Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 2Экология общественного здоровья. 2 page





Первобытные племена, имевшие более надежные источники питания, например рыболовство, жили более оседло и создавали временные или сезонные поселения. Они обитали в пещерах или примитивных жилищах, рассчитанных на одну или несколько семей. Каждая семья даже в общем жилище имела свой очаг, который был средоточием семейной жизни, на очаге готовили пищу, он служил источником тепла во время холодов.

Отходы жизнедеятельности первобытных племен быстро утилизировались природой, так как они, во-первых, были невелики по объему и, во-вторых, распределялись по большим территориям из-за кочевого и полукочевого образа жизни охотников. Общее годовое количество нечистот от группы в 20 человек составляет примерно 10 т. При распределении этого количества экскрементов по территории около 400 км2 нагрузка на ландшафт близка к нулю. Прочие отходы жизнедеятельности первобытных охотников составляли органические остатки пищи и одежды из шкур, а также осколки, образующиеся при изготовлении каменных орудий. Таким образом, первобытные охотники не привносили в природную среду ничего для нее чужеродного.

Важная сторона жизнедеятельности людей — их питание. По современным нормам калорийность рациона взрослого человека составляет (2,5 —3,0)-103 ккал (или (10,5-12,5)-103 кДж) в сутки. Нет оснований считать, что первобытный человек нуждался в большем или меньшем количестве энергетических единиц. Отклонения от средней величины калорийности всегда связаны с характером выполняемой работы и климатическими условиями. Ощутимая разница между питанием в далеком прошлом и в настоящее время заключается в наборе пищевых продуктов, используемых в рационе. Существует мнение, что первобытные охотники употребляли большое количество мяса. По некоторым оценкам, один человек эпохи палеолита съедал в сутки около 600 г мяса, что составляет около 220 кг в год. Канадский писатель Фарли Моуэт, изучавший в 50—60-е годы XX в. быт эскимосских охотников за оленями-карибу, пишет, что при удачной охоте они съедают в сутки около 2 кг мяса.



Первобытные общества охотников, рыболовов и собирателей соответствовали природной среде, в которой они жили, т.е. являлись частью экосистемы. Присваивающая экономика ограничивала рост численности групп охотников-собирателей. Известный антрополог Jle Гро Кларк писал: «Имеется достаточно данных, свидетельствующих о том, что за долгие годы существования первобытно-общинного строя люди приобрели смутное, но в основных чертах правильное представление о связи между занимаемой ими территорией, обычным прожиточным минимумом и численностью популяции. Они не могли, конечно, предвидеть время наступления засухи или наводнения, но всегда по возможности принимали в расчет неизбежность «голодного сезона». Они стремились ограничить рост численности либо такими грубыми, но эффективными мерами, как аборт, детоубийство или пожизненное вдовство, либо посредством различных табу, запрещавших половые сношения в определенное время года. Стихийные бедствия, вредители и болезни брали у людей свою дань, но в целом узаконенное детоубийство, аборты и табу всегда давали древнему человеку способ регулировать рост популяции».

Главное экологическое различие между людьми и животными состояло в изготовлении орудий труда и использовании огня. Можно считать, что для существования одного человека в среднем палеолите требовалось энергии около 2,1 ■ 104 кДж/сут. Эта норма складывалась из 1,3-104 кДж/сут, получаемых с питанием, а 0,8-104 кДж давал очаг, на котором готовилась пища и обогревалось жилище.

В нижнем палеолите, до того как человек начал использовать огонь и численность всего населения Земли не превышала 10 — 20 тыс. жителей, годовое потребление энергии находилось в пределах (4,6—8,8)' 10ю кДж.

В начале среднего палеолита численность жителей планеты достигла 200—300 тыс. человек и суммарное количество потребляемой ими энергии составило (1,6—2,3)-1012 кДж/год. В верхнем палеолите, когда на планете проживало около 1 млн человек, количество потребляемой энергии увеличилось до 9,2-1012 кДж/год. Следовательно, уже в верхнем палеолите использование огня в хозяйственных целях и рост населения Земли привели к увеличению энергопотребления, по сравнению с начальным этапом становления человечества, в 100 раз.

Уже на раннем этапе существования человечества локальные нарушения природных комплексов могли быть достаточно заметными. Так, использование огня приводило к лесным и степным пожарам. Интересные примеры целенаправленного использования огня в хозяйственных целях описаны у аборигенов Австралии и Тасмании. К началу европейской колонизации тасманийцы находились на стадии позднего палеолита. Тасманийцы и австралийцы сознательно выжигали на охотничьих угодьях старую траву, обеспечивая для кенгуру, на которых они охотились, пастбища со свежей травой. При этом они старались сохранять группы деревьев или небольшие рощицы, которые могли служить для животных убежищем. Это привлекало сюда стада кенгуру и способствовало увеличению их поголовья. Таким способом охотники заботились о поддержании на оптимальном уровне главного источника мясной пищи. Однако вследствие активного и систематического воздействия людей на местный природный комплекс экологическое равновесие нарушалось.



Первый экологический кризис. Экономической основой культуры верхнего палеолита была охота на крупных животных, в которой использовались орудия, позволяющие добывать даже таких крупных животных, как мамонт и шерстистый носорог. Длительность культуры верхнего палеолита составляла около 25— 30 тыс. лет.

В эту эпоху исчезли многие крупные животные, населявшие умеренные широты Северного полушария. Так, в Европе вымерли многие ранее широко распространенные крупные травоядные животные: мамонт, шерстистый носорог, степная форма зубра, гигантский олень, а также некоторые крупные хищники — пещерный лев, пещерный медведь и др. При этом произошли существенные изменения в распространении ряда сохранившихся видов животных. Так, например, в Западной и Центральной Европе исчезли обитавшие там огромные стада северных оленей. Сходные изменения в животном мире произошли в это время в Азии и Северной Америке, возможно, и на других континентах.

Около 30—40 тыс. лет назад в Европе появился современный человек, который сменил ранее существовавших там неандертальцев и на основе более совершенной техники обработки каменных и костяных орудий создал эффективную систему массовой охоты на крупных травоядных животных. Произошло значительное увеличение численности населения Европы, заметно повысился уровень материальной культуры.

М. И.Будыко (1977) подчеркивает, что конец палеолита характеризовался резким переломом в ранней истории человечества. По-видимому, этот перелом был связан с прекращением массовой охоты на крупных травоядных животных, численность которых значительно снизилась. Однако интенсивная охота продолжалась и процесс уничтожения крупных травоядных все ускорялся и последняя его фаза протекала особенно быстро. Охотничьи племена попали в трудное положение, поскольку у них не оказалось достаточного времени для постепенного перехода к другим способам добывания пищи.

Расчеты, произведенные М.И.Будыко, показывают, что численность мамонтов после начала охоты на них сравнительно мало менялась в течение от 10 до 25 тыс. лет. Затем их численность начала быстро убывать, и через несколько столетий после окончания периода стабильной численности они полностью вымерли. В связи с этим можно думать, что переход к мезолиту (среднему каменному веку) имел болезненный характер для первобытного общества и сопровождался временным сокращением численности населения.

Следовательно, окончание культуры палеолита в Европе было в известной мере результатом неразрешимого противоречия между массовой охотой на крупных животных, обеспечившей временное изобилие пищи и сделавшей возможным увеличение численности населения, и ограниченностью природных ресурсов для этой охоты.

В Северной и Южной Америке человек появился сравнительно поздно. Существует мнение, что первая небольшая группа людей пересекла покрытый льдами Берингов пролив и проникла в северо-западные районы Северной Америки, где нашла страну с громадными стадами непуганых животных. Маленькая группа первых жителей Америки могла обеспечить себя неограниченным количеством продуктов питания. Численность этой группы быстро увеличивалась, и люди смогли заселить всю Америку. Они уничтожили на пути своего расселения большинство крупных животных (мамонт, мастодонт, мегатерий, лошадь, верблюд и др.). Многие исследователи считают, что именно так произошел первый экологический кризис, который поставил под угрозу само существование человеческого общества.

Неолитическая революция. Общая численность населения Земли в мезолите (промежуток времени между палеолитом и неолитом, примерно 10 тыс. лет назад) была около 3,5 млн человек, а к началу неолита (нового каменного века) достигла 10 млн человек.

Важной ступенью в развитии человеческого общества стал переход от охоты и собирательства к земледелию и несколько позже — к животноводству. Его часто называют неолитической революцией, которая принципиально изменила условия существования человека на Земле. Отличительные черты жизни неолитического человека — тесный контакт с обрабатываемой территорией, увеличение плотности населения, овладение гончарным ремеслом, высокие достижения в технике шлифования камня. Тогда же начал использоваться плуг. Для судьбы планеты это имело огромные последствия. В. И. Вернадский писал: «В течение последнего десятка-двух тысяч лет геохимическое воздействие человечества, захватившего посредством земледелия зеленое живое вещество, стало необыкновенно интенсивным и разнообразным».

Первые оседлые общества располагались в четырех основных регионах: на Ближнем Востоке в междуречье Тигра и Евфрата, в долине Нила, в долине Инда, на северных равнинах Китая по долинам рек Хуанхэ и Янцзы. Поселения возникали по берегам рек или возле них в поясе примерно одинакового климата, между 24-м и 38-м градусами северной широты. Появление и длительное существование населенных центров обусловлено плодородием окружающих земель, на которых производилось достаточное количество продовольствия. Постепенно земледельцы расселяются за пределы первоначально освоенной ими территории.

Земледелие начало развиваться в пределах так называемого плодородного полумесяца, протянувшегося дугой между восточным побережьем Средиземного моря, северной частью Красного моря и западной оконечностью Персидского залива. Дикие предшественники пшеницы, ячменя, чечевицы и гороха всегда произрастали на этой территории. Козы, кабаны, овцы и крупный рогатый скот также были ее обитателями. Первоначально земледелие носило экстенсивный характер: оно мало чем отличалось от собирательства и, как в эпоху мезолита, сочеталось с охотой. Вероятно, местные племена долгие века кормились охотой и собирательством и лишь, затем стали культивировать растения и одомашнивать животных.

По мере истощения пашни на одних участках древние земледельцы переходили на другие, поэтому их поселения существовали на одном месте 2—3 года, а потом переносились в другую часть общинных земельных владений. Формирование древнейших хозяйственно-культурных типов было тесно связано с экологией, в частности с возможностями выбора дикорастущих растений для культурного возделывания и с хранением запасов.

Важные сдвиги в совершенствовании земледелия были обусловлены развитием орошаемого земледелия, которое появилось около 6 тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, а также с одомашниванием животных около 3 тыс. лет назад. Еще мезолитический охотник приручил собаку и использовал ее во время охоты. Много позже был одомашнен крупный рогатый скот, верблюды, овцы, козы и свиньи.

В большинстве районов земледелие было более надежным источником питания, чем охота и собирательство.

В связи с этим началось постепенное увеличение численности населения, которое стало жить более крупными сообществами, в десять и более раз превосходившими группы кочевых охотников. Плотность населения в различных регионах зависела от типа хозяйства. Так, при подсечно-огневом земледелии из-за необходимости каждые несколько лет оставлять истощенные поля и переходить на другие участки плотность населения не могла быть высокой.

В засушливых районах с орошаемым земледелием, где применялись удобрения в виде экскрементов людей и животных, а также на землях, где ежегодные паводки оставляли плодородный ил (долины рек Нила, Ганга, Тигра, Евфрата и пр.), общины были весьма многочисленны. Так, в начале VII тыс. до н.э. был сооружен город Иерихон, окруженный стенами и башнями, в котором насчитывалось до 3 тыс. жителей.

В Южной Туркмении, на территории Джейтунской культуры, в VI тыс. до н. э. сразу после завершения неолитической революции проживало около 3 тыс. человек. В IV тысячелетии на той же территории обитало 12—14 тыс. человек. В раннеземледельческих неолитических поселениях число жителей колебалось от 50 до 500 человек. В плодородных районах плотность населения достигала 230—350 человек на 1 км2, а в рисоводческих районах она составляла до 500 человек на 1 км2.

При переходе от присваивающей экономики к производящей началось интенсивное развитие ремесел, что соответствовало новым потребностям людей. Для постоянной или достаточно длинной оседлой жизни требовались надежные жилища и инструменты для их строительства. Сельскохозяйственные орудия позволяли лучше обрабатывать землю. Земледельческая культура была немыслима без запасов собираемых продуктов и их особой термической обработки, что способствовало появлению керамики. У людей возникла необходимость в одежде из растительных волокон (вместо меховой одежды охотников), поэтому в неолите появился прообраз ткацкого станка, а также приспособления для изготовления различных предметов, свободное время между периодами полевых работ в земледельческих поселениях. Повышенная плотность населения способствовала обмену навыками в освоении различных ремесел.

Пищевой рацион неолитического земледельца состоял на 80 или даже 90 % из растительных продуктов и в значительной мере зависел от культурно-хозяйственного типа региона. Иногда центры возникновения земледелия даже именуются по тем культурам, которые первоначально возделывало население — пшеничный, маисовый, просяной, рисовый, клубнеплодный.

Древнейшим земледельческим хозяйственным типом считается тип ручных (мотыжных) земледельцев, ведущих хозяйство в тропиках и отчасти в субтропиках Азии, Африки и Америки, где возделываются следующие культуры: ямс, таро, маниок, батат, картофель, частично суходольный рис, кокосовые, саговые и другие виды пальм, бананы, сахарный тростник. Для мотыжных земледельцев степей и сухих предгорий типичны культуры: пшеница, кукуруза, просо и бахчевые. Для лесной зоны характерно подсечно-огневое земледелие с возделыванием ячменя, овса и ржи. В Центральной Азии и в горных районах Кавказа, Европы и Америки жители выращивали устойчивые к засухам сорта овса и ячменя, гречиху, коноплю, сурепку и местами рис.

До открытия Колумбом Америки (1492) она была весьма плотно заселена: в Северной Америке проживало около 4 млн человек, в Мексике и Центральной Америке — 20 млн, в Южной Америке — 24 млн (2/з из них — в Андах). У индейцев существовало интенсивное и эффективное сельское хозяйство, развитая сеть дорог, города. На засушливом юго-западе Северной Америки для орошения использовались ирригационные сооружения типа плотин и террас. Для расчистки земель под сельскохозяйственные угодья выжигались леса, что и привело к возникновению безлесных прерий на территории современных штатов Иллинойс и Индиана. Таким образом, ландшафты доколумбовой Америки были в значительной степени изменены и трансформированы человеком. Специальные исследования показали, что в Мексике выращивание маиса началось около 4250 лет назад.

Наиболее интенсивное воздействие на природную среду в Мексике прослеживалось в интервале 1200—2500 лет назад. Вторжение испанских завоевателей не оказало серьезного воздействия на естественные ландшафты, но весьма пагубно отразилось на населении.

 

За первые 100 лет испанского господства из-за неизвестных индейцам болезней и эпидемий аборигенное население сократилось в Мексике в 23 раза и в Андах — в 15 раз. В результате этой демографической катастрофы частично восстановилась растительность на прежде освоенных территориях.

Однако вместе с завоевателями пришли не только эпидемии, но и новые технологические приемы обработки земли. Были ввезены новые породы скота, в результате миграций происходило постепенное увеличение населения колоний. Все это стало причиной начала нового этапа активного воздействия человека на природу, гораздо более разрушительного, чем все предыдущие. В Мексике изменилась сама стратегия использования земель — значительно увеличилось количество скота, появился плуг, началось выращивание сахарного тростника.

В доземледельческую эпоху в пределах населенной человеком части Земли (ойкумены) численность охотничьих общин и продолжительность жизни людей регулировались в основном количеством продуктов питания, а с развитием земледелия главным регулирующим фактором стали болезни. Земледелие и животноводство резко изменили хозяйственно-бытовой уклад жизни людей и весьма ощутимо повлияли на окружающую природу, что, в свою очередь, отразилось на характере заболеваемости древних земледельцев и пастухов.

Существенный фактор, который отрицательно сказался на состоянии здоровья людей, — повышение плотности населения. Концентрация значительных групп людей на ограниченных площадях способствовала ухудшению санитарного состояния и распространению многих инфекционных заболеваний.

Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев весьма разнообразны. Появившееся подсечно-огневое земледелие использовало огонь не только для освоения новых территорий, но и как способ получения необходимых минеральных солей для будущего урожая. Сжигаемые деревья и кустарники — минеральное удобрение, которое на несколько лет гарантировало сбор высоких урожаев зерновых культур. Часто мри подсечно-огневом земледелии возникали обширные пожары, и результате которых выгорали большие территории леса, гибло много животных. Происходило резкое изменение ландшафтов. Выжигание прошлогодней растительности на луговых и степных участках для увеличения запасов зеленых кормов также было причиной сильных пожаров. При распашке земель разрушались прииычные местообитания животных: одни виды исчезали, а другие, наоборот, концентрировались вокруг участков с культурными посевами, где для них было много корма.

Изменение природных комплексов происходило в значительной мере под воздействием сельскохозяйственных животных. Во- первых, являясь конкурентами диких копытных, они вытесняли их с пастбищ. Во-вторых, большие стада крупного и мелкого рогатого скота, пасущиеся на ограниченных охраняемых участках близ поселений, уничтожали травяной покров. В результате на месте пастбищ нередко оставались только сыпучие пески.

Мелкий рогатый скот, объедая молодые древесные растения, оказался причиной исчезновения лесов в некоторых районах мира.

Истощение почв при выращивании сельскохозяйственных культур, уничтожение естественного растительного покрова при выпасе животных, при заготовке древесины, добыча глины для гончарного производства, рытье ирригационных каналов, которые потом забрасывались, — все это стало причиной эрозии почв. Природные комплексы, отличавшиеся ранее богатством растительности и обилием животных, превращались постепенно в «дурные земли».

С самого начала развития земледелия в засушливых районах оно сопровождалось искусственным орошением. Неолитические земледельцы уже умели строить довольно сложные ирригационные сооружения. Обводнение засушливых территорий сопровождалось засолением почв, подъемом грунтовых вод и, как следствие этого, исчезновением плодородных участков земли.

За время неолита (ок. VIII—III тыс. до н. э.) численность человечества выросла с 10 млн до 50 млн человек или примерно на 40 % за каждое тысячелетие. Казалось бы, численность жителей Земли была столь мала, что отрицательные последствия их хозяйственной деятельности не могли сколько-нибудь серьезно отразиться на лике планеты.

Но это совсем не так. Во-первых, плотность населения уже тогда достигала в некоторых районах 500 чел. на 1 км2 и их воздействие на окружающую природу было весьма ощутимо; во-вторых, оно продолжалось достаточно долго.

В неолите один человек в течение суток потреблял 4,6 • 104 кДж энергии. Энергопотребление всего населения Земли в конце неолита составляло 2,5 • 1012 кДж/сут или 9 • 1014 кДж/год.

Человек и аграрная культура. Земледелие и скотоводство — основа материального производства в эпоху аграрной культуры. Сельское хозяйство зародилось примерно за 8 тыс. лет до нашей эры, а настоящее промышленное производство началось приблизительно после 1750 г. нашей эры. Важный этап истории человечества — период формирования и развития древних империй. Он продолжался примерно с 3500 г. до н. э. по 600 г. до н. э. Непосредственно за ним следует период античных государств (600 г. до н. э. — 500 г. н. э.). Численность населения на заре аграрной культуры по сравнению с неолитом возросла в несколько раз.

С середины IV тыс. до н.э. на Ближнем Востоке и в Египте города и сельские поселения стали объединяться и формировать государства, которые превратились со временем в мощные рабовладельческие империи. Около 3500 г. до н. э. при слиянии рек Тигр и Евфрат в Нижней Месопотамии возникла шумерская цивилизация, которой человечество обязано возникновением письменности, изобретением колеса и гончарного круга, навыками выплавки золота и меди. В Шумере образовались города-государства Эре- ду, Ур и Урук. Шумер был завоеван Аккадом около 2000 г. до н. э. Позже в Месопотамии возникло Вавилонское царство.

При раскопках Вавилона и Ниневии — крупнейших городов древности — обнаружены следы коммунального благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб. Наряду с общими законами существовали некоторые санитарные правила, например, об удалении из городов заразных больных, в первую очередь заболевших проказой.

Примерно в этот же период в Центральной Америке начинает складываться цивилизация майя, основой для которой послужило оседлое земледелие.

Около 3118 г. до н.э. земледельческие общины, расположенные по берегам Нила, были объединены в единое мощное государство. Возникла великая цивилизация Древнего Египта. В Египте процветали математика, астрономия, искусство, архитектура. Большие успехи были достигнуты в медицине. В папирусах даны описания кишечных болезней, заболеваний дыхательных путей, кровотечений, кожных болезней, слоновости (элефантиаза), заболеваний глаз. В папирусе Аменофиса I содержится первое упоминание о натуральной оспе, имеются некоторые данные и относительно проказы. Проказа упоминается в папирусе, относящемся к царствованию Низарха V (2400 г. до н. э.).

В рабовладельческих государствах Древнего Востока были разработаны гигиенические советы для женщин в период беременности и родов, при трудных родах применялись приемы родовспоможения.

В эпоху аграрной культуры колебания в численности людей тесно связаны с изменением количества пищи. На всем протяжении истории земледельческих обществ наблюдались внезапные резкие пики смертности — до 150—300 и даже 500 на 1000 человек. Иногда они совпадали с войнами, но чаще были результатом эпидемий и голода, уносивших жизни большей части населения. Обычно запасы продовольствия зависели от природных условий, которые позволяли выращивать те или иные пищевые культуры.

О характере питания людей в одном из древнейших городов мира — Вавилоне — в благополучный для него период можно судить на основании исследования немецкого историка, специалиста по Древнему Востоку Э. Кленгель-Брандт. Она пишет, что вавилоняне предпочитали пищу растительного происхождения: лук, огурцы, тыквы и дыни. Еду готовили из чечевицы, пшена, ячменя. Главным продуктом питания был хлеб, который пекли сами, ибо его предпочитали есть свежим. Из фруктов употребляли местные финики и гранаты, а также привозившиеся из более прохладной Ассирии яблоки, груши и виноград. Мясная пища была дорога и реже попадала на стол; в первую очередь, это была домашняя птица: куры, голуби, утки и гуси. Овец и коз, а тем более коров забивали редко, их берегли для больших праздников. Мясо заменяла рыба, в изобилии водившаяся в реках и больших каналах Вавилона.

Весьма любимыми были молочные продукты, особенно сыр и простокваша.

Энергопотребление на душу населения в древнем мире мало чем отличалось от эпохи неолита, увеличившись с 4,6-104 до 5,0-104 кДж/сут. Казалось бы, что такой небольшой прирост энергопотребления не в состоянии значительно изменить общественное производство и обеспечить энергетический базис для роста численности населения. Известно, что рабовладельческое общество прибегло к превращению в массовый источник энергии рабов. Наряду с домашними животными, они стали основными поставщиками мускульной энергии.

Рабовладельческий строй в историко-эволюционном плане носил прогрессивный характер, поскольку способствовал заметному прорыву человечества к интеллектуальным высотам. В каждом государстве он высвободил значительную группу людей, которые смогли спокойно заниматься творческим трудом. Были созданы великие произведения архитектуры, скульптуры, написаны книги и философские трактаты, сделаны многие технические изобретения.

Начальный период античности при численности населения в 50 млн человек дает суммарную величину потребления энергии на Земле порядка 9,1-1014 кДж/год. Дальнейшие расчеты значительно затрудняются тем обстоятельством, что 3,5 тыс. лет до н. э. многие сообщества людей продолжали жить общинно-родовым строем с энергопотреблением на уровне позднего палеолита. Крайне низок был уровень потребления энергии и у рабов, составлявших

Тема 1.4.Проблемы урбанизации в экологии человека.

Большую проблему представляют катастрофы для крупных городов. Скученность населения в них имеет следствием большую, чем в сельской местности, гибель людей во время катастроф, например, при землетрясениях.

Более того, крупные города (мегаполисы) порой сами провоцируют катастрофические явления из-за сильного влияния на окружающую среду. Существует очень четкая закономерность: чем ниже технический и социально—экономический уровень развития города, тем больше вероятность гибели населения при катастрофах. Например, в городах Азии гибель городского населения во время катастроф в два раза выше, чем в Европе.

Одной из причин такого явления считают увеличение катастроф техногенного характера, которые связаны с городами или непосредственно, или косвенно (обслуживание подводящих коммуникаций, складов и т. п.). Так как рост городов – неизбежное явление современности, то люди ищут пути ослабления пресса городской цивилизации на среду обитания, здоровье. Основной путь решения данной проблемы – экологизация городской среды. Это станет возможным благодаря созданию или сохранению в пределах городских поселений природных или искусственно созданных экосистем (парки, скверы, ботанические сады и т. п.).

Поселения, где сочетается городская застройка с непременным разнообразием архитектуры и природных ландшафтов, называются экополисами , или экосити . Применительно к ним в городском строительстве также используется термин «экологическая архитектура».

В данное понятие вкладывают такого типа застройки городских территорий, при которых предельно учитываются социально—экологические потребности людей: приближение к природе, освобождение от однотонности строений, плотность населения не больше 100 человек на 1 га, создание микрорайонов (не более 30 тыс. человек), сохранение не менее 50 % площади под всевозможного вида зеленые насаждения и цветники, отгораживание транспортных путей от жилых массивов, создание лучших условий для общения людей и т. д.

Хотя следует иметь ввиду, что данный экстенсивный путь экологизации городов имеет не только положительные, но и отрицательные последствия, так как расширение пригородных застроек чаще усугубляет, чем решает экологические проблемы. Застройка пригородов коттеджами связана с большим отчуждением земель, а также уничтожением естественных экосистем, иногда их разрушением.

Данное строительство связано с использованием больших пространств для сооружения дорог, водопроводов, канализационных сетей и других коммуникаций.

 

К тому же коренные жители городов в результате будут лишены близкорасположенных мест отдыха, а сами города теряют контакт с природными ландшафтами.

В условиях распространения глобального кризиса в рамках преобладающего естественнонаучного сознания техногенной цивилизации создается множество прикладных этик, которые имеют цель нравственно ограничить грубые формы эксплуатации природы человеком.

Одна из острейших глобальных проблем современности в научной литературе идентифицируется с процессом урбанизации. Для такого подхода есть достаточно веские основания.

Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении населения, его демографической и социальнопрофессиональной структуре, образе жизни и культуре.

Города существовали еще в глубокой древности: Фивы на территории современного Египта были самым большим городом мира еще в 1300 г. до н. э., Вавилон — в 200 г. до н. э.; Рим — в 100 г. до н. э. Однако процесс урбанизации как общепланетарное явление датируется двадцатью веками позже: он стал порождением индустриализации и капитализма. Еще в 1800 г. в городах проживало лишь около 3% населения мира, в то время как сегодня уже около половины.






Date: 2016-02-19; view: 140; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию