благополучие, демографическое поведение.

Строительство ирригационных сооружений в засушливых райо­нах повышает урожаи, но оросительные каналы превращаются в места выплода кровососущих насекомых — переносчиков опасных болезней.

Другой пример, в Норильском промышленном районе на севере Красноярского края, где большую часть года господствуют низкие температуры воздуха, физиологическое состояние человека чрезвычайно осложняется из-за постоянно дующих вет ров. Поэтому сильный ветер в описанной ситуации можно рас­сматривать как фактор, крайне отрицательно влияющий на на­селение. Но Норильский промышленный район характеризуется огромным объемом техногенных выбросов в приземный слой атмосферы (1,9 млн. т в год), рассеивание которых происходит только благодаря сильным ветрам. В редкие периоды со штиле­вой погодой концентрации двуокиси серы достигают 40 ПДК, концентрации других загрязнений — в 4 раза превышают санитар­но-гигиенические нормы. В этой связи понятно, что сильный ветер в Норильске становится положительным фактором. Если обратить­ся к примерам из другой сферы, например, социально-психологиче­ской, то и здесь можно найти множество подтверждений этой ак­сиомы. Так, великим благом для всех людей в государстве является патриотизм его граждан, т. е. отношение народа к Родине, выра­жающееся в готовности служить ей, защищать ее от врагов. Но патриотизм, доведенный до абсурда — ультранационализм, шови­низм — большое несчастье для жителей страны, позор для них.

Воздействие факторов окружающей среды на население мо­жет проявиться в изменении демографического поведения и состоя­ния здоровья как непосредственно после контакта с фактором рис­ка, так и через много лет и даже в следующих поколениях. Человек постоянно находится под влиянием различных факторов риска. Вдыхание ядовитых газов, очень высокие концентрации тяжелых металлов в продуктах питания, контакт с высоковирулентным возбудителем инфекции, получение высокой дозы радиоактивно­го облучения, влияние мощных электромагнитных полей, и про­чее могут привести к изменению состояния здоровья в течение очень короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов). В то же время соприкосновение с веществом, обладающим канцерогенным действием, обычно приводит к воз­никновению онкологического заболевания через много лет. Ряд наследственных болезней возникает у детей, родители которых подвергались, например, радиоактивному облучению. Факторы риска влияют не только на общественное здоровье, но и на де­мографическое поведение. Так, в группе людей, получавших по­вышенную дозу радиации на протяжении короткого или длитель­ного периода, могут измениться намерения в отношении вступ­ления в брак или рождения ребенка. Интенсивное химическое загрязнение местности становится причиной экологической миг­рации людей. Опыт показывает, что решение об отъезде из эколо­гически неблагополучного региона может быть принято сразу после появления вредного фактора или по прошествии времени в связи с изменившимися семейными обстоятельствами, например болезнью детей. Поэтому уместно говорить о несинхронности последствий для человека воздействия факторов риска.

11. Высокий уровень социально-экономического развития обычно обеспечивает высокое качество здоровья подавляющего большинства населения, но одновременно служит причиной накопления в человеческой общности лиц с тяжелыми недугами из-за устранения влияния естественного отбора. Затяжные социально-экономические кризисы в результате природных или социальных катастроф сопровождаются эпидемиями, ростом заболеваемости, высокой смертностью, в первую очередь хронических больных, снижением продолжительности жизни всего населения, особенно мужской его части. Социально-экономи­ческое развитие — важный фактор формирования общественного здоровья. Тяжелые социально-экономические условия или их ухудшение в результате природных или социальных катастроф всегда сопровождаются снижением качества общественного здоровья (снижается продолжительность жизни, растет заболеваемость, инвалид­ность и т.д.). При этом начинают действовать механизмы естественного и социального отбора, которые удаляют из популя­ции в первую очередь людей с тяжелыми нарушениями здоровья.

Гармоничное социально-экономическое развитие стран и регио­нов ведет к формированию развитой социально-бытовой инфраструктуры, сбалансированному питанию населения, появлению свобод­ного времени для занятий спортом, способствует совершенствова­нию системы здравоохранения и в результате всегда сопровождается улучшением качества общественного здоровья (увеличение продол­жительности жизни, снижение заболеваемости, инвалидности, вре­менной нетрудоспособности). При этом благодаря успехам науки становится возможным спасать жизнь больных и ослабленных людей, которые раньше были обречены на смерть. Таким образом, высокий уровень развития здравоохранения влияет на накопление и человеческих общностях хронических больных, страдающих тя­желыми, в том числе генетическими, нарушениями, врожденны­ми пороками развития, изменениями со стороны психики и т.д.

12. Увеличение численности человечества — необходимое условие освоения планеты и ее заселения. Однако рост населения Земли и уве­личение постоянно растущих его потребностей не могут продолжаться бесконечно из-за ограниченности ресурсов биосферы. В наше время осо­бенно остро встала проблема роста численности населения Земли. У этой проблемы есть различные аспекты. Так, Ф.Хайек (1992) писал, что демографический рост чреват социальными опасностя­ми постольку, поскольку он опережает рост культурного разнооб­разия. Соображение это весьма актуально, но есть и другие очень важные стороны демографической проблемы, а именно вопрос о природных ресурсах. Биосфера Земли представляет собой систему с исчерпаемыми ресурсами чистой воды, пригодных для сельского хозяйства земель, удобных для строительства территорий, ископаемого энергетического и промышленного сырья, которые к тому же интенсивно истощаются неразумным ведением хозяйства,

Особенно остро стоит проблема чистой воды. В истории были кровавые стычки из-за распределения воды в засушливых районах. По мнению ученых, еще более мрачная ситуация ждет человечество впереди. «Все знают, что население планеты растет, соответствующего увеличения питьевой воды не происходит на региональном уровне, это может закончиться конфликтом»,- считают эксперты ООН. Ректор Университета ООН Ганс вам Гинкель предсказывает, что «международные и гражданские войны из-за воды угрожают стать основным элементом политической жизни XXI века». Кроме того, рост населения постоянно coпровождается вспышками острозаразных болезней, войнами, конфликтами из-за дефицита ресурсов.

Дефицит ресурсов ограничивает рост численности населения Земли. При современных формах аграрной и промышленной деятельности он не может продолжаться до бесконечности. В этой связи приходится говорить о пределах социально-экономического и демографического роста как в отдельных регионах, так и всей планете.

 

13. Социально-политическое и экологическое сотрудничество между всеми странами — альтернатива глобальной катастрофе. Заключительная в ряду антропоэкологических аксиом касается глобальных проблем человечества, которые многократно обсуждались самых различных уровнях — от Римского клуба до Организации Объединенных Наций. Современные тенденции нарастающего использования природных ресурсов, потребления энергии, продуктов питания и товаров способны истощить ресурсы, ухудшить состояние окружающей среды и экономическое положение большинства населения. При этом необходимо учитывать, что народы и государства Земли связаны между собой так тесно, что последствия действий, предпринятых в какое-то время в одной части планеты, могут проявиться в другое время в других ее частях, этому мероприятия, преследующие узкие природоохранные на чаще всего оказываются неэффективными. Принимаемые решения должны учитывать самый широкий контекст, длительную временную перспективу. Преодоление на определенный срок пределов социально-экономического и демографического роста предусматривают следующие пути: 1) переход на новые ресурсосберегающие технологии; 2) поиск принципиально новых ресурсов питания, энергии, производства; 3) разумная и добровольная стабилизация численности населения. В последнее время нее процесса, в той или иной мере, происходят в странах с развитой экономикой и технологией, но население этих стран составляет меньшинство человечества и они используют большую часть природных ресурсов Земли.

 

 

Тема 1.4. Антропоэкосистемы - объект исследования экологии человека.

 

Для того чтобы решать антропоэкологические проблемы, це­лесообразно определить, существует ли самостоятельный объект экологии человека, какова его структура, чем он отличается о

Date: 2016-02-19; view: 567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию